О’Кифф, Джорджия

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Грузия О’Кифф
Georgia O'Keeffe
Джорджия О’Кифф, 191 год.
Джорджия О’Кифф, 191 год.
Имя при рождении Джорджия Тотто О’Кифф
Дата рождения 15 ноября 1887(1887-11-15)
Место рождения Сан-Прери, Дейн, Висконсин, США
Дата смерти 6 марта 1986(1986-03-06) (98 лет)
Место смерти Санта-Фе, США
Гражданство Флаг США США
Жанр пейзаж, натюрморт
Награды
Presidential Medal of Freedom (ribbon).svg Order of the Eagle of Georgia - ribbon bar.png

Джорджия Тотто О’Кифф (англ. Georgia Totto O'Keeffe; 15 ноября 1887, Сан-Прейри, Висконсин — 6 марта 1986, Санта-Фе, Нью-Мексико, США) — американская художница[1]. Одна из самых влиятельных фигур модернизма, наиболее известная своими широкоформатными картинами на природные сюжеты, особенно цветы и кости, а также изображениями небоскребов Нью-Йорка, архитектурных и ландшафтных форм, уникальных для северного Нью-Мексико[2].

Биография и творчество

Джорджия О’Кифф, 1915

Джорджия О’Кифф родилась 15 ноября 1887 года на большой молочной ферме в Висконсине. Она была вторым ребенком и первой девочкой среди семерых отпрысков своих родителей. Ее родители были состоятельными землевладельцами, поэтому, когда семья переехала в Вильямсбург, штат Вирджиния, Джорджия стала учиться в престижной школе для девочек Chatham Hall. Мать многодетного семейства считала, что все её дети должны получить достойное образование, чтобы в будущем иметь хорошую работу и безбедное существование[3].

Первые месяцы в школе О’Кифф занималась музыкой и даже выступала на концертах. Но затем директриса Элизабет Уиллис заметила художественный талант Джорджии, и девочка стала осваивать живопись и рисунок. Будущую художницу мгновенно прозвали «королевой мастерской». Благодаря рекомендациям той же Уиллис после школы О’Кифф поступила в знаменитый Художественный институт Чикаго[1]. Затем продолжила учебу в Лиге студентов-художников Нью-Йорка. В 1908 году в Нью-Йорке она познакомилась с фотографом и галеристом Алфредом Стиглицем, позже, в 1924 году, они поженились (Стиглицу нужно было прежде развестись).

В 1908 году, не имея возможности продолжать свои занятия искусством, О’Кифф вернулась в Чикаго в 1908 году, чтобы работать коммерческим художником. Через два года она вернулась в Виргинию и вместе с семьей переехала в Шарлотсвилл[4]. В 1912 году она занялась искусством в Летней школе Университета Вирджинии, где училась у Алона Бема. Будучи преподавателем педагогического колледжа Колумбийского университета, Бент познакомил О’Кифф с революционными идеями своего колумбийского коллеги Артура Уэсли Доу, чей подход к композиции и дизайну был основан на принципах японского искусства. О’Кифф начала экспериментировать со своим искусством, отрываясь от реализма и развивая свое собственное визуальное выражение через более абстрактные композиции[4].

О’Кифф отправила свои рисунки подруге по художественному колледжу, которая в тайне отнесла их Альфреду Стиглицу, известному фотографу и владельцу нью-йоркской галереи «291». Он назвал эти картины «самыми чистыми, самыми прекрасными и искренними работами». В апреле 1916 года Стиглиц без ведома Джорджии выставил десять её абстракций в галерее на Манхэттене.

Именно Альфреду Стиглицу Джорджия обязана своим переездом в Нью-Йорк, решением бросить преподавательскую карьеру в возрасте 31 года и посвятить жизнь искусству. Их профессиональные отношения вскоре стали романтическими. Они начали жить вместе почти сразу и через шесть лет поженились[5]. С 1923 года при поддержке Стиглица начали активно выставляться пейзажи и натюрморты О’Кифф (особенно известны её цветы), она стала модным и высокооплачиваемым художником. В 1929 году О’Кифф переехала в штат Нью-Мексико, чьи пустынные пейзажи надолго стали натурой её полотен.

В конце 1960-х здоровье О’Кифф резко пошатнулось, и уже к 1971 году она практически потеряла зрение. Ей пришлось полностью прекратить писать. Женщина стала заниматься скульптурой, в чем ей помогал молодой гончар Хуан Гамильтон, ставший в последние годы её компаньоном и ближайшим другом. Он был младше художницы на 53 года.

После 15-летнего перерыва гигантская выставка работ О’Кифф в Музее американского искусства Уитни в 1972 году привлекла к ней внимание молодого поколения интеллектуалов, в том числе — феминистских кругов.

Джорджия О’Кифф переехала в Санта-Фе в 1984 году, где она умерла 6 марта 1986 года В конце 1960-х здоровье О’Кифф резко пошатнулось, и уже к 1971 году она практически потеряла зрение. Ей пришлось полностью прекратить писать. Женщина стала заниматься скульптурой, в чём ей помогал молодой гончар Хуан Гамильтон, ставший в последние годы её компаньоном и ближайшим другом. Он был младше художницы на 53 года.

Джорджия О’Кифф переехала в Санта-Фе в 1984 году, где она умерла 6 марта 1986 года в возрасте 98 лет. Её тело было кремировано, а пепел, согласно её воле, был развеян на Призрачном Ранчо. Она оставила после себя более двух тысяч картин и рисунков[5].

Признание

В 1962 году Джорджию О’Кифф избрали членом Американской академии искусств. В 1977 году о ней был снят документальный фильм. В 2001 году в Санта-Фе открыт музей Джорджии О’Кифф. Ей посвящено стихотворение Патти Смит в книге «Кодак».

Ненавижу цветы.
Рисую их лишь потому,
что они дешевле моделей,
к тому ж не шевелятся.
Джорджия О’Кифф[6]

Примечания

  1. 1,0 1,1 О’Кифф Джорджия. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 23 июля 2024.
  2. Barbara Buhler Lynes. Georgia O’Keeffe. Encyclopaedia Britannica. Дата обращения: 23 июля 2024.
  3. Магические женственные картины Джорджии О’Кифф. Культурология. Дата обращения: 23 июля 2024.
  4. 4,0 4,1 Джорджия О’Кифф. biography-live.ru. Дата обращения: 23 июля 2024.
  5. 5,0 5,1 Джорджия О’Кифф — мать американского модернизма. Дата обращения: 23 июля 2024.
  6. Джорджия О’Кифф в английском викицитатнике

Литература

  • O’Keeffe G. Georgia O’Keeffe. New York: Viking Press, 1976.
  • Stieglitz A. Georgia O’Keeffe, a portrait. New York: Metropolitan Museum of Art, 1978.
  • Lisle L. Portrait of an Artist. New York: Washington Square Press, 1986.
  • Politzer A. A woman on paper: Georgia O’Keeffe. New York: Simon & Schuster, 1988.
  • Eldredge C.C. Georgia O’Keeffe. New York: Harry N. Abrams, 1991.
  • Peters S.W. Becoming O’Keeffe. New York: Abbeville Press, 1991.
  • Montgomery E. Georgia O’Keeffe. New York: Barnes & Noble, 1993.
  • Hogrefe J. O’Keeffe, The Life of an American Legend. New York: Bantam; 1994.
  • Lynes B.B. Georgia O’Keeffe: Catalogue Raisonné. Washington: National Gallery of Art, 1999.
  • Richter P.C. Georgia O’Keeffe and Alfred Stieglitz. Munich; New York: Prestel, 2001.
  • Kucharczyk E.R. Georgia O’Keeffe: desert painter. San Diego: Blackbirch Press, 2002.
  • Drohojowska-Philp H. Full bloom: the art and life of Georgia O’Keeffe. New York; London: W.W. Norton, 2004.
  • Pyne K.A. Modernism and the feminine voice: O’Keeffe and the women of the Stieglitz circle. Berkeley: University of California Press; Santa Fe: Georgia O’Keeffe Museum; Atlanta: High Museum of Art, 2007.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!