Русская эскадра на Севастопольском рейде

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Ivan Constantinovich Aivazovsky - The Russian Squadron on the Sebastopol Roads.jpg
Иван Айвазовский
Русская эскадра на Севастопольском рейде. 1846 год
холст, масло. 121 × 191 см
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
инв. Ж-8237

«Русская эскадра на Севастопольском рейде» — картина русского живописца Ивана Айвазовского, написанная в 1846 году. Другое название этой работы «Севастополь перед полуднем во время высочайшего туда приезда».

Художественное полотно находится в Государственном Русском музее, куда было передано в 1924 году из Государственного Эрмитажа[1].

Иван Константинович Айвазовский — русский живописец и график, один из самых известных маринистов XIX века. Во время Крымской войны дважды посетил осаждённый Севастополь. Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота; много интересных картин посвящено Севастополю.

Событие в основе картины

В первой половине 1840-х годов Айвазовский пользовался большим вниманием императора Николая I, и художник получил заказ на исполнение нескольких картин. 16 марта 1846 года Айвазовский сообщал графу Зубову о том, что император Николай I доставил ему счастье «…отправиться из Николаева в Севастополь на одном пароходе с Его Величеством, который все время чрезвычайно был ко мне милостив и много картин заказал во время смотра морского в Севастополе».[2]

Летом этого же года, по случаю десятилетия творческой деятельности художника, в Феодосии состоялась первая персональная выставка его работ, на которой была представлена картина «Севастополь перед полуднем во время высочайшего туда приезда». Судя по тому, что в центре полотна изображена яхта с поднятым императорским штандартом, перед которой выстроились в парадном порядке боевые корабли, картина именно та, которая была заказана художнику Николаем I.[2]

Толпа народа с восторгом приветствует входящую в Севастопольскую бухту флотилию. Торжественно стоят суда на рейде согласно рангам, начиная с самых крупных трехмачтовых линейных кораблей и фрегатов, оснащенных тяжелой артиллерией, до небольших однопалубных корветов и бригов с легкими орудиями для навесной стрельбы. Величественное полотно Айвазовского показывает мощь русского Черноморского флота — к тому времени русские моряки добились множества побед на море[3].

Ничто на этой картине еще не предвещало трагической судьбы Севастополя — черноморской жемчужины российской короны — и русского флота в предстоящей Крымской войне 1853—1856 годов. Корабли, изображенные на картине, включая и флагман черноморского парусного российского флота линейный 130-пушечный линейный корабль «Двенадцать апостолов», спущенный на воду в 1841 году, были затоплены на входе в Севастопольскую бухту в 1854 году, чтобы не допустить захода в нее кораблей франко-англо-турецкого флота и таким образом обезопасить Севастополь с моря. На картине также запечатлён отменённый впоследствии ритуал моряков: во время рейда стоять на реях мачт, соблюдая равнение.[1]

Интересно, что с кораблем «Двенадцать апостолов» у И. К. Айвазовского связано одно из самых ярких воспоминаний этого периода: на упоминавшуюся выше выставку произведений Айвазовского (в ознаменование 10-летия художественной деятельности и возвращения в родной город) в Феодосию из Севастополя с поздравлениями пришел отряд из пяти военных парусных кораблей во главе с «Двенадцатью апостолами» под командованием тогда еще капитана первого ранга В. А. Корнилова, чтобы поздравить молодого художника от имени черноморских моряков.[1]

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!