Николо-Угрешский монастырь

Материал из «Знание.Вики»
Монастырь
Николо-Угрешский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский монастырь. 23 сентября 2022.jpg
Страна  Россия
Город Дзержинский
Конфессия Православие
Епархия Патриаршая ставропигия
Тип мужской
Основатель Дмитрий Донской
Дата основания 1380 год
Здания
 • Спасо-Преображенский собор
 • Никольский собор • Успенская церковь
 • Храм во имя преподобного Пимена Угрешского
 • Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
 • Храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость"
 • Петропавловский храм
 • Часовня святителя Николая
 • Покровская церковь
 • Колокольня
Реликвии и святыни Ковчег с частицей мощей Святителя Николая Чудотворца,
Рака со святыми мощами преподобного Пимена Угрешского,
Ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия Брянчанинова,
Икона Великомученика Пантелеимона
Настоятель Патриарх Московский и всея Руси (священноархимандрит монастыря)
Наместник Мефодий (Зинковский)
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения

Состояние Действующий
Сайт ugresha.org

Нико́ло-Угре́шский монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе Дзержинский Московской области. Основан Дмитрием Донским в 1380 году[1].

История монастыря

Основателем монастыря был великий князь Дмитрий Донской. По преданию, изложенному в рапорте игумена Варнавы в духовную от 1781 года, именно в этом месте остановилось на отдых русское войско, шедшее на Куликово поле против Мамая. Великому князю явилась икона Николая Чудотворца, что укрепило его веру в победу. По некоторым источникам, Дмитрий Донской при виде чудесной иконы воскликнул: «Сие вся угреша сердце моё»! («Это всё согрело сердце моё!»). Как гласит предание, великий князь назвал это место Угрешей, а после победы над Мамаем приказал возвести храм Николая Чудотворца и построил монастырь[2].

В 1519 году в Николо-Угрешском монастыре побывал великий князь Василий III, о чём сохранилось повествование летописи, приводимое Н. М. Карамзиным[3]. Вполне вероятно, что предыдущие московские правители также посещали монастырь, но никаких письменных свидетельств об этом не сохранилось.

Вид на Николо-Угрешский монастырь в 1873 году

Монастырь неоднократно подвергался разорению, но вскоре восстанавливался. Так, в 1521 году он был сожжён крымским ханом Мехмедом I Гиреем. Его воины «сожгли монастырь Святого Николая на Угреше и любимое село, Василиево, Остров, а в Воробьёве пили мёд из великокняжеских погребов, смотря на Москву»[4]. Вскоре монастырь был отстроен.

В 1546 году Николо-Угрешский монастырь посетил Иван IV Грозный, шедший с войском против крымского хана. Тогда же он выдал жалованную грамоту, давшую обители право на владение четырнадцатью сёлами в четырёх уездах и запрещавшую кому бы то ни было ездить в монастырские леса и рощи и производить в них порубки[1].

В период Смутного времени Николо-Угрешский монастырь неоднократно оказывался в эпицентре важнейших событий. Так, в феврале 1602 года на территории обители укрывался беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, предполагаемый Лжедмитрий I. Летом 1610 года монастырь был занят войсками Лжедмитрия II. Некоторое время он жил в обители вместе со своей супругой Мариной Мнишек и принял здесь послов коронного гетмана польского Станислава Жолкевского, но вскоре оставил монастырь и уехал в Калугу. В 1611 году на Угреше собирались отряды Первого народного ополчения, шедшего на Москву.

Многократные выезды на богомолье первых государей династии Романовых — Михаила Фёдоровича, а затем Алексея Михайловича способствовали процветанию монастыря. В 1668 году вместе с царём Алексеем Михайловичем обитель посетили три патриарха — Александрийский — Паисий, Антиохийский — Макарий, Московский — Иоасаф. В 1666 — 1667 годах в монастыре в течение нескольких месяцев содержали под стражей видных противников церковной реформы патриарха Никона — протопопа Аввакума, священника Никиту Пустосвята и диакона Фёдора Иванова. Алексей Михайлович приехал в монастырь, ходил вокруг темницы, где был заточён Аввакум, но не разговаривал с ним. Игумен Викентий безуспешно пытался склонить Аввакума к примирению с официальной церковью[1].

Юный царь Пётр I также посещал монастырь три раза. В 1698 году обитель стал одним из мест заключения участников стрелецкого бунта против царя Петра.

В 1812 году Николо-Угрешский монастырь занял отряд французов, а его зданиям и храмам был нанесён значительный урон[2]. 1-я половина XIX века стала временем упадка обители. В 1833 году в монастыре оставалось всего десять насельников, в том числе шесть монахов, и шла речь об его упразднении[4]. Заслуга возрождения Николо-Угрешского монастыря принадлежит игумену Иларию, возглавлявшему его с 1834 года по 1852 год. О проблемах, связанных с восстановлением обители, Иларий жаловался Игнатию Брянчанинову, на что получил ответ:

Вы испиваете ту чашу, которую пришлось бы мне пить, если б Промысл Божий не отклонил меня от Угрешской обители <…> В совести Вашей Вы чувствуете, что монастырь не Вы разорили, а напротив, сколько было сил Ваших и умения поправили. Владыке, может быть, показалось точно тяжело глядеть на развалины монастыря, но он, как человек благоразумный, весьма может понять…Игнатий Брянчанинов

«Общий вид Николы-Угрешинского монастыря». Фото конца XIX века

Но при сменившем Илария игумене Пимене (Мясникове), стоявшим во главе монастыря в период с 1852 года по 1880 год, обитель снова достигла расцвета и стала одним из важнейших паломнических центров России, чему способствовала близость к Москве. Заслугой Пимена Угрешского стало и создание практически всего каменного ансамбля монастыря. В 1880 году был заложен величественный Спасо-Преображенский собор. После своего увольнения с Московской кафедры в период с 1917 год по 1924 год здесь проживал митрополит Макарий (Невский), известный как «апостол Алтая».

Численность братии Николо-Угрешского монастыря
Год Всего Настоятель Иеромонахи Иеродиаконы Монахи Послушники Белое духовенство
1713 33 1 5 3 14 10 -
1739 27 1 4 4 16 - -
1763 25 1 10 5 7 - 2
1779 11 1 4 - 2 3 1
1804 12 - 4 2 1 4 1
1810 15 - 5 2 - 8 -
1815 12 1 4 1 - 4 2
1823 19 1 6 4 2 6 -
1831 14 1 3 5 1 2 2
1833 11 - 3 1 2 2 3
1835 14 1 4 1 1 6 -
1840 22 1 8 1 3 8 1
1845 19 1 5 3 3 5 2
1850 22 1 4 4 2 7 3
1853 23 1 6 4 2 9 1
1855 30 1 8 5 3 11 2
1865 44 1 10 5 8 19 1
1867 50 1 9 8 8 24 1
1894 51 1 14 11 15 10 -
1896 48 1 16 10 14 7 -
1898 54 1 18 10 18 7 -
1909 155 1 21 10 23 100 -
1914 63 1 21 10 19 12 -

После установления советской власти в 1917 году на территории монастыря была создана детская колония Народного комиссариата финансов. В 1919 году монастырь был преобразован в монашескую трудовую артель. В 1925 году монастырь был полностью закрыт, а в 1927 году на его территории стала действовать трудовая коммуна № 2, находящаяся в ведении ОГПУ. В неё перевезли 1300 беспризорников, коммуне отданы были все монастырские здания. В 1936 году коммуна была названа именем Ф. Э. Дзержинского.

В конце 1920-х — 1930-х годах все храмы бывшего монастыря были превращены в жилые и административные здания. В 1940 году был разобран Никольский собор. В начале Великой Отечественной войны верхние яруса колокольни были снесены, чтобы лишить ориентира немецкую авиацию.

Реставрационные работы в монастыре начались только в 1970 году и велись крайне медленными темпами. Отреставрирована была только Палестинская стена, а Архиерейский дом, где также проходили реставрационные работы, сгорел в 1977 году. В декабре 1990 года Николо-Угрешский монастырь был возвращён Русской православной церкви, и началось возрождение религиозной жизни обители.

Архитектурный ансамбль монастыря

Спасо-Преображенский собор (1880—1894)

Собор был заложен в 1880 году к 500-летию со дня основания обители. Он был возведён по проекту архитектора А. С. Каминского[5]. Пятиглавый храм является доминантой архитектурного ансамбля монастыря, его высота составляет 68 метров. После закрытия в 1925 году храм подвёргся сильному разрушению. В его здании располагались мастерские, столовая, спортзал, учебные аудитории завода-ВТУЗа. В 1990 году собор был передан РПЦ и началось его восстановление. Богослужения в соборе возобновились с 2000 года.

Никольский собор (2006)

Спасо-Преображенский и Никольский соборы

Деревянная церковь Святого Николая появилась ещё в конце XIV века. Каменный храм впервые был возведён в 15211525 годах после разорения монастыря крымским ханом, а затем дважды перестраивался — после Смутного времени и в XIX веке. Он был разобран в 1940 году, восстановлен в 2006 году[6]. Представляет собой одноглавый храм из белого камня.

Успенская церковь (1763)

Успенский храм и Патриаршие палаты

Успенская церковь построена в 1763 году. С запада к ней примыкают настоятельские покои (бывшие Государевы и Патриаршие палаты), построенные в XVII веке и занятые ныне музеем-ризницей, с востока возвышается колокольня. Церковь Успения занимает второй этаж здания; к первому этажу пристроена церковь святых апостола. Матфея и великомученицы Параскевы Пятницы. Она стала первым восстановленным храмом обители, и с 1991 года в ней возобновились богослужения. В интерьере Успенской церкви частично сохранились лепнина и масляная роспись XIX века[6].

Колокольня (1758—1763)

Ворота и нижний ярус были построены в 1758 — 1763 годы. В 1858—1859 годах на средства П. М. Александрова колокольня была увеличена до шести ярусов и увенчана золотой главой с крестом. Таким образом она приобрела свой внешний вид. На втором ярусе колокольни находится храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в колокольне (1840). В 1941 году верхние яруса колокольни были снесены, чтобы дезориентировать немецкую авиацию. В 20022003 годах колокольня была реконструирована. Общая высота колокольни — 93 м, что делает её самой высокой в Подмосковье[7].

Церковь Петра и Павла (1857)

Двухъярусная деревянная на белокаменном цоколе церковь Петра и Павла построена в 1857 году. Находится за прудом, в северо-западной части монастыря. Несмотря на закрытие монастыря в 1925 году, она продолжала действовать до 1928 года[8]. Рядом с ней расположены деревянные кельи в скиту и часовня «Взыскание Погибших» иконы Божией Матери (2001).

Палестинская, или Иерусалимская стена (1855—1866)

Она была построена в 1866 году по проекту Пимена Угрешского и эскизам академика Ф. Г. Солнцева[9]. Расположена в северо-западной части монастырской ограды. Стена получила своё название, так как символически отображает святой город Иерусалим.

Палестинская (Иерусалимская) стена

Другие здания

  • Церковь Пимена Угрешского (2002)
  • Трапезная (1850-е годы)
  • Просфорная (1890-е годы)
  • Братские корпуса (1855—1893)
  • Северная стена (вторая половина XIX века)
  • Северо-восточная башня (XVII век)
  • Святые ворота

Святыни

  • Ковчег с частицей мощей Святителя и Чудотворца Николая. Икона Святителя Николая (XIX — XX век) из ризницы монастыря.
  • Рака со святыми мощами преподобного Пимена Угрешского. Икона преподобного Пимена Угрешского.
  • Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских.
  • Ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия Брянчанинова.
  • Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.
  • Крест -мощевик VII века.
  • Икона великомученика и целителя Пантелеимона[10].

Отражение в искусстве и литературе

История Николо-Угрешского монастыря, особенно легенда об его основании, нашла отражение в русской поэзии, в основном в творчестве авторов, чья жизнь связана с Угрешей и городом Дзержинским. Самое первое стихотворение, написанное неизвестным автором на рубеже XVIIXVIII века, было найдено на белокаменной плите, встроенной в стену колокольни, излагало предание об основании обители. Предполагают, что вторая часть стихотворного сказания была размещена на другой каменной плите, не дошедшей до наших дней[11]. Иеромонах Порфирий (Алексеев), автор монастырской летописи, в конце 1860-х — началу 1870-х годов изложил предание в драматической форме. Его повествование отличается большей эмоциональностью и детальностью изложения.

Сюжеты из истории Николо-Угрешского монастыря также отражены в поэтических сборниках Е. Н. Егоровой («Николо-Угрешский монастырь. История в стихах. Стихотворения», 1997), «Дмитрий Донской на Угреше» (1998), «Сокровища нетленной красоты» (2002)) и В. П. Аушева «Угреша Дмитрия Донского. Стихи, предания, драматическая поэма» (1998).

В гимне города Дзержинский (слова и музыка Александра Сахнова[12], 1997 год) также кратко упоминается предание об основании монастыря.

Угреша-Дзержинский — как две неразрывные доли: истории древней, истории новой завет. Здесь Дмитрий Донской на пути в Куликовское поле увидел в Николе знаменье грядущих побед.

Александр Сахнов[13]

Литература

  • Авдеев А. Г., Прокопенко А. М. Белокаменная плита со стихотворной летописью из Николо-Угрешского монастыря // Вестник ПСТГУ. Филология. История. 2005. — № 4. — С. 133—152.
  • Благово Д. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря. — М., 1872.
  • Ганьжин С. Труды и дни Николо-Угрешского монастыря // Журнал Московской патриархии. — 2003. — № 6. — C. 20-33.
  • Егорова Е., Антонова И. Угреша. Страницы истории. — Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», 2005.
  • Карамзин Н. М. История государства Российского. — СПб., 1903. — Т. VII.

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 История монастыря. Сайт Николо-Угрешского монастыря. Дата обращения: 28 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 Благово Д. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря. — М.: Типография В. Готье, 1872. — С. 40.
  3. Карамзин Н.М. История государства Российского. — СПб., 1903. — Т. VII. — С. 76.
  4. 4,0 4,1 Егорова Е., Антонова И. Угреша. Страницы истории. — Дзержинский: ДМУП "Информационный центр", 2005. — С. 84.
  5. Спасо-Преображенский собор. Энциклопедия Угреши (город Дзержинский) (октябрь 2009). Дата обращения: 11 июня 2024.
  6. 6,0 6,1 Храмы. Сайт Николо-Угрешского монастыря. Дата обращения: 11 июня 2024.
  7. Дмитров И. 5 самых высоких колоколен столицы и окрестностей. Православная Москва (17 августа 2016). Дата обращения: 11 июня 2024.
  8. Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Энциклопедия Угреши (город Дзержинский) (октябрь 2009). Дата обращения: 11 июня 2024.
  9. Палестинская (Иерусалимская) стена. Энциклопедия Угреши (город Дзержинский) (март 2010). Дата обращения: 13 июня 2024.
  10. Святыни. Сайт Николо-Угрешского монастыря. Дата обращения: 11 июня 2024.
  11. Авдеев А. Г., Прокопенко А. М. Б. (дата обращения: 11.06.2024). Белокаменная плита со стихотворной летописью из Николо-Угрешского монастыря // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ.. — 2005. — № 4. — С. 136.
  12. Александр Владимирович Сахнов
  13. Символика и устав // Официальный интернет-сайт Администрации городского округа Дзержинский Московской области.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!