Пеноне, Джузеппе

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Джузеппе Пеноне
итал. Giuseppe Penone
Джузеппе Пеноне в 2010 году
Джузеппе Пеноне в 2010 году
Дата рождения 3 апреля 1947(1947-04-03) (77 лет)
Место рождения Гарессио, Италия
Профессия скульптор
Награды премия Тёрнера (1989), премия Рольфа Шока (2001), японская Императорская премия (2014)

Джузе́ппе Пено́не (итал. Giuseppe Penone; род. 3 апреля 1947, Гарессио, Италия) — итальянский скульптор и художник, представитель арте повера.

Биография

Родился в 1947 году в Гарессио (регион Пьемонт, Италия); учился в Академии изящных искусств Альбертина (Турин) и в Национальной высшей школе изящных искусств (Париж)[1]; живёт и работает в Турине; преподаёт в Национальной высшей школе изящных искусств Парижа[2].

Творчество

Первые творческие опыты Пеноне относятся к 1960-м годам. Он создаёт скульптуры прямо в лесах родного Пьемонта, помещая бронзовые слепки собственных рук на стволы деревьев и обвивая стволы проволокой, повторяющей контуры его тела.[3][4]

В эти же годы Пеноне сближается с представителями художественного течения арте повера (итал. Arte Povera — «бедное искусство»). Термин впервые ввёл в обращение Джермано Челант в 1967 году. Направление возникло на базе поп-арта и стало противовесом вычурному «богатому» искусству. Бедность заключается в намеренном отказе от избыточно декоративных форм классического искусства и обострённом внимании к природным материалам. Представители течения (Микеланджело Пистолетто, Яннис Куннелис и другие) создают объекты и инсталляции из простых предметов обыденной жизни, используют так называемые «бедные» материалы: осколки стекла, веревки, кожу, дерево.[5][6]

Пеноне работает с разнообразными материалами, в числе которых дерево, бронза, воск, стекло, глина, кожа и мрамор. Однако основным материалом для него является дерево. Дерево — центральный образ его искусства, живое существо, у которого есть форма и структура.[7] Пеноне обрабатывает срубленные деревья, открывая их внутреннюю структуру. Он нередко использует в своих произведениях отпечатки собственного тела, изучая отношения субъекта и материи.[8] Скульптуры Пеноне иллюстрируют процессы, протекающие в живой природе, — рост, умирание и возрождение. На примере деревьев он изучает способность природы к разного рода трансформациям и метаморфозам.[9][10]Основная черта его стиля: диалог между природным и человеческим, взаимопроникновение художника и среды. Самого человека в скульптурах нет, но его образ либо незримо, либо частично присутствует. Как, например, в скульптуре с человеческой рукой, схватившейся за ствол дерева.

Первая индивидуальная выставка Пеноне состоялась в 1969 году в Турине.[11]

Выставки скульптур Пеноне нередко проходят под открытым небом, вписываясь в ландшафт.

В 2013 году выставка состоялась в парке Версаля: 20 скульптур расположились вдоль Большого Канала и в Боскете Звезды.[12] Среди скульптур были перевёрнутое корнями вверх дерево, живое деревце, проросшее из середины мёртвого, а также целый «лес» бронзовых деревьев, держащих на ветвях тяжёлые камни.

В 2016 году выставка состоялась в саду амстердамского Рейксмузеума.[13]

Одна из наиболее масштабных выставок состоялась в 2018 году в Йоркширском парке скульптур.[14]

Работы Пеноне также неоднократно выставлялись в крупнейших музеях мира, среди которых галерея Тейт в Лондоне, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей современного искусства в Париже, Музей современного искусства в Лос-Анджелесе, центр Жоржа Помпиду в Париже, Национальная галерея современного искусства и Национальный музей искусств XXI века в Риме.

Выставка «Матрица» состоялась в штаб-квартире итальянского модного дома Fendi в Риме (во Дворце итальянской цивилизации) в 2017 году. Специально для выставки была создана скульптура — 20-метровая «Ель».

Пеноне увлекается не только древесиной. Его «Инсталляция с 12 живыми лошадьми», в которую он поместил лошадей и красную дорожку для посетителей, доводит до абсурда концепцию музея и эпатирует публику.

Произведения

Одна из самых известных работ художника — это 12-ти метровая скульптура в виде упавшего дерева. Произведение поделено на несколько отдельных частей. Внутренность его полая и покрыта золотым воском, в результате чего возникает ощущение подсветки. Скульптура «Двенадцатиметровое дерево» иллюстрирует процессы роста; Пеноне показывает контраст между деревом как объектом живой природы и строительным материалом, который использует для своих нужд человек.

Скульптура «Скрытая жизнь внутри» — это ствол старого дерева с молодым деревом внутри. Это своеобразная метафора возрождения новой жизни из пепла. Мастер высекал всё лишнее из бревна, пока внутри не остался только «скелет». Этим произведением художник хотел показать этапы долгого и медленного роста дерева в природе, подчеркнуть течение времени и важность жизни настоящим.[15]

Скульптура «Дерево гласных» находится в парижском саду Тюильри. Она представляет собой отлитый в бронзе тридцатиметровый дуб, корни которого напоминают своими очертаниями пять гласных латинского алфавита. Скульптура находится под открытым небом, в окружении живых растений, иллюстрируя излюбленный Пеноне мотив слияния искусственного и естественного.

Скульптура «Пространство света» размещена на территории образовательного и арт-центра современного искусства «Дом культуры ГЭС-2» в центре Москвы. Для этого объекта художник нашел в местечке под названием Долина чудес на границе между Италией и Францией поваленную лиственницу, удалил часть веток и покрыл дерево толстым слоем воска, а затем с восковых моделей отлил из бронзы объект, выглядящий как разделённый на восемь фрагментов полый ствол дерева с оттопыренными ветками и следами рук самого художника. Сходство этих оттисков с рисунком древесной коры воплощает для Пеноне неразрывную связь между человеком и природой. Следы процесса создания на поверхности творения, следы ручной работы с материалом, показывают, каким образом человек контактирует с природой, как рождается что-то новое. Внутренняя поверхность частей скульптуры позолочена, на ней также отчетливо различим рисунок древесной коры. «Пространство света» Пеноне заставляет задуматься о гибридном статусе дерева — объекта живой среды и утилитарного материала. В этой работе Джузеппе Пеноне анализирует пересечение и взаимодействие двух миров — людей и растений.[16][17]

«Матрица» — 30-метровая скульптура из ствола ели. Дерево, распиленное вдоль на две половины, с вырезанной сердцевиной, открывает прошлое старой ели, показывая, как статичный предмет может постоянно меняться внутри.

«Повторяя лес» — ряд тонких стволов на объемных основаниях — не что иное, как вырезанные из цельных брёвен скульптуры, которые обнажают скелет дерева.

«Каменные листья» — фрагменты стволов и капителей древних колонн висят на тонких ветвях деревьев, которые склоняются под тяжелыми глыбами, — понятная аллегория связи природы и истории.

Полотна из серии «Контакт» — огромные картины с еле различимыми фрагментами человеческого лица, которые выложены тысячами шипов акации. Острые, но нежные колючки показывают даже не лица, а будто их мимолетное проявление на холсте, похожее на след отпечатка пальца.

Джузеппе Пеноне в России

В 2018 году в Большом Дворе Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге демонстрировалась скульптура «Идеи из камня — 1372 кг света». Во дворе Эрмитажа установили арт-объект в виде большого дерева с камнями. Он положил начало выставке «Арте повера. Творческий прорыв». Поставленный в Эрмитаже объект — это воплощение идеи силы и жизни, которая благодаря солнечному свету может не сгибаться под тяжестью камня. Эта работа была выполнена Пеноне в 1968 году.[18][19]

В августе 2021 года работа Пеноне под названием «Пространство света» (2008 год) появилась на территории образовательного и арт-центра современного искусства «Дом культуры ГЭС-2» в центре Москвы.

Награды

В 1989 году Джузеппе Пеноне был номинирован на премию Тёрнера.[20]

В 2001 году стал лауреатом премии Рольфа Шока в номинации «визуальные искусства».[21]

В 2014 году был награждён японской Императорской премией.[22]

Галерея

Примечания

  1. Giuseppe Penone. RKD. Дата обращения: 21 июня 2023.
  2. Giuseppe Penone. Centre national des arts plastiques. Дата обращения: 21 июня 2023.
  3. Patrick Bade, Joseph Manca, Sarah Costello. 1000 Scupltures of Genius. — Parkstone International, ЛитРес, 2017. — 1064 с. — ISBN 978-1-78310-933-3, 978-1-78310-407-9.
  4. Giuseppe Penone. Centre Pompidou. Дата обращения: 21 июня 2023.
  5. А. Якимович. Полеты над бездной. Искусство, культура картина мира. 1930-1990. — Москва: Искусство—XXI век, 2009. — 464 с. — ISBN 978-5-98051-065-7..
  6. Елизавета Федутинова. Бедное искусство в богатых интерьерах. Коммерсантъ. Дата обращения: 21 июня 2023.
  7. Гарет Харрис. Джузеппе Пеноне об арте повера и о деревьях, которые никогда ему не надоедят. The Art Newspaper Russia (23 мая 2018). Дата обращения: 21 июня 2023.
  8. Penóne, Giuseppe. Treccani. Дата обращения: 21 июня 2023.
  9. Giuseppe Penone. Tree of 12 Metres. Tate Gallery. Дата обращения: 21 июня 2023.
  10. New Giuseppe Penone sculptures in Rijksmuseum gardens. Rijksmuseum. Дата обращения: 21 июня 2023.
  11. Giuseppe Penone. Centre national des arts plastiques. Дата обращения: 21 июня 2023.
  12. Penone Versailles. Château de Versailles. Дата обращения: 21 июня 2023.
  13. New Giuseppe Penone sculptures in Rijksmuseum gardens. Rijksmuseum. Дата обращения: 21 июня 2023.
  14. Giuseppe Penone: A Tree in the Wood. Yorkshire Sculpture Park. Дата обращения: 21 июня 2023.
  15. Young Tree Carved Inside Old Tree. My Modern MET. Дата обращения: 21 июня 2023.
  16. Елена Конюшихина. Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера. The Art Newspaper Russia (20 августа 2021). Дата обращения: 21 июня 2023.
  17. Вторая инсталляция появится 19 августа у здания ГЭС-2 в Москве. ТАСС. Дата обращения: 21 июня 2023.
  18. Джузеппе Пеноне «Идеи из камня – 1372 кг света». Государственный Эрмитаж (2018). Дата обращения: 21 июня 2023.
  19. Морозова Ксения. Зачем у Эрмитажа поставили дерево с камнями и что ждать от выставки Арте Повера? (11.04.2018). Дата обращения: 21 июня 2023.
  20. Список победителей и номинантов Премии Тернера - List of Turner Prize winners and nominees. ВикибриФ. Дата обращения: 26 июня 2023.
  21. Rolf Schock Prizes. The Royal Swedish Academy of Sciences. Дата обращения: 26 июня 2023.
  22. Названы лауреаты Императорской премии Японии. ARTSphera.com.ua. Дата обращения: 26 июня 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!