Перейти к содержанию

Бетховен, Людвиг ван: различия между версиями

Новая страница
imported>Eugene
imported>Eugene
(Новая страница)
Строка 34: Строка 34:


== Вопросы периодизации творчества Бетховена ==
== Вопросы периодизации творчества Бетховена ==
Существует множество попыток периодизации творчества Бетховен по биографическим и стилистическим признакам<ref>{{Cite web|url=https://www.google.ru/books/edition/Теория_хорового_испол/OglMEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=Существует+множество+попыток+периодизации+творчества+Бетховен+по+биографическим+и+стилистическим+признакам&pg=PA148&printsec=frontcover|title=Теория хорового исполнительства. Учебник для СПО|author=Живов В. Л.|date=2021|publisher=Юрайт|access-date=2023-02-08}}</ref>: по 3 периодам ([[Шиндлер, Антон Феликс|А. Шиндлер]], [[Виельгорский, Михаил Юрьевич|Мих. Ю. Виельгорский]], [[Ленц, Вильгельм|В. Ленц]], [[Серов, Александр Николаевич|А. Н. Серов]]); по 5 периодам ([[Роллан, Ромэн|Р. Роллан]], [[Ферман, Валентин Эдуардович|В. Э. Ферман]], [[Грубер, Роман, Ильич|Р. И. Грубер]]). Изменения в стиле ясно обозначаются при сопоставлении его симфонических, камерно-ансамблевых и фортепианных. произведений, написанных в различные периоды. Однако любая периодизация по стилистическим признакам условна. Многое из созданного Бетховиным в боннский период (1782-92 гг.) было им использовано в более поздние годы. Новые стилистические тенденции, отчасти сближающие Бетховена с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего (1816-27 гг.), но и раннего венского периода (1792-1802 гг.).
Существует множество попыток периодизации творчества Бетховен по биографическим и стилистическим признакам<ref>{{Cite web|url=https://www.google.ru/books/edition/Теория_хорового_испол/OglMEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=Существует+множество+попыток+периодизации+творчества+Бетховен+по+биографическим+и+стилистическим+признакам&pg=PA148&printsec=frontcover|title=Теория хорового исполнительства. Учебник для СПО|author=Живов В. Л.|date=2021|publisher=Юрайт|access-date=2023-02-08}}</ref>: по 3 периодам ([[Шиндлер, Антон Феликс|А. Шиндлер]], [[Виельгорский, Михаил Юрьевич|Мих. Ю. Виельгорский]], [[Ленц, Вильгельм|В. Ленц]], [[Серов, Александр Николаевич|А. Н. Серов]]); по 5 периодам ([[Роллан, Ромэн|Р. Роллан]], [[Ферман, Валентин Эдуардович|В. Э. Ферман]], [[Грубер, Роман, Ильич|Р. И. Грубер]]). Изменения в стиле ясно обозначаются при сопоставлении его [[Симфонический оркестр|симфонических]], [[Камерная музыка|камерно]]-ансамблевых и [[Фортепиано|фортепианных]]. произведений, написанных в различные периоды. Однако любая периодизация по стилистическим признакам условна. Многое из созданного Бетховиным в боннский период (1782-92 гг.) было им использовано в более поздние годы. Новые стилистические тенденции, отчасти сближающие Бетховена с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего (1816-27 гг.), но и раннего венского периода (1792-1802 гг.).


== Ранние годы: Бонн (1780-1792 гг.) ==
== Ранние годы: Бонн (1780-1792 гг.) ==
Строка 51: Строка 51:
В 1793 году Бетховен продолжает заниматься с Гайдном. В течение следующих нескольких лет Бетховен реагировал на широко распространенное мнение, что он является преемником недавно умершего Моцарта, изучая работы этого мастера и сочиняя произведения с отчетливо моцартовским колоритом<ref>{{Cite web|url=https://global.oup.com/academic/product/beethoven-9780195313314|title=Купер, Барри (2008). Бетховен. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531331-4|author=Купер Б.|date=2008|publisher=Oxford University Press|access-date=2023-02-08}}</ref>.
В 1793 году Бетховен продолжает заниматься с Гайдном. В течение следующих нескольких лет Бетховен реагировал на широко распространенное мнение, что он является преемником недавно умершего Моцарта, изучая работы этого мастера и сочиняя произведения с отчетливо моцартовским колоритом<ref>{{Cite web|url=https://global.oup.com/academic/product/beethoven-9780195313314|title=Купер, Барри (2008). Бетховен. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531331-4|author=Купер Б.|date=2008|publisher=Oxford University Press|access-date=2023-02-08}}</ref>.


Он не сразу решил утвердиться как композитор, а скорее посвятил себя учебе и исполнительству. Работая под руководством Гайдна, он стремился овладеть контрапунктом. На формирование мировоззрения композитора в эти годы сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции (14 июля 1789 года — 9 ноября 1799 года.). Вскоре после взятия Бастилии (14 июля 1789) Бетховен создал песню «Свободный человек», в которой воспевается бесстрашие борца за свободу.  
Он не сразу решил утвердиться как композитор, а скорее посвятил себя учебе и исполнительству. Работая под руководством Гайдна, он стремился овладеть контрапунктом. На формирование мировоззрения композитора в эти годы сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции (14 июля 1789 года — 9 ноября 1799 года.). Вскоре после [[Взятие Бастилии|взятия Бастилии]] (14 июля 1789) Бетховен написал песню «Свободный человек», в которой воспевается бесстрашие борца за свободу.  


== «Героический» период и утрата слуха: 1802-1812 гг. ==
== «Героический» период и утрата слуха: 1802-1812 гг. ==
Строка 62: Строка 62:
'''«Героический» стиль'''   
'''«Героический» стиль'''   


Возвращение Бетховена в Вену из Хайлигенштадта ознаменовалось изменением музыкального стиля, и в настоящее время его часто называют началом среднего или «героического» периода, характеризующегося множеством оригинальных произведений, написанных с большим размахом.  
Возвращение Бетховена в Вену из [[Хайлигенштадт|Хайлигенштадта]] ознаменовалось изменением музыкального стиля, и в настоящее время его часто называют началом среднего или «героического» периода, характеризующегося множеством оригинальных произведений, написанных с большим размахом.  


Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802–14 гг., отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), №7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром – Тройном для фп., скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фп. – 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в т. ч. к трагедии Г. Коллина «Кориолан», 1807)<ref>{{Cite web|url=https://znaniya.org/c/betkhoven-liudvig-van-5c3502|title=Большая российская энциклопедия}}</ref>.  
Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802–14 гг., отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), №7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром – Тройном для фп., скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фп. – 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в т. ч. к трагедии Г. Коллина «Кориолан», 1807)<ref>{{Cite web|url=https://znaniya.org/c/betkhoven-liudvig-van-5c3502|title=Большая российская энциклопедия}}</ref>.  


Высокий героический стиль в духе эпохи наполеоновских войн с ее культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Б. занимала личность Наполеона до провозглашения его императором (1804 г.), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен хотел назвать «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт» (op. 84, 1810), опера «Фиделио» (по пьесе Ж. Н. Буйи «Леонора, или Супружеская любовь»).
Высокий героический стиль в духе эпохи [[Наполеоновские войны|наполеоновских войн]] с ее культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Б. занимала личность [[Наполеон I Бонапарт|Наполеона]] до провозглашения его императором (1804 г.), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен хотел назвать «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт» (op. 84, 1810), опера «Фиделио» (по пьесе Ж. Н. Буйи «Леонора, или Супружеская любовь»).


Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии. Другие произведения этого периода включают Четвертую-Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки.
Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии. Другие произведения этого периода включают Четвертую-Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки.
Анонимный участник