Николо-Угрешский монастырь
Монастырь | |||
Николо-Угрешский монастырь | |||
---|---|---|---|
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь | |||
![]() | |||
Страна |
![]() |
||
Город | Дзержинский | ||
Конфессия | Православие | ||
Епархия | Патриаршая ставропигия | ||
Тип | мужской | ||
Основатель | Дмитрий Донской | ||
Дата основания | 1380 год | ||
Здания | |||
• Спасо-Преображенский собор • Никольский собор • Успенская церковь • Храм во имя преподобного Пимена Угрешского • Храм в честь Казанской иконы Божией Матери • Храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" • Петропавловский храм • Часовня святителя Николая • Покровская церковь • Колокольня |
|||
Реликвии и святыни |
Ковчег с частицей мощей Святителя Николая Чудотворца, Рака со святыми мощами преподобного Пимена Угрешского, Ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия Брянчанинова, Икона Великомученика Пантелеимона |
||
Настоятель | Патриарх Московский и всея Руси (священноархимандрит монастыря) | ||
Наместник | Мефодий (Зинковский) | ||
Статус |
|
||
Состояние | Действующий | ||
Сайт | ugresha.org | ||
Нико́ло-Угре́шский монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе Дзержинский Московской области. Основан Дмитрием Донским в 1380 году[1].
История монастыря
Основателем монастыря был великий князь Дмитрий Донской. По преданию, изложенному в рапорте игумена Варнавы в духовную от 1781 года, именно в этом месте остановилось на отдых русское войско, шедшее на Куликово поле против Мамая. Великому князю явилась икона Николая Чудотворца, что укрепило его веру в победу. По некоторым источникам, Дмитрий Донской при виде чудесной иконы воскликнул: «Сие вся угреша сердце моё»! («Это всё согрело сердце моё!»). Как гласит предание, великий князь назвал это место Угрешей, а после победы над Мамаем приказал возвести храм Николая Чудотворца и построил монастырь[2].
В 1519 году в Николо-Угрешском монастыре побывал великий князь Василий III, о чём сохранилось повествование летописи, приводимое Н. М. Карамзиным[3]. Вполне вероятно, что предыдущие московские правители также посещали монастырь, но никаких письменных свидетельств об этом не сохранилось.
Монастырь неоднократно подвергался разорению, но вскоре восстанавливался. Так, в 1521 году он был сожжён крымским ханом Мехмедом I Гиреем. Его воины «сожгли монастырь Святого Николая на Угреше и любимое село, Василиево, Остров, а в Воробьёве пили мёд из великокняжеских погребов, смотря на Москву»[4]. Вскоре монастырь был отстроен.
В 1546 году Николо-Угрешский монастырь посетил Иван IV Грозный, шедший с войском против крымского хана. Тогда же он выдал жалованную грамоту, давшую обители право на владение четырнадцатью сёлами в четырёх уездах и запрещавшую кому бы то ни было ездить в монастырские леса и рощи и производить в них порубки[1].
В период Смутного времени Николо-Угрешский монастырь неоднократно оказывался в эпицентре важнейших событий. Так, в феврале 1602 года на территории обители укрывался беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, предполагаемый Лжедмитрий I. Летом 1610 года монастырь был занят войсками Лжедмитрия II. Некоторое время он жил в обители вместе со своей супругой Мариной Мнишек и принял здесь послов коронного гетмана польского Станислава Жолкевского, но вскоре оставил монастырь и уехал в Калугу. В 1611 году на Угреше собирались отряды Первого народного ополчения, шедшего на Москву.
Многократные выезды на богомолье первых государей династии Романовых — Михаила Фёдоровича, а затем Алексея Михайловича способствовали процветанию монастыря. В 1668 году вместе с царём Алексеем Михайловичем обитель посетили три патриарха — Александрийский — Паисий, Антиохийский — Макарий, Московский — Иоасаф. В 1666 — 1667 годах в монастыре в течение нескольких месяцев содержали под стражей видных противников церковной реформы патриарха Никона — протопопа Аввакума, священника Никиту Пустосвята и диакона Фёдора Иванова. Алексей Михайлович приехал в монастырь, ходил вокруг темницы, где был заточён Аввакум, но не разговаривал с ним. Игумен Викентий безуспешно пытался склонить Аввакума к примирению с официальной церковью[1].
Юный царь Пётр I также посещал монастырь три раза. В 1698 году обитель стал одним из мест заключения участников стрелецкого бунта против царя Петра.
В 1812 году Николо-Угрешский монастырь занял отряд французов, а его зданиям и храмам был нанесён значительный урон[2]. 1-я половина XIX века стала временем упадка обители. В 1833 году в монастыре оставалось всего десять насельников, в том числе шесть монахов, и шла речь об его упразднении[4]. Заслуга возрождения Николо-Угрешского монастыря принадлежит игумену Иларию, возглавлявшему его с 1834 года по 1852 год. О проблемах, связанных с восстановлением обители, Иларий жаловался Игнатию Брянчанинову, на что получил ответ:
Вы испиваете ту чашу, которую пришлось бы мне пить, если б Промысл Божий не отклонил меня от Угрешской обители <…> В совести Вашей Вы чувствуете, что монастырь не Вы разорили, а напротив, сколько было сил Ваших и умения поправили. Владыке, может быть, показалось точно тяжело глядеть на развалины монастыря, но он, как человек благоразумный, весьма может понять…Игнатий Брянчанинов
Но при сменившем Илария игумене Пимене (Мясникове), стоявшим во главе монастыря в период с 1852 года по 1880 год, обитель снова достигла расцвета и стала одним из важнейших паломнических центров России, чему способствовала близость к Москве. Заслугой Пимена Угрешского стало и создание практически всего каменного ансамбля монастыря. В 1880 году был заложен величественный Спасо-Преображенский собор. После своего увольнения с Московской кафедры в период с 1917 год по 1924 год здесь проживал митрополит Макарий (Невский), известный как «апостол Алтая».
Год | Всего | Настоятель | Иеромонахи | Иеродиаконы | Монахи | Послушники | Белое духовенство |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1713 | 33 | 1 | 5 | 3 | 14 | 10 | - |
1739 | 27 | 1 | 4 | 4 | 16 | - | - |
1763 | 25 | 1 | 10 | 5 | 7 | - | 2 |
1779 | 11 | 1 | 4 | - | 2 | 3 | 1 |
1804 | 12 | - | 4 | 2 | 1 | 4 | 1 |
1810 | 15 | - | 5 | 2 | - | 8 | - |
1815 | 12 | 1 | 4 | 1 | - | 4 | 2 |
1823 | 19 | 1 | 6 | 4 | 2 | 6 | - |
1831 | 14 | 1 | 3 | 5 | 1 | 2 | 2 |
1833 | 11 | - | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 |
1835 | 14 | 1 | 4 | 1 | 1 | 6 | - |
1840 | 22 | 1 | 8 | 1 | 3 | 8 | 1 |
1845 | 19 | 1 | 5 | 3 | 3 | 5 | 2 |
1850 | 22 | 1 | 4 | 4 | 2 | 7 | 3 |
1853 | 23 | 1 | 6 | 4 | 2 | 9 | 1 |
1855 | 30 | 1 | 8 | 5 | 3 | 11 | 2 |
1865 | 44 | 1 | 10 | 5 | 8 | 19 | 1 |
1867 | 50 | 1 | 9 | 8 | 8 | 24 | 1 |
1894 | 51 | 1 | 14 | 11 | 15 | 10 | - |
1896 | 48 | 1 | 16 | 10 | 14 | 7 | - |
1898 | 54 | 1 | 18 | 10 | 18 | 7 | - |
1909 | 155 | 1 | 21 | 10 | 23 | 100 | - |
1914 | 63 | 1 | 21 | 10 | 19 | 12 | - |
После установления советской власти в 1917 году на территории монастыря была создана детская колония Народного комиссариата финансов. В 1919 году монастырь был преобразован в монашескую трудовую артель. В 1925 году монастырь был полностью закрыт, а в 1927 году на его территории стала действовать трудовая коммуна № 2, находящаяся в ведении ОГПУ. В неё перевезли 1300 беспризорников, коммуне отданы были все монастырские здания. В 1936 году коммуна была названа именем Ф. Э. Дзержинского.
В конце 1920-х — 1930-х годах все храмы бывшего монастыря были превращены в жилые и административные здания. В 1940 году был разобран Никольский собор. В начале Великой Отечественной войны верхние яруса колокольни были снесены, чтобы лишить ориентира немецкую авиацию.
Реставрационные работы в монастыре начались только в 1970 году и велись крайне медленными темпами. Отреставрирована была только Палестинская стена, а Архиерейский дом, где также проходили реставрационные работы, сгорел в 1977 году. В декабре 1990 года Николо-Угрешский монастырь был возвращён Русской православной церкви, и началось возрождение религиозной жизни обители.
Архитектурный ансамбль монастыря
Спасо-Преображенский собор (1880—1894)
Собор был заложен в 1880 году к 500-летию со дня основания обители. Он был возведён по проекту архитектора А. С. Каминского[5]. Пятиглавый храм является доминантой архитектурного ансамбля монастыря, его высота составляет 68 метров. После закрытия в 1925 году храм подвёргся сильному разрушению. В его здании располагались мастерские, столовая, спортзал, учебные аудитории завода-ВТУЗа. В 1990 году собор был передан РПЦ и началось его восстановление. Богослужения в соборе возобновились с 2000 года.
Никольский собор (2006)
Деревянная церковь Святого Николая появилась ещё в конце XIV века. Каменный храм впервые был возведён в 1521—1525 годах после разорения монастыря крымским ханом, а затем дважды перестраивался — после Смутного времени и в XIX веке. Он был разобран в 1940 году, восстановлен в 2006 году[6]. Представляет собой одноглавый храм из белого камня.
Успенская церковь (1763)
Успенская церковь построена в 1763 году. С запада к ней примыкают настоятельские покои (бывшие Государевы и Патриаршие палаты), построенные в XVII веке и занятые ныне музеем-ризницей, с востока возвышается колокольня. Церковь Успения занимает второй этаж здания; к первому этажу пристроена церковь святых апостола. Матфея и великомученицы Параскевы Пятницы. Она стала первым восстановленным храмом обители, и с 1991 года в ней возобновились богослужения. В интерьере Успенской церкви частично сохранились лепнина и масляная роспись XIX века[6].
Колокольня (1758—1763)
Ворота и нижний ярус были построены в 1758 — 1763 годы. В 1858—1859 годах на средства П. М. Александрова колокольня была увеличена до шести ярусов и увенчана золотой главой с крестом. Таким образом она приобрела свой внешний вид. На втором ярусе колокольни находится храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в колокольне (1840). В 1941 году верхние яруса колокольни были снесены, чтобы дезориентировать немецкую авиацию. В 2002—2003 годах колокольня была реконструирована. Общая высота колокольни — 93 м, что делает её самой высокой в Подмосковье[7].
Церковь Петра и Павла (1857)
Двухъярусная деревянная на белокаменном цоколе церковь Петра и Павла построена в 1857 году. Находится за прудом, в северо-западной части монастыря. Несмотря на закрытие монастыря в 1925 году, она продолжала действовать до 1928 года[8]. Рядом с ней расположены деревянные кельи в скиту и часовня «Взыскание Погибших» иконы Божией Матери (2001).
Палестинская, или Иерусалимская стена (1855—1866)
Она была построена в 1866 году по проекту Пимена Угрешского и эскизам академика Ф. Г. Солнцева[9]. Расположена в северо-западной части монастырской ограды. Стена получила своё название, так как символически отображает святой город Иерусалим.
Другие здания
- Церковь Пимена Угрешского (2002)
- Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1857—1860)
- Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (1869—1870)
- Часовня Явления образа Николая Чудотворца (1893)
- Храм-часовня Страстей Господних (2004)
- Больничный корпус
- Трапезная (1850-е годы)
- Просфорная (1890-е годы)
- Братские корпуса (1855—1893)
- Северная стена (вторая половина XIX века)
- Северо-восточная башня (XVII век)
- Святые ворота
Святыни
- Ковчег с частицей мощей Святителя и Чудотворца Николая. Икона Святителя Николая (XIX — XX век) из ризницы монастыря.
- Рака со святыми мощами преподобного Пимена Угрешского. Икона преподобного Пимена Угрешского.
- Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских.
- Ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия Брянчанинова.
- Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.
- Крест -мощевик VII века.
- Икона великомученика и целителя Пантелеимона[10].
Отражение в искусстве и литературе
История Николо-Угрешского монастыря, особенно легенда об его основании, нашла отражение в русской поэзии, в основном в творчестве авторов, чья жизнь связана с Угрешей и городом Дзержинским. Самое первое стихотворение, написанное неизвестным автором на рубеже XVII—XVIII века, было найдено на белокаменной плите, встроенной в стену колокольни, излагало предание об основании обители. Предполагают, что вторая часть стихотворного сказания была размещена на другой каменной плите, не дошедшей до наших дней[11]. Иеромонах Порфирий (Алексеев), автор монастырской летописи, в конце 1860-х — началу 1870-х годов изложил предание в драматической форме. Его повествование отличается большей эмоциональностью и детальностью изложения.
Сюжеты из истории Николо-Угрешского монастыря также отражены в поэтических сборниках Е. Н. Егоровой («Николо-Угрешский монастырь. История в стихах. Стихотворения», 1997), «Дмитрий Донской на Угреше» (1998), «Сокровища нетленной красоты» (2002)) и В. П. Аушева «Угреша Дмитрия Донского. Стихи, предания, драматическая поэма» (1998).
В гимне города Дзержинский (слова и музыка Александра Сахнова[12], 1997 год) также кратко упоминается предание об основании монастыря.
Угреша-Дзержинский — как две неразрывные доли: истории древней, истории новой завет. Здесь Дмитрий Донской на пути в Куликовское поле увидел в Николе знаменье грядущих побед.
Литература
- Авдеев А. Г., Прокопенко А. М. Белокаменная плита со стихотворной летописью из Николо-Угрешского монастыря // Вестник ПСТГУ. Филология. История. 2005. — № 4. — С. 133—152.
- Благово Д. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря. — М., 1872.
- Ганьжин С. Труды и дни Николо-Угрешского монастыря // Журнал Московской патриархии. — 2003. — № 6. — C. 20-33.
- Егорова Е., Антонова И. Угреша. Страницы истории. — Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», 2005.
- Карамзин Н. М. История государства Российского. — СПб., 1903. — Т. VII.
Галерея
- Здания Николо-Угрешского монастыря
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 История монастыря . Сайт Николо-Угрешского монастыря. Дата обращения: 28 мая 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Благово Д. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря. — М.: Типография В. Готье, 1872. — С. 40.
- ↑ Карамзин Н.М. История государства Российского. — СПб., 1903. — Т. VII. — С. 76.
- ↑ 4,0 4,1 Егорова Е., Антонова И. Угреша. Страницы истории. — Дзержинский: ДМУП "Информационный центр", 2005. — С. 84.
- ↑ Спасо-Преображенский собор . Энциклопедия Угреши (город Дзержинский) (октябрь 2009). Дата обращения: 11 июня 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Храмы . Сайт Николо-Угрешского монастыря. Дата обращения: 11 июня 2024.
- ↑ Дмитров И. 5 самых высоких колоколен столицы и окрестностей . Православная Москва (17 августа 2016). Дата обращения: 11 июня 2024.
- ↑ Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла . Энциклопедия Угреши (город Дзержинский) (октябрь 2009). Дата обращения: 11 июня 2024.
- ↑ Палестинская (Иерусалимская) стена . Энциклопедия Угреши (город Дзержинский) (март 2010). Дата обращения: 13 июня 2024.
- ↑ Святыни . Сайт Николо-Угрешского монастыря. Дата обращения: 11 июня 2024.
- ↑ Авдеев А. Г., Прокопенко А. М. Б. (дата обращения: 11.06.2024). Белокаменная плита со стихотворной летописью из Николо-Угрешского монастыря // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ.. — 2005. — № 4. — С. 136.
- ↑ Александр Владимирович Сахнов
- ↑ Символика и устав // Официальный интернет-сайт Администрации городского округа Дзержинский Московской области.
Ссылки
![WLW Checked Off icon.svg](https://storage.yandexcloud.net/roz-wiki/thumb/WLW_Checked_Off_icon.svg/30px-WLW_Checked_Off_icon.svg.png)