Орлёнок (скульптура)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Памятник «Орленок».JPG
Лев Николаевич Головницкий
Орлёнок. 1958
бронза. 680 см ×  см
Алое поле, Челябинск

«Орлёнок» — памятник, выполненный советским скульптором Л. Н. Головницким и архитектором Е. В. Александровым, установлен в парке «Алое поле» в Челябинске. Открыт 29 октября 1958 в день сорокалетия комсомола. Памятник монументального искусства федерального значения[1].

История создания

Версии появления названия «Орлёнок»

Широко распространена версия, что предпосылкой его создания явилась одноимённая песня Я. Шведова и В. Белого, но она она была опровергнута авторами песни и Головницким. По утверждению Шведова, у памятника «своя история… Хотя и скульптура Л. Н. Головницкого и поэтическое слово — об одном — героях революции». Головницкий в одном из интервью заявил: «Песню об „Орлёнке“ я знал, но не она явилась причиной. Я думал о брате, частице юного поколения, ставшего на защиту Родины»[2]. Старший брат Льва Головницкого, Юрий, погиб в бою на Курской дуге, когда ему только исполнилось 18 лет.

Работа над скульптурой

«Орлёнок» не имеет реального исторического прототипа. Это собирательный образ юного героя революции и Гражданской войны.

Мне удалось создать собирательный образ безымянного героя революции и гражданской войны. Прототипом для такой скульптуры послужил мой старший брат — его облик постоянно стоял перед глазами, напоминал о тысячах и тысячах семнадцатилетних, отдавших жизнь за нас с вами, за будущее.Л.Н. Головницкий

«Орлёнок» стал продолжение серии работ героической тематики, до него были созданы — «Павка Корчагин» и скульптурный портрет Николая Островского. Образ «Орлёнка» не сразу обрёл привычные черты. Автором было сделано множество эскизов и черновых вариантов — уточнялись композиция, детали фигуры и одежды, положение рук и выражение лица, шёл поиск именно того образа, который мы привыкли видеть[3]. В 1957 году работа была выставлена на Всесоюзной художественной выставке в московском Манеже. В станковом варианте «Орлёнок» демонстрировался не только на республиканской и всесоюзной выставках, но и на «Экспо» в Брюсселе и Монреале[2].

Помощь комсомола в установке памятника

Вскоре после выставки скульптор получил от челябинского обкома ВЛКСМ заказ на создание памятника на основе этой скульптуры. Во время работы над памятником скульптура была не просто увеличена до 6,8 метров, но и снова переработана, став ещё более выразительной. Орлёнок стал одним из первых памятников в Челябинске, отлитых в бронзе.

Сам памятник я выполнил за довольно короткий срок. Но творческая биография его намного длиннее. Мне давно хотелось отобразить подвиг молодёжи в тревожные, трудные для страны годы — в революции, гражданской и Отечественной войнах. ... Мне хотелось создать и собирательный, символический образ безымянного героя, образ молодого человека, ставшего на защиту завоеваний Октября. Такую скульптуру я вылепил, она экспонировалась на республиканской и всесоюзных художественных выставках. И вот незадолго до сорокалетней годовщины Ленинского комсомола Челябинский обком ВЛКСМ предложил мне создать на основе скульптуры памятник. Я согласился. Архитектор Евгений Александров помог мне в решении архитектурного ансамбля, в определении масштаба памятника. И что тоже важно в размещении, в выборе места для памятника. «Орлёнок» стоит на так называемом «Алом поле» — до революции это поле в Челябинске было местом маёвок. Молодёжь Челябинска считает памятник «своим», для чего, кстати, у парней и девушек немалые основания: монумент воздвигнут на средства, собранные комсомольцами Советского района...Л. Головницкий, Комсомольской правде 14 ноября 1967 год

Один из руководителей комсомола в Челябинской области Л. М. Рабченок так вспоминает о том времени: «Мысль о том, чтобы в Челябинске появился памятник „Орлёнок“, возникла у Константина Варламова, тогдашнего первого секретаря Советского райкома комсомола. Её поддержали Виталий Марачевский, первый секретарь Челябинского горкома ВЛКСМ, руководители районных комсомольских организаций Пётр Решетов, Леонид Вялов и другие. Комсомольцы Советского района решили установить памятник на Алом поле. Чтобы собрать необходимую для установки памятника сумму, они трудились сверхурочно, собирали металлолом и макулатуру.

Работа над памятником

Архитектор Евгений Александров посоветовал скульптору увеличить памятник в 2 раза. Головницкий с женой категорически возражали. Тогда Александров попросил выпилить из фанеры щит в размер „Орлёнка“ и разместить на месте памятника. Фигура органично вписалась. Головницкие решились на изменения. Памятник необходимо было сделать в кратчайшие строки. Так как места для него в мастерской было мало, то свою работу Лев Николаевич перенёс в спортивный зал школы в селе Каштаке. Для работы ему были выделены помощники, так как необходимо было замесить большое количество глины. Когда осенью 1958 года открывали памятник Орлёнку, погода была жуткая. Лев Головницкий дрожал от холода и волнения. Открытие памятника состоялось 29 октября 1958 года, в тия ВЛКСМ. По воспоминаниям А. Золотова, погода в тот день была холодной и дождливой. На открытие собралось „несколько человек с флагами и транспарантами“[3].

В 1967 году за эту работу Головницкий одним из первых в стране получил премию Ленинского комсомола. А также квартиру и мастерскую в Металлургическом районе[2]. Свой гонорар он хотел отдать детям Вьетнама, так как там шла война, но ему запретили, чтобы другим не пришлось последовать его примеру.

В 1960 годы областной комитет ВЛКСМ учредил свою премию — „Орлёнок“. Этой премией был награждён соавтор памятника архитектор Евгений Александров. А также Энрика, жена Головницкого, художник и скульптор[4].

Отзывы

Известная писательница Наталья Кончаловская после посещения Челябинска оставила в своих воспоминаниях запись о том, что „если бы скульптор Лев Головницкий больше ничего не создал, то всё равно его имя осталось бы прославленным: настолько прочное место заняла эта скульптура в истории советского искусства. Орлёнок сразу входит в ваше сознание, ошеломляя своей человеческой, исторической, внутренней и внешней подлинностью“[4].

Писатель А. А. Золотов добавил ещё один интересный факт о том впечатлении, которое оставляет памятник Орлёнку: „ В Челябинск как-то приехал ветеран партии, участник Гражданской войны Павел Александрович Турбин. Он в юности ушёл из Челябинска воевать с белыми, сорок лет не был в нашем городе. И вот после сорока лет отсутствия он приехал сюда. Ходил по городу. Потом мы встретились с ним. Я его спросил: Павел Александрович, что вас больше всего удивило в городе? Я ожидал, что он скажет: население увеличилось, появились новые проспекты, заводы. А он сказал: больше всего поразил Орлёнок. Я удивился — почему? — А вот точно такой, как этот парень на пьедестале, в шинели не по росту, в огромных ботинках, я ушёл из города воевать. И вот представьте, что по городу хожу не я, а этот Орлёнок. И какими глазами смотрит на всё вокруг!“[5].

Журналист Сергей Строев: „Он не могуч, не огромен, не величественен, не бросок внешне — он обычен, прост, но мудрён. Скованный связанными руками, живущий последний миг на этом белом свете — он, этот русский парень, комсомолец, вдруг стал великим, прекрасным и вечным. Это — Орлёнок, который нам нужен“[6].

Описание памятника

30 апреля 1958 года, за полгода до празднования 40-летия ВЛКСМ, в „Челябинском рабочем“ появляется такая заметка:

„В памятнике несколько изменился силуэт Орлёнка. Фигура получилась более стройной, ритмичной и пластически законченной. Изменилась и лепка лица Орленка, сделавшая его более мужественным и внутренне напряженным. Скульптор усилил впечатление ветра, овевающего Орлёнка, что позволило дать более сильные складки на полах шинели, открыть левую ногу, отчего фигура в целом стала устойчивее. Вместе с тем впечатление ветра и некоторой приподнятости Орлёнка над постаментом внесли в образ дополнительные черты революционной романтики и музыкальности. В целом он стал строже, спокойнее, монументальнее“.

Если рассматривать „Орлёнка“ в ряду других работ Головницкого, то, по-видимому, можно будет сказать, что этот монумент явился заключительным аккордом в том направлении творчества скульптора, которое началось со статуи Островского. Это была линия воссоздания образа молодого героя в однофигурной композиции. От конкретно-портретной передачи скульптор постепенно шёл ко всё большему обобщению и созданию собирательного образа, воплощающего черты поколения и эпохи».

В справочнике «Историко-революционные памятники СССР» (1972) помещено следующее описание памятника: «Скульптура изображает комсомольца, схваченного и связанного белобандитами. Образ совсем ещё юного солдата революции привлекает большой внутренней правдой. В сбившейся на затылок папахе, огромных солдатских башмаках и длинной до пят шинели, опоясанный солдатским ремнём, полный уверенности в своей силе и правоте, стоит этот парнишка перед лицом смерти». Постамент облицован полированным красным гранитом, ограждён невысокой каменной стелой со скамьями"[2].

Примечания

  1. Памятник "Орлёнок". ГУП ГИВЦ Минкультуры России. Дата обращения: 23 августа 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 АКТ государственной историко-культурной экспертизы проектной документации - проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Памятник «Орленок»», расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, площадь Алое поле. Общественный фонд "Южный Урал". Дата обращения: 23 августа 2023.
  3. 3,0 3,1 Золотов А. А. Причастность : скульптор Лев Головницкий : [к 80-летию со дня рождения Льва Головницкого]. — Челябинск: Авто Граф, 2008. — 201 с.
  4. 4,0 4,1 Сергей Смирнов. Лев Головницкий Полёт Орлёнка // Миссия. — 2022. — Декабрь.
  5. Елена Рохацевич. Взлети выше солнца!. Объединённый государственный архив Челябинской области (22-08-2018). Дата обращения: 25 августа 2023.
  6. Всё об Орлёнке. Наши дети.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!