Памятник Николаю I (Санкт-Петербург)
Памятник | |
Памятник Николаю I | |
---|---|
Страна | Россия |
Город | Санкт-Петербург |
Местоположение | Исаакиевская площадь |
Ближайшая станция метро | Адмиралтейская |
Архитектурный стиль | необарокко |
Автор проекта | О. Монферран |
Скульптор | П.К. Клодт |
Дата основания | 25 июня 1859 года |
Строительство | 1856 — 1859 год |
Статус | объект культурного наследия федерального значения |
Материал | бронза - скульптура, горельефы, литеры, ограда; гранит красный, серый, шоханский порфир, мрамор итальянский - постамент. |
Па́мятник Никола́ю I (Са́нкт-Петербу́рг) — произведение монументального искусства эпохи историзма, образец необарокко, созданнный по проекту архитектора О. Монферрана. Конное изваяние (имеет всего 2 точки опоры) отлито из бронзы автором модели, скульптором П. К. Клодтом. Памятник открыт 25 июня 1859 года на Исаакиевской площади и располагается между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором[1]. Объект культурного наследия федерального значения, находится под охраной КГИОП[2].
Описание памятника
Общая высота памятника — 16,3 метра, высота конной статуи — 6 метров.
Конь и фигура всадника, выполненные скульптором бароном П.К. Kлодтом из бронзы, подняты ввысь на высоком пьедестале, они будто парят в воздухе. Клодт отказался от точного выявления портретного сходства, перенеся акцент на иные качества, присущие императору. Внешний лоск, надменная подтянутость, любовь к муштре — черты Николая I, которые скульптору удалось верно передать в памятнике. Николай гарцует на красивом, стройном скакуне, дугой выгнувшем шею. Всадник облачен в мундир офицера Конногвардейского полка. Суровое лицо монарха закрывает большой козырек каски с двуглавым орлом. Ноги в высоких ботфортах уверенно упираются в стремена. Прекрасно передано движение холеного коня, упругость его напряженного корпуса. В конную гвардию набирались рослые, определённых мастей лошади, которые проходили в манеже специальную дрессировку[3].
Центральную часть пьедестала ниже предметных рельефов (герба и оружия) украшают четыре сюжетных горельефа, изображающие деяния императора и долженствующие прославить царствование императора[4]:
- на лицевой стороне постамента (со стороны Исаакиевского собора) под гербом и надписью изображен Николай на фоне фасада Зимнего дворца. Отправляясь на Сенатскую площадь, он передает войскам своего сына, наследника престола цесаревича Александра — будущего императора Александра II. Обозначена дата — 1825 год;
- с правой стороны (под древнеславянским оружием) — усмирение холерного бунта на Сенной площади в 1831 году. Изображена карета, в которой сидит император, около кареты толпятся крестьяне;
- со стороны Мариинского дворца (под изображением кавказского горского оружия) — «Вручение М. М. Сперанскому ордена Андрея Первозванного» в Грановитой палате в Москве за окончание им «Свода законов» (1832). На переднем плане — Николай I и Сперанский, на столе — том «Свода законов»;
- с левой стороны постамента (под современным николаевскому царствованию оружием) — «Строительство Николаевской железной дороги» (Николаевской она была названа в честь императора Николая I после его смерти в 1855 году). Николай Павлович осматривает Веребьинский мост (близ деревни Веребье) в августе 1851 года — в первую поездку по железной дороге Москва-Петербург, за несколько месяцев до её открытия «для общественного пользования» (1 ноября 1851 года). Николай I в окружении членов императорской фамилии беседует с гр. П. А. Клейнмихелем (главноуправляющим путями сообщения). Чуть поодаль стоят начальник Северной дирекции дороги (и один из авторов её проекта наряду с Н. О. Крафтом) полковник П. П. Мельников и автор проекта моста капитан Д. И. Журавский. На заднем плане — мост с проходящим по нему составом.
Каменный пьедестал имеет скругленные углы. Его верхнюю часть по этим углам украшают четыре аллегорические женские фигуры из бронзы, перечислим их «по часовой стрелке»: Сила (с дубовым венком на голове, сидящая с копьем и щитом на льве), Правосудие (женщина с весами и карающим мечом), Мудрость (с зеркалом, открывающим истину) и Вера (с крестом и раскрытым Евангелием). Лица фигур являются портретными изображениями жены Николая I — императрицы Александры Федоровны (Правосудие) и трех их дочерей — Марии (Сила), Ольги (Мудрость) и Александры (Вера). При создании их образов скульптор Р. К. Залеман вдохновлялся известными портретными бюстами X.Д. Рауха (Александры Федоровны и Марии) и И. П. Витали (Александры и Ольги), хранящимися в настоящее время в Государственном Русском музее. Между аллегорическими фигурами на пьедестале помещены четыре предметных рельефа: бронзовый вызолоченный государственный герб с надписью под ним: «Николаю I Императору Всероссийскому. 1859» (спереди, между статуями Силы и Правосудия) и военная атрибутика: изображение оружия — современного Николаю I, при котором шла Кавказская война (слева, между Правосудием и Мудростью), и кавказского горского — на стороне, обращенной к Мариинскому дворцу (сзади постамента, между Мудростью и Верой), а также — исторического древнеславянского вооружения (справа, между Верой и Силой)[5].
История создания
В феврале 1856 года, в первую годовщину смерти императора Николая I, по Высочайшему повелению императора Александра II началось проектирование монумента. Архитектору О. Монферрану было поручено представить «соображения о памятнике Николаю I». Проект Монферрана утвержден в мае 1856 года, через месяц определено место установки памятника: напротив Мариинского дворца, лицом к Исаакиевскому собору. В создании монумента участвовали также архитекторы Н. Е. Ефимов, А. А. Пуаро, М. Г. Евреинов.
По рисунку Монферрана скульптор Р. К. Залеман выполнил модель памятника «в 1/8 натуральной величины со всеми архитектурными частями и украшениями». Конную статую Николая I создал скульптор П. К. Клодт, выполнивший не только модель уникальной скульптуры, имеющей всего две точки опоры, но и осуществивший её бронзовую отливку в мастерской Академии художеств[1].
Конную скульптуру Клодт делал с натуры. Известно несколько её вариантов. Например, на рисунке, хранящемся в Государственном Русском музее, император изображён на шагающем коне. В Русском музее есть и две бронзовые модели конной статуи Николая I, на одной из них он сидит на спокойно стоящем коне, держа каску в руке перед собой у седла, на другой — конь стоит на двух ногах, а каска надета на голову всадника. Мастерская Клодта, по воспоминаниям современников, на время превратилась в конюшню. Работу контролировал лично Александр II. Он часто приезжал в литейные мастерские, безжалостно отвергал не понравившиеся ему макеты.
Клодт сам руководил отливкой статуи в литейной мастерской Академии художеств. Во время отливки произошло ЧП (почти как тогда, когда отливали «Медный всадник»): сначала лопнул один из желобов, но был быстро залеплен. Когда же матрицу разбили, у коня не оказалось головы и крупа, а император был как бы взорванным изнутри. Заново лепить и отливать статую скульптор не стал, а решил всё поправить, отлив статую по частям. Он сделал это так мастерски, что соединительные швы совсем незаметны. Тонкий слой бронзы полой скульптуры позволил точно передать складки на шее лошади, вздувшиеся от напряжения вены, трепет ноздрей[6].
Автором рисунков и моделей аллегорических скульптур, горельефа «Награждение М. М. Сперанского», геральдических композиций стал Р. К. Залеман. Рисунки и модели трех других горельефов исполнены Н. А. Рамазановым. Горельефы «14 декабря 1825 года» и «14 февраля 1831 года» были отлиты в бронзе под руководством П. К. Клодта в мастерской Академии художеств, два других горельефа, аллегорические скульптуры и детали для постамента отливали в Гальваническом литейном заведении герцога Лейхтенбергского.
Проект пьедестала памятника разработал О. Монферран. Пьедестал поставлен на невысокий стилобат из красного овоидного гранита рапакиви и состоит из трех частей: нижняя часть сооружена из темно-серого сердобольского гранита, средняя — из редкого малиново-красного шокшинского кварцита, верхняя — из белого итальянского мрамора (в общей сложность 118 блоков).
21 февраля 1859 года статуя была готова к установке на пьедестал. Сбоку над лесами, окружающими пьедестал, были сооружены специальные подмостки. Статую подняли вверх канатами и установили сначала на эти подмостки. Затем их на колесах подкатили к тому месту, где должна была стоять статуя, и только потом опустили на мраморный пьедестал[7].
По замыслу О. Монферрана в ансамбль памятника входили фонари-торшеры со светильниками, исполненные по проекту архитектора Р. К. Вейгельта. В 1860 году вокруг памятника установлена бронзовая решетка из двадцати звеньев, созданная по проекту архитектора Л. Л. Бонштедта. Фонари-торшеры и решетка также отлиты в Гальваническом заведении герцога Лейхтенбергского[1].
В 1860-е годы между памятником и Исаакиевским собором разбит сквер[8].
Инженерное решение
Фигура на вздыбленном коне — редкий пример столь большой бронзовой скульптуры, имеющей только две точки опоры, которыми служат задние ноги лошади. Весь памятник оставляет ощущение лёгкости, этого удалось добиться благодаря оригинальному конструктивному решению. Внутри статуи имеется металлический каркас, который крепится на металлических столбах, идущих сквозь пьедестал до самого его основания. Основной вес фигуры смещен к этим тяжам, то есть к двум имеющимся точкам опоры (задние ноги лошади). В круп лошади насыпано несколько пудов картечи. Противовесом является и цельнолитой чугунный хвост коня. Это уникальное техническое решение конструкции монумента Клодту удалось найти только в результате долгих поисков[9].
Памятник в советский период
С появлением Советского Союза памятник Николаю I хотели убрать. Одним из вариантов было создание памятника декабристам на постаменте. Спасла монумент её конструкция — благодаря тому, как конь держится на двух ногах, композицию признали инженерным шедевром.
В годы Великой Отечественной войны памятник был укрыт футляром из досок, заполненным мешками с песком, чтобы он не был виден для пролетавших над Ленинградом бомбардировщиков[10].
Реставрация
Первая полная реставрация памятника осуществлена Государственным музеем городской скульптуры в 1987—1988 годах. В процессе реставрации вскрыт люк на крупе коня, обследовано состояние внутреннего каркаса, выполнен комплекс технических экспертиз с гаммаграфированием опорных ног коня. Воссозданы утраченные фрагменты, сделаны вставки в бронзе, граните и мраморе. Произведено золочение знаков надписи гальваническим способом.
В 1991—1992 годах выполнено воссоздание ограды, утраченной в 1940-х годах, по сохранившемуся в фондах Музея городской скульптуры образцу звена. Ограда отлита на заводе «Монументскульптура»[1]
и состоит из двух исторически разных фрагментов[11]:
Ограда, к слову, имеет интересную историю. В 1937 году ее демонтировали с Исаакиевской площади, так как она уже была частично утрачена. Оставшийся фрагмент ограды хранился у нас на Литераторских мостках в сарае. Там фрагмент благополучно пролежал всю войну. Только в начале 2000‑х, при губернаторе Владимире Яковлеве, в преддверии 300‑летия Петербурга, удалось найти спонсора, который выделил средства на ее реставрацию. Сейчас она состоит на 40‑45% из своей исторической части, а другая часть была как раз воссоздана.— директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев
В начале XXI века состояние памятника было признано аварийным. По программе комитета по государственному контролю, использованию и охраны памятников истории и культуры (КГИОП) за счет средств бюджета Санкт-Петербурга было выделено 121,8 млн рублей на проведение работ по сохранению объекта. Для составления максимально полной картины устройства и состояния монумента проводились радиолокационное, геодезическое и ультразвуковое обследования, зондирование, капиллярная дефектоскопия. Четыре барельефа с постамента, рассказывающие о ключевых событиях правления Николая I, были вывезены для реставрации в мастерские. Реставрация самой статуи Николая I, орла и четырёх аллегорических фигур, олицетворяющих силу, мудрость, правосудие и веру, производилась на месте[12].
В 2021 году вторая полная реставрация скульптурной композиции завершилась[13].
Мифы и легенды
Памятник Николаю I и памятник Петру I (Медный всадник) стоят на одной оси, причем Николай как бы следует за Петром, который повёрнут к нему спиной. Такое расположение монументов стало причиной многочисленных народных шуток, типа — «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает!», «Коля Петю догоняет, да Исакий мешает!», «Медный всадник и чугунный задник» и т. п.
Ещё одна легенда гласит о том, что дочь Николая I — Мария — в своё время отказалась селиться в Мариинском дворце, так как её отец повернут к его фасаду спиной[14].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Николаю I, памятник (на Исаакиевской пл.) . Энциклопедия Санкт-Петербурга. Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Памятник императору Николаю 1 . КГИОП. Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Кривдина О. А. Скульптор Петр Карлович Клодт. Новые материалы. — СПб.,, 2005. — С. С.111.
- ↑ Бехтер-Остренко Н., Лисаевич И. Скульптура Ленинграда. — М., 1963. — С. С.119.
- ↑ Памятник императору Николаю I . Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Калюжная А. Д. Мифы и были в скульптуре Северной Пальмиры. — СПб,, 2001. — С. 174.
- ↑ Кривдина О. А. Скульптор Петр Карлович Клодт. Новые материалы.. — СПб., 2005. — С. С.108.
- ↑ ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ I . Balkony TV в Санкт-Петербурге. Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Городская конная скульптура Петербурга . Культурология. Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Памятник Николаю I на Исаакиевской площади: архитектурный шедевр . ОАО Spbnews. Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Как Николай I устоял на двух ногах и не упал . Мир Петербурга - портал центра петербурговедения библиотеки им. В.В. Маяковского. Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Реставрация памятника Николаю I в центре Петербурга завершится к осени . ТАСС. Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Реставрация памятника Николаю I стала одним из крупнейших проектов сохранения исторического наследия города . официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга (7 июля 2022). Дата обращения: 7 августа 2023.
- ↑ Памятник Николаю I . Питерский двор. Дата обращения: 7 августа 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |