Педагогическая культура

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Федеральный архив, Бонн, Гимназия

Педагоги́ческая культу́ра — часть общечеловеческой культуры, интегрирующая историко-культурный педагогический опыт и регулирующая сферу педагогического взаимодействия[1]. В педагогической науке носителями педагогической культуры являются учителя, преподаватели, педагоги, родители и другие субъекты учебно-воспитательного процесса. Фундаментом педагогической культуры является общая культура педагога[2].

Понятие «педагогическая культура» в трудах учёных

По характеру проявлений педагогическую культуру можно рассматривать в трёх аспектах: как часть социальной практики взаимоотношений поколений (показателем развития педагогической культуры в этом аспекте является развитие народной педагогики), как сфера человеческих знаний (педагогических теорий, норм, ценностей, идей) (показателем развития педагогической культуры в данном аспекте является развитие передовой педагогической мысли), как деятельность учителя (показателем развития педагогической культуры в данном аспекте является развитие профессиональной деятельности учителя, вбирающей в себя накопленный опыт предшествующих поколений в области теории и практики образования)[3].

Педагогическая культура учителя трактуется как социальное явление, характеристика специфики межпоколенного и педагогического взаимодействия, средство педагогизации окружающей среды; как сущностная характеристика среды, специфика педагогической системы; как проявление сущностных личностных и профессиональных свойств личности, профессиональных деятельности и общения учителя[4].

Педагогическая культура в сфере образования, по мнению Ольги Ефимовны Костенко[5], представляет собой органическое единство культурной самодеятельности социального субъекта и обусловленных ею духовных и материальных ценностей, которые способствуют её поддержанию и развиваются вместе с нею.

Лариса Витольдовна Занина, Неонила Павловна Меньшикова определяют понятие «педагогическая культура» как часть общечеловеческой культуры, которая рассматривается в аксиологическом, деятельностном и личностном аспектах[6].

Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закреплённых в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому. Педагогическая культура проявляется в трёх основных показателях:

  1. социально-педагогическом, характеризующем степень общественного осознания того, что субъектом воспитания выступает каждый человек;
  2. аксиологическом, выявляющем отношение к знаниям как к ценности;
  3. дидактическом, показывающем, каковы основные принципы обучения и воспитания — принуждение ребёнка или умение заинтересовать его[7].

В своём исследовании Любовь Геннадьевна Корчагина понятие «педагогическая культура» трактует как высокую степень развития личностных и профессиональных качеств учителя, сочетающую в себе ценностное отношение к детям и педагогической деятельности, ценностное самоотношение, опору в педагогической деятельности, общении и поведении на общекультурные нормы, стремление к инновациям и творчеству[8].

По мнению исследователей, педагогическая культура вбирает в себя как личностные (степень развития личности, уровень воспитанности и культуры), так и профессиональные качества учителя (педагогический опыт, профессиональные знания, профессионально-педагогические ценности, интерес к инновациям, творческая самореализация в педагогической профессии)[7][8].

Структура и признаки педагогической культуры

По мнению Любови Геннадьевны Корчагиной, структурными компонентами педагогической культуры учителя являются: личностно-творческий (отношение к самому себе как к ценности, ценностные ориентации, творческий потенциал), эвристический (сформированность педагогической компетентности, развитые умения и навыки педагогических мышления и импровизации), деятельностный (готовность к педагогическому общению, развитые организаторские способности, терпимость и способность к сопереживанию). Они являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Развитие одного из компонентов педагогической культуры создаёт условия для развития других её компонентов[8].

К существенным признакам личностно ориентированной педагогической культуры Евгения Васильевна Бондаревская относит: гуманистическую позицию педагога, психолого-педагогическую компетентность,методическую компетентность в сфере преподаваемого учебного предмета, творческие способности и опыт креативного преобразования учебного процесса, понимание профессионально-педагогической деятельности как системы, проектную компетентность, культуру профессионального поведения в профессионально-педагогической деятельности и педагогическом общении[9].

Функции педагогической культуры

Наталия Николаевна Алова в своём исследовании выделяет функции педагогической культуры:

  1. Трансляция социального опыта — посредством профессиональной педагогической деятельности учитель транслирует свой опыт, социальный опыт младшим поколениям;
  2. Регулятивная — в педагогической культуре заложены ориентиры профессиональной педагогической деятельности, благодаря которым она регулируется;
  3. Семиотическая или знаковая — благодаря профессиональной педагогической деятельности младшие поколения узнают сведения (знания) о культуре, о мире, о природе. Эти знания зашифрованы в знаках — буквах, цифрах;
  4. Аксиологическая — педагогическая культура как феномен содержит в себе ценности, которые актуализируются и передаются через профессиональную педагогическую деятельность младшим поколениям;
  5. Креативная (творческая) — в педагогической культуре заложена идея постоянного самосовершенствования, что невозможно без развития творческого потенциала учителя[10].

Любовь Геннадьевна Корчагина в автореферате кандидатской диссертации указывает на то, что педагогическая культура выполняет три функции:

  1. Функция развития заключается в раскрытии и развитии творческих способностей обучающихся педвузов в процессе их профессионального образования;
  2. Функция социализации состоит в усвоении и транслировании обучающимися педвузов социокультурного опыта;
  3. Функция оценки означает содействие обучающимся педвузов в осознании и оценке собственной педагогической культуры, в необходимости её совершенствования в процессе профессионального образования[11].

Типы педагогической культуры

Владислав Львович Бенин предлагает три типа педагогической культуры:

  1. Демократический тип — сотрудничество субъектов образовательной деятельности на основе уважения прав и обязанностей друг друга;
  2. Авторитарный тип — подавление одним участником образовательного процесса (учителем) другого (ученика);
  3. Тоталитарный тип — ставит две стороны образовательного процесса в зависимость от условий и требований, регламентирующих норм с запретом творческой деятельности[7].

Научные подходы к изучению педагогической культуры

Педагогическую культуру можно изучать с позиции аксиологического подхода как систему ценностей-регуляторов педагогической деятельности, с точки зрения деятельностного подхода как цель, способ, инструмент, уровень самореализации, критерий и результат педагогической деятельности, с позиции личностного подхода как сущностную характеристику личности педагога[12].

Примечания

  1. Захарченко Е. Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика : журнал. — 1999. — № 3. — С. 69.
  2. Захарченко Е. Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 69.
  3. Захарченко Е. Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 69-70.
  4. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 38-39.
  5. Костенко О. Е. Особенности становления российской профессиональной педагогической культуры : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 : защищена 28.10.2004. — Екатеринбург, 2004. — С. 8. — 21 с.
  6. Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. — С. 239. — 288 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ: монография. — Уфа: Башкирский государственный педагогический институт, 1997. — С. 15. — 131 с.
  8. 8,0 8,1 8,2 Корчагина Л. Г. Рефлексивно-пиктографические задачи как средство формирования педагогической культуры учителя : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01. — Тюмень: Тюменский государственный университет, 2007. — С. 10-11, 18. — 25 с.
  9. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика : журнал. — 1999. — № 3. — С. 37—43.
  10. Алова Н. Н. Педагогическая культура: функциональный анализ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева : Журнал. — 2013. — № 1—2 (77). — С. 10.
  11. Корчагина Л. Г. Рефлексивно-пиктографические задачи как средство формирования педагогической культуры учителя : автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Корчагина Любовь Геннадьевна. — Тюмень: Тюменский государственный университет, 2007. — 25 с.
  12. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 39.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!