Память физических действий

Материал из «Знание.Вики»

Память физических действий (ПФД) — театральный термин, введённый Константином Станиславским для обозначения упражнений (этюдов), при выполнении которых, актёр работает с воображаемыми предметами.

Акцент в данных упражнениях ставится на достоверность. Всё внимание актёра должно быть направленно на воображаемый предмет и сопутствующее взаимодействие с ним. Все мускульные напряжения в теле должны соответствовать той же работе тела, что и при работе с настоящим предметом.

В актёрской школе

ПФД — основное упражнение Метода действенного анализа, созданного К. С. Станиславским, и входит в обязательный актёрский тренинг.

Такие упражнения помогают актёру постичь природу простейших физических действий, восстановить их логику и последовательность.[1] Развивают внимание, воображение и улучшают концентрацию. Помогают актёру добиться органичности в проявлении актёрской выразительности.

«Подготовьте мне актёров, умеющих действовать беспредметно…и с такой труппой я смогу сделать чудеса» К. С. Станиславский[2]

Механизм выполнения упражнений

Начинать работу с упражнениями на ПФД следует с выполнения заданного действия в реальной жизни с реальным предметом, добавляя осознанности в происходящее. Затем, действие повторяется, но уже без предмета.

Действия для данных упражнений подбираются простые. Те, что с легкостью поддаются контролю сознания, но чаще всего в нашей жизни совершаются бессознательно (чистка зубов, мытьё посуды и т. д.). Возможность контролировать эти действия во время упражнения приводит актёра к сценической правде, а следом, и вере в подлинность совершаемого.

У актёра всегда должна быть возможность проверить полноту и достоверность выполняемого им действия, а также реакцию своего тела на взаимодействие с предметом.

При выполнении упражнений, важно учитывать не только вес предмета, но и другие характеристики, такие как фактура, запах, температура и т. д. Чем полнее будет образ предмета в голове, тем активнее будет отзываться тело на работу с ним и органичнее будет выглядеть сам актёр.

См. также

Примечания

Литература

  • Топорков В. О. К. С. Станиславский на репетиции: Воспоминания / Отв. ред. В. Н. Прокофьев, предисл. Н. Н. Чушкина. М.: Искусство, 1950. 191 с.
  • Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Т. 2. Работа актёра над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / Ред. и авт. вступ. ст. А. М. Смелянский. Ком. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского. 511 с.
  • Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1990. Т. 3. Работа актёра над собой. Ч. 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения: Материалы к книге / Общ. ред. А. М. Смелянского, вступит. ст. Б. А. Покровского, комент. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского. 508 с.
  • Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1991. Т. 4. Работа актёра над ролью: Материалы к книге / Сост., вступит. ст. и коммент. И. Н. Виноградской. 399 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!