Одарённые дети
Одарённые дети — это дети, которые выделяются среди сверстников яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в каком-то виде деятельности, или же имеют внутренние предпосылки для таких достижений[1].
Проявление одарённости у ребёнка является результатом сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды. Большое значение имеет собственная активность ребёнка, как форма реализации его дарования[2].
Одарённые дети, как правило, обнаруживают свои способности уже в раннем детстве.
Особенности одарённости в детском возрасте
Детская одарённость имеет свою специфику.
- Каждый возрастной период детства имеет свои особенности. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, хорошо развита фантазия. Для старших подростков характерными являются поэтическое и литературное творчество. В силу таких возрастных особенностей и высокой значимости возрастных проявлений часто создается видимость одарённости. Проявляется ускоренное развитие определённых психических функций и специализация интересов.
- Детская одарённость может угасать по ряду причин. В связи с взрослением меняются физиологические и психические характеристики. Освоения культурных и этических норм. Семейного воспитания и особенностей социальной среды.
- Неравномерность и рассогласованность в развитии. Часто одарённый ребёнок в одной области может идентифицироваться как отстающий в другой.
- Одарённых детей зачастую трудно отличить от хорошо обученных. В данном случае обученность напрямую зависит от социальных условий. При равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом, если семья прилагает усилия по его развитию, будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности.
Виды одарённости
Различают следующие виды одарённости.
Интеллектуальная
связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребёнок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
— академическая — проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребёнок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
— творческая одарённость (креативность) — способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребёнок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
— художественная — является разновидностью творческой одарённости, её следствия — высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актёрские способности. Художественно одарённый ребёнок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;
— социальная — успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берёт на себя инициативу, становится лидером, организатором;
— психомоторная — тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребёнок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Примечания
- ↑ Рабочая концепция одаренности. Министерство образования Российской Федерации . Дата обращения: 16 июля 2023.
- ↑ Залевский Г. В. Между диктатом наследственности и среды: возможности компромисса и стратегии преодоления // Вестник ТГУ.