Симонов, Михаил Петрович

Материал из «Знание.Вики»
Михаил Петрович Симонов
Руководитель «ОКБ Сухого» М.П. Симонов
Руководитель «ОКБ Сухого» М.П. Симонов
1979 — 1983
Флаг
Генеральный конструктор
«ОКБ Сухого»
1983 — 1995

Рождение 19 октября 1929(1929-10-19)
Ростов-на-Дону, СССР
Смерть 4 марта 2011(2011-03-04) (81 год)
Москва, Россия
Образование Казанский авиационный институт
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание профессор
Награды
Герой Российской Федерации
Орден Трудового Красного Знамени RUS Medal 300 Years of the Russian Navy ribbon.svg RUS Medal In Commemoration of the 850th Anniversary of Moscow ribbon.svg
RUS Medal In Commemoration of the 1000th Anniversary of Kazan ribbon.svg Медаль «Ветеран труда» Золотая медаль им. В. Г. Шухова
Ленинская премия Государственная премия Российской Федерации — 1996 Государственная премия Российской Федерации — 2002

Михаи́л Петро́вич Си́монов (19 октября 1929, Ростов-на-Дону — 4 марта 2011, Москва[1][2]) — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ Сухого с 1983; Герой Российской Федерации.

Биография

Михаил Петрович Симонов родился 19 октября 1929 года в Ростове-на-Дону. Отец, Симонов Пётр Васильевич (1906–1942), и мать, Вера Михайловна Симонова (Погребнова) Вера Михайловна (1905–1974), окончили Московский университет по специальности географа и картографа. После окончания МГУ в конце 30-х годов его отец поступил в аспирантуру. Родители снимали в Быково квартиру, а там в то время был большой аэродром. Летали самолёты Туполева, Поликарпова, Калинина. Будущему конструктору было всего около 10 лет, и эта постоянная близость к самолётам, желание видеть их каждый день сыграли свою роль в определении его жизненного выбора. Перед войной отца назначили заведующим отделением экономической географии Казахского филиала Академии наук СССР. Семья Симоновых переехала в Алма-Ату[3]. В Алма-Ате юный Михаил посещает авиамодельный кружок и серьёзно решает стать конструктором самолетов.

Отец Михаила отправляется на фронт и погибает при обороне Сталинграда. После войны Симоновы возвращаются на родину в Ростов-на-Дону. Здесь Михаил некоторое время жил и окончил с серебряной медалью (1945—1947 гг.) школу № 3[4]. Чтобы не уезжать далеко от болеющей матери, Михаил поступает в ближайший Новочеркасский политехнический институт на механический факультет по специальности проектирования автомобилей. На четвёртом курсе показавший блестящие результаты в учёбе и спорте (он успешно выступал в велосипедных гонках) студент переводится в Казанский авиационный институт[5]. В Казани Михаил проявляет организаторский талант и создаёт при вузе одно из первых в стране студенческих конструкторских бюро. В 1959 году на базе студенческого КБ открывается первое в стране ОКБ спортивной авиации. Здесь разрабатываются несколько моделей спортивных планёров, самые удачные из которых идут в серийное производство. На планёре КАИ-19 устанавливаются мировые рекорды. Участие Симонова в полном цикле создания планёров КАИ стало для него хорошей конструкторской школой.

Профессиональная деятельность

Успехи КБ спортивной авиации были настолько значительны, что их заметили в Министерстве авиационной промышленности. На базе СКБ был создан первый в стране ОКБ спортивной авиации, где были созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планёры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. В 1969 году Симонов был переведён из Казани в Москву[6].

С 1969 года — заместитель главного конструктора на заводах Министерства авиационной промышленности СССР.

Руководил ОКБ им П.О. Сухого до последних дней жизни, входил в совет директоров ОАО «Компания "Сухой"».

Жил в городе Москве. Скончался 4 марта 2011 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы[7].

В ОКБ Сухого

В 1970—1979 годах работал в московском ОКБ имени П. О. Сухого Министерства авиационной промышленности СССР заместителем главного конструктора, главным конструктором. Руководил лётными испытаниями и доводкой опытного самолёта Т-6, будущего фронтового бомбардировщика Су-24. В начале 1975 года М. П. Симонов был назначен главным конструктором проекта Т-10, будущего истребителя Су-27. В 1976 году в числе других сотрудников КБ за создание Су-24 удостоен Ленинской премии. с 1977 года — главный конструктор, первый заместитель Генерального конструктора ОКБ им. П. О. Сухого.

В 1979 году из-за конфликта с тогдашним генеральным конструктором ОКБ имени П. О. Сухого Симонова перевели на работу в Министерство авиационной промышленности СССР на должность заместителя министра по науке и новой технике. Он уделил особое внимание созданию авиационных боевых комплексов и, особенно, построению авиационного бортового комплекса оборудования. В 1981 году выезжал в Афганистан для оказания технической помощи по эффективному применению штурмовиков Су-25.

В январе 1983 года Михаил Петрович Симонов был назначен генеральным конструктором ОКБ имени П.О. Сухого (в 1995-1999 одновременно генеральный директор ОКБ).

После преобразования ОКБ в акционерное общество открытого типа — Генеральный директор АООТ «ОКБ Сухого» (1993–1999), Генеральный конструктор[8].

Эпопея Су

Принимал участие в создании сверхзвукового фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25 и их модификаций. Развивая идеи, заложенные Генеральным конструктором П. О. Сухим в проект высокоманевренного многоцелевого истребителя Су-27, М. П. Симонов руководил его проектированием, испытанием и внедрением в серийное производство. (На самолетах Су-27 выступает с демонстрационными полетами знаменитая пилотажная группа «Русские витязи»). На основе базовой модели истребителя Су-27 под его руководством была создана серия боевых многоцелевых самолётов: истребители-перехватчики, фронтовые истребители-бомбардировщики, палубные истребители (Су-27К, Су-30, Су-32, Су-30МКИ, Су-33, Су-35). На некоторых из них (Су-30МКИ, Су-35) впервые в отечественном самолетостроении установлены двигатели с изменяемым вектором тяги. Внёс большой вклад в создание многоцелевого истребителя оригинальной аэродинамической компоновки (схема «утка» с крылом обратной стреловидности) Су-37. Под его руководством разработано семейство спортивно-пилотажных самолётов Су-26, Су-29, Су-31, которые поставляются во многие страны мира, в том числе – в США.

Истребители семейства Су-27 позволили освоить новую область полетных режимов – область сверхманевренности, которая недоступна другим самолетам мира («Кобра Пугачёва», «Чакра Фролова», «Мангуст» и другие уникальные фигуры высшего пилотажа)[8].

Все последующие разработки и открытия «ОКБ Сухого» стали в определённом смысле «детьми» Михаила Петровича[9]:

- СУ-25 и его модификации, штурмовик;

- СУ-27 с многочисленным «семейством», истребители, перехватчики и так далее;

- СУ-30, многофункциональный истребитель;

- СУ-32ФН (СУ-34), фронтовой бомбардировщик;

- СУ-33, СУ-33КУБ, истребители корабельного базирования;

- СУ-35, СУ-37, многофункциональные истребители;

- С-37 "Беркут", экспериментальный самолёт с обратной стреловидностью крыла;

- С-80, пассажирский и транспортный турбовинтовой самолёт для региональных воздушных сообщений;

- СУ-26, СУ-29, СУ-31, спортивно-пилотажные поршневые самолёты

На самолёте П-42 (рекордном варианте истребителя-перехватчика Су-27) в 1986–1988 годах установлено 27 мировых рекордов.

В рамках индийского контракта на базе исходной спарки самолёта Су-30 был создан новый многоцелевой самолеё Су-30МКИ. Впервые в мировой практике был установлен двигатель с управляемым вектором тяги и система дистанционного управления в едином контуре управления, позволившие достигнуть сверхманевренности истребителя, широко востребованного на авиационном мировом рынке[5].

Почётные звания и награды

Мемориальная доска на здании Казанского национального технического университета имени А. Н. Туполева. Здесь в 1951—1969 годах учился и работал генеральный конструктор опытно-конструкторского бюро Сухого Симонов Михаил Петрович.

Признание

Имя Симонова М.П. было занесено в Зал славы Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне.

В Москве на доме, в котором жил Герой, открыта мемориальная доска[7].

На здании школы в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области была открыта мемориальная доска[13].

Мемориальная доска была установлена и в Москве в Конаковском проезде, где с 1988 по 2011 год жил М. П. Симонов[14]

В Казани у главного входа в здание ОАО Научно-производственное объединение «Опытно-конструкторское бюро имени М. П. Симонова» установлен памятник конструктору[15].

Книга, посвященная Михаилу Петровичу Симонову, называется "Генеральный конструктор М.П. Симонов" (2011)[16].

Примечания

  1. Умер генеральный конструктор самолетов марки «Сухой» Михаил Симонов
  2. Михаил Петрович Симонов. Биографическая справка. РИАНовости (4 марта 2011). Дата обращения: 4 марта 2011.
  3. Генеральный конструктор Михаил Симонов
  4. Каменск-Шахтинская газета «Труд», № 189—192, 17 сентября 2014
  5. 5,0 5,1 Легендарный авиаконструктор М.П.Симонов
  6. Михаил Симонов. Ему говорили: «Родину продаешь!»
  7. 7,0 7,1 Михаил Петрович Симонов/ сайт Герои страны
  8. 8,0 8,1 Симонов Михаил Петрович (1929–2011)
  9. СИМОНОВ Михаил Петрович (1929–2011)
  10. Указ Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 годы № 1286 «О присвоении звания Героя Российской Федерации Симонову М. П.» (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 октября 2013. Архивировано 20 октября 2013 года.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1997 года № 532 «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1996 года» Архивировано 20 октября 2013 года.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2002 года № 614 «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года» Архивировано 20 октября 2013 года.
  13. Главный самолет моей жизни: «отец» лучших в мире истребителей
  14. В Москве открыта мемориальная доска в память о выдающемся российском авиаконструкторе Михаиле Симонове. Дата обращения: 31 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  15. ОАО НПО «ОКБ им. М. П. Симонова» — 55 лет. Дата обращения: 9 апреля 2015. Архивировано 24 августа 2014 года.
  16. Симонов Михаил Петрович

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!