Растровые изображения
Рáстровые изображе́ния - изображения, оформленные в виде сетки пикселей или точек (обычно прямоугольного вида) на мониторе, бумаге или других устройствах. Растровые изображения строятся по принципу мозаики: они состоит из множества маленьких элементов, называемых пикселями. Основными характеристиками растровых изображений является разрешение и глубина цвета. Разрешение показывает количество точек по вертикали и горизонтали. Глубина определяет какое минимально количество цветов может быть использовано в изображении. Форматы растровых изображений: BMP, PCX, TIF, GIF, JPG. Формат JPG наиболее распространённый для хранения фотографий, формат PNG используется для статичных изображений, формат GIF используется для анимированный и статичных изображений[1].
Отличия растровых изображений от векторных
Растровое изображение формируется из точек, а векторное из графических примитивов - линий, фигур. Растровое изображение отличается от векторного четкостью передачи оттенков и полутеней. Самыми распространенными программами обработки растровых изображений являются: Adobe Photoshop,Gimp, Paint, Krita.
Векторное изображение определяется с помощью таких свойств, как цвет, форма, контур, размер и положение на чертеже. Векторные изображения сохраняют четкость при масштабировании. Самыми распространенными программами обработки векторных изображений являются: AdobeIllustrator, 3DS Max, CorelDraw, Inkscape[2].
Преимущества растровых изображений
Растровые изображения хранятся с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Пиксель - минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом. Каждый пиксель имеет определённое положение и цвет. Хранение каждого пикселя требует определённого количества битов информации, которое зависит от количества цветов в изображении.
Растр - совокупность точек, выстроенных в чётко заданном порядке. Обычно используется прямоугольный растр, то есть точки выстраиваются в виде таблицы. Количество растрового изображения зависит от количества точек по вертикали и горизонтали и количества цветов, которые можно задать для каждого пикселя. Растровый способ представления изображений хорошо подходит для хранения фотографий и видеофрагментов. Редактирование растровой графики заключается в изменении цветов пикселей. Это удобно в том случае, если нужно изменить мелкие детали изображения или применить какой - либо визуальный эффект[3][3].
Растровая графика позволяет создать (воспроизвести) практически любой рисунок, вне зависимости от сложности, в отличие, например, от векторной, где невозможно точно передать эффект перехода от одного цвета к другому без потерь в размере файла. Растровая графика является наиболее распространённой. Растровая графика имеет высокую скорость обработки сложных изображений, если не нужно масштабирование[2].
Недостатки растровых изображений
Растровые изображения имеют большой размер и большую глубину цвета. Файлы, хранящие растровые изображения, имеют больший информационный объем.
Растровые изображения чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению картинки). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения.
При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооружённым взглядом.
Изображения, представленные в растровом виде, не хранит никакой информации о форме объектов, это всего лишь совокупность точек. Форма получается в мозгу человека за счет разницы цветов соседних пикселей. Поэтому редактировать форму объектов, представленных растровым способом, достаточно сложно[3].
Примечания
- ↑ Коновалов Д.Э. Растровая графика: форматы, преимущества, недостатки и характеристики. // Вестник науки : Международный научный журнал. — 2024. — Январь (т. 3, № 1). — С. 665-666.
- ↑ 2,0 2,1 Гаврилов М. В., Климов В. А. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования. — М.: Юрайт, 2024. — С. 134. — 355 с.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Трофимов В. В. Информатика : учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2024. — С. 161. — 795 с.