Солдырское I

Средневековое городище
Солдырское I
удм. Иднакар
Idnakar.jpg
58°08′57″ с. ш. 52°43′53″ в. д. / 58.14917° с. ш. 52.73139° в. д. / 58.14917; 52.73139 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Регион Удмуртия
Первое упоминание нижние слои датируются концом IX века
Статус Памятник археологии
Городище Солдырское I (Удмуртия)
Красная точка
Городище Солдырское I

Республика Удмуртия

Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 181440193540006

Городи́ще Со́лдырское I (Иднака́р) (удм. городище богатыря Идны́) — средневековое городище IXXIII веков, расположено в Удмуртии и является масштабным памятником археологии чепецкой культуры и памятником федерального значения[1]. Городище находится на расстоянии 4 километров от Глазова, на мысе горы Солдырь, мыс расположен на границе слияния двух рек: Чепцы и Пызел. Общая площадь Городища — 4 гектара, и это самый крупный археологический памятник чепецкой культуры. Городище Солдырское или Иднакар было включено в список памятников археологии Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года за номером 1327 и подлежит охране как памятник археологии, истории и культуры государственного значения. Кроме Иднакара в районе Солдыри находятся городище Солдырское II или Сабанчикар и несколько могильников, например, Бигершай и селищ[2].

История исследований

Городище Иднакар — археологический объект федерального значения, находится на расстоянии 4 км от центра Глазова, на мысе горы Солдырь. Его исследованием занимались в разные годы известный российский археолог Александр Андреевич Спицын (период исследований 18851889 годы), вёл исследовательскую работу выдающийся краевед, инспектор народных училищ Николай Григорьевич Первухин, а в 19271929 годах изучение Городища вели два московских археолога С. Г. Матвеев и А. П. Смирнов[3]. В 1974 году к изучению Иднакара приступила археологическая экспедиция Удмуртского института истории языка и литературы Уральского отделения РАН, экспедицией руководил доктор исторических наук профессор М. Г. Иванов, а полевым руководителем в последние десять лет является А. Н. Кириллов — заместитель директора музея-заповедника «Иднакар». В начале XXI века Городище комплексно изучалось в работах ижевского историка А. В. Коробейникова. Городище особенно ценится сохранившимся культурным и природным ландшафтом — открытые пространства до самого горизонта, природа, которую видели давние обитатели Городища[1][4].

Легенда возникновения

Об истории возникновения Городища ведёт рассказ топонимическая легенда северных удмуртов. Она говорит, что на горе Солдырь когда-то жили богатырь Донды и его сыновья: Идна, Гурья, Весья и Зуй. Время шло, богатыри выросли и женились, и на горе стало тесно жить вместе. Донды и младшие сыновья его ушли с горы и образовали новые поселения, на горе остался только лишь Идна. История рассказывает о небывалой силе богатырей, они могли запросто вытянуть пригорок до величины горы, а во время ссоры перебрасывались брёвнами или гирями из чугуна. В Глазовском районе до сих пор существуют деревни Дондыкар и Весьякар. Старший брат Идна, по преданию, удачно промышлял охотой, за добычей ходил на золотых лыжах и вёл борьбу с русскими, скрываясь в Иднакаре[5].

Описание городища

Само Городище Солдырское отличается правильным выбором места для обороны: расположено на возвышенности, в слиянии рек Чепца и Пызел, здесь хороший обзор окружающей местности[6]. Во время исследований, которые проводились в 1970-х годах, археологи обнаружили остатки древних сооружений, жилиц, укреплений. Им удалось исследовать структуру Городища, из культурного слоя толщиной до 100—150 сантиметров удалось извлечь большое количество объектов материальной культуры обитателей Инднакара. Находки говорят о том, что Городище было значимым ремесленным, торговым и культурным центром, было развито металлургическое производство и кузнечное дело, керамика и резьба по кости.

Экономика

Иднакар было крупным ремесленным центром: здесь найдены многочисленные следы металлургического производства (найдены различные инструменты и обломки литейных форм), довольно сильно было развито кузнечное ремесло, масштабно развивалось производство керамики[7]. Местные мастера изготавливали негончарную керамику, орнамент отсутствовал, в материал добавлялась толчёная раковина. Археологи обнаружили литые украшения из драгоценных металлов, были найдены наконечники, стрелы, копоушки, рукоятки ножей, музыкальные инструменты и даже коньки — всё это говорит о высоком уровне косторезного мастерства. Солдырское имело прочные торговые связи с соседями благодаря реке Чепцы и с Волжской Булгарией[8].

Укрепления

В Городище Солдырском существовало три линии укреплений, первая из которых появилась в конце IX века и представляла собой вал и ров. Склоны вала имели дополнительные укрепления жердями, и это сильно повышало оборонительные возможности. По мере роста и развития Иднакара создаётся вторая линия укреплений, в то время как первая разрушилась со временем и была заселена. Третья линия, самая поздняя, появилась, как считают исследователи, для защиты источника воды[9].

Стратегическое значение и статус

Археологические исследования показали, что Городище Солдырское имело самые высокие фортификационные качества среди всех городищ, найденных вдоль реки Чепцы[9]. Городище располагалось на очень удобной, с фортификационной точки зрения, высоте района, с этой господствующей высоты было отлично видно округу на десятки километров вокруг. При этом на, несмотря на господствующее положение, Городище не носило статуса политического или религиозного центра: в Иднакаре не было обнаружено никаких следов крупного жилища правителя и следов военного гарнизона.

Некоторые исследователи высказывают мнение, что Солдырское I могли иметь статус булгарской фактории[8]. Это был крупный ремесленный центр, с сельскохозяйственной и промысловой округой. В XII веке Городище было разгромлено и сожжено монголо-татарами, с ними же связан упадок и запустение всех городищ вдоль Чепцы в XIII-XIV веках — в 1236 году татары захватили и разгромили Волжскую Булгарию, которая имела тесные экономические, культурные и политические связи с чепецкими городищами.

Этнический состав

Об этническом составе жителей Инднакара до сих пор нельзя сказать с полной уверенностью. Большая часть была пермоязычной и находилась в тесном родстве с предками нынешних удмуртов и коми. При этом исследователи полагают, что существовали и иные этнические группы: древнерусское население и волжские булгары[8].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Памятник федерального значения «Солдырское 1 городище «Иднакар». Дата обращения: 15 декабря 2024.
  2. Иванова М. Г. Иднакар: древнеудмуртское городище IX—XIII вв. — Ижевск, 1998. — 294 с.
  3. Коробейников А. В. Новый Иднакар: очерк историко-культурной реконструкции. — Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2006. — 246 с. — ISBN 5-93972-579-1.
  4. Иванова М. Г. Удмуртская Республика: Энциклопедия / гл. ред. В.В. Туганаев. — Ижевск: "Удмуртия", 2008. — С. 340. — 768 с. — ISBN 978-5-7659-0486-2.
  5. Чураков В. С. «Работа Н. Г. Первухина над циклом „Легенды о богатырях Дондинского округа“» // Инднакар : Научно-практический журнал. — 2009. — Январь. — С. 29—56.
  6. Солдырское I городище. Дата обращения: 15 декабря 2024.
  7. Городище Иднакар. Дата обращения: 6 декабря 2024.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 Коробейников А. В. Иднакар: родовой центр, булгарская колония или фактория? К истории одного научного спора // Иднакар : журнал. — 2007. — Январь. — С. 65—75.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 Коробейников А. В. Иднакар и анализ городищ с позиций их уровня защиты // Иднакар : журнал. — 2008. — Апрель. — С. 38—63.

Ссылки

Институт истории и археологии Уральского отделения Российской Академии наук
Историко-культурный музей-заповедник Удмуртской Республики «Иднакар»