Подписи к рисункам (жанр)
По́дписи к рису́нкам — популярный жанр в искусстве XIX века, основанный на взаимозависимости или взаимодополнении содержания рисунка и краткого художественного текста к нему[1]. В жанре подписи к рисункам активно работал Антон Павлович Чехов в начале и в середине 1880-х годов[2].
История
В раннем творчестве Антон Павлович Чехов работал в жанре подписей к рисункам. В журнальных публикациях этих произведений использовалось слово «тема». Всего известно двадцать произведений, семнадцать из которых опубликованы в журнале «Осколки» в 1880-х годах. Редактором журнала был Николай Александрович Лейкин. Рисунки с подписями обычно создавались на различные актуальные темы общественной жизни в юмористической или сатирической форме. Помещались как на обложке, так и на страницах журнала. Работа над произведениями чаще была следующей: Лейкин просил писателя присылать темы для рисунков, Чехов придумывал идею рисунка и писал текст, текст передавался художнику. Созданный рисунок передавался обратно Антону Павловичу Чехову, который при необходимости редактировал свой текст с учётом нарисованного. После цензурирования (иногда двойного) произведение публиковалось. Некоторые при жизни автора опубликованы не были из-за цензурных запретов, например, «Распереканальство!!»[3].
Сочинение подписей давалось Чехову нелегко, он не раз отказывался придумывать подписи для рисунков. Но Лейкин почти в каждом письме просил его «понатужиться и высидеть что-нибудь по части подписей для рисунков и темок для передовиц». 6 марта 1885 года Лейкин писал:
Ведь не может быть, чтобы такому юмористу, как Вы, и такому находчивому, в течение почти полугода не пришла ни одна темка в голову…
На одно из таких писем Чехов ответил[4]:
Теперь о темах для рисунков. Тут прежде всего мне нужно сознаться, что я очень туп для выдумывания острых подписей. Хоть зарежьте меня, а я Вам ничего умного не придумаю. Все те подписи, что я Вам раньше присылал, были достоянием не минуты, а всех прожитых мною веков
Соавторы Чехова
Жанр подписи к рисункам предполагает соавторство писателя и художника, поэтому основная часть рисунков была выполнена «штатными» художниками журнала «Осколки» — Николаем Антоновичем Богдановым, Александром Игнатьевичем Лебедевым, Василием Ивановичем Порфирьевым. В некоторых случаях по просьбе Антона Павловича Чехова рисунки выполнял его брат Николай Чехов (цикл «Свадебный сезон», «Die russische Natur»). Привлекались к работам также известные художники: академик живописи Константин Александрович Трутовский («Троицын день») и иллюстратор произведений Гоголя Мечислав Михайлович Далькевич (тема «Распереканальство!!»). Антон Павлович Чехов подписывался псевдонимами: А. Чехонте, А. Ч., Брат моего брата[3].
Виды произведений
«Осколочные» произведения Чехова отличаются тематическим и жанровым разнообразием. Подписи были как к одиночным рисункам («Вагонное освещение»), так и к циклу рисунков на одну тему: «В учёном мире», «Три рисунка», «Из театрального мира», «Свадебный сезон» и другие. Среди текстов есть условно озвученные реплики персонажей рисунка, диалоги героев, небольшой монолог, в том числе внутренний, встречаются также сценка и мини-рассказ[2].
Многие произведения созданы по принципу взаимозависимости: понимание изображения зависит от текста подписи, а сами подписи без рисунка непонятны читателю («Вагонное освещение»), есть также подписи, приобретающие самостоятельное значение («На вечеринке»)[4]. Ряд произведений был создан по принципу взаимодополнения: рисунок самодостаточен и понятен читателям, но текст дополняет и завершает произведение («Аптекарская такса»)[2].
Различаются подписи и по объёму: от одной фразы («Самая бедная бедность») до развёрнутого текста («Die russische Natur»). Одной из последних работ Чехова в этом жанре считается подпись к оригинальному рисунку К. А. Трутовского «Троицын день» (первоначальное название «Троицын день в Малороссии»). Писатель создал небольшой рассказ, который считается самым крупным из всех его подписей к рисункам. Чехов описывает погоду, которая обычно бывает в Малороссии в Троицын день, природу, особенности празднования, гадание на венках — «обычай, с которым знакомит читателя рисунок талантливого К. А. Трутовского»[5]. Опубликовано в журнале «Будильник» (1884)[3].
Роль жанра в творчестве Антона Чехова
Критик Николай Константинович Михайловский писал Чехову: "Я … не знал школы хуже той, которую Вы проходили в «Новом времени», «Осколках»[6]. Сам писатель был в целом согласен с таким мнением, он уже к 1886 году отказался от работы в жанре подписи к рисунку, так как считал невозможным достаточно совмещать содержание текста и рисунка. Однако работа этом жанре была для Чехова полезной, стала уникальным опытом. Он приобрёл навык краткости, сжатости повествования, экономии художественных средств, внимания к детали — всё это позже проявится как важные черты стиля писателя[4].
Примечания
- ↑ Казимирчук А. Д. Подпись к рисунку как особенный жанр ориенталисткой поэтики Н.Н. Каразина (на примере подписи к рисунку «Волчья молитва») // Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы : Материалы II научно-практической конференции / под ред. Я. В. Солдаткиной. — М. : МПГУ. — 2017. — С. 81—89.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Неминущий А. Н. Проблема двойного кода: подписи А. П. Чехова к журнальным рисункам // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2014. — № 5. — С. 149—158.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Антон Павлович Чехов. Подписи к рисункам . Великие Люди. Дата обращения: 24 февраля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Сухих И. Н. Чеховская "студия" 80-х годов . Дата обращения: 26 февраля 2024.
- ↑ А. П. Чехов. Троицын день . Великие Люди. Дата обращения: 27 февраля 2024.
- ↑ Переписка А. П. Чехова. В 2 т. Т 1 / сост. и коммент. М. П. Громова и др. — М.: Художественная литература, 1984. — С. 378. — 447 с.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |