Поправко, Анатолий Константинович

Материал из «Знание.Вики»
Анатолий Константинович Поправко
Поправко Анатолий Константинович.jpg
Дата рождения 10 января 1936(1936-01-10)
Место рождения Омск, СССР
Дата смерти 1 декабря 2008(2008-12-01) (72 года)
Место смерти Россия
Страна  СССР Флаг России Россия
Место работы Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта
Альма-матер Московский институт инженеров железнодорожного транспорта
Учёная степень кандидат технических наук
Учёное звание профессор
Награды и премии
Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» SU Medal For Construction of the Baikal-Amur Railway ribbon.svg
Почётный транспортный строитель СССР.jpg Знак СССР «Почётному железнодорожнику»

Анатолий Константинович Поправко (10 января 1936, Омск — 1 декабря 2008, Москва) — советский и российский учёный, кандидат технических наук (1965), профессор (1990). Автор более 70 научных работ, соавтор учебника по проектированию тоннелей, автор трех учебных пособий и 22 методических указаний[1].

Биография

Анатолий Константинович Поправко родился 10 января 1936 года в городе Омске. В 1950 году он окончил семь классов Омской школы № 1 и поступил в Свердловскую специальную школу ВВС № 11. В 1953 году после окончания школы с золотой медалью Анатолий Константинович был направлен для продолжения обучения в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского в Москве. Однако по состоянию здоровья в академию он не был принят и в том же году поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ, ныне Российский университет транспорта) на мостовой факультет.

В 1958 году Анатолий Константинович окончил вуз по специальности «Мосты и тоннели» с присвоением квалификации инженера-строителя мостов и тоннелей.

По распределению Анатолий Константинович был направлен на работу в проектно-изыскательский институт «Сибгипротранс» в Новосибирске, где проработал с августа 1958 по октябрь 1960 года. Затем он решил продолжить своё образование и с мая 1964 по май 1965 года обучался в очной аспирантуре в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта с целевым назначением в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ, ныне Сибирский государственный университет путей сообщения). После окончания аспирантуры Анатолий Константинович вернулся в НИИЖТ на преподавательскую работу и был зачислен на должность преподавателя кафедры «Мосты и тоннели»[1].

В мае 1965 года Анатолий Константинович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальное исследование методом моделирования статической работы станции метрополитена в кембрийских глинах». В июле того же года Высшая аттестационная комиссия присудила ему учёную степень кандидата технических наук[2].

В октябре 1966 года Анатолий Константинович был избран по конкурсу на вакантную должность доцента по кафедре «Мосты и тоннели». В декабре 1967 года ему было присвоено учёное звание доцента. Занимаясь общественной деятельностью, в 1967-1970 годах Анатолий Константинович был председателем профсоюзного комитета НИИЖТ. В декабре 1972 года он был переизбран в должности доцента на новый пятилетний срок.

В начале 1970-х годов Анатолий Константинович участвовал в технико-экономическом обосновании строительства метрополитена в Новосибирске. В ноябре 1977 года он был в третий раз избран на должность доцента кафедры, а в августе 1978 года был назначен деканом факультета повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта и транспортного строительства. Его работа в должности декана продолжалась до мая 1991 года.

Когда в 1982 году в НИИЖТ была организована самостоятельная кафедра «Тоннели и метрополитены», Анатолий Константинович был избран её первым заведующим и проработал в этой должности до конца 1998 года. 26 апреля 1990 года ему было присвоено учёное звание профессора по кафедре «Тоннели и метрополитены»[3].

При создании Новосибирского метрополитена Анатолий Константинович Поправко прошел весь путь от «прорисовки» линий будущего метрополитена на полу в горисполкоме до первого поезда 7 января 1986 года. Об этом он написал стихи:[4]

«Метро в Сибири, некогда кандальной -
Кто в это верил, кто подумать мог?!
Я тоже ехал в первый путь недальний,
И в горле у меня стоял комок.»

В январе 1996 года на факультета «Мосты и тоннели» СГУПС состоялось праздничное событие: 60-летний юбилей «крёстного отца» дружной тоннельной семьи — профессора А. К. Поправко. Праздник запомнился не столько большим по тем временам (лихие девяностые) количеством гостей (более 100 человек), сколько небывалым подарком выпускников своему любимому Учителю — автомобилем «Жигули»[4].

В декабре 1998 года Анатолий Константинович подал заявление с просьбой об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Выйдя на заслуженный отдых, он переехал на постоянное место жительства в Москву.

Анатолий Константинович Поправко умер 1 декабря 2008 года.

Награды

Награждён медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970 год) и «За строительство Байкало-Амурской магистрали», а также именными часами Министра путей сообщения СССР (1974 год)[1].

Удостоен знаков «За отличные успехи в работе» (1982 год), «Почетный транспортный строитель» (1985 год) и «Почетному железнодорожнику» (1996 год)[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Профессора Сибирского государственного университета путей сообщения : биогр. справ / В. С. Матвиенко. — Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2017. — Т. 2. НИИЖТ (1953–1993 гг.). — 199 с.
  2. Поправко А. К. Экспериментальное исследование методом моделирования статической работы станции метрополитена в кембрийских глинах  : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата технических наук / Ленингр. ин-т инженеров ж.-д. транспорта им. В. Н. Образцова.. — Ленинград: [б. и.], 1965. — 24 с.
  3. Профком - История в лицах. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Сибирский государственный университет путей сообщения. Дата обращения: 14 ноября 2024.
  4. 4,0 4,1 Из истории мостостроительного образования. textarchive.ru. Дата обращения: 14 ноября 2024.