Петербургский договор (1875)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Петербургский договор 1875 года

Санкт-Петербургский договор 1875 года (яп. 樺太・千島交換条約 карафуто тисима ко:кан дзё:яку)договор между Российской империей и Японской империей об урегулировании территориальных споров подписанный 25 апреля (7 мая1875 года в Санкт-Петербурге между российским министром иностранных дел Александром Горчаковым и японским послом Такеаки Эномото.

История

министр Горчаков
Смещение российско-японской границы на Курильской гряде по годам

26 января (7 февраля1855 года после подписания Симодского трактата 日露和親条約 (яп. Нити-ро васин дзё:яку «Японско-российский договор о дружбе»), оставившего остров Сахалин в совместном владении России и Японии и закрепившего за Россией бoльшую часть Курильских островов: остров Уруп и острова к северу от него, Япония дважды: в 1862 и 1866 годах направляла посольства в Россию с целью достигнуть соглашения о территориальном разграничении Сахалина. Конвенция, подписанная 18 (30) марта 1867 года в Санкт-Петербурге, оставляла Сахалин в совместном владении обеих стран, причём как русские, так и японцы имели право селиться и возводить здания на всей территории острова[1].

Весной 1875 Япония начала новые переговоры, в результате которых 25 апреля (7 мая1875 года в Петербурге министром иностранных дел Александром Горчаковым со стороны России и послом Японии в России Такеаки Эномото был подписан договор об обмене территориями[2][1]. Непосредственно в Японии за судьбу Сахалина отвечал только что назначенный новым поверенным в делах Кирилл Струве, который в силу кратковременного пребывания в должности не мог всесторонне оценить расстановку политических сил и выбрать правильную позицию в чрезвычайно сложном вопросе. Ведение переговоров с японской делегацией поручили директору азиатского департамента министерства иностранных дел Петру Стремоухову, далёкому от дальневосточных проблем в силу прохождения предыдущей службы на Балканах[3]. Перед дипломатами ставилась предельно простая задача: избегать вмешательства во внутренние дела Японии, добиваться полного доверия японского правительства, убеждать его в том, что Россия не преследует корыстных целей, напротив, заинтересована в процветании соседнего государства, что будет содействовать экономическому развитию русского Дальнего Востока. Следовало понимать: идти на всяческие уступки, чтобы сохранить за собой весь Сахалин. Это и было сделано в ходе переговоров[3].

Согласно подписанному документу, в собственность Российской империи в обмен на восемнадцать Курильских островов: Шумшу, Алаид, Парамушир, Маканруши, Онекотан, Харимкотан, Экарма, Шиашкотан, Муссир, Райкоке, Матуа, Растуа, островки Среднева и Ушишир, Кетой, Симусир, Бротон, островки Черпой и Брат Черпоев и Уруп был полностью передан остров Сахалин[2]. Граница устанавливалась по Первому Курильскому проливу: между мысом Лопатка на Камчатке и островом Шумшу и пролива Лаперуза: между Сахалином и островом Хоккайдо[1].

Договор изменил положения Симодского трактата, согласно которому Сахалин находился в совместном владении двух стран. Жители обмениваемых территорий могли вернуться в своё отечество или остаться на месте. Им гарантировалась свобода вероисповедания, собственность и право занятия промыслами при условии принятия подданства и подчинения законам страны, к которой отходили данные владения. Россия разрешила судам Японии без уплаты торговых и таможенных пошлин в течение десяти лет посещать порт Корсаков на Южном Сахалине, где учреждалось японское консульство. Японским судам, купцам и рыбопромышленникам предоставлялся режим наибольшего благоприятствования в портах и водах Охотского моря и Камчатки[2][1].

10 (22) августа 1875 года в Токио была принята дополнительная статья к договору, регулирующая права жителей, остающихся на уступленных территориях[1]. Коренным жителям уступаемых территорий предоставлялось три года со дня обнародования этой дополнительной статьи для принятия решения относительно постоянного места проживания. По истечении этого срока они становились подданными государства, ставшего новым владельцем территории. Дополнительная статья имела равную силу с самим трактатом. Взаимная передача территорий состоялась в сентябре 1875 года[4].

После подписания договора

Санкт-Петербургский договор 1875 года, решив вопрос пограничного размежевания на ближайшие тридцать лет, сыграл важную роль в русско-японских отношениях второй половины XIX века. В силу политической обстановки на Балканах и в Средней Азии российская сторона пошла на некоторые уступки, получив возможность интенсивно развивать свой дальневосточный регион. Санкт-Петербургский договор стал одним из первых дипломатических документов, заключенных Японией на равных с западной державой. Для Японии заключение договора также стало важным фактором, послужившим для более активного освоения Хоккайдо[5].

Однако русско-японский договор вызвал в обеих странах неоднозначные отклики. Многие в Японии осуждали его, считая, что японское правительство обменяло имеющий важное политическое и экономическое значение Сахалин на «маленькую гряду камешков», какой им представлялись Курильские острова. Другие просто заявляли, что Япония обменяла «одну часть своей территории на другую». Подобные оценки раздавались и со стороны России: многие полагали, что обе территории принадлежали Российской империи по праву первооткрывателя. Договор 1875 года не стал окончательным актом территориального размежевания между Россией и Японией и не смог предотвратить дальнейшие конфликты между двумя странами[2]. Известный исследователь Дальнего Востока Михаил Венюков в «Опыте военного обозрения русских границ в Азии» писал:

Главная цель, для которой японцы в прежнее время водворялись на Сахалине и еще более приезжали туда на лето, состояла в рыбной ловле и в торговле с айнами. В последние годы они преследуют и другую, не экономическую, а уже политическую цель: усиление японского влияния…[3]

Петербургский договор 1875 года сохранял юридическую силу вплоть до 23 августа (5 сентября1905 года, когда по итогам русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор (ポーツマス条約 (яп. по:цумасу дзё:яку)), по которому Россия уступала победившей Японии все Куpилы и южный Сахалин[2][1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Петербургский договор (1875) // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Подписан русско-японский договор 1875 года об обмене территориями. Дата обращения: 7 июня 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 Петербургский просчёт. Дата обращения: 7 июня 2023.
  4. История Сахалина и Курильских островов : к проблеме русско-японских отношений в XVII-XX веках / И.А. Сенченко; Рос. акад. естеств. наук. — Москва : Экслибрис-Пресс, 2005. — 1003 с. — ISBN 5-88161-159-4
  5. Сахалин и Курилы - история освоения и развития / И. А. Сенченко. — Москва : Моя Россия : Кучково поле, 2006. — 510 с. — ISBN 5-901679-13-X

Литература

  • Петербургский договор (1875) // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях / Ю. В. Ключников и Андрей Сабанин. — Москва : Изд. Литиздата Н.К.И.Д., 1925-1929.
  • Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Д. Востоке, (1842-1925) / Э. Д. Гримм. — Москва : Инст. востоковедения, 1927. — 218 с.
  • Русско-японские отношения в 1697-1875 гг. / Моск. гос. ин-т междунар. отношений. — Москва : Изд-во вост. лит., 1960. — 314 с.
  • История Сахалина и Курильских островов : к проблеме русско-японских отношений в XVII-XX веках / И.А. Сенченко; Рос. акад. естеств. наук. — Москва : Экслибрис-Пресс, 2005. — 1003 с. — ISBN 5-88161-159-4

Ссылки