Подписи к рисункам (жанр)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Антон Чехов в 1882 году

По́дписи к рису́нкам — популярный жанр в искусстве XIX века, основанный на взаимозависимости или взаимодополнении содержания рисунка и краткого художественного текста к нему[1]. В жанре подписи к рисункам активно работал Антон Павлович Чехов в начале и в середине 1880-х годов[2].

История

В раннем творчестве Антон Павлович Чехов работал в жанре подписей к рисункам. В журнальных публикациях этих произведений использовалось слово «тема». Всего известно двадцать произведений, семнадцать из которых опубликованы в журнале «Осколки» в 1880-х годах. Редактором журнала был Николай Александрович Лейкин. Рисунки с подписями обычно создавались на различные актуальные темы общественной жизни в юмористической или сатирической форме. Помещались как на обложке, так и на страницах журнала. Работа над произведениями чаще была следующей: Лейкин просил писателя присылать темы для рисунков, Чехов придумывал идею рисунка и писал текст, текст передавался художнику. Созданный рисунок передавался обратно Антону Павловичу Чехову, который при необходимости редактировал свой текст с учётом нарисованного. После цензурирования (иногда двойного) произведение публиковалось. Некоторые при жизни автора опубликованы не были из-за цензурных запретов, например, «Распереканальство!!»[3].

Сочинение подписей давалось Чехову нелегко, он не раз отказывался придумывать подписи для рисунков. Но Лейкин почти в каждом письме просил его «понатужиться и высидеть что-нибудь по части подписей для рисунков и темок для передовиц». 6 марта 1885 года Лейкин писал:

Ведь не может быть, чтобы такому юмористу, как Вы, и такому находчивому, в течение почти полугода не пришла ни одна темка в голову…

На одно из таких писем Чехов ответил[4]:

Теперь о темах для рисунков. Тут прежде всего мне нужно сознаться, что я очень туп для выдумывания острых подписей. Хоть зарежьте меня, а я Вам ничего умного не придумаю. Все те подписи, что я Вам раньше присылал, были достоянием не минуты, а всех прожитых мною веков

Соавторы Чехова

Жанр подписи к рисункам предполагает соавторство писателя и художника, поэтому основная часть рисунков была выполнена «штатными» художниками журнала «Осколки» — Николаем Антоновичем Богдановым, Александром Игнатьевичем Лебедевым, Василием Ивановичем Порфирьевым. В некоторых случаях по просьбе Антона Павловича Чехова рисунки выполнял его брат Николай Чехов (цикл «Свадебный сезон», «Die russische Natur»). Привлекались к работам также известные художники: академик живописи Константин Александрович Трутовский («Троицын день») и иллюстратор произведений Гоголя Мечислав Михайлович Далькевич (тема «Распереканальство!!»). Антон Павлович Чехов подписывался псевдонимами: А. Чехонте, А. Ч., Брат моего брата[3].

Виды произведений

Вагонное освещение. Впервые — в журнале «Осколки», 1883, № 5, 29 января (ценз. разр. 28 января), стр. 7. Подпись: Рисун. А. И. Лебедева. — Тема А. Чехонте. Подпись к рисунку: — Ваш билет! Кому говорят! Ваш билет!

«Осколочные» произведения Чехова отличаются тематическим и жанровым разнообразием. Подписи были как к одиночным рисункам («Вагонное освещение»), так и к циклу рисунков на одну тему: «В учёном мире», «Три рисунка», «Из театрального мира», «Свадебный сезон» и другие. Среди текстов есть условно озвученные реплики персонажей рисунка, диалоги героев, небольшой монолог, в том числе внутренний, встречаются также сценка и мини-рассказ[2].

Многие произведения созданы по принципу взаимозависимости: понимание изображения зависит от текста подписи, а сами подписи без рисунка непонятны читателю («Вагонное освещение»), есть также подписи, приобретающие самостоятельное значение («На вечеринке»)[4]. Ряд произведений был создан по принципу взаимодополнения: рисунок самодостаточен и понятен читателям, но текст дополняет и завершает произведение («Аптекарская такса»)[2].

Поэтические грёзы. Впервые — в журнале «Осколки», 1883, № 8, 19 февраля (ценз. разр. 18 февраля), стр. 2. Подпись: Рисун. А. И. Лебедева. — Тема А. Чехонте. Подпись: «— Если бы вместо этой кошечки да сдобная купеческая дочка… А у купеческой дочки триста — четыреста тысяч… А на те триста тысяч да купить бы домик… вороных… На тройках с душками… Катюшу бы в люди вывел…»

Различаются подписи и по объёму: от одной фразы («Самая бедная бедность») до развёрнутого текста («Die russische Natur»). Одной из последних работ Чехова в этом жанре считается подпись к оригинальному рисунку К. А. Трутовского «Троицын день» (первоначальное название «Троицын день в Малороссии»). Писатель создал небольшой рассказ, который считается самым крупным из всех его подписей к рисункам. Чехов описывает погоду, которая обычно бывает в Малороссии в Троицын день, природу, особенности празднования, гадание на венках — «обычай, с которым знакомит читателя рисунок талантливого К. А. Трутовского»[5]. Опубликовано в журнале «Будильник» (1884)[3].

Роль жанра в творчестве Антона Чехова

Критик Николай Константинович Михайловский писал Чехову: "Я … не знал школы хуже той, которую Вы проходили в «Новом времени», «Осколках»[6]. Сам писатель был в целом согласен с таким мнением, он уже к 1886 году отказался от работы в жанре подписи к рисунку, так как считал невозможным достаточно совмещать содержание текста и рисунка. Однако работа этом жанре была для Чехова полезной, стала уникальным опытом. Он приобрёл навык краткости, сжатости повествования, экономии художественных средств, внимания к детали — всё это позже проявится как важные черты стиля писателя[4].

Примечания

  1. Казимирчук А. Д. Подпись к рисунку как особенный жанр ориенталисткой поэтики Н.Н. Каразина (на примере подписи к рисунку «Волчья молитва») // Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы : Материалы II научно-практической конференции / под ред. Я. В. Солдаткиной. — М. : МПГУ. — 2017. — С. 81—89.
  2. 2,0 2,1 2,2 Неминущий А. Н. Проблема двойного кода: подписи А. П. Чехова к журнальным рисункам // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2014. — № 5. — С. 149—158.
  3. 3,0 3,1 3,2 Антон Павлович Чехов. Подписи к рисункам. Великие Люди. Дата обращения: 24 февраля 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Сухих И. Н. Чеховская "студия" 80-х годов. Дата обращения: 26 февраля 2024.
  5. А. П. Чехов. Троицын день. Великие Люди. Дата обращения: 27 февраля 2024.
  6. Переписка А. П. Чехова. В 2 т. Т 1 / сост. и коммент. М. П. Громова и др. — М.: Художественная литература, 1984. — С. 378. — 447 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!