Свободненская детская железная дорога имени Г.М. Фадеева
| Свободненская детская железная дорога имени Г.М. Фадеева | |
|---|---|
| | |
| Страна |
|
| Город управления | Свободный, Амурская область |
| Протяжённость | 11,6 км |
Свобо́дненская де́тская желе́зная доро́га и́мени Г. М. Фаде́ева — учреждение дополнительного образования для детей, расположенное в городе Свободный Амурской области. Детская железная дорога является структурным подразделением Забайкальской железной дороги, которая входит в состав ОАО «РЖД». В настоящее время детская железная дорога является самой длинной в мире (по состоянию на 2024 год). Её длина составляет 11,6 км. Она представляет собой небольшой участок узкоколейной железной дороги с железнодорожными путями, железнодорожными станциями и железнодорожным подвижным составом[1][2].
С 1940 года детская железная дорога носила имя Лазаря Кагановича. В 2021 году была переименована в детскую железную дорогу имени Геннадия Матвеевича Фадеева[3].
История
14 октября 1939 года было положено начало строительству Свободненской детской железной дороги. В 1940 году, к началу мая, в распоряжение строителей поступил первый узкоколейный локомотив модели К-265. В преддверии празднования Первого мая в 1940 году на стройплощадку прибыл локомотив 159—575, выпущенный в 1938 году. Комсомольцы вагоноремонтного завода Михайло-Чесноковского (по состоянию на 2025 год — Свободненский вагоноремонтный завод) успешно завершили изготовление шести специальных двухосных вагонов, каждый из которых был рассчитан на 24 посадочных места[3].
4 августа 1940 года был введён в эксплуатацию первый участок железной дороги имени Л. М. Кагановича, протяжённостью 4 км. Локомотивная бригада осуществила пробный рейс на паровозе К-265 между железнодорожными станциями «Сталинское счастье» и «Дальневосточная». Маршрут был оснащён системой электрожезловой сигнализации с аппаратами Трегера и телеграфной связью между железнодорожными станциями[3].
К весне-лету 1941 года общая протяжённость железнодорожного пути составила 6,1 км. С началом Великой Отечественной войны, дальнейшее расширение железной дороги было приостановлено. По временной ветке, проложенной осенью 1941 года к совхозу «Свободненский», юные железнодорожники осуществляли транспортировку строительных материалов, топлива и продовольствия для местного мясокомбината, а также перевозили продукцию обратно. За годы войны детская железная дорога перевезла более 26 тысяч тонн грузов, что способствовало обеспечению нужд народного хозяйства[3].
В 1950 году возобновились работы по продлению детской железной дороги до пионерских лагерей. К 1 июня 1951 года общая протяжённость железной дороги достигла 10,5 км. В этот же период было построено здание вокзала на железнодорожной станции «Пионерская»[3].
В 1952—1953 годах в распоряжение детской железной дороги был передан паровоз серии 159, номер 288. В 1960 году железнодорожный подвижной состав был пополнен тепловозом ТУ2-044, а в 1963 году — несколькими цельнометаллическими вагонами модели Pafawag, изготовленными на Вроцлавском вагоностроительном заводе в Польше[3].
К 1970 году были модернизированы системы сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). На участках между железнодорожными станциями была установлена полуавтоматическая блокировка, а на железнодорожных станциях — ключевая зависимость стрелок и сигналов. Для обеспечения связи локомотивов с диспетчерским пунктом была внедрена радиосвязь[3].
В 1989 году из состава Хабаровской детской железной дороги был передан тепловоз ТУ2-001, ставший первым локомотивом данной серии на Свободненской детской железной дороге. В начале 1990-х годов в парк железнодорожного подвижного состава были включены новые пассажирские вагоны модели ПВ51, произведённые Демиховским машиностроительным заводом. В 1997 году из Читинской детской железной дороги был получен тепловоз ТУ2-069[3].
В 2011 году в результате капитального ремонта с Читинской детской железной дороги был доставлен тепловоз ТУ7А. В тот же период Свободненская детская железная дорога получила три новых пассажирских вагона[3].
В первой половине 2012 года на Свободненской детской железной дороги была проведена полная реконструкция: осуществлена укладка рельсо-шпальной решётки на железобетонном основании, внедрена микропроцессорная система управления стрелками и сигналами, построены пять пассажирских платформ, реконструированы здания для обслуживания пассажиров, капитально отремонтирован учебный центр. Также были модернизированы системы электроснабжения и освещения четырёх железнодорожных переездов[3].
В августе 2012 года в парк железнодорожного подвижного состава Свободненской детской железной дороги поступил новый тепловоз ТУ10-014. В августе 2014 года детская железная дорога получила ещё три пассажирских вагона. В 2021 году детской железной дороге было присвоено имя первого министра путей сообщения Российской Федерации, первого президента «Российских железных дорог» Геннадия Матвеевича Фадеева[1][3].
На сегодняшний день на Свободненской детской железной дороге эксплуатируются тепловозы ТУ2-001, ТУ7А-3214 и ТУ10-014. Контингент юных железнодорожников превышает 900 человек[3].
Обучение
Для детей, заинтересованных в железнодорожной профессии, разработаны дополнительные образовательные программы, рассчитанные на семилетний курс обучения и разделённые на два этапа[4]:
- первый этап предназначен для учащихся 5-9 классов (1-5 курсы).
- второй этап охватывает учащихся 10-11 классов (6-7 курсы).
Обучение на линейной железнодорожной станции осуществляется на базе общеобразовательных учреждений. В городе Свободный обучение осуществляется в Учебном центре Свободненской детской железной дороги[4].
Учебный центр располагает специализированными аудиториями, где дети могут изучать теоретические и практические аспекты железнодорожной профессии[4]:
- общий курс железных дорог;
- организацию движения;
- путевое хозяйство (с использованием действующих макетов стрелочных переводов, ограждений рабочих зон и регулируемых охраняемых переездов);
- вагонное хозяйство;
- охрана труда;
- компьютерный класс с тренажёрами дежурного по железнодорожной станции (ДСП) и поездного диспетчера (ДНЦ), системой «Нестандартные ситуации» (ИОС-Д) и автоматизированной системой для оперативного персонала (АОС-ДМ);
- локомотивное хозяйство с тренажёром машиниста тепловоза ТУ-10.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Свободненская детская железная дорога имени Г. М. Фадеева. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия». Дата обращения: 17 июня 2025.
- ↑ Свободненская детская железная дорога. АО «Издательский дом «Гудок». Дата обращения: 17 июня 2025.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 Свободненская детская железная дорога. Основная информация. ОАО «РЖД». Дата обращения: 17 июня 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Свободненская детская железная дорога им. Г.М. Фадеева. Обучение. ОАО «РЖД. Дата обращения: 17 июня 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |