Старик и море
Старик и море | |
---|---|
Старик и море | |
Жанр | повесть |
Автор | Эрнест Хемингуэй |
Язык оригинала | английский язык |
Дата написания | 1951 |
Дата первой публикации | 1952 |
Старик и море (англ. The Old Man and the Sea) — повесть американского писателя Эрнеста Хемингуэя, вышедшая в 1952 году[1]. Последнее известное художественное произведение Хемингуэя, опубликованное при его жизни[2]. Рассказывает историю старика Сантьяго, кубинского рыбака, о его борьбе в открытом море с гигантским марлином, который стал самой большой добычей в его жизни.
Сюжет
Старый одинокий кубинский рыбак Сантьяго выходил в море 84 дня, но ничего не поймал. Родители перевели его помощника мальчика Манолина на другую лодку. Мальчик любит старика, заботится о нем. На 85 день рыбак с надеждой идет далеко в море, в Гольфстрим, на своей парусной лодке, забрасывает леску, и к полудню ему улыбается удача — на крючок попадается марлин около 5,5 метра длиной. Старик жалеет, что с ним нет мальчика: одному справиться нелегко. В течение двух дней и двух ночей марлин уносит лодку далеко в море. Мало поймать рыбу — с ней ещё надо доплыть до берега. Поранившись леской, Сантьяго понимает своего противника и сострадает ему, часто называя его братом. Там он несколько дней мужественно сражается с громадным марлином, ставшим ему родным, убивает его гарпуном, тащит за собой на лодке. По пути отбивается от акул, но они пожирают марлина.
Старик возвращается к себе. Рыбаки удивляются скелету рыбы. Мальчик плачет, видя, как разбиты руки старика. Теперь он вновь будет ходить с ним в море. И пусть старик не довез свою большую рыбу: все же он победил ее. Любовь мальчика держит старика в этой жизни. Он спит, и видит во сне львят, которых в юности любил, как мальчика[3].
История создания
В основе повести лежит настоящий случай. Рыбак из Кубы долго рыбачил возле берегов Гаваны, однако ему все же повезло поймать огромную рыбу. Так вышло, что на рыбу напали акулы — и рыбак вытащил на берег только её скелет. В этом простом эпизоде из рыбацкой жизни писатель увидел философскую глубину. Он приукрасил реальную историю художественными деталями, символами, и в результате вышла поучительная повесть-притча «Старик и море».
В 1951 году писатель заканчивает своё масштабное произведение, осознавая, что это самый главный труд в его жизни. Произведение написано на Багамских островах, вышло в печать в 1952 году. Это последнее опубликованное при жизни произведение Хемингуэя[4].
Значение в литературе
Повесть написана в виде философских рассуждений и воспоминаний старого рыбака, его разговора с самим собой. Реплики умудренного жизнью мужчины подчеркивают кредо автора: «Никогда ни о чем не жалей. …Не считай потерь»; «…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения».
Следуя представлениям о чести, даже в поражении Сантьяго одержал победу и не сдался, смог довести дело до конца. Основная тема заключается в размышлении об испытании силы воли человека на прочность, его веры в собственные силы. Затрагиваются вопросы одиночества и духовного предназначения.
В повести Хемингуэй воспевает силу духа человека, идущего к цели на пределе возможностей. Автор подчеркивает, что его герой не идеализированный, и включает в повесть много реалистичных подробностей. Вера в себя и целеустремленность помогают старику добиться мечты, которая испорчена акулами[5].
В плоскости символов Сантьяго можно рассматривать как человека, бредущего по жизни-морю. Его лодка — социальное окружение. Раньше с ним был юный спутник Манолин, вместе они бороздили водные просторы в поисках добычи. Но вот лодка осталась пустой, однако герой по-человечески надеется на лучшее и снова выходит в море в поисках рыбы[6].
Автор показывает, что человек может остаться один на один со своей удачей (рыбой у Сантьяго). Не каждый в состоянии воспользоваться моментом и насладиться плодами собственного тяжкого труда. Чужой успех очень часто пытаются присвоить недруги (акулы). Море символизирует жизнь, полную опасностей в глубинах. Однако в нем много и шансов, возможностей, которые открываются, стоит лишь подальше уйти от берега.
Э. Хемингуэй создал приём — «принцип айсберга». Суть «принципа айсберга» в том, что писатель в своём произведении даёт лишь незначительную часть необходимой читателю информации. Все остальное, как у айсберга, — на глубине, в подтексте, между строк. Недоговорённость и намёки, с точки зрения Хемингуэя, производят более сильное впечатление, чем детальные описания. Это заставляет читателя думать, погружаться в мир текста и становиться как бы соавтором писателя. Э. Хемингуэй объяснял «принцип айсберга» на примере повести «Старик и море». Он имел богатые знания и опыт о море, о рыбной ловле, о рыбаках. Если бы ему захотелось описать все, что он знал о море и рыбной лови, ему потребовались бы тысячи страниц текстов. Все эти знания и являются подводной частью айсберга и отражены в тексте. Свои произведения Э. Хемингуэй сравнивал с айсбергами[7].
Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. | ||||
Э. Хемингуэй
|
Философский смысл повести «Старик и море» заключается в демонстрации борьбы человека с природой, её созданиями, стихиями, а также противостояния личности собственным слабостям. Каждый человек рожден для какой-то цели. Овладев тем, что ему нужно, он становится спокоен, живет в гармонии с собой. Важно понимать, что природа вечна, и считаться с её ценностями. Век же людей недолог.
Самая большая мечта, которая осуществилась для Сантьяго, — это его добыча. Крупный марлин является главным его трофеем и результатом победы в схватке со стихией. Доставшийся с большим трудом, он принес герою удовлетворение[8].
Награды
Повесть получила весьма престижную Пулитцеровскую премию за 1953 год по разделу прозы. О повести писали как о «новой классике»; её автора наградили Медалью за заслуги Американской Академии литературы и искусств. Когда в 1954 году Хемингуэй был удостоен Нобелевской премии по литературе, в решении комитета говорилось, что оно присуждается за его «выдающееся мастерство стиля в сфере современного повествовательного искусства, особенно ярко проявившееся в ''Старике и море''»[9].
Примечания
- ↑ Иван Александрович Кашкин. Эрнест Хемингуэй . Дата обращения: 30 мая 2023.
- ↑ Старцев А.И. От Уитмена до Хемингуэя. Последние книги . Дата обращения: 7 июня 2023.
- ↑ Э. Хемингуэя. Старик и море . Дата обращения: 26 мая 2023.
- ↑ История создания повести Хемингуэя «Старик и море» (70 лет – юбилей повести) . Дата обращения: 26 мая 2023.
- ↑ Самарин Р.М. Эрнест Хемингуэй и его «Старик и море» . Дата обращения: 8 июня 2023.
- ↑ Мендельсон М.О. Реализм и символизм в повести «Старик и море» Э. Хемингуэя . Дата обращения: 26 мая 2023.
- ↑ Денисова Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман . Дата обращения: 7 июня 2023.
- ↑ Михаил СВЕРДЛОВ. «Старик и море» . Журнал Литература. Дата обращения: 26 мая 2023.
- ↑ Гиленсон Б.А. Старик и море. Творческая история. Прототипы. Судьба. Критика . Дата обращения: 30 мая 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |