Пуровский мост
| Мост через Пур | |
|---|---|
| Область применения | автомобильный |
| Пересекает | Пур |
| Место расположения | Ямало-Ненецкий автономный округ |
| Конструкция | |
| Тип конструкции | балочный |
| Материал | сталь |
| Основной пролёт | 105 м |
| Общая длина | 1023 м[1] |
| Эксплуатация | |
| Начало строительства | 2018 год |
| Открытие | 16 октября 2020 года |
| 65°58′31″ с. ш. 78°20′48″ в. д. / 65.97528° с. ш. 78.34667° в. д. (G) (O) (Я) | |
Пу́ровский мост — автомобильный мост через реку Пур на автодороге Коротчаево — Тазовский, расположенный в непосредственной близости к посёлку городского типа Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа России. Проезд по мосту платный. Мост был официально открыт 16 октября 2020 года[2].
Географическое положение
Пуровский мост находится в удалённом районе Западной Сибири, характеризующемся сложными климатическими условиями, включая вечную мерзлоту, сезонные наводнения и ограниченную доступность для строительной техники и материалов. Расположение моста вблизи Уренгоя, крупного центра газодобычи, подчеркивает его критическую роль в поддержке промышленной деятельности региона. Река Пур представляет собой значительное водное препятствие, требующее специальных инженерных решений при строительстве моста[3].
История
До строительства постоянного моста движение автотранспорта через реку Пур выполнялось по понтонно-мостовой переправе. В период весеннего ледохода и осеннего ледостава сообщение между берегами отсутствовало[4]. Для создания надежной транспортной связи районов нефтегазодобычи с южной частью автономного округа было принято решение о строительстве постоянного моста[5].
В соответствии с Распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 декабря 2014 года № 419-р «О заключении концессионного Соглашения в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа „Коротчаево-Красноселькуп“, в том числе, моста через реку Пур» был проведён конкурс на право заключения концессионного соглашения. По итогам конкурса концессионное соглашение было заключено с ООО «Региональная инфраструктурная компания»[6]. Инвестиции в проект составили около 10 миллиардов рублей. Региональная инфраструктурная компания будет в течение 15 лет окупать вложенные в него средства, получая плату за проезд с дальнобойщиков, перевозящих грузы для нужд нефтегазовых компаний на Гыданский полуостров Ямала и Ванкорский кластер в Красноярском крае[7].
Работы по строительству моста начались в декабре 2018 году. Генеральным подрядчиком выступило АО «Мостострой-11», генеральным проектировщиком — АО «Ленпромтранспроект». Пролёты с 2 по 10 собирались на стапеле на левом берегу реки[8] и монтировались с помощью продольной надвижки, береговые пролёты 1-2 и 10-11 монтировались полунавесным способом. В июне была завершена финальная надвижка[9], в августе закончены работы по монтажу береговых пролётов[10].
Открытие движения по мосту состоялось 16 октября 2020 года в присутствии губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Д. А. Артюхова[11][12].
Необходимость постоянной переправы через реку Пур для связи Уренгоя с Тазовским районом осознавалась десятилетиями. Ранее использовалась платная понтонная переправа, которая была непригодна для использования примерно один месяц дважды в год (весной и осенью)[13].
Строительство Пуровского моста уникально для России своим полностью частным финансированием. Частный инвестор, поддержанный шестисторонним соглашением с участием компании «Транснефть» и Газпромбанка. Инвестор возвращает свои инвестиции за счет платы за проезд коммерческого транспорта, в то время как местные жители освобождены от этих сборов в соответствии с федеральным законодательством[14].
Активная фаза строительства началась зимой 2019 года и завершилась значительно раньше запланированного срока, примерно вдвое быстрее. В строительстве участвовало около 1500 человек. Было построено 11 опор, уложено более 5800 тонн металлических конструкций пролетных строений и использовано более 270 000 кубометров песка для обустройства подъездных путей. В строительстве участвовали АО «Мостострой-11» (генеральный подрядчик) и ООО «Мостовое бюро». Генеральным директором АО «Мостострой-11» являлся Николай Руссу[15].
Мост был официально открыт 16 октября 2020 года. В церемонии открытия участвовал губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. Название «Пуровский» было выбрано путём публичного голосования среди жителей Ямала. Первыми мост пересекли местные спортсмены, пробежавшие забег на 1000 метров по его длине (без учёта подъездных путей)[16].
Конструкция
Технические характеристики
- Общая длина: Примерно 2700 метров (включая подъездные пути).
- Длина моста (без подъездных путей): 1023 метра.
- Длина пролёта: 105 метров.
- Стоимость: 10 миллиардов рублей (примерно 130 миллионов долларов США на момент строительства, исходя из предоставленного курса обмена)[13].
Общая длина мостового перехода составляет 2716 м[17], включая сам мост (1023 м) и участки подходов (1697 м). Длина моста по задним граням устоев 1023 м.
Основание всех опор свайное из металлических неизвлекаемых труб 1420×16 мм, частично заполненных армированным бетоном, объединённых поверху монолитным ростверком высотой 2,5 м. Крайние опоры приняты обсыпного типа. Надфундаментная часть состоит из двух монолитных железобетонных стоек переменного прямоугольного сечения. Поверху стойки объединены железобетонным монолитным ригелем. Промежуточные опоры сборно-монолитные массивные. Тело опор в пределах уровня ледохода имеет обтекаемую форму и состоит из контурных блоков из морозостойкого железобетона, выполняющих роль облицовки, с монолитным армированным ядром заполнения. Верхняя часть тела опор монолитная[4].
Пролётное строение коробчатое металлическое неразрезное по схеме 84,0 + 8x105,0 + 84,0 м. В поперечном сечении состоит из двух двутавровых балок, объединённых четырьмя блоками верхней ортотропной плиты автопроезда и блоком нижней ребристой плиты. Расстояние между балками поперек моста 6,6 м. Ортотропная плита автопроезда состоит из листа настила толщиной 14 мм, продольных ребер полосового сечения, расположенных поперёк моста с шагом 300—310 мм и поперечных балок таврового сечения высотой 732 мм, расположенных с шагом вдоль моста 3,0 м[4]. Пролётные строения изготавливаются в северном А исполнении (расчетная минимальная температура ниже −40 °С до −50 °С). Все заводские соединения сварные, монтажные — болтосварные на высокопрочных болтах[4]. Пролёты моста обеспечивают судоходный габарит 100 х 10,5 м[4].
Мост предназначен для движения автотранспорта. Габарит проезжей части Г-10. Проезжая часть моста включает в себя две полосы для движения автотранспорта. С двух сторон проезжей части устроены служебные проходы шириной 0,75 м. Тротуары отделены от проезжей части металлическим барьерным ограждением высотой 1,1 м. Покрытие проезжей части — асфальтобетон. Перильное ограждение из композитного материала[4]. На левом берегу реки расположен пункт взимания платы и весогабаритного контроля[4].
Примечания
- ↑ Источник. Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 5 февраля 2023 года.
- ↑ Тарифы проезда транспортных средств по участку автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа Коротчаево — Красноселькуп, в том числе моста через р. Пур. Региональная инфраструктурная компания.
- ↑ Река Пур: самый дорогой в России мост, нефть и бесценный муксун. Красный север (19 июня 2023). Дата обращения: 1 ноября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Проектная документация. Строительство мостового перехода через реку Пур на автомобильной дороге Коротчаево–Уренгой / ГИП А. В. Баланин. — СПб. : АО «Ленпромтранспроект», 2020. — Т. 1. Часть 1 : Проектные решения. — 118 с.
- ↑ «Ждали 40 лет»: почему важно открытие Пуровского моста на Ямале. Газета (19 октября 2020). Дата обращения: 1 ноября 2024.
- ↑ Концессионное соглашение о финансировании, создании, эксплуатации участка автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа Коротчаево – Красноселькуп, в том числе моста через р. Пур. Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа. Дата обращения: 1 ноября 2024.
- ↑ Концессионером моста через Пур за 10 млрд стала фирма, близкая к Ротенбергу. www.znak.com. Дата обращения: 5 февраля 2020. Архивировано 13 ноября 2019 года.
- ↑ Плановая обзорная аэровидеосъемка текущего состояния строящегося мостового перехода через реку Пур. ООО «Мостовое бюро» (10 сентября 2019). Дата обращения: 16 октября 2020. Архивировано 19 сентября 2020 года.
- ↑ Завершена финальная надвижка на мосту через Пур. «Ямал-Регион» (5 июня 2020).
- ↑ Строители Пуровского моста заварили «золотой» шов. Региональная инфраструктурная компания (11 августа 2020). Архивировано 3 декабря 2020 года.
- ↑ Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов открыл мост через реку Пур. Коммерсант (16 октября 2020).
- ↑ На Ямале запустили Пуровский мост: «Поехали!». Красный Север (16 октября 2020). Дата обращения: 16 октября 2020. Архивировано 17 октября 2020 года.
- ↑ 13,0 13,1 Историческое событие для Ямала. В ЯНАО открыто движению по Пуровскому мосту. Нефтегаз (17 октября 2020). Дата обращения: 1 ноября 2024.
- ↑ Мост через реку Пур открылся на Ямале. ТАСС (16 октября 2020). Дата обращения: 1 ноября 2024.
- ↑ Историческое событие для Ямала. В ЯНАО открыто движению по Пуровскому мосту. ЭТП ГПБ (17 октября 2020). Дата обращения: 1 ноября 2024.
- ↑ На Ямале запустили Пуровский мост: «Поехали!». Красный север (16 октября 2020). Дата обращения: 1 ноября 2024.
- ↑ Работы по строительству моста через реку Пур на Ямале выполнены наполовину. ТАСС. Дата обращения: 5 февраля 2020. Архивировано 5 февраля 2020 года.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |