Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны
Ста́рый Оско́л в го́ды Вели́кой Оте́чественной войны́ — период в истории Старого Оскола с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года.
В первые часы после начала военных действий руководство Старооскольского гарнизона выпустило распоряжение №1. Документ, изданный из-за введения военного положения, обязывал местное население участвовать в возведении и охране оборонительных сооружений, формировании и обучении отрядов самообороны, подготовке укрытий от бомбардировок и мест дислокации военных подразделений. Силами горожан было создано свыше 300 км траншей и 3136 различных фортификационных объектов. Согласно последующим расчётам, на каждого жителя приходилось около 12 м траншеи глубиной 2,5 м и шириной 5 м[1].
1941 г.
Воздушные налёты на город начались в сентябре 1941 г. 24.10.41 г. советские войска оставили г. Белгород. 02.11.41 г. был захвачен Курск.
Старооскольский район в 1941 г. не подвергся оккупации и был определён военным командованием как зона переформирования частей, понесших существенные потери в сражениях. Старый Оскол выполнял функцию транзитного пункта при эвакуации населения, госимущества. В городе размещались штаб 40-й армии, политотделы 21-й армии, Курский обком КПСС. Жители Старого Оскола перемещались в пределы слобод, освобождая помещения общественных организаций, культурных учреждений и школ для размещения прибывающих воинских частей[1].
Осенью 1941 г. немецкие войска успешно продвигались южнее и севернее Харькова, что создавало угрозу нового окружения сил Юго-Западного фронта. К середине октября на Белгородском направлении были захвачены Борисовка, Грайворон, позже Ракитное, Красная Яруга. Линия фронта приближалась к городу[1].
В конце января 1942 г. в Старом Осколе сконцентрировались войска, в непосредственной близости велись боевые действия, город подвергался регулярным бомбардировкам. Наблюдался дефицит продовольствия и медикаментов, началась эпидемия брюшного тифа. В апреле была проведена эвакуация населения. В мае и июне продолжались интенсивные воздушные атаки, в результате которых были повреждены вокзал, нефтехранилище, продовольственные и зерновые склады.
Лето 1942 г.
После разгрома крупной группировки Красной армии под Харьковом оборона советских войск на Южном и Юго-Западном фронтах значительно ослабла. Гитлер начал наступление на Кавказ и к Волге.
Немецкое наступление началось 28.06.42 г. 4-я танковая армия двинулась к Воронежу. Сталин ошибочно ожидал удара на Москву, что облегчило задачу вермахта: 4-я танковая армия Гота быстро продвигалась к Воронежу[2].
Чтобы избежать окружения, советские войска отступали без приказа.
Генерал-майор Фридрих фон Меллентин описывает танковое сражение у с. Городище[3]: «Передовые советские танки были встречены противотанковой артиллерией и уничтожены нашими танками, атаковавшими с флангов и тыла».
К июлю 1942 г. группа немецких армий «Юг» превосходила силы Красной Армии: 1263 танка, 17 035 орудий и миномётов, 1640 самолётов, 900 тысяч человек. Советская группировка включала три фронта: Юго-Западный, Южный, Брянский — всего 655 тыс. человек, 14 196 орудий и миномётов, 744 танка, 1012 самолётов. Немецкие войска продвигались от Курска к Воронежу, планируя окружить советские силы у Старого Оскола[1].
Воздушные операции
Успеху немецкого наступления способствовала активность 4-го воздушного флота. Люфтваффе, обладая превосходством в воздухе, вело непрерывную разведку и наносило массированные удары по советским позициям. Группы из 100-150 самолётов осуществляли «беспрерывные налёты» на части РККА[4]. Немецкая авиация фактически обеспечивала продвижение танковых дивизий[5].
Согласно немецким источникам, было совершено около 1800 боевых вылетов с потерей 30 самолётов 28.06.42 г. За 11 дней боёв 2-я ВА уничтожила 580 танков, 91 самолёт противника в воздухе и более 10 на земле. Всего за июнь-июль было сбито 397 немецких самолётов[6].
Несмотря на героизм, 2-я Воздушная Армия вынужденно оставила аэродром 07.07.42 г. из-за тактических ошибок командования и нехватки ресурсов.
Сухопутные операции
4-я танковая армия планировала окружить части 21-й и 40-й армий в районе Старого Оскола. 03.07.42 г. немецкие и венгерские войска замкнули кольцо, окружив шесть советских дивизий и два танковых корпуса.
Окружённые части пробивались на восток с боями. Наибольший урон понесли 45, 62, 160, 124 стрелковые дивизии. 45-я дивизия, ведя круговую оборону пять суток, вывела из окружения менее 500 человек[1].
Венгерская армия за время операции «Blau» потеряла более 2,5 тысяч солдат и офицеров, не сумев выполнить поставленную задачу[4].
К 06.07.42 г. немецкие войска заняли большую часть Воронежа. 19.07.42 г. Сталин приказал готовить Сталинград к обороне.
Старый Оскол
28.06.42 г. группа армий «Юг» начала наступление на Воронеж. В окружении оказались подразделения 12 дивизий общей численностью около 50 тысяч человек. 03.07.42 г. противник вошёл в город[7].
Согласно рапорту капитана Пырикова, накануне августа 1942 г. город подвергался сильному артобстрелу, многие объекты горели, воинские части отступили[8].
Период оккупации
С 03.07.42 г. по 05.02.43 г. город находился под контролем немецкой и 2-й венгерской армий. За семь месяцев оккупации ему был нанесён значительный урон.
Город и промышленность были разрушены, население страдало от голода и поборов. В Воронежской области в январе 1943 г. с жителей собрали более 15 млн рублей. Три оккупационные армии снабжались за счёт местного населения[9].
Более 2 тыс. молодых людей были насильно отправлены в Германию. Свыше 300 тыс. мирных жителей погибли или получили увечья. Цыган, евреев, коммунистов, командиров РККА расстреливали на месте.
Коллаборационизм
Сотрудничество с оккупантами
В период с июля 1942 г. по февраль 1943 г. оккупационная администрация пыталась использовать недовольство части сельского населения коллективизацией. Захватчики призывали жителей подавать прошения на получение земельных наделов, стремясь решить аграрный вопрос и заручиться поддержкой местных жителей в сельскохозяйственных работах. На начальном этапе ВОВ действительно существовала группа граждан, поддерживавших немцев и взаимодействовавших с оккупационным режимом. Ряд историков (И. Г. Ермолов) интерпретирует это как отвержение большевистской идеологии, другие (Б. Н. Ковалёв) рассматривают как «стратегию выживания». Большинство исследователей сходятся во мнении, что оккупанты не сумели обеспечить значимых изменений и не смогли завоевать расположение крестьянства[10].
Статистика показывает, что в 1942 г. было подано 154 заявления на владение огородами, а в 1943 г. — 320, включая 15 от организаций и учреждений. При изучении архивных документов подчёркивается важность анализа причин и мотивов подачи этих заявлений, поскольку зачастую «это была вынужденная и необходимая мера, которая просто помогала выжить». Большая часть сельского населения не проявила желания сотрудничать с оккупационными властями. Случаи коллаборационизма были редкими и незначительными, поскольку «реформирование сельского хозяйства носило декларативный характер, что привело в конечном счёте к краху оккупационного режима». В другом исследовании отмечается, что «крестьяне… вынуждены были идти на сотрудничество с оккупационным режимом» и наблюдались «проявления экономического коллаборационизма незначительной части крестьянства в период оккупации Старооскольского района Курской области»[10].
Вопросы взаимоотношений крестьянства и аграрной политики оккупационных властей, а также факторы, приведшие к её неудаче на захваченных территориях СССР, детально рассмотрены в ряде научных трудов. Среди них — многочисленные работы доктора исторических наук В. Т. Анискова, включая книги «Война и судьбы российского крестьянства», «Жертвенный подвиг деревни. Крестьянство Сибири в годы Великой Отечественной войны». Также этой теме посвящены монографии В. М. Гриднева «Политика оккупационных властей на территории Курской области в 1941-1943 гг.», В. Е. Рымарева «Аграрная политика фашистской оккупационной власти в западных областях России, 1941-1943 гг.» и ряд других исследований[11].
Непродолжительная политика заигрывания с местным населением вскоре уступила место жёстким репрессивным мерам и казням за малейшие нарушения многочисленных предписаний и запретов[4].
Весна-лето 1943
Общая обстановка
Зимой 1942-1943 гг. Воронежский фронт получил значительное усиление. В его состав вошли 3-я танковая армия, несколько стрелковых и артиллерийских дивизий, танковый и кавалерийский корпуса, а также лыжно-стрелковые бригады. Стрелковые дивизии были вооружены в среднем 4-5 тысячами винтовок, 500 пистолетами-пулемётами, 150 пулемётами разных типов, 100-180 миномётами и 75 орудиями. 2-я воздушная армия располагала 200 боевыми самолётами, 15-я — 413[12].
Немецкие войска обороняли 300-километровый участок силами двенадцати дивизий 2-й немецкой армии и 3-го армейского корпуса 2-й венгерской армии. Общая численность составляла около 125 тысяч человек при 1100 орудиях, 1000 миномётах и 65 танках.
Советское командование планировало окружить и уничтожить основные силы противника ударами с севера и юга в направлении Касторного, освободив район Воронеж — Касторное и железную дорогу Елец — Валуйки.
Старый Оскол
Город был освобождён в ходе Воронежско-Касторненской операции (январь-февраль 1943 г.). Более 1000 человек получили ордена и медали. 102-я танковая бригада 08.02.43 г. стала 22-й гвардейской. Железные дороги Касторное — Валуйки и Воронеж — Касторное были отбиты без разрушений[7].
Освобождение города
Операция по освобождению началась 24.01.43 г. В ней участвовали пять стрелковых дивизий, две танковые и две лыжные бригады, а также две миномётные бригады. Воздушную поддержку осуществляла 208-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия.
Город освобождали войска Воронежского фронта в рамках Харьковской операции (02.02-03.03.43 г.). В состав освободительных сил входили части 40-й армии: 107-я и 340-я стрелковые дивизии, 20-я гвардейская миномётная бригада, а также элементы 2-й воздушной армии: части 208-й ночной ближнебомбардировочной авиадивизии[13].
В ходе сражения за Старый Оскол Маршал К.С. Москаленко отметил исключительный героизм бойцов Красной Армии в 8 км от города. Враг пытался сдержать советское наступление и помочь окружённой группировке у села Горшечное прорваться на запад. К Старому Осколу было направлено более 500 немецких и венгерских солдат со стрелковым оружием и минометами.
31.01.43 г. 17 бронебойщиков из 409-го истребительно-противотанкового батальона 107-й стрелковой дивизии остановили противника у разъезда Набокино[14]. 12 воинов удостоились звания Героя Советского Союза. Выжили четверо: Т. Бабков, А. Бутбаев, В. Кукушкин, П. Рябушкин. Тринадцать погибших были похоронены на Советской площади.
В 1968 г. на месте боя установили памятник 17 Героям. К 75-летию освобождения города был снят документальный фильм о подвиге бойцов.
29.01.43 г. войска Воронежского фронта окружили группировку противника численностью до 20 тыс. человек. В результате боёв было уничтожено около 5000 и пленено 8050 солдат противника. 05.02.43 г. 107-я стрелковая дивизия 40-й армии освободила Старый Оскол, потеряв более 4000 человек. Всего в районе погибло около 7 тыс. советских воинов.
После освобождения город стал важным тыловым пунктом для Курской битвы и освобождения Белгорода и Харькова. Несмотря на значительные разрушения, город обеспечивал фронт хлебом, принимал раненых, строил укрепления и служил пунктом переформирования частей.
После оккупации
Железнодорожная линия Старый Оскол — Ржава
Железнодорожная ветка протяжённостью около 100 км имела исключительное стратегическое значение, так как строилась накануне Курской битвы. Согласно Постановлению ГКО N 3532 от 08.06.43 г., её планировалось возвести за два месяца. Эта линия должна была сократить время доставки грузов для фронта на двое суток. Строительство началось 15.06.43 г., причём проектирование и укладка путей велись одновременно. Несмотря на постоянные бомбардировки вражеской авиации, уже через 32 дня по дороге пошли первые эшелоны с военной техникой, бойцами, медицинским персоналом, продовольствием и боеприпасами.
С вводом в эксплуатацию этой линии Воронежский фронт получил самостоятельную магистраль, выходящую на линию Курск — Белгород и ветку Ржава — Обоянь. Данная трасса значительно сократила нагрузку на автотранспорт, ранее доставлявший грузы к линии фронта за 200-300 км. Теперь это расстояние уменьшилось до 150-200 км.
«Дорога Мужества», как её впоследствии назвали, была построена за 32 дня. В ходе строительства было уложено 95 км железнодорожного полотна, возведено 10 мостов, построено 56 различных сооружений с подъездными путями. Общая протяжённость главных и станционных путей составила 164 км, также было реконструировано 24 км существующего пути. Начальником железнодорожной станции Старый Оскол в этот период был И. Г. Подойников, награждённый Орденом Трудового Красного Знамени. За самоотверженный труд 186 человек были отмечены правительственными наградами[15].
За проявленные в годы войны мужество, героизм и боевое мастерство 24 жителя Старого Оскола были удостоены звания Героя Советского Союза, а двое стали полными кавалерами ордена Славы. Многие старооскольцы, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной войны, занимали высокие командные должности, их боевые заслуги были высоко оценены Верховным Главнокомандованием.
Жители Старого Оскола внесли значительный вклад в приближение Победы. 22 тысячи из них, включая гражданское население, отдали свои жизни за Родину. На территории города и района расположено 30 братских могил, из которых 6 находятся в самом Старом Осколе. В этих захоронениях покоятся останки тысяч известных и безымянных солдат и офицеров Красной Армии, павших за свободу страны.
В послевоенные годы одна из улиц в слободе Гумны была названа в честь Героя СССР М. Токарева.
Почетное звание
05.05.11 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал Указ №588, которым Старому Осколу было присвоено звание «Город воинской славы». Это стало признанием выдающегося вклада города и его жителей в дело защиты Отечества[16].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Изонов В.В. и др. Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление. Белгородский гос. историко-худ. музей-диорама. Дата обращения: 11 апреля 2020. Архивировано 28 сентября 2020 года. .
- ↑ Бивор Э. Сталинград = Beevor A. Stalingrad. - Viking Press, 1998 / пер. с англ. А. Жеребилова, А. Коноплёва, А. Марченко, А. Фельдшерова. — Смоленск, 1999..
- ↑ Фридрих Вильгельм фон Меллентин. Бронированный кулак вермахта. — Смоленск: Русич, 1999. — 527 p. — (Мир в войнах). — ISBN 5-8138-0088-3..
- ↑ 4,0 4,1 4,2 И.В. Филоненко. Участие 2-й венг. армии в летнем 1942 г. наступлении вермахта на южн. Уч-ке сов-герм. фронта // Научные ведомости. — 2010. — № 13(84). — С. 187—194. Архивировано 2 сентября 2013 года. .
- ↑ Е. А. Шендриков. 2-я воздушная армия в боях на Воронежском направлении в июне-июле 1942 г // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА : Научный журнал. — 2010. — № 1(3). — С. 38—50. — ISSN 2077-6365. .
- ↑ Оперсводки штаба 2-й воздушной армии // Центральный архив Мин-ва Обороны Российской Федерации. Ф.2 ВА (302). Оп.4196. Д.9..
- ↑ 7,0 7,1 Т. Золотых и др. 1941 —1945. Во имя жизни. — 2-е, доп. — Старый Оскол: УКК ОАО «ОЭМК», 2010. — С. 60—65. — 432 с. — ISBN 978-5-86295-218-6. Архивировано 22 февраля 2020 года. .
- ↑ Д. Е. Зарубин. Гибель 39-го отдельного дивизиона бронепоездов под Старым Осколом. history.milportal.ru. Военно-исторический журнал (25 декабря 2016). Дата обращения: 15 апреля 2020. Архивировано 11 апреля 2020 года. .
- ↑ Публикации архивных документов. arsvo.ru. Архивная служба Воронежской области. Дата обращения: 14 апреля 2020. .
- ↑ 10,0 10,1 В.И. Ковалёв. Своеобразие аграрных преобразований в период оккупации Старооскольского района. Вестник архивиста. Дата обращения: 10 апреля 2020. Архивировано 3 декабря 2020 года. .
- ↑ Аграрная политика немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории Центрально-Чернозёмного региона в 1941–1943 гг. cyberleninka.ru. Дата обращения: 10 апреля 2020. Архивировано 2 июня 2021 года. .
- ↑ 80 лет со дня освобождения Старого Оскола .
- ↑ Справочник «Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941—1945». М. Л. Дударенко, Ю. Г. Перечнев, В. Т. Елисеев и др. М.: Воениздат, 1985. 598 с.
- ↑ Москаленко К.С. На Юго-Западном направлении. Воспоминания командарма. Электронная библиотека TheLib.Ru. Дата обращения: 29 апреля 2020. Архивировано 2 ноября 2020 года. .
- ↑ Строительство железной дороги Старый Оскол – Ржава. Минкультуры России. Дата обращения: 14 апреля 2020. .
- ↑ О присвоении г. Старый Оскол почетного звания Российской Федерации "Город воинской славы" .