О’Кифф, Джорджия
Грузия О’Кифф | |||
---|---|---|---|
Georgia O'Keeffe | |||
Джорджия О’Кифф, 191 год. | |||
Имя при рождении | Джорджия Тотто О’Кифф | ||
Дата рождения | 15 ноября 1887 | ||
Место рождения | Сан-Прери, Дейн, Висконсин, США | ||
Дата смерти | 6 марта 1986 (98 лет) | ||
Место смерти | Санта-Фе, США | ||
Гражданство | США | ||
Жанр | пейзаж, натюрморт | ||
Награды |
|
Джо́рджия То́тто О’Кифф (англ. Georgia Totto O'Keeffe; 15 ноября 1887, Сан-Прейри, Висконсин — 6 марта 1986, Санта-Фе, Нью-Мексико, США) — американская художница, входящая в число величайших американских художников ХХ века[1]. Одна из самых влиятельных фигур модернизма, наиболее известная своими широкоформатными картинами на природные сюжеты, особенно цветы и кости, а также изображениями небоскребов Нью-Йорка, архитектурных и ландшафтных форм, уникальных для северного Нью-Мексико. Сформировала индивидуальный стиль, объединяющий формальный язык современной европейской абстракции и черты традиционной американской живописи[2].
Биография и творчество
Джорджия О’Кифф родилась 15 ноября 1887 года на большой молочной ферме в Висконсине. Она была вторым ребенком и первой девочкой среди семерых отпрысков своих родителей. Ее родители были состоятельными землевладельцами, поэтому, когда семья переехала в Вильямсбург, штат Вирджиния, Джорджия стала учиться в престижной школе для девочек Chatham Hall. Мать многодетного семейства считала, что все её дети должны получить достойное образование, чтобы в будущем иметь хорошую работу и безбедное существование[3].
Первые месяцы в школе О’Кифф занималась музыкой и даже выступала на концертах. Но затем директриса Элизабет Уиллис заметила художественный талант Джорджии, и девочка стала осваивать живопись и рисунок. Будущую художницу мгновенно прозвали «королевой мастерской». Благодаря рекомендациям той же Уиллис после школы О’Кифф поступила в знаменитый Художественный институт Чикаго[1]. Затем продолжила учебу в Лиге студентов-художников Нью-Йорка. В 1908 году в Нью-Йорке она познакомилась с фотографом и галеристом Алфредом Стиглицем, позже, в 1924 году, они поженились (Стиглицу нужно было прежде развестись)[4].
В 1908 году, не имея возможности продолжать свои занятия искусством, О’Кифф вернулась в Чикаго в 1908 году, чтобы работать коммерческим художником. Через два года она вернулась в Виргинию и вместе с семьей переехала в Шарлотсвилл[5]. В 1912 году она занялась искусством в Летней школе Университета Вирджинии, где училась у Алона Бема. Будучи преподавателем педагогического колледжа Колумбийского университета, Бент познакомил О’Кифф с революционными идеями своего колумбийского коллеги Артура Уэсли Доу, чей подход к композиции и дизайну был основан на принципах японского искусства. О’Кифф начала экспериментировать со своим искусством, отрываясь от реализма и развивая свое собственное визуальное выражение через более абстрактные композиции[5].
О’Кифф отправила свои рисунки подруге по художественному колледжу, которая в тайне отнесла их Альфреду Стиглицу, известному фотографу и владельцу нью-йоркской галереи «291». Он назвал эти картины «самыми чистыми, самыми прекрасными и искренними работами». В апреле 1916 года Стиглиц без ведома Джорджии выставил десять её абстракций в галерее на Манхэттене.
Именно Альфреду Стиглицу Джорджия обязана своим переездом в Нью-Йорк, решением бросить преподавательскую карьеру в возрасте 31 года и посвятить жизнь искусству. Их профессиональные отношения вскоре стали романтическими. Они начали жить вместе почти сразу и через шесть лет поженились[6]. С 1923 года при поддержке Стиглица начали активно выставляться пейзажи и натюрморты О’Кифф (особенно известны её цветы), она стала модным и высокооплачиваемым художником. В 1929 году О’Кифф переехала в штат Нью-Мексико, чьи пустынные пейзажи надолго стали натурой её полотен[4].
В конце 1960-х здоровье О’Кифф резко пошатнулось, и уже к 1971 году она практически потеряла зрение. Ей пришлось полностью прекратить писать. Женщина стала заниматься скульптурой, в чём ей помогал молодой гончар Хуан Гамильтон, ставший в последние годы её компаньоном и ближайшим другом. После 15-летнего перерыва гигантская выставка работ О’Кифф в Музее американского искусства Уитни в 1972 году привлекла к ней внимание молодого поколения интеллектуалов, в том числе — феминистских кругов. Джорджия О’Кифф переехала в Санта-Фе в 1984 году, где она умерла 6 марта 1986 года в возрасте 98 лет. Её тело было кремировано, а пепел, согласно её воле, был развеян на Призрачном Ранчо. Она оставила после себя более двух тысяч картин и рисунков[6].
Признание
В 1962 году Джорджию О’Кифф избрали членом Американской академии искусств. В 1977 году о ней был снят документальный фильм. В 2001 году в Санта-Фе открыт музей Джорджии О’Кифф. Ей посвящено стихотворение Патти Смит в книге «Кодак».
Рисую их лишь потому,
что они дешевле моделей,
к тому ж не шевелятся.
I hate flowers.
I paint them because
they're cheaper than models
and they don't move.
Lifetime Television выпустили биографический фильм о Джорджии О’Кифф с Джоан Аллен в роли О’Кифф в главной роли, премьера которого состоялась в 2009 году[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 О’Кифф Джорджия . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 23 июля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Джорджия О’Киф биография . culture-art.ru. Дата обращения: 23 июля 2024.
- ↑ Магические женственные картины Джорджии О’Кифф . Культурология. Дата обращения: 23 июля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Джорджия О’Кифф — мать американского модернизма . elegantnewyork.com. Дата обращения: 14 ноября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Джорджия О’Кифф . biography-live.ru. Дата обращения: 23 июля 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Джорджия О’Кифф — мать американского модернизма . Дата обращения: 23 июля 2024.
- ↑ Джорджия О’Кифф в английском викицитатнике
Литература
- O’Keeffe G. Georgia O’Keeffe. New York: Viking Press, 1976.
- Stieglitz A. Georgia O’Keeffe, a portrait. New York: Metropolitan Museum of Art, 1978.
- Lisle L. Portrait of an Artist. New York: Washington Square Press, 1986.
- Politzer A. A woman on paper: Georgia O’Keeffe. New York: Simon & Schuster, 1988.
- Eldredge C.C. Georgia O’Keeffe. New York: Harry N. Abrams, 1991.
- Peters S.W. Becoming O’Keeffe. New York: Abbeville Press, 1991.
- Montgomery E. Georgia O’Keeffe. New York: Barnes & Noble, 1993.
- Hogrefe J. O’Keeffe, The Life of an American Legend. New York: Bantam; 1994.
- Lynes B.B. Georgia O’Keeffe: Catalogue Raisonné. Washington: National Gallery of Art, 1999.
- Richter P.C. Georgia O’Keeffe and Alfred Stieglitz. Munich; New York: Prestel, 2001.
- Kucharczyk E.R. Georgia O’Keeffe: desert painter. San Diego: Blackbirch Press, 2002.
- Drohojowska-Philp H. Full bloom: the art and life of Georgia O’Keeffe. New York; London: W.W. Norton, 2004.
- Pyne K.A. Modernism and the feminine voice: O’Keeffe and the women of the Stieglitz circle. Berkeley: University of California Press; Santa Fe: Georgia O’Keeffe Museum; Atlanta: High Museum of Art, 2007.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 15 ноября
- Родившиеся в 1887 году
- Умершие 6 марта
- Умершие в 1986 году
- Награждённые Президентской медалью Свободы
- Художники по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Художники-экспрессионисты США
- Художники-абстракционисты США
- Мастера натюрморта США
- Художники-флористы
- Акварелисты США
- Прецизионизм
- Ослепшие художники
- Национальный зал славы женщин
- Выпускники Виргинского университета
- Выпускники Западно-Техасского университета A&M
- Выпускники Колумбийского университета
- Выпускники Педагогического колледжа Колумбийского университета
- Преподаватели Западно-Техасского университета A&M
- Награждённые Национальной медалью США в области искусств
- Почётные доктора Гарвардского университета