Психодиагностика детей дошкольного возраста
Современная психологическая диагностика [1] — психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека
Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста в ДОУ[править]
Применительно к дошкольному возрасту психодиагностика [2] определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения.
Психологическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нового поколения психолого-педагогическая диагностика определяется как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. Отмечается, что участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей)[1]. Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Практическое применение психодиагностики детей дошкольного возраста в условиях ДОУ[править]
Повышение интереса к проблемам психодиагностики в дошкольном образовании в последние годы во многом связано с развитием психологических служб, которые появились в дошкольных образовательных учреждениях, логопунктах, детских психолого-медицинских центрах и др. Профессиональный психолог способен оказать консультативную психологическую помощь родителям и педагогам в воспитании детей дошкольного возраста; помощь детям, имеющим высокий уровень способностей; детям, у которых нарушен ход нормального развития личности; детям с особыми образовательными потребностями; детям с ОВЗ и др.
Таким образом, можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Во-первых, психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания в ДОУ. С её помощью может решаться целый ряд задач, стоящих перед работниками дошкольных образовательно-воспитательных учреждений: например, определение готовности ребенка к школьному обучению, реализация личностно-ориентированного подхода выявление нарушений в личностной сфере и др.
Во-вторых, областью практического применения результатов психодиагностических исследований в дошкольных образовательных учреждениях является консультационная и коррекционно-развивающая работа. В данном случае важной задачей психодиагностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у ребенка (педагогическая запущенность, отставание в развитии, сложности в детско-родительских отношениях, навязчивые страхи и т. д.) и выбор способов и приемов, способствующих их разрешению.
Психодиагностические задачи могут решаться различными способами: длительное наблюдение за ребенком; наблюдение в реальных условиях его жизни, например, наблюдение за поведением ребенка в детском саду. Помимо наблюдения в психодиагностике получили распространение специальные методики, позволяющие получить оценку той или иной психической характеристики конкретного индивида.
Преимущества психодиагностических методик (психодиагностические методики): 1) позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; 2) представляют информацию о конкретных особенностях ребенка (интеллекте, тревожности, самооценке, наиболее характерных личностных чертах и т. п.); 3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение обследуемого индивида с другими людьми; 4) информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза их эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.
Одной из современных проблем психологического сопровождения в дошкольном образовании является использование новых форм и методов, основанных на применении информационных технологий, В результате в настоящее время формируется новая парадигма психодиагностики в образовании, основанной на принципах компетентности, доступности, безопасности, простоте использования, оперативности и вариативности средств взаимодействия психолога и ребенка.
Современная дошкольная психодиагностика включена в более широкий контекст психологического сопровождения, к ключевым принципам которого относятся следующиепсиходиагностика[4]:
- рекомендательный характер психологического заключения;
- приоритет интересов ребенка;
- непрерывное психодиагностическое сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
Основные направления психодиагностической деятельности педагога-психолога ДОУ[править]
Деятельность психологов ДОУ осуществляется в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами (кодекс профессиональной этики психолога). Наибольшее значение для эффективной диагностики и коррекции психического развития ребенка имеют ряд принципов — принципы конкретности, ориентации на индивидуальность, безоценочности, трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью, комплексности, этичности и др. Так, в частности, принцип конкретности указывает на ситуативный характер результатов диагностических исследований. Учет принципа индивидуальности дошкольников определяет содержание форм и методов психодиагностики. Принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев в психодиагностическом процессе. Принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью заключается в том, что ребенок как субъект образовательного процесса рассматривается включенным в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Принцип комплексности предполагает проведение не только психологического мониторинга, но и медицинского, и педагогического. Принцип этичности определяется ответственностью, которую несет педагог-психолог.
Виды психологической диагностики в дошкольном образовательном учреждении[править]
В современной практической деятельности педагога-психолога ДОУ последовательно используются следующие виды диагностики (настольная книга педагога-психолога)[5]:
- Скрининговая диагностика (групповая) направлена на выявление детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у детей.
- Углубленная психологическая диагностика проводится с детьми, имеющими какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т.е. в специальной психологической помощи.
- Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих, коррекционных мероприятий; может проводиться несколько раз в течение учебного года.
- Итоговая диагностика позволяет оценить динамику изменения состояния дошкольника в результате проведенной коррекционно-развивающей работы.
Т. Д. Марцинковская дифференцирует содержание психодиагностической деятельности по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (законные представители), воспитатели и педагоги. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.
В справочнике педагога-психолога ДОУ (педагог-психолог ДОУ)отмечается, что предметом психодиагностического обследования в ДОУ могут выступать:
- Особенности поведения и характера воспитанников;
- Особенности психических процессов детей: восприятия, мышления, воображения, памяти, речи;
- Особенности взаимодействия сверстников, детей с воспитателями, родителями;
- Психологический климат в группе воспитанников;
- Отклонения в поведении, характере воспитанников.
Также психолог может диагностировать одаренность детей, их склонности и способности.
Общие подходы к диагностике психического развития детей дошкольного возраста[править]
Психическое развитие детей представляет собой сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому при проведении диагностики необходимо использовать целую «батарею» методик, направленных на изучение различных сторон психики детей, чтобы получить целостное представление о конкретном ребенке. При этом важно не только правильно подобрать методики, но и расположить их в определенном порядке, чтобы поддерживать интерес у ребенка.
Анализ результатов психодиагностического обследования позволяет составить психологическую характеристику (психологическое заключение), в которой дается комплексное описание психологических черт данного ребенка, а также основные причины появления тех недостатков и отклонений, выявленных в процессе обследования.
Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (воспитателями, специалистами, родителями) в том случае, если они обратились с определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы необходимо четко определить характер запроса.
Диагностика предполагает различные методы исследования: беседу, наблюдение, тестирование, организованные игры, анализ продуктов детской деятельности (творчества). Беседа и наблюдение позволяют составить краткий психологический портрет ребенка. Для углубленного изучения необходимо проведение тестирования детей.
Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ достаточно разнообразен и широко описан в специальной литературе. При выборе психодиагностической методики необходимо учитывать её соответствие возрасту ребенка, диагностическим целям; минимальность временных и энергетических затрат при использовании (в том числе легкость в обработке). К стандартизированным тестам (тест)выдвигается ряд требований: репрезентативность, надежность, валидность, объективность измерения и др. Кроме стандартизированных тестов применяются также методики с поуровневой дифференциацией, как содержательно, так и процессуально более адаптивные для детей дошкольного возраста; и проективные тесты, направленные на целостное изучение личности («Рисунок человека», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи» и др.).
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста может проводиться в следующих направлениях: интеллектуальное развитие, личностное развитие, диагностика готовности к обучению в школе.
К организационным аспектам психодиагностического обследования можно отнести: условия проведения диагностических мероприятий, участие в них родителей (законных представителей) обследуемых детей, оборудование и средства диагностики справочник педагога-психолога[7].
К процедурным аспектам относятся последовательность и содержание диагностических мероприятий, обозначенные как этапы обследования. Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов: подготовительный этап (составление семейного, педагогического и медицинского анамнеза; адаптационный этап (знакомство с ребенком); основной этап (психодиагностическое обследование); интерпретационный этап (составление психологического заключения); заключительный этап (разработка рекомендаций для родителей и педагогов).
Таким образом, тесты, опросники, шкалы — это профессиональные диагностические инструменты, используемые в психодиагностической науке и практике. Правильная диагностика — первый шаг в организации коррекции психических отклонений, в то же время психологическая диагностика позволяет выявлять уже в достаточно раннем возрасте одаренность и высокий уровень развития способностей детей — интеллектуальных, коммуникативных, социальных.
Литература[править]
1. Психологическая диагностика: учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и е. М. Борисовой. — М.: изд-во УРАО, 2008. — 565 с.
2. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т. Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2000. 255 с.
3. ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/ 11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 20.03.2014).
4. 1С: Дошкольная психодиагностика: руководство по использованию психодиагностических методик психологами дошкольных образовательных учреждений [Текст] / под ред. д-ра психол. наук, проф. А. Н. Гусева. Агентство 1С-Персонал, 2009. 138 с.
5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения [Текст] / Савельева Н. Р/д, Феникс, 2004. 572 с.
6. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ [Текст] / М. А. Аралова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 255 с.
Примечания[править]
- ↑ Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования . «Российская газета» (24 ноября 2013). Дата обращения: 12 декабря 2022.
Это статья-заготовка. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Знание.Вики. Нажмите и узнайте подробности. |