Памятник Петру I (Михайловский замок)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Памятник
Памятник Петру I
Памятник императору Петру I. Санкт-Петербург 2H1A4559WI.jpg
Страна  Россия
Город Санкт-Петербург
Местоположение у входа в Михайловский замок со стороны Кленовой аллеи
Ближайшая станция метро Гостиный двор
Автор проекта Бартоломео Карло Растрелли
Архитектор Фёдор Иванович Волков
Дата основания 1800 год
Строительство 1743—1745 годы
Статус объект культурного наследия федерального значения
Высота высота скульптуры — 4,6 метра, высота постамента — 6,2 метра
Материал бронза – скульптура, барельефы, декор, литеры; мрамор рускеальский (серый) и тивдийский (розовый), гранит сердобольский (серый), гранит финляндский (красный) – облицовка постамента

Па́мятник Петру́ I (Миха́йловский за́мок) на Кленовой аллее — первая кон­ная статуя в России, отлитая из бронзы по модели скульптора Барто­ломео Карло Растрелли[1]. Памятник создавался с 1743 по 1755 год при участии: скульпторов Бартоломео Карло Растрелли, Михаила Ивановича Козловского, Ивана Ивановича Теребенёва, Василия Ивановича Демут-Малиновского, Ивана Моисеева, Петра Петровича Ажи и архитектора Фёдора Ивановича Волкова. Объект культурного наследия федерального значения, охраняется КГИОП[2].

Описание

Первая конная статуя России сделана «по обычаю римских императоров»: она пассивна. На коне восседает суровый самодержец и властный военачальник. Спокойна и торжественна поза императора, увенчанного лавровым венком победителя. На нём римские одежды, жезл полководца в правой руке. Монаршая горностаевая мантия с рельефными гербами России тяжёлыми складками спада­ет с плеч, приоткрывая боевой нагрудник. Меч у левого бедра с изоб­ражением головы льва на массивной рукоятке подчёркивает силу и мощь его владельца. Дорогое покрывало, отороченное массивными кистями, служит седлом. Открытые римские сандалии дополняют наряд всадника. Уверенной рукой направляет он шаг могучего коня, беспрекословно подчиняющегося всаднику.

Посвящение и геральдическая символика

Рослый конь с лохматой гривой — под стать императору — выступает мерно и торжественно, как бы подчёркивая величие и значимость наездника. Конский хвост ниспадает до самой земли, правая передняя нога поднята почти горизонтально. Отделка деталей конного монумента — ювелирная. По композиции памятник напоминает конную статую императора Марка Аврелия на площади Ка­питолия в Риме. Для Растрелли Петр — герой Полтавы, победитель шведов, великий император России. Темой памятника становится не борьба за новую Россию, выпавшая на долю Петра, а торжест­венный апофеоз его исторического подвига. Создавая обобщённый и символический образ, скульптор сознательно уходит от портретной документальности. Он изменяет пропорции фигуры, делает грудь Петра значительно шире натуры, а голову — крупнее[3].

Высокий четырёхгранный пьедестал, выполненный по проекту архитектора Ф. И. Волкова, облицован олонецким мрамором розового, белого и зелёного оттенков; цоколь сложен из серого сердобольского гранита. На лицевой стороне постамента — надпись: «Прадеду правнук» и дата установки памятника — «1800 год»[4]. Она как бы спорит с надписью на поста­менте «Медного всадника»: «Петру Первому Екатерина Вторая». Тем самым император Павел объявляет о своих законных (в отли­чие от своей матери) правах на престол[5].

На боковых сторонах постамента барельефы — скульптурные картины двух сражений русских войск под предводительством Петра I: «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте»; они были исполнены молодыми скульпторами — В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребеневым и И. Моисеевым под руководством М. И. Козловского, автора памятника Суворову на Марсовом поле.

На барельефе «Полтавская баталия» справа русское воинство, Пётр I, шпагой указывающий в сторону бегущих шведских войск, рядом — предводитель конницы Меншиков. Над ними парящие фигуры гениев Победы, которые трубят славу и венчают лаврами головы победителей. Над головой русских в облаках изображен рак — знак Зодиака, символизирующий месяц июнь, когда произошло это знаменательное сражение. В битве под Полтавой 27 июня 1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско. Карла XII, раненого в ногу, унесли с поля боя этот эпизод передан в левой части барельефа.

Барельеф "Потавская битва"

Не менее значительно содержание второго барельефа «Гангутский бой». Бой при мысе Гангут 26 — 27 июля 1717 года — первое крупное морское сражение в русской истории, когда молодой русский флот нанес поражение испытанному в боях шведскому флоту. В левой части рельефа на флагманском корабле — Петр I, который командует «авангардией». К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа — пленённый шведский корабль, на который уже вступили русские, подняв флаг своей страны. Ещё минута, и та же участь постигнет другие вражеские корабли, помещённые на заднем плане. На этом барельефе в облаках изображение льва — знака Зодиака, соответствующего месяцу июлю, когда произошел Гангутский бой[4].

Высота конной статуи от плинта (массивная плита, уложенная на пьедестал в основании статуи) до темени всадника — 4,61 метра, пье­дестала — 6,17 метра. Общая высота памятника — 10,78 метра. Размеры каждого барельефа — 1,75 × 2,63 метра[6]

История создания

Работу по созданию монумента Петру I итальянский скульптор Б. К. Растрелли начал в 1717 году. Модель конного памятника с множеством аллегорических фигур и барельефов, прославляющих деяния первого российского императора, была завершена к 1724 году, однако смерть Петра I в январе следующего года надолго приостановила работу над осуществлением замысла. Лишь в 1743 году, после «апробирования» модели императрицей Елизаветой Петровной, Растрелли приступает к выполнению большой модели конной статуи. Она была закончена и переведена в воск осенью 1744 году, когда Б. К. Растрелли скончался[7].

От замысла до реализации конного монумента Растрелли выполнил несколько его вариантов. Первоначальные проекты отра­жены в его рисунках конца 1716 — начала 1717 года. На одном из них конная статуя поднята на высокий пьедестал. На шагающем коне восседает император, облачённый в античную одежду. Парящая Слава венчает его лавровым венком. На углах верхней части пьедестала помещены сидящие скованные пленники, ниже них на цоколе — барельеф с изображением Полтавской битвы.

На другом рисунке Петр в обычном своем одеянии. Пышный пьедестал украшен статуями и скульптурными группами, аллегори­чески изображающими историю Петровского царствования и Северной войны. Первая группа включала фигуры Геракла и Славы, держащей пальмовый венок. Вторую группу составляли фигуры бога войны Марса и Славы, подающей ему лавровый венок. В третью группу входили Меркурий и символическая фигура Мира с оливковым венком. Под копытами коня были распростёрты три обнажённые мужские фигуры врагов и шесть раздавленных львов. Барельефы по сторонам пьедестала изображали Полтавский бой, морское сражение при Гангуте и триумфальное возвращение Петра в Москву после Полтавской победы[8].

В апреле 1720 года Растрелли по приказанию Петра I создает ещё один проект монумента в виде скульптурного эскиза из воска высотой 2,5 фута. На постаменте Петр на лошади, под ней фигура Завис­ти, олицетворяющая те силы, сопротивление которых реформам Петра пришлось ему преодолеть в своей стране. Ниже — статуи шести добродетелей, которые должны были служить напоминанием о нравственном влиянии Петровского царствования на народную жизнь. По краям постамента — статуя, «изъявляющая реку», с четырьмя купидонами — с одной стороны, и глобус с четырьмя купи­донами — с другой. Вокруг цоколя — барельеф[9].

Бюст Петра I работы Бартоломео Растрелли, Государственный Эрмитаж, зал 156

Над свинцовой моделью конного монумента Петра I Растрелли работал около пяти лет (17191724). Возможно, из-за того, что в 1720-х годах скульптор был занят несколькими крупными работами. С 1721 года он начал подготовку модели Триумфального столпа в память Северной войны, а в 1722 году выполнил модель колоссальной пешей статуи Петра, которую предполагалось поставить на Василь­евском острове против здания Двенадцати коллегий (проект воплощен в жизнь не был). В 1723 году Растрелли создает бронзовый бюст императора.

Над конной же статуей скульптор начал работу ещё при жизни Петра, который в 1725 году умирает, не успев дать распоряжение об отливке её из бронзы. А его преемники, от Екатерины I до Анны Ле­опольдовны, отнеслись к работе Растрелли с высокомерным пре­небрежением[10].

И только Елизавета Петровна в 1743 году, осмотрев модель статуи, приказала «делать выливные из меди». Подготовкой к началу литейных работ руководил сам Растрелли. По его указаниям был по­строен литейный амбар. В октябре 1744 года скульптор приступил к изготовлению восковой модели в натуральную величину. Новая модель не была простым повторением оригинала 1720-х годов. Двадцать лет творческого труда изменили принципы художественного мышления Растрелли. В начале ноября 1744 года модель была закон­чена и подготовлена к отливке из бронзы. Новый пьедестал пред­полагалось украсить всего четырьмя барельефами и столькими же декоративными фигурами. Но 18 ноября 1744 года Растрелли умирает.

После смерти скульптора руководство литейными работами принял на себя его сын, архитектор В. В. Растрелли (Франческо Бартоломео — итальянское произношение, Варфоломе́й Варфоломе́евич — русское). Статуя отлита в бронзе литейным мастером А. Мартелли и пушечным мастером Литейного двора С. Копьевым в 1745—1747 годах при участии В. В. Рас­трелли[11]

С 1747 по 1755 год велись расчистка и прочеканка статуи[7].

Барельефы и разборный плинт для конной статуи отлиты в бронзе В.П. Екимовым. Композиция из воинских атрибутов для тыльной стороны постамента отлита в бронзе и вызолочена скульптором П.П. Ажи по созданным им моделям[7].

В 1799 году перед новым поколением скульпторов встала задача создать и оформить новый постамент конной статуи для её установки перед Михайловским замком. Проекты пьедестала представили архитекторы В. Ф. Бренна (Винченцо Бренна), А. Н. Воронихин и Ф. И. Волков, последний победил. Новый пьедестал не имел ничего общего с по­стаментом, когда-то спроектированным Растрелли. Надзор за рабо­тами осуществлял архитектор Винченцо Бренна. Памятник был торжественно открыт в ноябре 1800 года[6].

Место установки

Центральный вход в Михайловский замок

По первоначальному плану памятник первому императору России предполагалось установить в тогдашнем центре города — на Васильевском острове перед зданием Двенадцати коллегий (где первоначально располагалась Сенатская площадь). После смерти в 1761 году Елизаветы Петровны статую перевезли к Троицкому мосту и поставили под деревянным навесом. В середине 1760-х годов, когда правительство Екатерины II решило воздвигнуть в столице памятник Петру I, статуя работы Растрелли стала казаться устаревшей. Новый памятник, созданный Фальконе, затмил растреллиевскую статую. В 1782 году Екатерина II подарила ненужный ей монумент Г.  А. Потемкину. Но он так и остался под навесом у Троицкого моста. После смерти Потемкина в 1791 году статуя вновь стала собственностью государства. В августе 1798 года Павел I пожаловал её Адмиралтейству с повелением установить памятник в Кронштадте. Был даже подготовлен проект пьедестала и состав­лен план перевозки статуи в Кронштадт, утверждённый 2 марта 1799 года Павлом I, который уже на следующий день, передумав, приказывает В. Ф. Бренне поставить памятник на площади Коннетабля перед фасадом Михайловского дворца. В конце того же 1799 года Па­вел снова меняет свое пожелание и решает воздвигнуть перед двор­цом статую А. В. Суворова, специально заказанную скульптору М. И. Козловскому. В марте 1800 года Суворов впадает в немилость. В гневе на полководца император отменяет приказание о постановке его статуи перед Михайловским замком и возвращается к мысли о растреллиевском монументе. Отлитый почти на 30 лет раньше «Медного всадника», растреллиевский Пётр удостоился оконча­тельной «прописки» в городе на 18 лет позднее его. Таким образом, первая по рождению конная скульптура города, стала второй по времени установки.[6].

Установленный перед замком-крепостью, окружённым рвами, памятник находился словно на небольшом острове. И только в 20-х годах XIX века каналы были засыпаны, архитектор К. И. Росси проложил в районе замка сеть новых улиц, а памятник, таким образом, оказался на аллее, ведущей к главному входу[4].

Реставрация

Во время Великой Отечественной войны конная статуя была снята с постамента и укрыта в котловане. В 1945 году памятник был восстановлен[7].

В 1989—1990 годах Государственный музей городской скульптуры провел тщательное обследование монумента и полную его реставрацию с воссозданием утраченной позолоты накладных бронзовых деталей[7].

В январе 2010 года завершилась ещё одна реставрация памятника Петру I у Инженерного (Михайловского) замка. По заключению специалистов он нуждался в безотлагательной реставрации, включающей расчистку поверхности мраморных плит и гранитной облицовки постамента, восстановление сколов и утраченной полировки камня, технологическую обработку бронзы конной статуи, барельефов и накладного декора. Реставрационный проект был осуществлен при организационном участии Фонда Лихачёва. Работы проводила фирма «Пантеон» по техническому заданию, составленному Государственным Музеем городской скульптуры и согласованному с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП)[12].

Фрагмент барельефа «Гангутское сражение»

Мифы и легенды

Если чуть-чуть отойти от памятника и внимательно посмотреть на копыта лошади, можно узреть интересную особенность — конская нога постепенно превращается в изящную женскую ножку в сапоге на высоком каблуке. Романтики верят, что это ножка возлюбленной скульптора, реалисты же утверждают, что никакой женской ноги там нет — это всего лишь оптическая иллюзия.

Когда рассматриваешь барельефы, то в глаза сразу же бросаются отполированные до блеска копыта коней, нога Петра и пятка тонущего моряка. Городская легенда гласит, что, если подержаться за пятку моряка — никогда не утонешь: ни в воде, ни в жизненном круговороте, ни на экзамене, а если потереть ботфорт императора, либо копыто коня — непременно нарвешься на удачу[13].

Примечания

  1. Абакумова Н. Б., Буллах А. Г. Каменное убранство центра Ленинграда. — Л.,, 1987. — С. С. 112.
  2. Памятник императору Петру 1. КГИОП. Дата обращения: 9 августа 2023.
  3. Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга: Справочник. — СПб.,, 2004. — С. С. 13.
  4. 4,0 4,1 4,2 Лисаевич И.И., Бетхер-Остренко И.Ю. Скульптура Ленинграда. — М.,: "Искусство", 1963.
  5. Петров В. Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. — Л.,, 1972. — С. С. 185.
  6. 6,0 6,1 6,2 Памятник Петру I у Михайловского (Инженерного) замка. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. Дата обращения: 9 августа 2023.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Петру I, памятник (у входа в Михайловский замок). Энциклопедия Санкт-Петербурга. Дата обращения: 9 августа 2023.
  8. Петров В. Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. — Л.,, 1972. — С. С. 134 - 136.
  9. Петров В. Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. — Л.,, 1972. — С. С. 138.
  10. Петров В. Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. — Л.,, 1972. — С. С. 145.
  11. Нетунахина Г. Д. Музей городской скульптуры. — Л.,, 1981. — С. С. 14.
  12. Завершена реставрация памятника Петру I у Михайловского замка. Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева. Дата обращения: 9 августа 2023.
  13. Легенды и история скитаний памятника Петру I у Михайловского замка. Дата обращения: 9 августа 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!