Памятник Петру I (Михайловский замок)
Памятник | |
Памятник Петру I | |
---|---|
Страна | Россия |
Город | Санкт-Петербург |
Местоположение | у входа в Михайловский замок со стороны Кленовой аллеи |
Ближайшая станция метро | Гостиный двор |
Автор проекта | Бартоломео Карло Растрелли |
Архитектор | Фёдор Иванович Волков |
Дата основания | 1800 год |
Строительство | 1743—1745 годы |
Статус | объект культурного наследия федерального значения |
Высота | высота скульптуры — 4,6 метра, высота постамента — 6,2 метра |
Материал | бронза – скульптура, барельефы, декор, литеры; мрамор рускеальский (серый) и тивдийский (розовый), гранит сердобольский (серый), гранит финляндский (красный) – облицовка постамента |
Па́мятник Петру́ I (Миха́йловский за́мок) на Кленовой аллее — первая конная статуя в России, отлитая из бронзы по модели скульптора Бартоломео Карло Растрелли[1]. Памятник создавался с 1743 по 1755 год при участии: скульпторов Бартоломео Карло Растрелли, Михаила Ивановича Козловского, Ивана Ивановича Теребенёва, Василия Ивановича Демут-Малиновского, Ивана Моисеева, Петра Петровича Ажи и архитектора Фёдора Ивановича Волкова. Объект культурного наследия федерального значения, охраняется КГИОП[2].
Описание
Первая конная статуя России сделана «по обычаю римских императоров»: она пассивна. На коне восседает суровый самодержец и властный военачальник. Спокойна и торжественна поза императора, увенчанного лавровым венком победителя. На нём римские одежды, жезл полководца в правой руке. Монаршая горностаевая мантия с рельефными гербами России тяжёлыми складками спадает с плеч, приоткрывая боевой нагрудник. Меч у левого бедра с изображением головы льва на массивной рукоятке подчёркивает силу и мощь его владельца. Дорогое покрывало, отороченное массивными кистями, служит седлом. Открытые римские сандалии дополняют наряд всадника. Уверенной рукой направляет он шаг могучего коня, беспрекословно подчиняющегося всаднику.
Рослый конь с лохматой гривой — под стать императору — выступает мерно и торжественно, как бы подчёркивая величие и значимость наездника. Конский хвост ниспадает до самой земли, правая передняя нога поднята почти горизонтально. Отделка деталей конного монумента — ювелирная. По композиции памятник напоминает конную статую императора Марка Аврелия на площади Капитолия в Риме. Для Растрелли Петр — герой Полтавы, победитель шведов, великий император России. Темой памятника становится не борьба за новую Россию, выпавшая на долю Петра, а торжественный апофеоз его исторического подвига. Создавая обобщённый и символический образ, скульптор сознательно уходит от портретной документальности. Он изменяет пропорции фигуры, делает грудь Петра значительно шире натуры, а голову — крупнее[3].
Высокий четырёхгранный пьедестал, выполненный по проекту архитектора Ф. И. Волкова, облицован олонецким мрамором розового, белого и зелёного оттенков; цоколь сложен из серого сердобольского гранита. На лицевой стороне постамента — надпись: «Прадеду правнук» и дата установки памятника — «1800 год»[4]. Она как бы спорит с надписью на постаменте «Медного всадника»: «Петру Первому Екатерина Вторая». Тем самым император Павел объявляет о своих законных (в отличие от своей матери) правах на престол[5].
На боковых сторонах постамента барельефы — скульптурные картины двух сражений русских войск под предводительством Петра I: «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте»; они были исполнены молодыми скульпторами — В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребеневым и И. Моисеевым под руководством М. И. Козловского, автора памятника Суворову на Марсовом поле.
На барельефе «Полтавская баталия» справа русское воинство, Пётр I, шпагой указывающий в сторону бегущих шведских войск, рядом — предводитель конницы Меншиков. Над ними парящие фигуры гениев Победы, которые трубят славу и венчают лаврами головы победителей. Над головой русских в облаках изображен рак — знак Зодиака, символизирующий месяц июнь, когда произошло это знаменательное сражение. В битве под Полтавой 27 июня 1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско. Карла XII, раненого в ногу, унесли с поля боя этот эпизод передан в левой части барельефа.
Не менее значительно содержание второго барельефа «Гангутский бой». Бой при мысе Гангут 26 — 27 июля 1717 года — первое крупное морское сражение в русской истории, когда молодой русский флот нанес поражение испытанному в боях шведскому флоту. В левой части рельефа на флагманском корабле — Петр I, который командует «авангардией». К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа — пленённый шведский корабль, на который уже вступили русские, подняв флаг своей страны. Ещё минута, и та же участь постигнет другие вражеские корабли, помещённые на заднем плане. На этом барельефе в облаках изображение льва — знака Зодиака, соответствующего месяцу июлю, когда произошел Гангутский бой[4].
Высота конной статуи от плинта (массивная плита, уложенная на пьедестал в основании статуи) до темени всадника — 4,61 метра, пьедестала — 6,17 метра. Общая высота памятника — 10,78 метра. Размеры каждого барельефа — 1,75 × 2,63 метра[6]
История создания
Работу по созданию монумента Петру I итальянский скульптор Б. К. Растрелли начал в 1717 году. Модель конного памятника с множеством аллегорических фигур и барельефов, прославляющих деяния первого российского императора, была завершена к 1724 году, однако смерть Петра I в январе следующего года надолго приостановила работу над осуществлением замысла. Лишь в 1743 году, после «апробирования» модели императрицей Елизаветой Петровной, Растрелли приступает к выполнению большой модели конной статуи. Она была закончена и переведена в воск осенью 1744 году, когда Б. К. Растрелли скончался[7].
От замысла до реализации конного монумента Растрелли выполнил несколько его вариантов. Первоначальные проекты отражены в его рисунках конца 1716 — начала 1717 года. На одном из них конная статуя поднята на высокий пьедестал. На шагающем коне восседает император, облачённый в античную одежду. Парящая Слава венчает его лавровым венком. На углах верхней части пьедестала помещены сидящие скованные пленники, ниже них на цоколе — барельеф с изображением Полтавской битвы.
На другом рисунке Петр в обычном своем одеянии. Пышный пьедестал украшен статуями и скульптурными группами, аллегорически изображающими историю Петровского царствования и Северной войны. Первая группа включала фигуры Геракла и Славы, держащей пальмовый венок. Вторую группу составляли фигуры бога войны Марса и Славы, подающей ему лавровый венок. В третью группу входили Меркурий и символическая фигура Мира с оливковым венком. Под копытами коня были распростёрты три обнажённые мужские фигуры врагов и шесть раздавленных львов. Барельефы по сторонам пьедестала изображали Полтавский бой, морское сражение при Гангуте и триумфальное возвращение Петра в Москву после Полтавской победы[8].
В апреле 1720 года Растрелли по приказанию Петра I создает ещё один проект монумента в виде скульптурного эскиза из воска высотой 2,5 фута. На постаменте Петр на лошади, под ней фигура Зависти, олицетворяющая те силы, сопротивление которых реформам Петра пришлось ему преодолеть в своей стране. Ниже — статуи шести добродетелей, которые должны были служить напоминанием о нравственном влиянии Петровского царствования на народную жизнь. По краям постамента — статуя, «изъявляющая реку», с четырьмя купидонами — с одной стороны, и глобус с четырьмя купидонами — с другой. Вокруг цоколя — барельеф[9].
Над свинцовой моделью конного монумента Петра I Растрелли работал около пяти лет (1719—1724). Возможно, из-за того, что в 1720-х годах скульптор был занят несколькими крупными работами. С 1721 года он начал подготовку модели Триумфального столпа в память Северной войны, а в 1722 году выполнил модель колоссальной пешей статуи Петра, которую предполагалось поставить на Васильевском острове против здания Двенадцати коллегий (проект воплощен в жизнь не был). В 1723 году Растрелли создает бронзовый бюст императора.
Над конной же статуей скульптор начал работу ещё при жизни Петра, который в 1725 году умирает, не успев дать распоряжение об отливке её из бронзы. А его преемники, от Екатерины I до Анны Леопольдовны, отнеслись к работе Растрелли с высокомерным пренебрежением[10].
И только Елизавета Петровна в 1743 году, осмотрев модель статуи, приказала «делать выливные из меди». Подготовкой к началу литейных работ руководил сам Растрелли. По его указаниям был построен литейный амбар. В октябре 1744 года скульптор приступил к изготовлению восковой модели в натуральную величину. Новая модель не была простым повторением оригинала 1720-х годов. Двадцать лет творческого труда изменили принципы художественного мышления Растрелли. В начале ноября 1744 года модель была закончена и подготовлена к отливке из бронзы. Новый пьедестал предполагалось украсить всего четырьмя барельефами и столькими же декоративными фигурами. Но 18 ноября 1744 года Растрелли умирает.
После смерти скульптора руководство литейными работами принял на себя его сын, архитектор В. В. Растрелли (Франческо Бартоломео — итальянское произношение, Варфоломе́й Варфоломе́евич — русское). Статуя отлита в бронзе литейным мастером А. Мартелли и пушечным мастером Литейного двора С. Копьевым в 1745—1747 годах при участии В. В. Растрелли[11]
С 1747 по 1755 год велись расчистка и прочеканка статуи[7].
Барельефы и разборный плинт для конной статуи отлиты в бронзе В.П. Екимовым. Композиция из воинских атрибутов для тыльной стороны постамента отлита в бронзе и вызолочена скульптором П.П. Ажи по созданным им моделям[7].
В 1799 году перед новым поколением скульпторов встала задача создать и оформить новый постамент конной статуи для её установки перед Михайловским замком. Проекты пьедестала представили архитекторы В. Ф. Бренна (Винченцо Бренна), А. Н. Воронихин и Ф. И. Волков, последний победил. Новый пьедестал не имел ничего общего с постаментом, когда-то спроектированным Растрелли. Надзор за работами осуществлял архитектор Винченцо Бренна. Памятник был торжественно открыт в ноябре 1800 года[6].
Место установки
По первоначальному плану памятник первому императору России предполагалось установить в тогдашнем центре города — на Васильевском острове перед зданием Двенадцати коллегий (где первоначально располагалась Сенатская площадь). После смерти в 1761 году Елизаветы Петровны статую перевезли к Троицкому мосту и поставили под деревянным навесом. В середине 1760-х годов, когда правительство Екатерины II решило воздвигнуть в столице памятник Петру I, статуя работы Растрелли стала казаться устаревшей. Новый памятник, созданный Фальконе, затмил растреллиевскую статую. В 1782 году Екатерина II подарила ненужный ей монумент Г. А. Потемкину. Но он так и остался под навесом у Троицкого моста. После смерти Потемкина в 1791 году статуя вновь стала собственностью государства. В августе 1798 года Павел I пожаловал её Адмиралтейству с повелением установить памятник в Кронштадте. Был даже подготовлен проект пьедестала и составлен план перевозки статуи в Кронштадт, утверждённый 2 марта 1799 года Павлом I, который уже на следующий день, передумав, приказывает В. Ф. Бренне поставить памятник на площади Коннетабля перед фасадом Михайловского дворца. В конце того же 1799 года Павел снова меняет свое пожелание и решает воздвигнуть перед дворцом статую А. В. Суворова, специально заказанную скульптору М. И. Козловскому. В марте 1800 года Суворов впадает в немилость. В гневе на полководца император отменяет приказание о постановке его статуи перед Михайловским замком и возвращается к мысли о растреллиевском монументе. Отлитый почти на 30 лет раньше «Медного всадника», растреллиевский Пётр удостоился окончательной «прописки» в городе на 18 лет позднее его. Таким образом, первая по рождению конная скульптура города, стала второй по времени установки.[6].
Установленный перед замком-крепостью, окружённым рвами, памятник находился словно на небольшом острове. И только в 20-х годах XIX века каналы были засыпаны, архитектор К. И. Росси проложил в районе замка сеть новых улиц, а памятник, таким образом, оказался на аллее, ведущей к главному входу[4].
Реставрация
Во время Великой Отечественной войны конная статуя была снята с постамента и укрыта в котловане. В 1945 году памятник был восстановлен[7].
В 1989—1990 годах Государственный музей городской скульптуры провел тщательное обследование монумента и полную его реставрацию с воссозданием утраченной позолоты накладных бронзовых деталей[7].
В январе 2010 года завершилась ещё одна реставрация памятника Петру I у Инженерного (Михайловского) замка. По заключению специалистов он нуждался в безотлагательной реставрации, включающей расчистку поверхности мраморных плит и гранитной облицовки постамента, восстановление сколов и утраченной полировки камня, технологическую обработку бронзы конной статуи, барельефов и накладного декора. Реставрационный проект был осуществлен при организационном участии Фонда Лихачёва. Работы проводила фирма «Пантеон» по техническому заданию, составленному Государственным Музеем городской скульптуры и согласованному с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП)[12].
Мифы и легенды
Если чуть-чуть отойти от памятника и внимательно посмотреть на копыта лошади, можно узреть интересную особенность — конская нога постепенно превращается в изящную женскую ножку в сапоге на высоком каблуке. Романтики верят, что это ножка возлюбленной скульптора, реалисты же утверждают, что никакой женской ноги там нет — это всего лишь оптическая иллюзия.
Когда рассматриваешь барельефы, то в глаза сразу же бросаются отполированные до блеска копыта коней, нога Петра и пятка тонущего моряка. Городская легенда гласит, что, если подержаться за пятку моряка — никогда не утонешь: ни в воде, ни в жизненном круговороте, ни на экзамене, а если потереть ботфорт императора, либо копыто коня — непременно нарвешься на удачу[13].
Примечания
- ↑ Абакумова Н. Б., Буллах А. Г. Каменное убранство центра Ленинграда. — Л.,, 1987. — С. С. 112.
- ↑ Памятник императору Петру 1 . КГИОП. Дата обращения: 9 августа 2023.
- ↑ Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга: Справочник. — СПб.,, 2004. — С. С. 13.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Лисаевич И.И., Бетхер-Остренко И.Ю. Скульптура Ленинграда. — М.,: "Искусство", 1963.
- ↑ Петров В. Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. — Л.,, 1972. — С. С. 185.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Памятник Петру I у Михайловского (Инженерного) замка . Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. Дата обращения: 9 августа 2023.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Петру I, памятник (у входа в Михайловский замок) . Энциклопедия Санкт-Петербурга. Дата обращения: 9 августа 2023.
- ↑ Петров В. Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. — Л.,, 1972. — С. С. 134 - 136.
- ↑ Петров В. Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. — Л.,, 1972. — С. С. 138.
- ↑ Петров В. Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. — Л.,, 1972. — С. С. 145.
- ↑ Нетунахина Г. Д. Музей городской скульптуры. — Л.,, 1981. — С. С. 14.
- ↑ Завершена реставрация памятника Петру I у Михайловского замка . Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева. Дата обращения: 9 августа 2023.
- ↑ Легенды и история скитаний памятника Петру I у Михайловского замка . Дата обращения: 9 августа 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |