Полтавская баталия (мозаика М. В. Ломоносова)

Материал из «Знание.Вики»
Lomonosov Poltava 1762 1764.jpg
Михаил Ломоносов
Полтавская баталия. 1764 год
картон, смальта, мозаика. 4810 × 6440 см
Петербургская академия наук,
Санкт-Петербург

«Полтавская баталия» — мозаичная картина, созданная Михаилом Васильевичем Ломоносовым и посвящённая победе Петра I в Полтавской битве.

Картина с панорамой Полтавского сражения была лишь одной из 12 задуманных мозаик, изображающих этапы жизни и деятельности Царя-реформатора. Эти 12 панно должны были стать внутренним украшением Петропавловского собора, в котором находится гробница первого российского императора. Осуществлению грандиозного замысла помешала смерть Михаила Ломоносова, умершего в 1765 году.[1]

Грандиозная мозаика, площадью почти 31 квадратный метр, воплощенная в декоративном стиле, собрана из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, толщиной до 6 миллиметров и длиной 5 сантиметров. Создавал ее Ломоносов с семью помощниками на протяжении почти двух лет.[2]

История

В 1757 году М. В. Ломоносов представил Сенату программу, в которой намечалось сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь — «выложить мозаичными картинами». Немецкий гравёр и медальер, видный деятель Петербургской Академии наук — Якоб Штелин, писал:[3] «Все художники и знатоки смеялись над его выдумкой и жалели церковь, если она будет выложена стеклом». Но Сенат в 1761 году принял проект М. В. Ломоносова и в этом же году поручил учёному исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд»[3].

Михаил Васильевич со всей энергией взялся за осуществление своих грандиозных для возрождения мозаики, замыслов[4], и начал подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Был нанят «хороший городской живописец Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота[5], которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию»[3].

Сам Ломоносов так описывал сюжет картины:[6]

«Петр Великий в немалой опасности, когда он в последний раз выехал к сражению, при наклонении в бегство Карла Второго… Напереди и назади генералы и солдаты, охраняя государя, колют и стреляют неприятелей. Близко впереди гранодер со штыком, направленным в неприятеля».

Здание Академии наук

Мозаику такого размера завершили поздней осенью 1764 года, заключив в золочёную чеканную медную раму. Во время приезда в этом же году в мастерскую на Мойке австрийского посла для осмотра «Полтавской баталии», М. В. Ломоносова вынесли из дома в креслах, поскольку болезнь ног уже не позволяла ему ходить.[7][3]

Величественная работа, размером 4,81 на 6,44 метра[8][1], посвящённая первому русскому императору, по настоящее время находится в здании Санкт-Петербургской Академии наук[9].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Мозаика Ломоносова − Полтавская баталия
  2. Теория цветов «универсального человека» Михаила Ломоносова
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Записки Якоба Штелина. Об изящных искусствах в России. В 2-х томах. Составление, перевод с немецкого, вступительная статья, предисловия к разделам и примечания К. В. Малиновского, — Том I. М.: Искусство. 1990
  4. Первоначально, показанные Собранию Академии художеств [при Академии наук] мозаичные «инвенции» М. В. Ломоносова для стен крепостной церкви предполагали — в нижней части «Важнейшие деяния Петра Великого», над каждой из картин, которые их изображали, должен был находиться связанный с ней по смыслу библейский сюжет, например, над «Закладкой города Петербурга, Кронштадта и увеселительного дворца Перегоф» — Преображение Христа и слова апостола Петра: «Сотворим зде три сени»; над «Постройкой Русского флота» — «Закидывание невода Петром» и слова Христа «Поступи во глубину» и так далее. Дабы не провоцировать ссоры никто из участвовавших в собрании не смел что-либо сказать, но лишь «инвентор» вышел за дверь, «начался общий хохот и вздохи» — Записки Якоба Штелина. Об изящных искусствах в России. В 2-х томах. — Том I. М.: Искусство. 1990
  5. Это указание Я. Штелина — единственное свидетельство петербургского обучения и происхождения Л. З. Кристинека (1732—1792), опровергающее версию о его приезде в Россию в 1763 году
  6. Каменные краски Михаила Ломоносова
  7. Качалов Н. Н. Стекло. М.: Издательство АН СССР. 1959
  8. Полтавская баталия (битва), мозаика Ломоносова
  9. Экскурсия по зданию Академии наук в Санкт-Петербурге

Ссылки