Бетховен, Людвиг ван: различия между версиями
→Отголоски творчества Бетховена в современной популярной культуре
imported>Eugene (Новая страница) |
imported>Eugene |
||
Строка 70: | Строка 70: | ||
Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии. Другие произведения этого периода включают Четвертую-Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки. | Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии. Другие произведения этого периода включают Четвертую-Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки. | ||
Бетховен был провозглашен в 1810 году писателем и композитором Э. Т. А. Хоффманом во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трех композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью | Бетховен был провозглашен в 1810 году писателем и композитором Э. Т. А. Хоффманом во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трех композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью [[Романтизм|романтизма]]». | ||
«Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал Эрнст Теодор Амадей Гофман. В 1810 году | «Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Эрнст Теодор Амадей Гофман]]. В 1810 году Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил ее в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую. | ||
== Признание: 1813-1822 гг. == | == Признание: 1813-1822 гг. == | ||
В начале 1813 года Бетховен, по-видимому, пережил сложный эмоциональный период, и его композиторская производительность снизилась. В июне 1813 года пришло известие о поражении французов в битве при Витории коалицией во главе с герцогом Веллингтоном. Изобретатель Мельцель убедил его написать произведение, посвященное этому событию, для своего механического инструмента пангармоникона. Во время Венского конгресса 1814–15 Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов – победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами<ref>{{Cite web|url=http://knowledge.su/b/betkhoven--lyudvig-van|title=Бетховен, Людвиг ван|author=Фишман Н. Л., Кириллина Л. В.|website=Энциклопедия knowledge.su|access-date=2023-02-08}}</ref>. | В начале 1813 года Бетховен, по-видимому, пережил сложный эмоциональный период, и его композиторская производительность снизилась. В июне 1813 года пришло известие о поражении французов в [[Битва при Витории|битве при Витории]] коалицией во главе с [[Веллингтон, Артур Уэлсли|герцогом Веллингтоном]]. Изобретатель [[Мельцель, Иоганн Непомук|Мельцель]] убедил его написать произведение, посвященное этому событию, для своего механического инструмента пангармоникона. Во время Венского конгресса 1814–15 Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов – победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами<ref>{{Cite web|url=http://knowledge.su/b/betkhoven--lyudvig-van|title=Бетховен, Людвиг ван|author=Фишман Н. Л., Кириллина Л. В.|website=Энциклопедия knowledge.su|access-date=2023-02-08}}</ref>. | ||
[[Файл:Decker - Beethoven um 1824.png|мини|Портрет Бетховена 1824 г.]] | [[Файл:Decker - Beethoven um 1824.png|мини|Портрет Бетховена 1824 г.]] | ||
В ноябре 1815 года умирает брат Бетховена Карл. По завещанию брата композитор становится опекуном своего племянника. Начинается судебная тяжба со вдовой брата по вопросам, связанным с осуществлением опеки. Бетховен в итоге выигрывает суд. Племянник его оказывается также, как и его отец, склонен к алкоголизму и азартным играм. | В ноябре 1815 года умирает брат Бетховена Карл. По завещанию брата композитор становится опекуном своего племянника. Начинается судебная тяжба со вдовой брата по вопросам, связанным с осуществлением опеки. Бетховен в итоге выигрывает суд. Племянник его оказывается также, как и его отец, склонен к алкоголизму и азартным играм. | ||
В апреле 1824 года по инициативе князя Н. В. Голицына в Петербурге состоялось первое полное исполнение «Торжественной мессы». | В апреле 1824 года по инициативе князя [[Голицын, Николай Сергеевич|Н. В. Голицына]] в [[Санкт-Петербург|Петербурге]] состоялось первое полное исполнение «Торжественной мессы». | ||
В 1825 году Бетховен начинает работать над 10-й симфонией, которую он так и не успевает закончить. Пишет оратории «Саул», музыку к «Фаусту» и др. произведения. | В 1825 году Бетховен начинает работать над 10-й симфонией, которую он так и не успевает закончить. Пишет оратории «Саул», музыку к «Фаусту» и др. произведения. | ||
Строка 86: | Строка 86: | ||
Первая хирургическая операция по поводу цирроза печени. В последующем операции композитор пережил еще в январе и феврале 1827 года. Последние месяцы жизни Бетховен был прикован к постели болезнью, но старые друзья не оставляли его. Он умер 26 марта 1827-го года в возрасте 56 лет, во время сильной грозы. | Первая хирургическая операция по поводу цирроза печени. В последующем операции композитор пережил еще в январе и феврале 1827 года. Последние месяцы жизни Бетховен был прикован к постели болезнью, но старые друзья не оставляли его. Он умер 26 марта 1827-го года в возрасте 56 лет, во время сильной грозы. | ||
29 марта 1827-го года похоронная процессия, двигавшаяся по улицам Вены, собрала около 10 000 горожан<ref>{{Книга|автор=Taruskin, Richard|заглавие=Music in the Seventeenth and Eighteenth Centuries|год=2010|место=Oxford|издательство=Oxford University Press|страницы=687|isbn=ISBN 978-0-19-538482-6}}</ref>. В числе руководителей скорбного шествия был Франц Шуберт. Он умер год спустя и был похоронен рядом с Бетховеном. В отличие от другого австрийского гения, Моцарта, похороненного безвестно, в общей могиле, Бетховен был погребен на | Относительно причин смерти композитора высказывалось несколько версий, среди которых алкогольный [[цирроз печени]], [[сифилис]], [[гепатит А]], отравление [[Свинец|свинцом]], [[лимфогранулематоз]] и [[Болезнь Уиппла|кишечная липодистрофия]]. В распоряжении друзей композитора остались пряди его волос, которые были переданы врачам для дополнительного анализа, а в результате эксгумации к этим образцам добавились и фрагменты черепа. В результате проведенного исследования наиболее состоятельной оказалась версия об отравлении организма свинцом из-за неправильной дозировки лекарства, прописанного врачом для лечения болей в животе. | ||
29 марта 1827-го года похоронная процессия, двигавшаяся по улицам Вены, собрала около 10 000 горожан<ref>{{Книга|автор=Taruskin, Richard|заглавие=Music in the Seventeenth and Eighteenth Centuries|год=2010|место=Oxford|издательство=Oxford University Press|страницы=687|isbn=ISBN 978-0-19-538482-6}}</ref>. В числе руководителей скорбного шествия был Франц Шуберт. Он умер год спустя и был похоронен рядом с Бетховеном. В отличие от другого австрийского гения, Моцарта, похороненного безвестно, в общей могиле, Бетховен был погребен на [[Верингское кладбище|Верингском кладбище]] (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены после мессы в Церкви Святой Троицы. В 1862 году его останки были [[Эксгумация|эксгумированы]] для проведения расследования причин смерти, и в 1888 году состоялось перезахоронение праха композитора на Zentralfriedhof — [[Центральное кладбище Вены|Центральном кладбище Вены]]. | |||
== Творческое наследие Бетховена == | == Творческое наследие Бетховена == | ||
Строка 109: | Строка 110: | ||
== Отголоски творчества Бетховена в современной популярной культуре == | == Отголоски творчества Бетховена в современной популярной культуре == | ||
О Бетховене записывали песни, снимали фильмы, писали книги и даже ставили балет – «Бетховен-проект» в 2018 году. Он является прототипом главного героя в романе «Жан-Кристоф» французского писателя Ромена Роллана. За это произведение Роллан был удостоен в 1915 году одной из высочайших наград литературного мира – Нобелевской премии по литературе<ref>{{Cite web|url=https://kpfu.ru/dz/nasledie-ljudviga-van-bethovena-397425.html|title=Наследие Людвига ван Бетховена|author=Лада Алексеева, ЦРК UNIVERSUM+ ИМО КФУ}}</ref>. | О Бетховене записывали песни, снимали фильмы, писали книги и даже ставили балет – «Бетховен-проект» в 2018 году. Он является прототипом главного героя в романе [[Жан-Кристоф|«Жан-Кристоф»]] французского писателя Ромена Роллана. За это произведение Роллан был удостоен в 1915 году одной из высочайших наград литературного мира – Нобелевской премии по литературе<ref>{{Cite web|url=https://kpfu.ru/dz/nasledie-ljudviga-van-bethovena-397425.html|title=Наследие Людвига ван Бетховена|author=Лада Алексеева, ЦРК UNIVERSUM+ ИМО КФУ}}</ref>. | ||
Большинство книг и фильмов о Бетховене носят биографический характер. Но некоторые из них относятся к жанру научной фантастики. Например, в американской комедии «Невероятные приключения Билла и Теда», композитор, среди некоторых других известных исторических личностей, путешествует с главными героями фильма во времени. | Большинство книг и фильмов о Бетховене носят биографический характер. Но некоторые из них относятся к жанру научной фантастики. Например, в американской комедии [[Невероятные приключения Билла и Теда|«Невероятные приключения Билла и Теда»]], композитор, среди некоторых других известных исторических личностей, путешествует с главными героями фильма во времени. | ||
Девятая симфония (2 часть, скерцо) — любимое произведение главного антигероя фильма [[Кубрик, Стэнли|Стэнли Кубрика]] «Заводной апельсин» Алекса<ref>{{Cite web|url=https://www.vashdosug.ru/msk/concert/article/2574715/|title=Убийство Бетховена: о музыке и фильме "Заводной апельсин"|author=Мария Невидимова|website=Ваш досуг. Москва|access-date=2023-02-08}}</ref>. Также музыка Бетховена звучит в фильме [[Тарковский, Андрей Арсеньевич|Андрея Тарковского]] «Ностальгия», «Необратимость» [[Ноэ, Гаспар|Гаспара Ноэ]], «Зимняя песня» [[Иоселиани, Отар Давидович|Отара Иоселиани]], «Бессмертная возлюбленная» [[Роуз, Бернард|Бернарда Роуза]] и мн. др. картинах. | Девятая симфония (2 часть, скерцо) — любимое произведение главного антигероя фильма [[Кубрик, Стэнли|Стэнли Кубрика]] «Заводной апельсин» Алекса<ref>{{Cite web|url=https://www.vashdosug.ru/msk/concert/article/2574715/|title=Убийство Бетховена: о музыке и фильме "Заводной апельсин"|author=Мария Невидимова|website=Ваш досуг. Москва|access-date=2023-02-08}}</ref>. Также музыка Бетховена звучит в фильме [[Тарковский, Андрей Арсеньевич|Андрея Тарковского]] «Ностальгия», «Необратимость» [[Ноэ, Гаспар|Гаспара Ноэ]], «Зимняя песня» [[Иоселиани, Отар Давидович|Отара Иоселиани]], «Бессмертная возлюбленная» [[Роуз, Бернард|Бернарда Роуза]] и мн. др. картинах. |