Памятник героям-автомобилистам
Памятник | |
Памятник героям-автомобилистам | |
---|---|
![]() | |
55°38′45″ с. ш. 37°28′20″ в. д. / 55.645937° с. ш. 37.472323° в. д. (G) (O) (Я) | |
Страна |
![]() |
Город | Москва |
Тропарёво-Никулино | Ленинский проспект, 131Г |
Ближайшая станция метро | Тропарёво |
Скульптор | Рукавишников А.И. |
Архитектор | Воскресенский И.Н. |
Материал | Бронза, гранит |
Па́мятник геро́ям-автомобили́стам — монумент, установленный на Ленинском проспекте в районе Тропарёво-Никулино Западного административного округа города Москвы. Архитектурный ансамбль памятника находится в 100 метрах от станции метро Тропарёво по правой стороне Ленинского проспекта в сторону МКАД[1].
Памятник посвящён самоотверженности и мужеству водителей, которые внесли неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Авторы памятника — скульптор, народный художник России Александр Рукавишников и заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский[2]. Памятник героям-автомобилистам торжественно открыли 2 сентября 2015 года[3].
История
Решение о строительстве памятника было принято в 2013 году. Памятник создавался на средства Московского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также на добровольные пожертвования транспортных предприятий города и простых жителей. После открытия памятник героям-автомобилистам преподнесён в дар городу Москве[4].
Скульптор памятника — народный художник России Александр Рукавишников. Он так же является создателем скульптуры древнеримского гладиатора, установленного перед стадионом «Спартак». Архитектором памятника героям-автомобилистам выступил заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский[2].
Торжественное открытие памятника состоялось 2 сентября 2015 года. На церемонии присутствовали официальные лица. Заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов отметил[3]:
Среди тех, чьи имена отмечены на монументе — в том числе и работники автотранспортных предприятий Москвы, водители городского транспорта, такси. Эти специалисты на протяжении долгих лет обеспечивают ежедневный цикл жизни Москвы. Памятник героям-автомобилистам — благодарность за самоотверженный труд всем этим людям.
Славу профессии водителя составили шофёры, героически прошедшие за рулём все тяготы войны. В условиях локальных войн и вооружённых конфликтов воины-автомобилисты не раз жертвовали собой ради выполнения задачи транспортного и автотехнического обеспечения войск. Глава «Мосгортранс» Евгений Михайлов сказал[2]:
Профессия автомобилиста была и остаётся одной из самых востребованных и значимых. Работники отрасли совершили немало подвигов в годы Великой Отечественной. Очень важно, чтобы эта память была увековечена.
Внешний вид
Архитектурная композиция памятника представлена бронзовой фигурой бравого усатого шофёра в очках и кепке, который стоит прямо на земле, без постамента и опирается на рулевое колесо. Водитель одет в типичный для начала XX века костюм шофёра: кожаная куртка, кепка, очки-«консервы», длинный шарф, перчатки-краги, брюки-галифе и высокие ботинки. Такая тёплая защитная одежда была насущной необходимостью для первых водителей — кабины автомобилей начала XX века были открытыми и не имели отопления, поэтому шофёрам нужно было утепляться. Фоном памятника служит невысокая стена из красного гранита. На её центральной части размещены изображения медали «Золотая Звезда» (СССР) и Героя Социалистического Труда, а также слова из песни фронтового шофёра[5].
Во время Великой Отечественной войны водители доставляли почту и боеприпасы на передовую, вывозили раненых с поля боя, участвовали в доставке продуктов в блокадный Ленинград, проводя машины по Дороге жизни, проложенной зимой прямо по льду Ладожского озера. Многие водители совершали подвиги, приближая Победу. Имена 17 водителей, удостоенных во время Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза, высечены на гранитной стене мемориала, установленной позади фигуры водителя. Здесь же поименованы 53 водителя, получивших звание Героя Социалистического Труда[6].
Вокруг памятника, на бронзовых барельефах, образно представлены важнейшие этапы становления автомобильного транспорта в СССР: появление первого отечественного автомобиля; развитие автотранспортной отрасли в годы первых пятилеток; участие военных автомобилистов в Великой Отечественной войне; послевоенное восстановление промышленности и работа в современных условиях[2].
Имена на памятных досках
Первым автомобилистом, удостоенным звания Героя Советского Союза стал шофёр рядовой Владимир Артюх, — участник советско-финской войны (1939—1940). Во время боевых действий при переправе через реку Бурная он возглавил колонну машин. Его подвигу поэт Александр Твардовский посветил поэму «Шофёр Артюх»[6][7][8].
В числе имён, увековеченных на памятнике, Герой Советского Союза Александр Гривцов, служивший шофёром 504-го легкового артиллерийского полка. 11 февраля 1944 года в ходе форсирования Нарвы в районе деревни Долгая Нива по тонкому льду реки, под огнём врага он переправил боеприпасы на передовую. Это позволило солдатам подразделения выстоять и перейти в наступление. 18 февраля, доставляя боекомплект и продовольствие попавшему в окружение дивизиону, автомобилист Гривцов погиб. За мужество и героизм, проявленные при доставке боеприпасов, Александр Гривцов посмертно удостоен звания Героя Советского Союза[9][8].
В «Песенке фронтового шофёра», написанной Борисом Мокроусовым на слова Бориса Ласкина и Наума Лобковского, поётся[10]:
Шли мы дни и ночи, трудно было очень, но баранку не бросал шофёр.
Эти слова высечены на мраморной стене мемориала. Впервые Песню фронтового шофёра исполнил Марк Бернес, который сыграл эпизодическую роль героического водителя в фильме «Великий перелом», снятом в 1945 году лауреатом четырёх Сталинских премий режиссёром Фридрихом Эрмлером[10].
Среди других имён, увековеченных на памятнике: министр автомобильного транспорта РСФСР Евгений Трубицын, начальник Главмосавтотранса Иосиф Гоберман, директор первого столичного автокомбината Геннадий Краузе[11].
Литература
- Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь в двух томах100 000 экз. — ISBN 978-5-9529-0049-7. / Пред. ред. коллегии Шкадов И.И.. — Москва: Воениз, 1987. — Т. 1. Абаев — Любичев, Т. 2. Любов — Ящук. — 911 с. —
- Гоголев Л. Д. Автомобили в боевом строю . — Москва: Молодая гвардия, 1981. — 126 с.
- Деркаченко И. Г. Военные водители . — Москва, 1960. — С. 51—60.
Примечания
- ↑ От ополченцев до маршалов: 10 монументов Москвы в память о Великой Отечественной войне . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (8 мая 2021). Дата обращения: 5 февраля 2025.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 Рогоза Д. Памятник героям-автомобилистам открыт в Москве . интернет-портал Молнет.Ру (2 сентября 2015). Дата обращения: 6 февраля 2025.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 Памятник героям-автомобилистам открыт у метро Тропарево . Москва 24 (2 сентября 2015). Дата обращения: 6 февраля 2025.
- ↑ Памятник героям-автомобилистам появится в Тропарево-Никулино . Москва 24 (22 января 2013). Дата обращения: 6 февраля 2025.
- ↑ Кузнецов Л. Памятник героям автомобилистам в Тропарёво // Авто и не только.ru. — 2017. — 29 мая.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 В Москве установили памятник Героям-автомобилистам . Портал «Россия и соотечественники». Институт Русского зарубежья (3 сентября 2015). Дата обращения: 6 февраля 2025.
- ↑ АРТЮХ Владимир Кузьмич // Забытая Кострома.
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь в двух томах / Пред. ред. коллегии Шкадов И.И.. — Москва: Воениз, 1987. — Т. 1. — 911 с. — ISBN 978-5-9529-0049-7.
- ↑ Гривцов Александр Иванович . Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» Музей Победы. Дата обращения: 7 февраля 2025.
- ↑ Перейти обратно: 10,0 10,1 Эх, путь-дорожка фронтовая, Не страшна нам бомбёжка любая! . АО ИД «Комсомольская правда». Дата обращения: 7 февраля 2025.
- ↑ Памятник героям-автомобилистам открыт в Москве . Контакт-центр «Московский транспорт» (2 сентября 2015). Дата обращения: 6 февраля 2025.
Ссылки
- История песни «Дорожка фронтовая» в исполнении Марка Бернеса.
- О военном водителе Владимире Артюхе, который зимой 1939 года под огнём финнов обеспечил переправу через р. Тайпален-йоки.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |