Послушайте!

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Послушайте!
Послушайте!
Жанр стихотворение
Автор Владимир Маяковский
Язык оригинала русский
Дата написания 1913—1914
Дата первой публикации 1914
Издательство Первый журнал русских футуристов

«Послушайте!»стихотворение Владимира Маяковского, напечатанное в 1914 году на страницах дебютного номера «Первого журнала русских футуристов». Это произведение, ставшее частью литературного наследия авангарда, подарило миру крылатую фразу: «Если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?». Публикация в этом знаменательном издании закрепила место стихотворения в истории русской поэзии и внесла неоценимый вклад в формирование футуристического стиля[1][2].

Структура и содержание

В монологе, открывающемся прямым обращением к воображаемому собеседнику, Маяковский ставит под сомнение очевидность существования звёзд. Лирический герой, задаваясь вопросом о целесообразности их свечения, представляет образ человека, для которого наличие звезды — не просто эстетическое удовольствие, а жизненно важная необходимость. Этот человек, в отчаянной попытке обрести свет, идёт на крайние меры, «врываясь к богу», вымаливая небесное светило и клянясь в непереносимости существования без него. Круговое построение стихотворения подчёркивает неразрешимость поставленного вопроса, превращая риторический вопрос в категоричное утверждение о неизбежности звёздного сияния. Трёхстрофная структура с перекрёстной рифмовкой (abab), выполненная тоническим стихосложением, усиливается визуально: большинство строк, расчленённых на короткие фрагменты, выстраиваются вертикальными столбцами (исключение составляют лишь вторая и третья строки первой строфы), создавая эффект увеличенного объёма и подчеркивая интенсивность эмоционального напряжения[3][4][5].

Создание и публикация

«Послушайте!» — стихотворение, впервые увидевшее свет в первом номере журнала русских футуристов в 1914 году, — родоначальник крылатой фразы «если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?». Его история создания окутана некоторой тайной. В мемуарах Софьи Шамардиной запечатлён момент импровизированного рождения стихотворения: на ходу, в извозчичьей пролетке, Маяковский, держа её руку, напевал строки о звёздах, сомневаясь в их «сентиментальности», но всё же решив их записать. Владимир Николаевич Дядичев предлагает более раннюю дату написания — ноябрь - декабрь 1913 года, связывая стихотворение с работой Маяковского над трагедией «Владимир Маяковский». Эта связь прослеживается в общей эмоциональной гамме, где любовь перекликается с космическими масштабами[6][7].

Первоначально опубликованное без названия и знаков препинания, с прописными буквами в начале каждой строки, стихотворение подверглось цензурной правке: фраза «торопится к богу, боится, что опоздал» была заменена на «торопится на небо». Этот цензурированный вариант позднее воспроизвёл Давид Бурлюк. Пройдя через различные редакции, включая сборники «Для первого знакомства» (1915, неопубликованный) и «Простое как мычание» (1917), стихотворение обрело окончательный вид и закрепилось в собраниях сочинений поэта[8][9].

Музыкальная жизнь «Послушайте!» также богата. Владимир Дашкевич создал вокальный цикл (1977 год), в исполнении Елены Камбуровой. В 1981 году «Мелодия» выпустила виниловый альбом с этим циклом. Ансамбль «Песняры», благодаря композиторскому таланту Владимира Мулявина и Валерия Головко, также включил стихотворение в свою концертную программу «Во весь голос» (19861988), с сольной партией Валерия Дайнеко. Так стихотворение «Послушайте!» продолжает жить не только как литературный шедевр, но и как источник вдохновения для музыкальных композиций[10].

Литературоведческий анализ

Анализ раннего творчества Маяковского, периода, который Татьяна Анатольевна Тернова определяет как неоромантический, выявляет последовательную смысловую арку: лирический герой ищет эмпатии у обыденного мира, сталкиваясь с её отсутствием, и в итоге обращается к самоутверждению. Архитектура произведения подчеркивается не только смысловой линией, но и формальными приёмами. Дробление длинных стихотворных строк на короткие, столбиком, акцентирует внимание не только на рифме, но и на ключевых словах — «послушайте!», «зажигают», «плачет», «клянётся», создавая дополнительные звуковые связи («послушайте» — «жемчужиной», «значит» — «плачет»). Необычный смысловой переход между первой и второй строфами, где фраза из четвёртой строки первой части («И, надрываясь // в метелях полуденной пыли») продолжается в первой строке второй, также работает на эту цель[11][12].

Произведение выстроено в стиле живой разговорной речи, с использованием убеждающих аргументов, многочисленных вопросительных и восклицательных знаков, повторов («значит»), и разговорных частиц («ведь»). Именно поэтому финальные строки, хотя и сохраняющие вопросительную форму, на деле представляют собой утверждение. Интимно-доверительный тон стихотворения, пронизанный надеждой, лишен характерного для более позднего Маяковского намеренного пафоса. В. Н. Дядичев указывает, что для лирического героя звезда символизирует смысл существования, подтверждая присутствие любви и добра в мире. Этот смысл достигается через самопожертвование, но не для себя, а для любимого человека, к которому обращены заключительные вопросы: «…теперь тебе ничего? Не страшно?». Интересная интерпретация, предложенная Виктором Осиповичем Перцовым, рассматривает «Послушайте!» в контексте полемики Маяковского с Франсисом Жаммомпереводах И. Г. Эренбурга). Перцов находит в ранней лирике Маяковского два произведения, диалогически отвечающих Жамму: заключительное стихотворение из цикла «Я!» («Несколько слов обо мне самом») как ответ на «Молитву, чтобы ребёнок не умер», и «Послушайте!» как реакцию на «Молитву, чтобы получить звезду»:

Боже, дай мне одну золотую звезду,

Может, в ней для души я спасенье найду.

Если ты не захочешь отдать её мне,

Без обиды, без жалобы всё я снесу.

Если гибель в звезде — подари её мне,

Как дают бедняку золочёное су…

В отличие от традиционного, вертикального подхода Франсиса Жамма к взаимоотношениям человека и божества, где преобладает смиренная мольба, Маяковский в «Послушайте!» демонстрирует активную, субъектную позицию лирического героя. Для него сияние звезды, несущее надежду другому, приобретает ценность, превосходящую саму фигуру Бога. Божественный образ, представленный в стихотворении, демифологизирован и антропоморфизирован до предела: Бог доступен, к нему можно «врываться», предъявлять ему требования, даже применять некий вид шантажа. Это подчеркивает характерный для раннего Маяковского богоборческий мотив — высшая сила присутствует, но лишена абсолютной благости и не играет решающей роли в индивидуальной судьбе. Однако, «жилистая» рука Бога, по мнению Дядичева, может интерпретироваться не только как символ власти, но и как признак сопереживания, способности понять страдания лирического героя[13][14].

Леонид Юрьевич Большухин предлагает альтернативную трактовку, рассматривая стихотворение не только как акт богоборчества, но и как попытку переосмысления молитвенного диалога с божественным. Он также акцентирует внимание на присутствующем у Маяковского, но отсутствующем у Жамма, мотиве всепоглощающего страха, унаследованного из цикла «Я!». В отличие от Жамма, у Маяковского конфликт с окружающим миром не разрешен, а нуждается в публичном, эмоциональном выражении. Кульминацией этого поэтического противостояния и стала фраза «если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?», вошедшая в обиход как крылатое выражение, и отражающая философский посыл стихотворения о необходимости смыслов и их влиянии на человеческую жизнь[15][16].

Примечания

  1. Биография. Государственный музей В.В. Маяковского. Дата обращения: 8 ноября 2027.
  2. Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор". Сетевое издание: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Дата обращения: 8 ноября 2024.
  3. Харджиев Н. Из материалов о Маяковском // Russian Literature XXVII. — 1990. — С. 417.
  4. Комплексный анализ стихотворения Маяковского «Послушайте». Официальный сайт Студенческий справочник (9 сентября 2024). Дата обращения: 8 ноября 2024.
  5. «Послушайте» - анализ стихотворения В.В. Маяковского. Образовательный портал для школьников и студентов. Дата обращения: 8 ноября 2024.
  6. Владимир Владимирович Маяковский. Biographe.ru. Дата обращения: 8 ноября 2024.
  7. Владимир Маяковский: биография и творчество. Спадило. Дата обращения: 8 ноября 2024.
  8. Маяковский Владимир Владимирович — биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги. Официальный сайт Культура.РФ. Дата обращения: 8 ноября 2024.
  9. Владимир Маяковский: биография, главные произведения. Общественная служба новостей. Дата обращения: 8 ноября 2024.
  10. Владимир Маяковский – поэт на все времена. ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора. Дата обращения: 8 ноября 2024.
  11. Владимир Маяковский: биография, карьера и личная жизнь поэта. Официальный сайт РЕН ТВ (19 июля 2024). Дата обращения: 8 ноября 2024.
  12. Творчество Владимира Маяковского. Vsevolod Sakharov. Дата обращения: 8 ноября 2024.
  13. Владимир Маяковский: Жизнь и творчество великого советского поэта. Официальный сайт «Томпонская модельная центральная библиотека». Дата обращения: 8 ноября 2024.
  14. Маяковский, Владимир Владимирович. ТАСС. Дата обращения: 8 ноября 2024.
  15. Поэзия Серебряного века. Творчество В. В. Маяковского (1893—1930). Интернет-портал «ГодЛитературы.РФ». Дата обращения: 8 ноября 2024.
  16. Маяковский от А до Я. Arzamas. Дата обращения: 8 ноября 2024.