Освоение Арктики

Средняя изотерма 10 °C (50 °F) в июле (красная линия) обычно определяет границу арктического региона.

Освое́ние А́рктики — процесс систематического исследования и изучения северной полярной области Земли. Данный феномен охватывает значительный исторический период, в течение которого человечество предпринимало попытки освоения территорий, расположенных севернее Северного полярного круга.

Исследования арктических широт в античную эпоху

Ряд исследователей полагает, что первые экспедиции за пределы Полярного круга были предприняты ещё в эпоху Древней Греции[1]. Особое внимание в этом контексте уделяется путешествию Пифея, современника Аристотеля и Александра Великого. В 325 году до н.э. Пифей отправился на поиски источника олова, периодически поставлявшегося в греческую колонию Массалию (современный Марсель) на средиземноморском побережье. Миновав Геракловы столпы, мореплаватель достиг берегов Бретани, затем Корнуолла, и в итоге обогнул Британские острова. Местные жители сообщили ему о загадочной северной земле Туле. После шестидневного плавания Пифей достиг территории на границе с ледяным морем (которое он охарактеризовал как «свернувшееся») и описал явления, интерпретируемые как aurora borealis и полярный день. Некоторые историки, основываясь на описаниях Пифея и известных торговых маршрутах ранних британских мореходов, отождествляют Туле либо с норвежским побережьем, либо с Шетландскими островами. Хотя точная протяжённость маршрута Пифея остаётся неизвестной, существует вероятность, что он пересёк Полярный круг. Однако его повествования были восприняты как вымысел последующими греческими и римскими авторитетами, в частности, географом Страбоном.

Средние века

В период Средневековья скандинавские мореплаватели достигли значительных успехов в освоении северных территорий, включая акваторию Белого моря, Гренландию и северо-восточное побережье Северной Америки. Согласно историческим свидетельствам, Наддод случайно обнаружил Исландию в 860-х годах, отклонившись от курса во время перехода из Норвегии к Фарерским островам из-за неблагоприятных погодных условий[2]. В X веке Гуннбьорн Ульфсон, сбившись с пути в результате шторма, оказался в пределах видимости гренландского побережья. Его сообщение вдохновило Эрика Рыжего, изгнанного вождя, на основание поселения в Гренландии в 985 году. Несмотря на первоначальное процветание, эти колонии прекратили своё существование приблизительно к 1450 году. Изначально упадок колоний связывали с наступлением Малого ледникового периода, однако современные исследования указывают на более комплексные причины.

Моряки-викинги достигли Белого моря, Гренландии и Северной Америки

Первопроходцы Гренландии продвигались дальше на запад в поисках новых пастбищ и охотничьих угодий. В научном сообществе продолжаются дискуссии относительно точной локализации открытых ими земель — Винланда, Маркланда и Хеллуланда.

Параллельно с этим скандинавские народы осваивали северные территории своего полуострова как по суше, так и по морю. Уже к 880 году викинг Оттар из Халогаланда совершил плавание вокруг Скандинавского полуострова, достигнув Кольского полуострова и Белого моря. В 1533 году на севере Кольского полуострова русскими монахами был основан Печенгский монастырь. Используя Колу как базу, поморы исследовали Баренцев регион, архипелаг Шпицберген и Новую Землю — территории, расположенные за Полярным кругом. Они также осуществляли морские экспедиции, открыв Северный морской путь и проникнув в зауральские районы северной Сибири. В начале XVI века поморы основали поселение Мангазея к востоку от полуострова Ямал. Значительным событием стало открытие казаком Семёном Дежнёвым в 1648 году пролива между Азией и Америкой, ныне известного как Берингов пролив.

Русские поморы, обитавшие на побережье Белого моря, начали исследование участков Северо-Восточного прохода ещё в XI столетии. К XVII веку им удалось проложить непрерывный морской маршрут от Архангельска до устья Енисея. Этот путь, получивший название Мангазейского морского хода по имени его восточного терминала — торгового пункта Мангазея, стал предтечей современного Северного морского пути.

Карта Меркатора Северного полюса (1606 год)

Эпоха открытий

Ключевым событием в истории арктических исследований стал перевод на латинский язык «Географии» Клавдия Птолемея в 1409 году[3]. Это способствовало внедрению концепций широты и долготы в западноевропейскую навигационную практику, что значительно повысило точность определения местоположения судов. Существенный интерес представляет утраченный манускрипт «Inventio Fortunata», краткое описание которого, составленное Якобусом Кнойеном, сохранилось в переписке Герарда Меркатора. Согласно этому источнику, в тексте содержались сведения о путешествиях к Северному полюсу. Отдельного упоминания заслуживает противоречивое утверждение о том, что венецианские братья Никколо и Антонио Дзено якобы картографировали свои арктические экспедиции. Карта, предположительно основанная на их путешествиях, была опубликована их потомками в 1558 году, однако аутентичность этого документа остаётся предметом научных дискуссий.

Поиски Северо-Западного прохода

Северо-Западный проход представляет собой морской маршрут, соединяющий Атлантический и Тихий океаны через акваторию Северного Ледовитого океана. Исследование северных рубежей Северной Америки продолжалось в стремлении обнаружить этот путь, так как открытие американского континента было следствием поисков морского пути в Азию. Неудачная попытка Джона Кабота в 1497 году найти Северо-Западный проход через Атлантику стимулировала британцев к поиску альтернативных восточных маршрутов[4].

Новый импульс исследованиям придало открытие Жаком Картье в 1564 году устья реки Святого Лаврентия. Мартин Фробишер взял на себя миссию проложить торговый путь из Англии в Индию западным маршрутом. С 1576 по 1578 год он предпринял три экспедиции в регион современной Канадской Арктики в поисках прохода. Его имя увековечено в названии залива Фробишер. В июле 1583 года сэр Хемфри Гилберт, автор трактата о поиске прохода и покровитель Фробишера, провозгласил Ньюфаундленд английским владением.

В 1585 году по поручению Елизаветы I английский мореплаватель Джон Дэвис исследовал залив Камберленд на Баффиновой Земле. Обогнув Гренландию, Дэвис разделил свою флотилию из четырёх кораблей для поиска западного прохода.

Несмотря на то, что ему не удалось преодолеть ледяные арктические воды, он уверенно доложил своим спонсорам о существовании искомого прохода, что обеспечило поддержку двух последующих экспедиций, достигших Гудзонова залива.

Хотя англо-испанская война 1587 года прервала английские исследования, оптимистичные отчёты Дэвиса о регионе и его обитателях вдохновляли исследователей на протяжении следующего столетия. В 1609 году английский мореплаватель Генри Гудзон, находясь на службе у голландской Ост-Индской компании, исследовал реку, впоследствии названную его именем, в поисках прохода. Он достиг территории современного Олбани (штат Нью-Йорк), прежде чем был вынужден прекратить экспедицию. Позднее Гудзон продолжил исследования северных территорий, включая Арктику и Гудзонов залив, в неустанных поисках Северо-Западного прохода.

Освоение Северного морского пути

Северо-Восточный проход представляет собой совокупность маршрутов, проходящих над Евразийским континентом от акватории к северу от Норвежского моря до Берингова пролива. Термин «Северный морской путь» обозначает конкретный сегмент этих маршрутов. Согласно современному российскому законодательству, Северный морской путь включает судоходные трассы в пределах исключительной экономической зоны России, простирающиеся от Карского моря до Берингова пролива вдоль северного побережья страны.

Идея исследования данного региона, изначально мотивированная экономическими интересами, была впервые предложена русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году[5]. Маршрут, пролегающий через арктические воды, зачастую скованные льдом, представлял собой чрезвычайно опасное предприятие.

В середине XVI века Себастьян Кабот, сын Джона Кабота, содействовал организации экспедиции под руководством сэра Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслора. Экипаж Уиллоуби потерпел крушение у берегов Кольского полуострова, где впоследствии погиб от цинги. Ченслор со своей командой достиг устья Северной Двины и Архангельска, где их встретили представители царя Ивана IV. По возвращении в Москву Ченслор основал Московскую компанию, способствовавшую развитию англо-русской торговли. Этот дипломатический успех позволил британским послам, таким как сэр Фрэнсис Черри, систематизировать географические данные, собранные русскими купцами, для последующих британских исследований региона. Несколько лет спустя Стивен Барроу, капитан судна Ченслора, достиг Карского моря, но был вынужден вернуться из-за сложной ледовой обстановки.

Западные участки прохода одновременно исследовались североевропейскими державами — Англией, Нидерландами, Данией и Норвегией — в поисках альтернативного морского пути в Китай и Индию. Особо примечательна экспедиция 1596 года под руководством голландского мореплавателя Виллема Баренца, открывшего Шпицберген и Медвежий остров.

Опасаясь проникновения англичан и голландцев в Сибирь, Россия закрыла Мангазейский морской путь в 1619 году. Активность поморов в Северной Азии снизилась, и в XVII веке основные исследования проводились сибирскими казаками, использовавшими для навигации по арктическим водам специализированные суда — кочи. Наиболее значимая экспедиция, возглавляемая Федотом Алексеевым и Семёном Дежнёвым, в 1648 году прошла от устья Колымы до Тихого океана, обогнув Чукотский полуостров и доказав отсутствие сухопутного соединения между Азией и Северной Америкой. Восемь десятилетий спустя, в 1728 году, датчанин на русской службе Витус Беринг на судне «Святой Гавриил» совершил аналогичное плавание в обратном направлении, отправившись с Камчатки к проливу, впоследствии названному его именем. Беринг также дал современное название островам Диомида, ранее открытым и описанным Дежнёвым.

Первое полное прохождение Северо-Восточного прохода с запада на восток было осуществлено лишь в 1878 году финско-шведским исследователем Адольфом Эриком Норденшельдом в ходе экспедиции на судне «Вега». Капитаном корабля в этом историческом плавании был лейтенант Королевского флота Швеции Луи Паландер.

Голландская карта Ян-Майена во время Золотого века голландских исследований и открытий (ок. 1590—1720-е гг.). Голландцы были первыми, кто бесспорно исследовал и нанес на карту береговые линии Ян-Майена и архипелага Шпицберген в Северном Ледовитом океане.

Северо-Западный проход

В течение первой половины XIX столетия различные сегменты Северо-Западного прохода были предметом изучения многочисленных экспедиций[6]. Среди исследователей, внесших значительный вклад в картографирование этого региона, следует отметить Джона Росса, Уильяма Эдварда Парри и Джеймса Кларка Росса.

Параллельно проводились сухопутные экспедиции под руководством Джона Франклина, Джорджа Бака, Питера Уоррена Диза, Томаса Симпсона и Джона Рэя.

Считается, что сэр Роберт Мак-Клур в 1851 году первым обнаружил Северо-Западный проход с моря, когда с острова Банкс через пролив Мак-Клура увидел остров Мелвилл. Однако навигация в проливе была невозможна из-за формирования молодого льда в тот период. Джон Рэй в 1851 году впервые проложил единственный пригодный для использования маршрут, соединяющий входы в проливы Ланкастер и Долфин-энд-Юнион. Рэй применял прагматичный подход, путешествуя пешком и на собачьих упряжках, формируя небольшие исследовательские группы численностью менее десяти человек.

Полное морское преодоление Северо-Западного прохода было осуществлено лишь в 1906 году норвежским исследователем Руалем Амундсеном. Отплыв на переоборудованном 47-тонном судне для ловли сельди «Йоа», Амундсен совершил трёхлетнее плавание, успешно завершив его в городе Игл на Аляске. Однако его маршрут не имел коммерческой целесообразности из-за значительных временных затрат и мелководности некоторых участков пути.

Существенный вклад в арктические исследования внёс Кнуд Расмуссен (1879-1933 гг.), возглавивший ряд экспедиций. Выросший в Гренландии и владевший гренландским и датским языками, Расмуссен получил прозвище «отец эскимосов». Он стал первым человеком инуитско-европейского происхождения, который пересёк Северо-Западный проход на собачьих упряжках. Вместе со своим другом Петером Фройхеном Расмуссен участвовал в семи экспедициях Туле, названных в честь легендарной Ultima Thule, и опубликовал многочисленные труды, посвящённые своему арктическому опыту.

6 апреля 1909 года американский исследователь Роберт Пири объявил о достижении Северного полюса, претендуя на звание первооткрывателя. Однако достоверность его заявления остаётся предметом научных дискуссий. Экспедиция Пири использовала собачьи упряжки и систему вспомогательных отрядов, последовательно возвращавшихся по мере приближения к цели. Современные эксперты, включая профессиональных спортсменов-лыжников, оспаривают возможность преодоления заявленного Пири расстояния в указанные сроки даже с использованием новейшего снаряжения.

Попытки достичь Северного полюса предпринимались и ранее: экспедиция британского офицера Уильяма Эдварда Парри в 1827 году, трагически завершившаяся американская экспедиция Чарльза Фрэнсиса Холла 1871 года, неудачная экспедиция «Жаннетты» под руководством лейтенант-коммандера ВМС США Джорджа Де Лонга в 1879 году и норвежская экспедиция Фритьофа Нансена на судне «Фрам» в 1895 году. Заявление американца Фредерика Кука о достижении полюса в 1908 году не получило широкого научного признания.

9 мая 1926 года американские авиаторы Ричард Э. Бэрд и Флойд Беннетт заявили о перелёте через Северный полюс на трёхмоторном моноплане «Fokker F.VII», однако достоверность их достижения также оспаривается.

Первым неоспоримым наблюдением полюса считается полёт дирижабля «Норвегия» 12 мая 1926 года, экипаж которого включал Руаля Амундсена и американского спонсора Линкольна Эллсуорта. Воздушное судно было спроектировано и пилотировалось итальянцем Умберто Нобиле, совершившим второй полёт над полюсом 24 мая 1928 года на дирижабле «Италия». Трагический исход этой экспедиции привёл к гибели Амундсена во время спасательных операций.

Первая достоверно зафиксированная высадка на Северном полюсе была осуществлена советской экспедицией под руководством Александра Кузнецова в 1948 году.

3 августа 1958 года американская атомная подводная лодка «USS Nautilus (SSN-571)» достигла Северного полюса в подводном положении, а 17 марта 1959 года субмарина «Скейт» (SSN-578) всплыла на полюсе. Эти экспедиции были частью военно-исследовательских программ периода Холодной войны.

19 апреля 1968 года Ральф Плейстед стал первым человеком, достоверно достигшим Северного полюса на механическом транспортном средстве — снегоходе. В 1969 году Уолли Герберт совершил пешую экспедицию к полюсу, используя только мускульную силу.

Первое автономное достижение Северного полюса пешком (на лыжах) с возвращением без внешней поддержки было осуществлено Ричардом Вебером (Канада) и Михаилом Малаховым (Россия) в 1995 году.

3 мая 1952 года американские военные лётчики подполковник Джозеф О. Флетчер и лейтенант Уильям Першинг Бенедикт совершили посадку на Северном полюсе.

2 мая 2007 года экспедиция программы «Top Gear» BBC достигла позиции магнитного Северного полюса 1996 года на модифицированном автомобиле Toyota Hilux.

2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика-2007» российские глубоководные аппараты впервые в истории достигли морского дна под Северным полюсом.

26 апреля 2009 года российская экспедиция на автомобилях «Емеля-1» и «Емеля-2» завершила 38-дневный, 2000-километровый маршрут от острова Средний (архипелаг Северная Земля) до Северного полюса.

Примечания