Симонов, Михаил Петрович
Михаил Петрович Симонов | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Руководитель «ОКБ Сухого» М.П. Симонов | |||||||||||
1979 — 1983 | |||||||||||
Генеральный конструктор
«ОКБ Сухого» |
|||||||||||
1983 — 1995 | |||||||||||
|
|||||||||||
Рождение |
19 октября 1929 Ростов-на-Дону, СССР |
||||||||||
Смерть |
4 марта 2011 (81 год) Москва, Россия |
||||||||||
Образование | Казанский авиационный институт | ||||||||||
Учёная степень | доктор технических наук | ||||||||||
Учёное звание | профессор | ||||||||||
Награды |
|
Михаи́л Петро́вич Си́монов (19 октября 1929, Ростов-на-Дону — 4 марта 2011, Москва[1][2]) — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ Сухого с 1983; Герой Российской Федерации.
Биография
Михаил Петрович Симонов родился 19 октября 1929 года в Ростове-на-Дону. Отец, Симонов Пётр Васильевич (1906—1942), и мать, Вера Михайловна Симонова (Погребнова) Вера Михайловна (1905—1974), окончили Московский университет по специальности географа и картографа. После окончания МГУ в конце 30-х годов его отец поступил в аспирантуру. Родители снимали в Быково квартиру, а там в то время был большой аэродром. Летали самолёты Туполева, Поликарпова, Калинина. Будущему конструктору было всего около 10 лет, и эта постоянная близость к самолётам, желание видеть их каждый день сыграли свою роль в определении его жизненного выбора. Перед войной отца назначили заведующим отделением экономической географии Казахского филиала Академии наук СССР. Семья Симоновых переехала в Алма-Ату[3]. В Алма-Ате юный Михаил посещает авиамодельный кружок и серьёзно решает стать конструктором самолётов.
Отец Михаила отправляется на фронт и погибает при обороне Сталинграда. После войны Симоновы возвращаются на родину в Ростов-на-Дону. Здесь Михаил некоторое время жил и окончил с серебряной медалью (1945—1947 гг.) школу № 3[4]. Чтобы не уезжать далеко от болеющей матери, Михаил поступает в ближайший Новочеркасский политехнический институт на механический факультет по специальности проектирования автомобилей. На четвёртом курсе показавший блестящие результаты в учёбе и спорте (он успешно выступал в велосипедных гонках) студент переводится в Казанский авиационный институт[5]. В Казани Михаил проявляет организаторский талант и создаёт при вузе одно из первых в стране студенческих конструкторских бюро. В 1959 году на базе студенческого КБ открывается первое в стране ОКБ спортивной авиации. Здесь разрабатываются несколько моделей спортивных планёров, самые удачные из которых идут в серийное производство. На планёре КАИ-19 устанавливаются мировые рекорды. Участие Симонова в полном цикле создания планёров КАИ стало для него хорошей конструкторской школой.
Профессиональная деятельность
Успехи КБ спортивной авиации были настолько значительны, что их заметили в Министерстве авиационной промышленности. На базе СКБ был создан первый в стране ОКБ спортивной авиации, где были созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планёры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. В 1969 году Симонов был переведён из Казани в Москву[6].
С 1969 года — заместитель главного конструктора на заводах Министерства авиационной промышленности СССР.
Руководил ОКБ им П.О. Сухого до последних дней жизни, входил в совет директоров ОАО «Компания "Сухой"».
Жил в городе Москве. Скончался 4 марта 2011 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы[7].
В ОКБ Сухого
В 1970—1979 годах работал в московском ОКБ имени П. О. Сухого Министерства авиационной промышленности СССР заместителем главного конструктора, главным конструктором. Руководил лётными испытаниями и доводкой опытного самолёта Т-6, будущего фронтового бомбардировщика Су-24. В начале 1975 года Михаил Петрович Симонов был назначен главным конструктором проекта Т-10, будущего истребителя Су-27. В 1976 году в числе других сотрудников КБ за создание Су-24 удостоен Ленинской премии. с 1977 года — главный конструктор, первый заместитель Генерального конструктора ОКБ им. П. О. Сухого.
В 1979 году из-за конфликта с тогдашним генеральным конструктором ОКБ имени П. О. Сухого Симонова перевели на работу в Министерство авиационной промышленности СССР на должность заместителя министра по науке и новой технике. Он уделил особое внимание созданию авиационных боевых комплексов и, особенно, построению авиационного бортового комплекса оборудования. В 1981 году выезжал в Афганистан для оказания технической помощи по эффективному применению штурмовиков Су-25.
В январе 1983 года Михаил Петрович Симонов был назначен генеральным конструктором ОКБ имени П.О. Сухого (в 1995-1999 одновременно генеральный директор ОКБ).
После преобразования ОКБ в акционерное общество открытого типа — Генеральный директор АООТ «ОКБ Сухого» (1993–1999), Генеральный конструктор[8].
Эпопея Су
Принимал участие в создании сверхзвукового фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25 и их модификаций. Развивая идеи, заложенные Генеральным конструктором П. О. Сухим в проект высокоманевренного многоцелевого истребителя Су-27, М. П. Симонов руководил его проектированием, испытанием и внедрением в серийное производство. (На самолетах Су-27 выступает с демонстрационными полетами знаменитая пилотажная группа «Русские витязи»). На основе базовой модели истребителя Су-27 под его руководством была создана серия боевых многоцелевых самолётов: истребители-перехватчики, фронтовые истребители-бомбардировщики, палубные истребители (Су-27К, Су-30, Су-32, Су-30МКИ, Су-33, Су-35). На некоторых из них (Су-30МКИ, Су-35) впервые в отечественном самолетостроении установлены двигатели с изменяемым вектором тяги. Внёс большой вклад в создание многоцелевого истребителя оригинальной аэродинамической компоновки (схема «утка» с крылом обратной стреловидности) Су-37. Под его руководством разработано семейство спортивно-пилотажных самолётов Су-26, Су-29, Су-31, которые поставляются во многие страны мира, в том числе – в США.
Истребители семейства Су-27 позволили освоить новую область полетных режимов – область сверхманевренности, которая недоступна другим самолетам мира («Кобра Пугачёва», «Чакра Фролова», «Мангуст» и другие уникальные фигуры высшего пилотажа)[8].
Все последующие разработки и открытия «ОКБ Сухого» стали в определённом смысле «детьми» Михаила Петровича[9]:
- СУ-25 и его модификации, штурмовик;
- СУ-27 с многочисленным «семейством», истребители, перехватчики и так далее;
- СУ-30, многофункциональный истребитель;
- СУ-32ФН (СУ-34), фронтовой бомбардировщик;
- СУ-33, СУ-33КУБ, истребители корабельного базирования;
- СУ-35, СУ-37, многофункциональные истребители;
- С-37 "Беркут", экспериментальный самолёт с обратной стреловидностью крыла;
- С-80, пассажирский и транспортный турбовинтовой самолёт для региональных воздушных сообщений;
- СУ-26, СУ-29, СУ-31, спортивно-пилотажные поршневые самолёты
На самолёте П-42 (рекордном варианте истребителя-перехватчика Су-27) в 1986–1988 годах установлено 27 мировых рекордов.
В рамках индийского контракта на базе исходной спарки самолёта Су-30 был создан новый многоцелевой самолёт Су-30МКИ. Впервые в мировой практике был установлен двигатель с управляемым вектором тяги и система дистанционного управления в едином контуре управления, позволившие достигнуть сверхманевренности истребителя, широко востребованного на авиационном мировом рынке[5].
Почётные звания и награды
- Герой Российской Федерации (25 сентября 1999 года) — за мужество и героизм, проявленные при создании и испытании современной авиационной техники, и большой личный вклад в укрепление обороноспособности страны[10].
- Орден Трудового Красного Знамени
- Медаль «В память 1000-летия Казани»
- Золотая медаль имени В. Г. Шухова — за выдающийся вклад в развитие отечественного авиастроения, разработку и создание спортивных самолётов и боевых авиационных комплексов; разработку и создание спортивных самолётов и боевых авиационных комплексов
- Лауреат Ленинской премии (1976)
- Государственная премия Российской Федерации в области дизайна 1996 года (29 мая 1997 года) — за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолётов Су-27[11].
- Государственная премия Российской Федерации в области дизайна 2002 года (5 июня 2003 года) — за дизайнерскую и эргономическую разработку модельного ряда спортивных самолётов СУ-26, СУ-29, СУ-31 и их модификаций[12].
- Доктор технических наук, профессор Московского авиационного института, действительный член Международной и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и воздухоплавания.
Признание
Имя Симонова Михаила Петровича было занесено в Зал славы Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне.
В Москве на доме, в котором жил Герой, открыта мемориальная доска[7].
На здании школы в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области была открыта мемориальная доска[13].
Мемориальная доска была установлена и в Москве в Конаковском проезде, где с 1988 по 2011 год жил Михаил Петрович Симонов[14]
В Казани у главного входа в здание ОАО Научно-производственное объединение «Опытно-конструкторское бюро имени М. П. Симонова» установлен памятник конструктору[15].
Книга, посвященная Михаилу Петровичу Симонову, называется "Генеральный конструктор М.П. Симонов" (2011)[9].
Примечания
- ↑ Умер генеральный конструктор самолетов марки «Сухой» Михаил Симонов . www.interfax.ru. Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ Михаил Петрович Симонов. Биографическая справка . РИАНовости (29 июля 2024). Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ Генеральный конструктор Михаил Симонов . topwar.ru. Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ Каменск-Шахтинская газета «Труд», № 189—192, 17 сентября 2014
- ↑ 5,0 5,1 Легендарный авиаконструктор М.П.Симонов . rostec.ru. Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ Михаил Симонов. Ему говорили: «Родину продаешь!» . www.business-gazeta.ru. Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Михаил Петрович Симонов . warheroes.ru. Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Симонов Михаил Петрович (1929–2011) . kai.ru. Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ 9,0 9,1 СИМОНОВ Михаил Петрович (1929–2011) . biograph.ru. Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 25.09.1999 г. № 1286 О присвоении звания Героя Российской Федерации Симонову М.П. . www.kremlin.ru. Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1997 года № 532 «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1996 года» . graph.document.kremlin.ru. Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2002 года № 614 «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года» . graph.document.kremlin.ru. Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ Главный самолет моей жизни: «отец» лучших в мире истребителей . www.ridus.ru. Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ В Москве открыта мемориальная доска в память о выдающемся российском авиаконструкторе Михаиле Симонове . Дата обращения: 29 июля 2024. Архивировано 29 июля 2024 года.
- ↑ ОАО НПО «ОКБ им. М. П. Симонова» — 55 лет . Дата обращения: 29 июля 2024. Архивировано 29 июля 2024 года.
Ссылки
- Симонов, Михаил Петрович . Сайт «Герои страны».
- Авиаконструкторы
- Данные на сайте Биография.ру
- Михаилу Симонову 80 лет
- Генеральный авиаконструктор Михаил Симонов: «На моем самолете Медведев и Путин из Москвы до Владивостока долетят за 4 часа»
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 19 октября
- Родившиеся в 1929 году
- Умершие 4 марта
- Умершие в 2011 году
- Доктора технических наук
- Герои Российской Федерации
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Награждённые медалью «В память 850-летия Москвы»
- Награждённые медалью «В память 1000-летия Казани»
- Награждённые медалью «Ветеран труда»
- Лауреаты Ленинской премии
- Лауреаты Государственной премии РФ в области литературы и искусства
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Все статьи
- Авиаконструкторы по алфавиту
- Авиаконструкторы СССР
- Авиаконструкторы России
- Лауреаты Государственной премии СССР
- Выпускники Южно-Российского государственного политехнического университета
- Выпускники Казанского технического университета
- Народные депутаты СССР от всесоюзных обществ и фондов
- Похороненные на Новодевичьем кладбище
- Машиностроители СССР
- Планеристы
- Заместители министров СССР