Нинина-Петипа, Мария Николаевна

Материал из «Знание.Вики»
Мария Николаевна
Нинина-Петипа
Дата рождения 28 мая 1868(1868-05-28)
Место рождения Российская империя
Дата смерти ?
Подданство  Российская империя
Род деятельности актриса, антрепренёр
Отец Мариус Мариусович Петипа
Мать неизвестно

Мария Николаевна Нинина-Петипа (по первому мужу — Вучетич, по второму — Коморская; 28 мая, 1868 — ?) — русский театральный деятель: актриса и антрепренёр.

Биография

Мариус Мариусович Петипа

Родилась 28 мая 1868 года, была незаконнорождённой дочерью[1][2] Мариуса Мариусовича Петипа (1850—1919). Её дедом был известный балетмейстер, француз Мариус Петипа, приехавший в Санкт-Петербург ещё в 1847 году и умерший в России в 1910 году. Мариус Мариусович Петипа — его внебрачный сын, выступал на сцене с драматическими ролями и даже был режиссёром и администратором Ораниенбаумского театра. Кто был матерью Марии — неизвестно.[3]

В 1897 году Нинина-Петипа дебютировала в труппе П. С. Станиславской[4][5] и вскоре стала популярной на Дальнем Востоке актрисой — выступала в амплуа драматической героини во Владивостоке, Благовещенске и Хабаровске. В 1899 году она начала пробовать себя в антрепренерской деятельности, и с 1902 года занималась этой работой на постоянной основе.[3]

В 1903 году Мария Николаевна способствовала открытию во Владивостоке первого общедоступного театра. Она следила за столичными новинками и, когда вошли в моду фарсы, она держала театры фарсов и миниатюр во Владивостоке и Хабаровске, продолжая заниматься драматическими постановками. 31 июля 1915 года стараниями Марии Николаевны в Хабаровске был открыт Новый летний театр, названный «Эльдорадо». Построен он был военным инженером и большим любителем театра М. М. Осколковым[6]. В нём выступала труппа Марии Николаевны до сентября 1915 года, после чего она покинула Хабаровск.[3]

Некоторое время её труппа выступала в городах Дальнего Востока, затем интересы Марии Нининой-Петипы были направлены на Москву, куда она и перебралась. В 1914—1917 годах держала небольшой театр миниатюр на Петровских линиях, названный Петровским. С этим театром были связаны первые профессиональные шаги Александра Вертинского в Москве. Мария Николаевна организовала в 1917—1919 годах его сольные гастроли в южных городах России, куда они выехали из-за сложной обстановки в столице после Октябрьской революции. Вертинский в своей книге «Дорогой длинною» писал:[7]

«В одно лето мы с нашим театриком, который держала добрейшая Марья Николаевна Нинина-Петипа — бывшая актриса, происходившая из славной театральной династии Петипа, отправились на гастроли в Тифлис…»

В годы Гражданской войны в России Нинина-Петипа вместе с Вертинским отправились в Киев. Но дальше их пути разошлись и, скорее всего, она покинула Россию с первой волной театральных эмигрантов. Её дальнейшая судьба неизвестна.

Примечания

  1. Шавгарова Анна Владимировна. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ТЕАТРА НА ПРИМЕРЕ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ГОРЬКОВСКОЙ ДРАМАТУРГИИ.
  2. Мариус Петипа − Материалы. Воспоминания. Статьи
  3. 3,0 3,1 3,2 Импровизированная сцена: гастролёры дореволюционного Хабаровска
  4. Станиславская П. С.
  5. Со сцены — о жизни
  6. Осколков Михаил Матвеевич
  7. В. Шудибиль − Злая песенка и её героиня

Литература

  • Л. И. Тихвинская. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908—1917. М.,1996. С. 87.
  • А. Н. Вертинский. Дорогой длинною… / Сост. и вступит. ст. Ю. Томашевского; М., «Правда», 1990. С. 97.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!