Поправко, Анатолий Константинович

Материал из «Знание.Вики»
Анатолий Константинович Поправко
Поправко Анатолий Константинович.jpg
Дата рождения 10 января 1936(1936-01-10)
Место рождения Омск, СССР
Дата смерти 1 декабря 2008(2008-12-01) (72 года)
Место смерти Россия
Страна  СССР Флаг России Россия
Место работы Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта
Альма-матер Московский институт инженеров железнодорожного транспорта
Учёная степень кандидат технических наук
Учёное звание профессор
Награды и премии
Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» SU Medal For Construction of the Baikal-Amur Railway ribbon.svg
Почётный транспортный строитель СССР.jpg Знак СССР «Почётному железнодорожнику»

Анатолий Константинович Поправко (10 января 1936 — 1 декабря 2008) — советский и российский учёный, кандидат технических наук (1965), профессор (1990).

Автор более 70 научных работ, соавтор учебника по проектированию тоннелей, автор трех учебных пособий и 22 методических указаний.[1]

Биография

Родился 10 января 1936 года в Омске.

В 1950 году окончил семь классов Омской школы № 1 и поступил в Свердловскую специальную школу ВВС № 11. В 1953 году, по окончании этой спецшколы с золотой медалью, Анатолий был направлен для продолжения учебы в Военно-воздушной академии им Н. Е. Жуковского в Москву. Однако по состоянию здоровья в академию не был принят и в этом же году поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ, ныне Российский университет транспорта) на мостовой факультет. Окончил вуз в 1958 году по специальности «Мосты и тоннели» с получением квалификации инженера-строителя мостов и тоннелей.[1]

По распределению Анатолий Поправко был направлен на работу в проектно-изыскательский институт «Сибгипротранс» (Новосибирск), где проработал с августа 1958 по октябрь 1960 года. Затем решил продолжить своё образование и по май 1964 года учился в очной аспирантуре в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта с целевым назначением в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ, ныне Сибирский государственный университет путей сообщения). После окончания аспирантуры вернулся в НИИЖТ на преподавательскую работу и был зачислен на должность преподавателя кафедры «Мосты и тоннели». В мае 1965 года А. К. Поправко защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальное исследование методом моделирования статической работы станции метрополитена в кембрийских глинах»[2]. В июле этого же года Высшая аттестационная комиссия присудила ему ученую степень кандидата технических наук.[1]

В октябре 1966 года учёный был избран по конкурсу на вакантную должность доцента по кафедре «Мосты и тоннели». В декабре 1967 года А. К. Поправко был утверждён в ученом звании доцента. Занимаясь общественной деятельностью, в 1967—1970 годах был председателем профсоюзного комитета НИИЖТ[3]. В декабре 1972 года переизбран в должности доцента на новый пятилетний срок. В начале 1970-х годов он участвовал в технико-экономическом обосновании строительства метрополитена в Новосибирске. В ноябре 1977 года Поправко был в третий раз избран на должность доцента кафедры, а в августе 1978 года был назначен деканом факультета повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта и транспортного строительства. Его работа в должности декана продолжалась до мая 1991 года. Когда в 1982 году в НИИЖТ была организована самостоятельная кафедра «Тоннели и метрополитены», А. К. Поправко был избран ее первым заведующим, проработав в этой должности до конца 1998 года. 26 апреля 1990 года Анатолий Константинович было присвоено ученое звание профессора по кафедре «Тоннели и метрополитены».[1]

В декабре 1998 года профессор А. К. Поправко подал заявление с просьбой об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Выйдя на заслуженный отдых, переехал на постоянное жительство в Москву.

Умер 1 декабря 2008 года.

Интересный факт

При создании Новосибирского метрополитена Анатолий Константинович Поправко прошел весь путь от «прорисовки» линий будущего метрополитена на полу в горисполкоме до первого поезда 7 января 1986 года. Об этом он написал стихи:[4]

«Метро в Сибири, некогда кандальной -
Кто в это верил, кто подумать мог?!
Я тоже ехал в первый путь недальний,
И в горле у меня стоял комок.»

В январе 1996 года на факультета «Мосты и тоннели» СГУПС состоялось праздничное событие: 60-летний юбилей «крёстного отца» дружной тоннельной семьи — профессора А. К. Поправко. Праздник запомнился не столько большим по тем временам (лихие девяностые) количеством гостей (более 100 человек), сколько небывалым подарком выпускников своему любимому Учителю — автомобилем «Жигули».[4]

Награды

Награжден медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970) и «За строительство Байкало-Амурской магистрали», а также именными часами Министра путей сообщения СССР (1974).[1]

Удостоен знаков «За отличные успехи в работе» (1982), «Почетный транспортный строитель» (1985) и «Почетному железнодорожнику» (1996).[1]

Примечания

Ссылки