Липецкий Свято-Успенский мужской монастырь

Материал из «Знание.Вики»
Монастырь
Липецкий Свято-Успенский епархиальный мужской монастырь
Культурное наследие народов Российской Федерации Федерального значения
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения

Страна  Россия
Местоположение Липецкая область, г. Липецк, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 80
Конфессия Православие
Епархия Липецкая и Задонская
Тип Мужской
Дата основания до 1700 года
Дата упразднения 1938-1996
Здания
Древне-Успенская церковь, Часовня с купелью в честь иконы Божьей Матери "Живоносный источник", монастырский некрополь, звонница, духовно-просветительский центр с братским корпусом, хозяйственные постройки
Известные насельники Липецкий священномученик Уар (Шмарин)
Реликвии и святыни икона Божией Матери "Живоносный источник", икона Божией Матери "Взыскание погибших", икона великомученика Пантелеймона, портрет святителя Тихона Задонского, ковчег с частицами мощей апостола Тимофея, равноапостольной Марии Магдалины, святителя Николая Чудотворца, святителя Митрофана Воронежского, святителя Тихона Задонского, святителя Феофана Затворника, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), святителя Мелетия и Гавриила Рязанских, святого исповедника Николая (Могилёвского), мученика Маманта, мученика Космы Азийского, мученика Антония, мучеников Иоанна и Евстафия Виленских
Настоятель игумен Зинон (Романенко)
Статус Памятник федерального значения
Состояние Действующий

Ли́пецкий Свя́то-Успе́нский мужско́й монасты́рь (Липецкий Успенский монастырь, Древне-Успенский монастырь города Липецка, Липецкий Свято-Успенский епархиальный мужской монастырь, Липецкий в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь) — самый старинный памятник архитектуры города Липецка и единственный когда-либо существовавший монастырь, оставивший заметный след в истории, культуре и духовной жизни города[1]. Монастырь находится в исторической части областного центра, на правом берегу реки Воронеж и неофициально именуется «Успенка» по названию Древне-Успенской церкви, единственно сохранившейся исторической монастырской постройке XVII — первой трети XVIII века. Церковь является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации (федерального значения) и охраняется государством[2]. Точную дату основания монастыря и церкви установить на данный момент невозможно, монастырские архивные документы были утрачены. Однако, Императорское Российское Археологическое Общество отнесло этот храм к числу памятников первой половины XVII века[3].

Монастырь был основан как Паройская пустынь (Поройская, Паройкова, Пройкова, Успенская-Паройская или Пройкова-Липецкая пустынь), у святого источника, по преданию на месте явления иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», что и положило начало монашеской обители[4]. По приказу императрицы Екатерины II Паройская пустынь была упразднена в 1764 году. В 1804 году Успенский храм стал приходским. Церковные службы велись до осени 1936 года, а в 1938 году обитель была официально закрыта. В 1960 году Древне-Успенская церковь была признана памятником истории и архитектуры государственного значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960)[5]. В 80-х годах XX века в историческом здании располагался музей металла[6]. Русской Православной церкви памятник архитектуры был передан в 1996 году. В 2003 году постановлением Священного Синода Свято-Успенский липецкий мужской монастырь был восстановлен в историческом месте[1]. Государственная регистрация монастыря в качестве местной религиозной организации состоялась 21 ноября 2003 года, а изменение устава — 14 октября 2014 года[7]. Сегодня монастырь имеет религиозное назначение и относится к Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)[4].

Географическая и административная характеристика

На северо-восточной окраине г. Липецка, над берегом пруда Петра Великаго, на склоне горы, почти у ея подошвы, стоит древний по виду, небольшой по размерам, каменный храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы с приделом во имя св. Николая Чудотворца. На северо-восток и на юго-восток от этого храма, в ту и другую сторону, по подножию горы, по самому берегу пруда, тянется пригородняя слобода "Монастырка". На север и северо-запад от этого храма, по горе, раскинулись сады частных владельцев гор. Липецка и почти прямо против алтарной стены храма "Верхний парк" Липецких минеральных вод; а ниже храма, с восточной стороны, у самого подножия горы, пруд Петра Великаго. - Таково местоположение Древне-Успенской церкви г. Липецка.Иван Нарциссов, "Древне-Успенская церковь в г. Липецке (бывшая Паройская пустынь)", Липецк. - 1906. - С.3

Другая красивая очень местность, это - верхний сад минеральных вод (Дворянский), с примыкающим к нему ущельем, называемым Монастыркой. Здесь, как будто из-под ног ваших, вырастает древняя церковка очень живописной архитектуры, только немного испорченная отбелкой. Это остаток древней Липецкой пустыни. На обрыве, между зеленью, торчат камни старого кладбища, и внизу, под горою, на берегу озера, бьют ключи живой воды, с такой силою, что на них можно бы построить мельницу.Липецк и Липецкие минеральные воды. - Спб., 1868. - С. 7-9

На лево и на право стоит город Липецк. На горе Рождественская церковь, а в низу хижины поселян, гумны, сады, рощицы и буераки примыкаются к самому монастырю, от которого идет гора скатом.Путешествие к Липецким минеральным водам в 1803 году

Так описывали местоположение древнего храма и бывшего монастыря в XIX и в начале XX века статский советник, педагог-просветитель и общественный деятель Иван Ионович Нарциссов[8], составители брошюры о Липецке и Липецких минеральных водах[9] и неизвестный автор писем, в которых красочно представлено путешествие к Липецким минеральным водам в 1803 году[10]. Время внесло некоторые коррективы в данные указания, в большей степени, касающиеся административной организации как самого города, так и церкви. Древне-Успенский храм до Революции 1917 года и гонений на русскую православную церковь относился к Тамбовской Епархии. Викарным в Тамбовской епархии, первым Липецким епископом в 1926 году стал священномученик Уар (Шмарин), имя которого тесно связано с древней Липецкой обителью. Он фактически является основателем Липецкой епархии, которая с 1937 года отошла в пределы Воронежской кафедры. По решению Священного Синода РПЦ от 7 мая 2003 года из Воронежской епархии была выделена самостоятельная Липецкая епархия в пределах Липецкой области[11]. Липецк как административная единица, исторически входивший в состав Тамбовской губернии, а затем Воронежской области, стал областным центром самостоятельной Липецкой области.

Неизменным остается географическое местоположение так называемой Успенки, оставшейся от мужского монастыря, некогда существовавшей Паройской пустыни. В сводной таблице представлены окрестности Монастырской слободы (современное название улицы Салтыкова-Щедрина), на которой располагается Древне-Успенская церковь, входящая в состав мужского монастыря. Архивное фото Монастырской слободы 1912 содержит вид на Петровский пруд, гору и Древне-Успенскую церковь с другими постройками, заросший деревьями берег водоема[12]. В современном Липецке этот водоем более не существует, в 1973 году пруд объемом более 70 гектар был осушен, вызвав подъем грунтовых вод и подтопление в исторической Монастырке и Нижнем парке[13]. На месте монастырского или Петровского пруда расположились парковые посадки, примыкающие жилой улице, городскому водозабору № 1, центральному пляжу и Нижнему парку. Ландшафт Успенки был коренным образом изменен.

Исторические изображения Липецка
Липецк, вид с Соборной горы на обелиск Петру, центр города, начало XX века
Липецк, вид на центр города, начало XX века
Липецк, вид на реку Липовку, начало XX века
Липецк, Петровский спуск
Фото современного Липецка
Липецк, вид на центр города, XXI век
Липецк, вид на центр города, XXI век
Липецк, вид на Комсомольский пруд и обмелевшую Липовку, XXI век
Липецк, Петровский спуск
Пояснения Вид на обелиск Петру, здание Липецкого санатория, он располагается в самом начале улицы Салтыкова-Щедрина (бывшая Монастырка), за ним следует Нижний парк Вид с Театральной площади на Соборную площадь, под которой начиналась бывшая Монастырская слобода (улица Салтыкова-Щедрина), ведущая к Древне-Успенской церкви. На фото отображен Христорождественский собор, а на изображении начала XX века вдали под горой на северо-западе виднеется Древне- Успенская церковь. Вид с начала улицы Салтыкова-Щедрина, бывшей Монастырской слободы, на Комсомольский пруд, оставшийся от сильно обмелевшей реки Липовки Вправо, перпендикулярно Петровскому спуску идет улица Салтыкова-Щедрина, бывшая Монастырка, в конце которой располагается Свято-Успенский мужской монастырь
Липецк, Верхний парк, Епархиальное управление

С административной точки зрения, сегодня Храм и весь монастырский комплекс располагается не в уездном городе Липецке Тамбовской губернии, а в областном центре Липецкой области и относится к Липецкой митрополии Липецкой и Задонской епархии Русской Православной Церкви Московского патриархата. В феврале 2008 года мэрия Липецка взяла монастырь под свою опеку[14]. Жители Липецка и гости города могут как и прежде посетить Липецкий Свято-Успенский епархиальный мужской монастырь в исторической части города Липецка, разместившийся между двумя старинными городскими парками Нижним и Верхним, которые защищают тупиковую улицу с частными постройками от городского шума и суеты. Обитель располагается на улице Салтыкова-Щедрина, которая местными старожилами именуется как Монастырка, а порой, ошибочно, как Ниженка. Монастырской слободой называется та часть улицы, которая ведет от Петровского спуска, мимо зданий Липецкого санатория с минеральными водами к монастырю. Несмотря на то, что Липецк является крупным индустриальным городом, в данном месте царит уединение и покой.

Обитель живет по монастырскому уставу, где ежедневно совершаются богослужения. Братия монастыря немногочисленна, священный сан имеют пять человек. Первый монашеский постриг насельника Свято-Успенского монастыря состоялся 8 октября 2015 года. Первым наместником с 2003 по 14 июня 2022 года года был игумен Митрофан (Шкурин Александр Владимирович)[15], действующим наместником является игумен Зинон (Романенко Андрей Александрович)[16]. На территории монастырского комплекса устроены храмы, купель, звонница, духовно-просветительский центр, библиотека, братский корпус, хозяйственные службы, газовая котельная и другое. С 2008 года действует домовой храм в честь Казанской иконы Божьей Матери при Липецкой областной клинической больнице, приписанный к монастырю[4].

Липецк, Нижний парк

Желающие посетить монастырь могут добраться до Верхнего парка (на автобусах № 324, 315, 345, 352, 347, 346, 300, 33, 311, 302, 312) и спуститься вниз мимо Епархиального управления по парковой пешеходной дороге, либо — от Нижнего парка (на автобусах 9, 30, 330, 359, 306, 27, 327, 308, 22, 322, 8, 328, 325, 317, 343) и пройти через бывший Английский сад до улицы Салтыково-Щедрина, д. 80.

Исторический очерк

Паройская пустынь

В старину была здесь пустыня Липецкая, стоявшая близ города в горе над озером, о времени построения коей известия нет ни какого, а уничтожена с прочими в 1765 году. Осталась в ней только каменная церковь, которая обращена ныне в приходскую для близ живущих к ней поселян. При сем монастыре состоял тот ключ целебный минеральных вод, коими пользовался и Государь ПЕТР Великий.Путешествие к Липецким минеральным водам в 1803 году

Император Петр I

Свято-Успенский мужской епархиальный монастырь имеет многовековую историю и берет свое начало из так называемой Паройской пустыни. Номинации: Паройская, Поройская, Пройкова пустынь, по мнению ряда исследователей, являются образными производными от слова «рой», поскольку сама уединенная пустынь, находившаяся в котловине, изобилующей карстовыми пещерами, провалами, следами воклюзов, водных источников карстового происхождения и залежами железной руды, могла вызывать подобного рода аллюзии[4].

Монастырские записи не были сохранены, поэтому доподлинно не известно когда пустынь была образована, но косвенные исторические свидетельства указывают на XVII—XVIII век. Так, Алексей Николаевич Нарцо́в (Норцо́в), историк, председатель Тамбовской учетной архивной комиссии[17] отмечал, что Успенская-Паройская (Пройкова-Липецкая) мужская пустынь была основана в 1701 году и упразднена в 1764 году[18]. Протоиерей Георгий Васильевич Хитров[19], сверхштатный член Тамбовской духовной консистории[20], а вслед за ним и историк Василий Васильевич Зверинский упоминали об императоре Петре I, который, по их мнению, основал эту обитель предположительно в 1701 году.

В 1700 году Пётр Великий основал здесь литейный пушечный завод для снабжения орудиями тогда строящегося в Воронеже флота, и столько полюбил Липецк, что построил в нем для себя дворец....Через 6 лет после основания завода, Пётр Великий открыл в Липецке источник минеральных вод, и сам с успехом пользовался ими. Прославленный пребыванием Великого Монарха, Липецк в тоже время прославлен чудесным явлением иконы Божьей Матери, при источнике, который доселе вытекает из подошвы высокой горы, омываемой рекою Липовкою. В следствие этого события в первых годах 18-го столетия основана Успенская паройская пустынь под этою горою, за городом на берегу Липовки, может быть, по велению самого царя. Пустынь эта упразднена в 1764 году с переводом ея братии в тамбовский Казанский монастырь. Каменная Успенская церковь этой пустыни ныне принадлежит селу Студенкам.Священник Тамбовского кафедрального собора, магистр Георгий Хитров, "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии", Тамбов, 1861 год - С. 53-54

Липецк, памятник Петровским железоделательным заводам в Нижнем парке

Данная версия представляется противоречивой, поскольку для строительства Липских (Липецких) металлургических заводов Петр I забрал монастырскую мельницу, находившуюся на реке Липовке, заплатив за нее монастырю внушительную сумму, на что указывает Иван Ионович Нарциссов[8]. В его книге приведен отрывок из рассказа старика-дьякона, описывающего историю о Петре I, чугуноплавильных заводах и монастыре.

Петр проезжал тут из Москвы, когда на Воронеже строил свой флот. Липецк был там, где село Романово; вот видите по надбережью, верстах в 10-ти; а тут стоял монастырь. Остановился раз Государь напиться чаю, бросил в кипяток китайской травки, стали чернила; "стой, говорит, тут есть железная руда". Осмотрел местность и увидел, что весь монастырь стоит на рудной горе. "Быть, говорит, чугунноплавильному заводу и лить пушки для воронежского флота, благо это совсем под руками". - "А как же, спрашивают, быть с монастырем?" - "Упразднить. Пушки и железо для государства важнее монахов".Газета "Гражданин", 1894 год - № 234

В этой связи отмечается, что известный своим практицизмом и расчетливостью царь, едва ли основал обитель, выделив под нее землю, так необходимую для строительства заводов, с тем, чтобы вскоре отобрать её и платить братии компенсацию[21]. Согласно данным по Раненбургскому уезду (современный Чаплыгинский район Липецкой области) и сведениям Российского Государственного архива военно-морского флота, Петр I со свитой из поместья Александра Даниловича Меньшикова близ Раненбурга отправился через село Студенки (ныне прилежащая к монастырю территория города Липецка) в Воронеж 3 февраля 1703 года. Дорога пролегала мимо пустыни. «Прежде сего была дорога мимо той горы по плоскоместью подле бывшей Поройской пустыни к реке Липовке». На мельнице, принадлежавшей пустыни, был построен Верхний Липский железоделательный завод. При этом из государственной козны были выделены деньги в уплату обители[7].

В пользу более раннего основания пустыни свидетельствует также описании монастыря Тихоном II (Якубовским) в 1768 году, деревянный храм Иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» признается ветхим[21], из этого следует, что пустынь существовала уже ранее 1700 года[7].

Кроме того, в том же Историко-статистическом описании Тамбовской епархии от 1861 года Геогргий Васильевич Хитров пишет:

Успенская церковь не большая, старинной архитектуры под горою, на которой расположен город Липецк. Время построения ея не известно. До 1764 года она принадлежала мужской Паройской пустыни, в этом году упраздненной. Один из ея антиминсов, бывший на престоле Успения Божьей Матери, освящен в 1730 году Воронежским епископом Иоакимом, другой, бывший в пределе Святителя Николая, - в 1701 году рязанским митрополитом Стефаном Яворским, при существовании Паройской пустыни. В ризнице этой церкви, ныне приписанной к селу Студенкам, доселе хранилась книга "глаголемая Минея июльская, Романовския и Паройския пустыни, что близ липецких заводов Успенскаго монастыря, вкладная. Подписал во уверение впредь живущих строитель иеромонах Александр 1754 года сентября дня".Священник Тамбовского кафедрального собора, магистр Георгий Хитров, "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии", Тамбов, 1861 год - С. 285-286

Александр Ефимович Андриевский при составлении историко-статистического описания Тамбовской епархии в 1911 году ссылается на Императорское Российское Археологическое Общество, которое отнесло этот храм к числу памятников первой половины XVII века[3].

Дискуссионно не только время основания пустыни, но и роль Петра Великого, которому одни приписывают основание монастыря, рдение о его попечении, а другие указывают на деструктивное воздействие. Так, Иван Ионович Нарциссов, призывает прислушаться к гласу народного предания и приводит свидетельства студеновских крестьян-старожил, говорящих о Монастырке[8]:

Здесь монастырь был; были и монахи, немного; а как построил царь Петр заводы; они и ушли". Значит пустынь существовала до Петра I, а со времени Петра I начался ея упадок: зародилась шумная заводская жизнь; нарушен был покой иноков-отшельников, и они стали оставлять свою пустынь, уходя в другие укромные уголки.Иван Ионович Нарциссов, "Древне-Успенская церковь в Липецке (бывшая Паройская пустынь)", Липецк - 1906. - С 10-11

В историко-археологической карте Тамбовской губернии от 1903 года историк Алексей Николаевич Нарцов пишет:

В городе, на побережьи пруда Петра Великаго с 1700 года находится древняя Успенская церковь, которая принадлежит к Паройской пустыни, упраздненной Петром.Нарцов А.Н., Историко-археологическая карта Тамбовской губернии, 1903. - С.25

В тоже время, имеются документально подтвержденные данные, что благодаря императору монастырь процветал, в особенности после присоединения к нему двух других небольших обителей, Красногорской Спасской пустыни, располагавшейся в южной части современного Липецка, и Епифанской Успенской пустыни, находившейся на территории современной Тульской области, с братьей в количестве 33. Паройская пустынь обогатилась монастырским садом, мельницей «о двух жерновах», лугом для сенных покосов «на 300 копен», храмовыми постройками. Петр I неоднократно посещал обитель и выделял средства на нужды братии[1]. В ведомостях, по которым работные люди Липских заводов получали зарплату, значится, что наравне с рабочими за каждую треть года иноки монастыря регулярно получали деньги[21].

Паройские пустыни строителю Варламу з братиею за взятую от монастыря их мельницу на его императорское величество, на котором месте построен казённый сверлильный завод, по окладной на майскую и сентябрьскую треть прошлого 1727 г. на прокормление 361 руб. 94 копейки

Таким образом, несмотря на потерю мельницы на реке Липовке и некоторых угодий, монастырь при Петре I укрепил своё материальное благополучие и к середине XVIII века считался крупным[22].

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (1763—1767)

Примечательно, что если основание древнего монастыря доподлинно точно не установлено, то время его упразднения четко фиксировано. В 1764 году императрица Екатерина II подписывает манифест о секуляризации монастырских земель, то есть о сокращении иноческих обителей и об их переходе в государственную собственность. В результате этого из 954 монастырей во всех епархиях Российской Империи[23], 568 было упразднено, в том числе и Паройская липецкая мужская пустынь. У оставшихся обителей было отобрано имущество взамен денежного содержания от государства. Причем это содержание получили только 225 штатных монастыря[24].

В этот период с 1763 года по 1767 год во главе Воронежской епархии по личному решению императрицы Екатерины II был поставлен святитель Тихон (Задонский)[24], много заботившийся о благополучии паствы, монашествующих и мирян. Этот факт, в частности, позволяет причислить, по мнению составителей информационно-исследовательской базы «Тихониана», Липецкий мужской монастырь к сакральному пространству святителя Тихона Задонского. Ряд обителей, закрытых Екатериной II, святитель Тихон продолжал сам поддерживать на свои средства[25]. Ввиду крайнего расстройства здоровья святитель Тихон Задонский был освобожден от управления епархией в 1767 году и поселился сперва в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре, а затем — в Задонском мужском монастыре, продолжая поддерживать нуждающихся на свое пенсионное содержание и всеми доступными ему средствами. За трапезой он часто сокрушался[24]:

Вот какая у меня хорошая пища, а собратия моя - иной, бедный, в темнице сидит, а иной нуждную пищу не имеет, а иной без соли ест. Но горе мне, окаянному!Святитель Тихон Задонский, Жизнеописание, Информационно-исследовательская база "Тихониана"

В течении четырёх лет после официального упразднения монастыря настоятель с братией, а также монахами, перешедшими в Паройскую пустынь из ранее упраздненных монастырей продолжали еще проживать в обители[7]. С их уходом монастырская жизнь в городе Липецке, несмотря на неоднократные попытки возродить её в разные годы, будет остановлена вплоть до 2003 года.

С 1767 года по 1775 год Воронежским и Елецким епископом становится Тихон II (Якубовский), который занимался упразднением монастырей и секуляризацией монастырских земель и имущества согласно приказу императрицы Екатерины II[26]. В связи с этим, некоторое имущество Паройской мужской пустыни было передано в Воронежский архиерейский дом, а именно:

Тихон II (Якубовский), Епископ Воронежский и Елецкий (1767—1775)
  • 19 богослужебных книг;
  • четыре колокола;
  • портир серебряный;
  • лжица;
  • священнические облачения.

Оставшееся монастырское имущество было описано. Документ от 18 декабря 1768 года был подписан Тихоном II (Якубовским), Епископом Воронежским и Елецким (1767—1775),

Минувшего ноября 21 дня сего 1768 г. по присланному Ея Императорского Величества от вашего святейшества ко мне указу велено о упразднённых монастырях и пустынях какое имянно в них церковное и прочее всякое строение, также церковная утварь имелась… и о прочем прислать ведомость означенная ведомость в консистории моей сочинена.Святейшему Правительствующему Синоду от Преосвященного Тихона II (Якубовского), епископа Воронежского

В описи значилось следующее[22]:

Успенская Романовская Поройская пустынь упразднена...имеющаяся в ней церковь каменного здания Успения Пресвятыя Богородицы с приделом Николая Чудотворца приходскою состоящаго вблизости Романовского уезду села Студёнок учинена… Вторая церковь за монастырём Живоносный Источник — деревянная ветхая… В оной церкви за ветхостью священнодействие не исправляется. При оных церквах колокольня лесу дубоваго настоятельская келья одна деревянная, братская одна с сенями, два анбара, одна конюшня. Оной монастырь огорожен плетнём, а по объявлению настоятеля и всей братии казённых денег, посуды медной и оловянной и деревянной в оной пустыни никакой не имеется. Оное состоит в смотрении сакольского духовнаго правления. При храмах показаны «колокольня лесу дубового» (четыре небольших колокола с неё с упразднением монастыря были взяты в Воронежский архиерейский дом)

Из-за скудного содержания в период Екатерининского правления Воронежский архиерейский дом в Воронеже разваливается, а территория Воронежской епархии сокращается, распределив часть территорий между Тамбовской, Саратовской, Донской, Слободско-Украинской, Рязанской, Орловской, Курской, Тульской, Екатеринославской и Харьковской епархиями[24].

Паройская пустынь прекратила своё существование, однако храм продолжит играть важную религиозную роль в жизни липчан, но уже в другом статусе.

В то время среди монастырских построек имелось:

  • каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца,
  • деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»,
  • деревянная колокольня,
  • настоятельская,
  • братские кельи[1].

...Пустыня, ты осиротела без боголюбцев-чернецов. Но Промыслитель Бог умело послал в удел иных сынов... Обитель воскресала снова и, не забыв огня и ран, экзамен выдержав суровый, ждала новейший ураган.Медведев-Таврический, Афанасий, игумен, настоятель Древне-Успенского храма (1943-2001 год), "Благословенный лик Придонья. Монастыри Липецкого края".Ч.3.Липецк, 2009. - С. 204

План Округа охраны Липецких минеральных вод с обозначенным монастырским источником, 1885 год

Древне-Успенская церковь в дореволюционный период

"Сегодня я был в той части города, где некогда существовал мужской монастырь Успения Богородицы (ошибочное название пустыни. – Прим. авт.). Обитель сия опустела; прежде бывшее братство переведено в Тамбов. На месте сем осталась каменная церковь, обращенная в приходскую, деревянная колокольня и часовня с кружкой для общего вкладу Долго я ходил по окружным местам монастыря и искал остатков тихого жилища отшельцев мира. Спрашивал у каждого встречающегося о первоначальном основании монастыря и всегда оставался неудовлетворенным".Князь Николай Михайлович Кугушев "Мой курс в Липецке в 1804 году"

В 1804 году Успенская церковь стала приходской и была приписана к Христо-Рождественскому собору города Липецка. Первые попытки восстановить монастырь были предприняты в 1860 году, несколько благочестивых и состоятельных жителей города Липецка подали прошение о восстановлении мужской монашеской обители, но не получили на это разрешения[1].

17 июня 1881 года Древне-Успенский храм был поставлен под охрану Императорского Археологического общества как памятник архитектуры XVII века. Под государственной охраной храм находился вплоть до 1918 года[4].

23 июня 1875 года, «согласно желания всех граждан города Липецка… в память чудесного избавления императора Александра Николаевича от угрожавшего ему 25 мая 1867 года выстрела в Париже», с разрешения Синода при Успенском храме «открыт самостоятельный штат священнослужителей без прихода»[7].

В ответ на резолюцию епископа Тамбовского святителя Феофана Затворника (Говорова) Липецкая городская дума вынесла решение «об уступке места с произрастающем на оном лесом около 10 десятин по самый градский пруд для благоустройства обители» и предложила обществу купцов и мещан поучаствовать в благотворительном деле, на что многие откликнулись (купец 3-й гильдии К. И. Котельников, титулярная советница А. В. Рындина, потомственные почетные граждане 2-й гильдии купцы Алексей Петрович Хренников, Иван Иванович Хренников и Василий Алексеевич Хренников, поручик М. Прибытков и другие). Были собраны денежные и материальные средства, а также земли на возобновление пустыни с наименованием Александровская[4]. Тамбовская духовная консистория поддержала проект, включающий размещение настоятеля монастыря и монашествующей братии из 24 человек. Священный Синод на заседании 3 июля 1861 учел желание граждан города Липецка, ходатайство Тамбовской епархии, епископа Тамбовского и Шацкого Макария (Булгакова), факт наличия достаточных пожертвований на содержание обители и испросил уведомление «не встречается ли со стороны Министерства внутренних дел каких-либо препятствий к учреждению монастыря», на что был получен ответ, что препятствий к восстановлению монастыря нет. Тем не менее, по необъяснимым причинам монастырь восстановлен не был[4].

Во время ремонта Древне-Успенской церкви в 1910 году был обнаружен подземный ход, соединявший бывший монастырь с историческими частями города Липецка. Серафима Стефановна Востокова, дочь последнего настоятеля Древне-Успенского храма Стефана Федоровича Востокова упоминала в воспоминаниях[1]:

Выше церкви, рядом, расположена была колокольня. Поставлена была уже при отце. А где-то там поблизости, неподалеку был открыт подземный ход. Помнится, говорили, что было пройдено внутри горы сколько-то, но из-за того, что ход был завален землёй, не стали докапываться до конца…С.С. Востокова

Годом спустя, в 1911 году при прокладке водопровода по Дворянской улице (современная улица Линина) был обнаружен сводчатый подземный коридор, выложенный кирпичом, уходивший вниз под гору, под территорию Верхнего парка[1].

В результате неожиданных находок, интерес к древней обители вновь возрос, и в начале XX века опять встал вопрос о восстановлении монастыря, тогда липчане снова выдвинули ходатайство перед своим архиереем. Эта идея была поддержана епископом Тамбовским Иннокентием (Беляевым). Он написал вступительное слово в книге Ивана Ионовича Нарциссова:[8]

С настоящей запиской прошу ознакомиться всех, кто сочувствует делу восстановления монастыря в Липецке при Древне-Успенской церкви. Так же прошу заявить мне, чем и как они могли бы помочь мне в этом благочестивом и святом деле.ИННОКЕНТИЙ, епископ Тамбовский, Нарциссов И.И. "Древне-Успенская церковь в Липецке (бывшая Паройская пустынь)", Липецк - 1906.

Вновь вопрос не получил положительного решения: Липецкой городской думе не хватило двух голосов для отчуждения городской земли под монастырь.

В 1917 году произошла Октябрьская Революция, координально поменявшую политическую, экономическую, культурную и социальную ситуацию в стране. Вопрос восстановления монастыря был надолго снят.

Липецк, Древне-Успенская церковь

Обитель в советское время

Восстановление монастыря в новейшей истории

Культурно-историческое и духовное значение

Монастырский комплекс

Сегодня в монастырский комплекс входят[27]:

  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы
  • Домовая церковь Уара, епископа Липецкого в братском корпусе
  • Часовня иконы Божией Матери "Живоносный Источник (надкладезная)
  • Часовня[28]
  • Братский корпус
  • Некрополь

У стен Успенского храма находился старейший в городе некрополь XVII века, разрушенный в 80-е годы XX века[7].

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Домовая церковь Уара, епископа Липецкого в братском корпусе

Домовый храм в двухэтажном братском корпусе Успенского монастыря, заложенном в 2004. Посвящен первому епископу Липецкому (в 1926—1935), сщмч. Уару (Шмарину) (1880—1938). Внешне выделен главкой[29].

ИНФОРМАЦИЯ О ХРАМЕ:

Полное название: Церковь Уара, епископа Липецкого, в Успенском Липецком монастыре, Липецк

Адрес: г. Липецк, ул. Салтыкова-Щедрина

Координаты: 52,612638°N 39,609550°E

Епархия: РПЦ МП

Первое упоминание 2004

Церковь Уара, епископа Липецкого, в Успенском Липецком монастыре, Липецк находится по адресу г. Липецк, ул. Салтыкова-Щедрина в Липецк. Этот храм относится к епархии РПЦ МП впервые официально упоминается в архиве 2004 г. от Рождества Христова.

Современный храм на склоне высокого берега реки Воронеж освящен в честь местного новомученика — первого липецкого епископа (в миру Шмарина), погибшего в сталинском лагере.


В конце августа 2008 года было совершено освящение фундамента братского корпуса[30].

Часовня иконы Божией Матери "Живоносный Источник (надкладезная)

6 февраля (2018), в день памяти блаженной Ксении Петербургской, викарий Липецкой епархии Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий совершил чин освящения престола храма-часовни иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Свято-Успенского епархиального мужского монастыря и возглавил совершение Божественной литургии.

Викарию Липецкой епархии сослужили заместитель председателя Синодального ОРОиК, и. о. настоятеля обители игумен Митрофан (Шкурин) и духовенство епархии.

На богослужении, которое проходило в благоговейной, молитвенной атмосфере, присутствовали: заместитель главы администрации Липецкой области Людмила Летникова; глава города Липецка Сергей Иванов; представители общественных организаций, благотворители монастыря и строители храма-часовни.

После сугубой ектении епископ Евфимий вознес молитву о мире на Украине.

По завершении Литургии владыка Евфимий обратился к православным с архипастырским словом о духовном подвиге святой блаженной Ксении Петербургской, избравшей юродство во Христе.

Надкладезный храм-часовня Свято-Успенского епархиального мужского монастыря стал третьим храмом в Липецкой епархии, освященным в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»[31].


На святом источнике, по преданию, в 1701 чудесным образом явилась икона Божией Матери. Хотя это явление могло произойти и значительно раньше, так как в монастыре до этого уже существовал отдельный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Во второй половине XVIII века в память бывшего монастырского храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» над святым колодцем была сооружена деревянная часовня, разрушенная после закрытия храма в 1938 году. Источник сохранился, оборудована купель. Место очень почитаемо верующими. В настоящее время ведется восстановление водосвятной часовни с купелью в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»[32]

Часовня

Крестильный домовый храм в честь священномученика Уара (в братском корпусе)

2008—2014 гг.

О СОБОРЕ

В августе 2008 года с благословения владыки был заложен первый камень домового храма, год спустя состоялось освящение крестов и купола, еще через год в братском корпусе появились свои колокола, которые были отлиты в Екатеринбурге.

Общая площадь корпуса составляет 1750 квадратных метров. В трехэтажном здании размещены столовая, просфорня, ризница, храм, а также шесть братских келий, келья для игумена и келья для владыки.

24 сентября 2014 года, в день памяти преподобного Силуана Афонского, Высокопреосвященнейший Никон, митрополит Липецкий и Задонский, совершил Божественную литургию в домовом храме братского корпуса Липецкого Свято-Успенского мужского монастыря.

В храме совершаются праздничные богослужения, а также Таинства Крещения . В нем был возведен баптистерий — крестильная купель в полный человеческий рост.[33]

Колокольня

31 октября 2022 Новый голос возрождающегося Свято-Успенского мужского монастыря города Липецка услышали липчане спустя практически сто лет с того времени, как была уничтожена прежняя звонница.

Дореволюционная колокольня была не высока, всего 6 метров, но богата украшена узорами. Ее облик ныне можно увидеть на хранящихся в архивах фотографиях. Современная колокольня более чем в три раза выше старой. Высота новой колокольни 21 метр. Возведена она из кирпича, в отличие от прежней деревянной. Верхний ярус колокольни украшают те же самые узоры.

Новую колокольню возвели под горой, сделав специальную подпорную стену, которая предотвращает схождение грунта. Колокольня оснащена семью колоколами, общий вес которых превышает полтонны. Самый большой колокол весом в 150 килограммов. Есть в обители и обученный звонарь, но подъем на колокольню для него в современных условиях редок. так как на современной колокольне установлена электрическая система звона. В общей сложности колокола могут исполнить самостоятельно 75 звонов.

Сам Свято-Успенский монастырь Липецка был основан в начале ХVII века. Огромную роль в его развитии сыграл царь Петр I, внесший в обитель многочисленные и существенные вклады. Будущий император посещал город Липецк, который был устроен при железоделательных заводах. Впоследствии при секуляризации церковных земель монастырь был упразднен, а храм в честь Успения Божией Матери, самый древний в Липецке, стал действовать как приходской. Уже в наши дни была возрождена монашеская обитель. В следующем году монастырь отпразднует 20-летие со времени учреждения Священным Синодом.

За всю историю в Липецке был устроен единственный монастырь, ныне он приобрел и свой голос[34].

Архитектура

Реликвии и святыни

Святыни Липецкого Свято-Успенского мужского монастыря

святыня дата примечание
Икона праздника Успения Пресвятой Богородицы 15 / 28 августа

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души нашаТропарь, глас 1

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственнуюКондак, глас 2

Икона Божией Матери «Живоносный Источник» 27 Апреля / 10 Мая (6-й день после Пасхи)

Почерпем, человецы,/ цельбы душам и телом молитвою,/ река бо всем предтечет,/ Пречистая Царица Богородица,/ источающи нам чудную воду/ и измывающи сердец черности,/ греховныя струпы очищающи,/ души же освящающи верных// Божественною благодатиюТропарь Божьей Матери пред иконой Её "Живоносный источник", глас 4

От неистощимыя/ Ты, Источниче богоблагодатный, подаеши ми, точащи, воды/ Твоея благодати,/ приснотекущий паче слова,/ яко бо Слово рождшая паче смысла,/ молю Ти ся, ороси мя благодатию, да зову Ти:// радуйся, Водо спасительнаяКондак Божьей Матери пред иконой Её "Живоносный источник", глас 8

О, Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. АминьМолитва Пресвятой Богородице в честь иконы Её "Живоносный источник"

Икона равноапостольной Марии Магдалины[35] с частицей мощей 22 Июля / 4 Августа

Христу́, нас ра́ди от Де́вы ро́ждшемуся,/ честна́я Магдали́но Мари́е, после́довала еси́,/ Того́ оправда́ния и зако́ны храня́щи./ Те́мже днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,/ грехо́в разреше́ние// моли́твами твои́ми прие́млем.Тропарь равноапостольной Марии Магдалине, мироносице, глас 1

Предстоя́щи, пресла́вная, у Креста́ Спа́сова со ины́ми мно́гими,/ и Ма́тери Госпо́дни состра́ждущи, и сле́зы точа́щи,/ сие́ в похвалу́ приноша́ше глаго́лющи:/ что сие́ есть стра́нное чу́до?/ Содержа́й всю тварь, пострада́ти изво́ли.// Сла́ва держа́ве Твое́й.Кондак равноапостольной Марии Магдалине, мироносице, глас 3

О, свята́я мироно́сице, равноапо́стольная Магдали́но Мари́е! Ты те́плою любо́вию свое́ю ко Христу́ Бо́гу попра́ла еси́ злы́я ко́зни вра́жия и обрела́ еси́ бесце́нный би́сер Христа́, и дости́гла еси́ Ца́рства Небе́снаго. Сего́ ра́ди к тебе́ припа́даю и умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем вопию́ ти, аз недосто́йный: при́зри с высоты́ Небе́сныя на мя, бори́маго грехо́вными искуше́нии, виждь, коль мно́гими грехи́ и бе́дами на всяк день враг запина́ет мя, ища́ мое́й поги́бели. Сла́вная и всехва́льная учени́це Христо́ва Мари́е! Умоли́ возлю́бленного тобо́ю и возлюби́вшаго тебя́ Христа́ Бо́га, да пода́ст ми оставле́ние мно́гих мои́х прегреше́ний, укрепи́т мя благода́тию Свое́ю тре́звенно и бо́дренно ше́ствовати путе́м святы́х за́поведей Его́ и да соде́лает мя благоуха́нный храм Ду́ха Свята́го, да та́ко в ми́ре непосты́дно сконча́ю многотру́дное житие́ мое́ на земли́ и вселю́ся в све́тлыя и блаже́нныя оби́тели рая́ Небе́снаго, иде́же ты со все́ми святы́ми вы́ну ра́достно славосло́виши Единосу́щную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Ду́ха Всесвята́го. Ами́нь.Молитва равноапостольной Марии Магдалине, мироносице

Икона священномученик Уара, первого епископа Липецкого[36]. 23 Января / 5 Февраля

10 / 23 Сентября

Правосла́вныя ве́ры ревни́телю, раско́лов искорени́телю и безбо́жия обличи́телю. Моли́твою и трудо́м Творцу́ твоему́ да́же до кро́ве послужи́л еси́, пе́рвый святи́телю Ли́пецкий Уа́ре. О на́с Христа́ Бо́га моли́Тропарь священномученику Уаpy, епискому Липецкому, глас 4

Пастыренача́льнику Христу́ подража́я, за вруче́нное ти́ ста́до ду́шу твою́ положи́л еси́ Уа́ре, архипа́стырю и му́чениче, моли́твами твои́ми па́ству твою́ соблюди́ невреди́му от все́х наве́т вра́жиих, да зове́м ти́: Ра́дуйся священному́чениче Уа́ре, архипа́стырю на́ш пречу́дный и покрови́телю кра́я Ли́пецкаго.Кондак священномученику Уаpy, епискому Липецкому, глас 3

О, свяще́нная главо́, архипа́стырю предо́брый слове́снаго ста́да своего́, Новому́чениче Христо́в Уа́ре, те́плый и неусы́пный о на́с засту́пниче в ско́рбех и беда́х и во вся́ких ну́ждех! Услы́ши на́с гре́шных и недосто́йных, моля́щихся тебе́, испроси́ на́м ве́ры правосла́вныя утвержде́ние, на всеблаго́е Бо́жие промышле́ние наде́жды укрепле́ние, любве́ к Бо́гу и бли́жним на́шим умноже́ние, му́дрости небе́сныя сниска́ние. Да пребу́дет ще́дрое благослове́ние Царя́ Сла́вы, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, над страно́ю на́шею и градо́м Липецком, да изба́вимся от тру́са, огня́, междуусо́бныя бра́ни, гла́да и мо́ра и ины́я па́губы; но да бу́дет в на́с, хода́тайством твои́м, свя́те, ми́р, братолю́бие дру́г ко дру́гу серде́чное, благоче́стие и послуша́ние, душе́вных и теле́сных си́л кре́пость и здра́вие, ра́дость и тишина́ духо́вная. Да та́ко в ве́це се́м скоропреходящем пожи́вше, с тобо́ю, Святи́телю на́ш ми́лостивый, на ве́чных па́житях Христо́вых со Все́ми Святы́ми обря́щемся, в черто́зех Бо́га на́шего, во Святе́й Тро́ице от небе́сных и земны́х воспева́ема и поклоняема во ве́ки веко́в. Ами́ньМолитва священномученику Уаpy, епискому Липецкому

Икона Божией Матери «Взыскание погибших»[37] 5 / 18 Февраля

Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая./ Проси Его дати миру умирение/ и душам нашим спасение./ Сын бо Тебе, Богомати, вещает,/ яко вся прошения Твоя во благое исполнит./ Сего ради и мы припадающе, молим Тя/ и надеющийся на Тя, да не погибнем,/ имя Твое именуем:/ Ты бо еси, Владычице,/ Взыскание погибших.Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших глас 7

Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших глас 4

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.Кондак Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших глас 6

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховный, просвети ум наш, омраченный страстьмй, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.Молитва

Ковчег с частицей мощей святителя Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, Задонского и всея России чудотворца[38]. 13 / 26 Августа

4 / 17 Сентября

10 / 23 Сентября

От юности возлюбил еси Христа, блаженне,/ образ всем был еси словом, житием, любовию,/ духом, верою, чистотою и смирением,/ темже и вселился еси в Небесныя обители,/ идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/ моли, святителю Тихоне,/ спастися душам нашим.Тропарь, глас 8

Апостолов преемниче,/ святителей украшение,/ Православный Церкве учителю,/ Владыце всех молися/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.Кондак, глас 8

Ковчежец с частицами мощей. Ковчежец с святыми мощами апостола Тимофея, святителя Питирима Тамбовского, преподобномученика Евфимия Афонского, преподобного Агапита Печерского, целебника[39].
Мощевик с частицами святых мощей. Частицы мощей:
  • равноапостольной Марии Магдалины;
  • апостола Тимофея;
  • святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца;
  • святителя Митрофана Воронежского;
  • святителя Тихона, Задонского[40].
Мощевик с частицей мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца[41][42]. 9 / 22 Мая

6 / 19 Декабря

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина;/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.Тропарь, глас 4

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́:/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти;// сего́ ра́ди освяти́лся еси́, я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.Кондак, глас 3

О, всесвяты́й Нико́лае, уго́дниче преизря́дный Госпо́день, теплый наш засту́пниче и везде́ в скорбех ско́рый помо́щниче. Помози́ мне, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем житии́, умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми оставле́ние всех мои́х грехо́в, ели́ко согреши́х от ю́ности моея́, во всем житии́ мое́м, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы, и во исхо́де души́ моея́ помози́ ми, окая́нному, умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ю Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.Молитва

Святые и подвижники особо чтимые в Липецком Свято-Успенском мужском монастыре

Святые и подвижники Даты особого поминовения Краткие сведения Образ
Равноапостольная Мария Магдалина, мироносица 22 Июля / 4 Августа

6 / 19 Мая (15-й день после Пасхи)

Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на, од­на из жен-ми­ро­но­сиц, удо­сто­и­лась пер­вой из лю­дей уви­деть Вос­крес­ше­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ро­ди­лась она в ме­стеч­ке Маг­да­лы в Га­ли­лее. Жи­те­ли Га­ли­леи от­ли­ча­лись непо­сред­ствен­но­стью, пыл­ко­стью нра­ва и са­мо­от­вер­жен­но­стью. Эти ка­че­ства бы­ли при­су­щи и свя­той Ма­рии Маг­да­лине. С юно­сти она стра­да­ла тяж­ким неду­гом — бес­но­ва­ни­ем (Лк.8:2). Через бо­лезнь Ма­рии Маг­да­ли­ны яви­лась сла­ва Бо­жия, са­ма же она об­ре­ла ве­ли­кую доб­ро­де­тель все­це­ло­го упо­ва­ния на во­лю Бо­жию и ни­чем неко­леб­ле­мую пре­дан­ность Гос­по­ду Иису­су Хри­сту. Ко­гда Гос­подь из­гнал из нее семь бе­сов, она, оста­вив все, по­сле­до­ва­ла за Ним.

Свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на сле­до­ва­ла за Хри­стом вме­сте с дру­ги­ми же­на­ми, ис­це­лен­ны­ми Гос­по­дом, про­яв­ляя тро­га­тель­ную за­бо­ту о Нем. Она не оста­ви­ла Гос­по­да по­сле взя­тия Его иуде­я­ми, ко­гда на­ча­ла ко­ле­бать­ся ве­ра в Него бли­жай­ших уче­ни­ков. Вос­крес­ший Хри­стос по­слал свя­тую Ма­рию с ве­стью от Него к уче­ни­кам, и бла­жен­ная же­на, ли­куя, воз­ве­сти­ла апо­сто­лам о ви­ден­ном — «Хри­стос вос­крес!» Как пер­вая бла­го­вест­ни­ца Хри­сто­ва вос­кре­се­ния, свя­тая Ма­рия Маг­да­ли­на при­зна­на Цер­ко­вью рав­ноап­о­столь­ной. В этом бла­го­ве­стии — глав­ное со­бы­тие ее жиз­ни, на­ча­ло ее апо­столь­ско­го слу­же­ния[43].

Равноапостольная Мария Магдалина
Святитель Николай Мирликийский, чудотворец 9 / 22 Мая Перенесение мощей святителя и чудотворца из Мир Ликийских в Бар

29 Июля / 11 Августа Рождество

22 Сентября / 5 Октября Собор Тульских святых

6 / 19 Декабря

Святитель Николай, Мирликийский чудотворец
Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский 13 / 26 Августа

19 Июля / 1 Августа

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский
Священномученик Уар, первый епископ Липецкий

Особо чтимые даты и праздники Свято-Успенского монастыря

Дата Событие Монастыри, в которых также почитают этот праздник
29 июля/11 августа Рождество святителя Николая, Мирликийского чудотворца[44] Этот праздник почитается ещё в 34 православных монастырях на территории Российской Федерации и за её пределами[44], как например:
15 / 28 Августа Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии[45] Этот праздник почитается ещё в 140 православных монастырях на территории Российской Федерации и за её пределами[45], как например:
19 Июля / 1 Августа День памяти святителя Тихона Задонского[46] Этот праздник почитается ещё в 10 православных монастырях на территории Российской Федерации и за её пределами[46], как например:
23 Января / 5 Февраля

10 / 23 Сентября

День памяти священномученика Уара, первого епископа Липецкого[47] Этот праздник почитается только в Свято-Успенском Липецком мужском монастыре
13 / 26 Августа Преставление и второе обретение мощей святителя Тихона Задонского[48] Этот праздник почитается ещё в 9 православных монастырях на территории Российской Федерации[48], как например:
  • Храм в честь святителя Тихона Задонского, скит Алексеевского монастыря (Москва)
  • Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь города Задонска (Липецкая область)
  • Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь (Липецкая область)
  • Тихоновский Преображенский женский монастырь города Задонска (Липецкая область)
  • Храм в честь святителя Тихона Задонского — скит Алексеевского ставропигиального монастыря (Москва)
  • Спасо-Преображенский Толшевский женский монастырь города Воронежа (Воронеж)
  • Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь (Астрахань)
  • Подворье Снетогорского женского монастыря в деревне Замошье (Псковская область)
  • Мужской монастырь Седмиезерная Богородичная пустынь (Казань)
6 / 19 Декабря Преставление святителя Николая Чудотворца[49] Этот праздник почитается ещё в 243 православных монастырях на территории Российской Федерации[49]и за её пределами, как например:
9 / 22 мая Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца[50] Этот праздник почитается ещё в 234 православных монастырях на территории Российской Федерации[50]и за её пределами, как например:

Персоналии и обитель

Бытование монастыря и храма во имя Успения Пресвятой богородицы связано с многими известными в различных сферах личностями, которые на протяжении истории обители оказывали некоторое воздействие или принимали участие в его судьбе.

Дне́сь ра́дуется све́тло Липецкая земля́, прославля́юще святы́я своя́, ве́рно Го́сподеви послужи́вшия и Це́рковь Ру́сскую украсившия...Тропарь Собору Липецких святых, глас 4 (отрывок)

Епископ Липецкий, священномученик Уа́р (Шмарин)

Епископ Липецкий священномученик Уар (Шмарин)

Сщ­мч. Уар (Шма­рин), еп. Ли­пец­кий († 1938, па­мять 10 сен­тяб­ря)[51]

Первый епископ Липецкой епархии Уар (Петр Шмарин) родился 11 октября 1880 года в с. Новая Ситовка Больше-Избердеевской волости Липецкого уезда (ныне Тамбовская область) в бедной крестьянской семье. Окончил местную церковно-приходскую школу, Тамбовскую гимназию, церковно-учительскую семинарию в с. Ново-Александровка Козловского уезда (1902). С 1904 года — диакон, служил в с. Колояр Саратовской губернии, с 1910 года — священник в Финляндии, с 1917-го — в Петрограде, затем — в с. Тютчево Лебедянского уезда.

Был хорошо образованным человеком, ориентировался в религиозно-философских течениях, политике, общественной жизни. Он собрал большую библиотеку книг духовного и светского содержания, в том числе по медицине. На его проповедях всегда было многолюдно, крестьяне окрестных сел обращались к нему не только за духовной, но и за медицинской помощью. В 1922-23 годах он активно выступал против движения обновленчества в Русской православной церкви. Его несколько раз арестовывали, требовали снять сан, предлагая хорошую работу, но он отвечал отказом. В 1926 году по предварительном пострижении в монашество с именем Уар был рукоположен во епископа Липецкого (приходы Липецкого, Боринского, Задонского, Нижне-Студенецкого, Краснинского, Лебедянского и Трубетчинского районов). После закрытия Липецкого Христо-Рождественского кафедрального собора, священномученик Уар перенес епископскую кафедру в Древне-Успенский храм г. Липецка (ныне, Липецкий Успенский мужской монастырь)

8 июня 1935 года он был арестован за «антисоветскую агитацию с использованием религиозных предрассудков крестьянской массы» и приговорен к 8 годам тюремного заключения. После недолгого пребывания в тюрьме г. Мичуринска Тамбовской области был отправлен в Карагандинские лагеря. Сначала содержался вместе с политическими заключенными, затем был переведён в барак уголовников, где 23 сентября 1938 года был убит. Погребен на лагерном кладбище; ныне это с. Самарка Мичуринского района Карагандинской области. 20 ноября 1991 реабилитирован Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских[52].

Священнослужители и церковнослужители храма

Священники:

Назарьев Андрей Фотиевич — 1876—1881

Первым настоятелем Евдокиевского храма стал Андрей Фотиевич Назарьев. Он родился в 1847 г. в семье протоиерея Елатомского уезда Тамбовской губернии. По окончании в 1870 г. Тамбовской духовной семинарии три года преподавал в Козловском училище, а в 1873 г. был рукоположен в священники при тюремном замке г. Ахтырка Харьковской губернии. С этого времени он служил в Харьковской епархии, а в 1876 г. согласно прошению, был переведён в Тамбовскую к Древне-Успенской церкви Липецка, в должности настоятеля которой был награжден в 1879 г. набедренником. В 1881 г. А. Ф. Назарьев был переведен к Евдокиевской церкви. Более десяти лет он состоял наблюдателем церковных школ по г. Липецку, и за «особенно усердную и благотворную деятельность» в этом качестве был награждён Библией от Святейшего Синода. Долгое время А. Ф. Назарьев состоял законоучителем при воскресной школе г. Липецка, духовно-судебным следователем, депутатом епархиального съезда духовенства и пр. За многолетнюю и усердную службу в качестве настоятеля Евдокиевского храма о. Андрей награждён скуфьёй, камилавкой, наперсным крестом, неоднократными благодарностями от епархиального начальства. Скончался А. Ф. Назарьев 13 июля 1906 г., похоронен на Евдокиевском кладбище близ храма[53].

Болховитинов Дмитрий Александрович — 1881—1891

С 28 июля 1881 г. обязанности настоятеля Древне Успеского храма выполнял протоиерей Дмитрий Александрович Болховитинов[1].

Первым настояте­лем Успенской церкви стал учитель Липецкого духовного

училища Дмит­рий Александрович Болховитинов. Родился он в 1825 г. в

семье дьячка Воз­несенской церкви Липецка, обучался в Тамбовской

духовной семинарии, в 1858 г. рукоположен в священника к Успенской

церкви. В августе 1881 г. протоиерей Д. А. Болховитинов был пе­реведён к

Древне-Успенскому храму, а на его место назначен Павел Петрович

Израильский[54].

Востоков Стефан Федорович — 1891—1937

Диаконы:

Покровский Иван Иванович — 1883—1885

Псаломщики:

Тихорский Иоанн — уп. 1880

Талинский Стефан Сергеевич — 1885—1913

Талинский Евгений Стефанович — 1913—1918

Талинский Сергей Стефанович — 1918-?[1]

Деятельность монастыря

Богослужения

С 2003 года в монастыре действует воскресная учебно-воспитательная группа Свято-Успенского Липецкого мужского монастыря для детей от 8 до 13 лет, занятия проводятся по воскресеньям, по субботам работает творческий кружок по хоровому пению. По четвергам и пятницам проводятся катехизические занятия с готовящимися к Таинству крещения.

В Свято-Успенском храме обители ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. В вечер четверга богослужение сопровождается молебным пением с акафистом поочередно Успению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю.

Богослужения совершаются ежедневно.

Утром богослужение начинается в 8:00 утра, вечером в 17:00.

В двунадесятые и воскресные дни — в 6:30 и 8:30.

В воскресенье вечером читается акафист пред иконой Божией Матери «Живоносный Источник» с молебном об одержимых недугом пьянства, наркомании.

Дежурный священник находится в храме ежедневно с 8:00 до 12:00[55]

Расписание богослужений (общее кратко): Богослужения совершаются ежедневно, в 8.00 и 16.00 (зимнее время), 17.00 (летнее время). В вечер четверга совершаются молебные пения с Акафистами Успению Божией Матери и Святителю Николаю[56].

Просветительская деятельность

Духовно-просветительная деятельность заключается в ведении ежедневной церковной проповеди во время утренних и вечерних богослужений, по совершении любого таинства и заказных треб, а также проведением индивидуальных бесед с прихожанами.

Обитель активно взаимодействует с профессорско-преподавательскими и студенческими коллективами Липецкого института кооперации, Липецкого государственного технического университета, Липецкого эколого-гуманитарного института. В этих вузах проводятся не только регулярные лекции, практические занятия, семинары, но также активизирована миссионерско-просветительная деятельность с преподавателями и студентами, совместные благотворительные акции. Студенты и педагоги посещают богослужения, принимают участие в уборке монастырской территории.

На базе Свято-Успенского монастыря проходят историко-патриотические конференции, на которых присутствуют студенты Липецкого педагогического института, воспитанники Православной гимназии имени преподобного Амвросия Оптинского, школьники и прихожане монастыря[33].

Социальная деятельность

В обители по мере возможностей осуществляется благотворительная деятельность: по обращению неимущих прихожан клирики обители безвозмездно совершают таинства Крещения, Венчания и Соборования, различные требы, причащения больных; во время воскресных и праздничных богослужений верующим в дар раздается духовная литература, иконы и православные календари; организуются благотворительные обеды, приуроченные к престольным, великим, двунадесятым праздникам, а также поминальные обеды в дни Великого поста; проводятся различные социальные акции в городских заведениях[33].

а Светлой седмице между Фондом развития и поддержки социальных, экономических и гражданских инициатив «Город будущего» (ресурсный центр для СО НКО Липецкой области), в лице Президента Старых Ю. С. и Свято-Успенским Липецким мужским монастырем было подписано Соглашение о сотрудничестве.

Стороны договорились о взаимодействии при проведении совместных мероприятий, направленных на:

— патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, становление личности молодого человека, его интеграцию в общество и формирование как гражданина и патриота;

— формирование здорового образа жизни, гармоничное развития личности, организацию физически активного отдыха студентов на базе монастыря;

— раскрытие творческого потенциала студентов;

— возрождение нравственных, духовных и семейных ценностей, православных традиций и приобщение студентов к сокровищам многовековой православной культуры;

— противостояние распространению наркомании, алкоголизма, табакокурения, профилактика противоправного поведения студентов.

В рамках двухформатной встречи были оговорены формы сотрудничества, а именно:

— проведение совместных мероприятий в соответствии с согласованными планами и программами их проведения;

— совместная организация мероприятий с целью приобщения молодежи к православной культуре;

— взаимодействие в вопросах методического обеспечения, анализа и обобщения опыта работы в области гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, физической культуры и спорта.

За последние пять лет трудами Свято-Успенской Липецкой мужской обители были реализованы:

— проект «Зримые образы живой веры: фотолетопись возрождения Липецкой обители (2003—2020 гг.)» — уличная фотовыставка, посвященная периоду восстановления обители;

— проект «Клуб общения» (в рамках программы по проекту «Серебряный Липецк») — для граждан пожилого возраста были организованы экскурсионные поездки по святым и историческим местам;

— мероприятие «Областной семейный православный Собор» (в рамках программы по проекту «Серебряный Липецк») включила в себя организацию и проведение духовных чтений, тематических православных постановок, спортивных соревнований-турниров (19 мая 2021)[57].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Свято-Успенский епархиальный мужской монастырь. Липецкая митрополия / Русская Православная Церковь (Московский патриархат). Дата обращения: 17 июля 2023.
  2. Древне-Успенская церковь, I треть XVIII в.. cultura48.ru / Памятники архитектуры липецкой области. Дата обращения: 18 июля 2023.
  3. 3,0 3,1 Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / под редакцией секретаря А.Е. Андриевского. — Тамбов: Издание Канцелярии Тамбовской Духовной Консистории, 1911. — С. 434. — 877 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Липецкий в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла - электронная версия. Дата обращения: 17 июля 2023.
  5. Архив культурного наследия - 4810005000. Архив культурного наследия. Дата обращения: 19 июля 2023.
  6. Древне-Успенская церковь. Древнейший храм Липецка. Исторический багаж. Дата обращения: 18 июля 2023.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Поройская мужская пустынь города Липецка. Тамбовская митрополия / Русская Православная церковь (Московский патриархат). Дата обращения: 17 июля 2023.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Нарциссов И.И. Древне-Успенская церковь в городе Липецке (бывшая Паройская Пустынь) (историческая записка). — Липецк: Типография В.Н. Вилковой, 1906. — 23 с.
  9. Липецк и Липецкия минеральныя воды. — СПб.: Типография К. Вульфа, 1868. — 64 с.
  10. Путешествие к Липецким минеральным водам в 1803 году. — М.,: Привилегированная Типография Кряжева и Мея, 1804. — 178 с.
  11. ЛИПЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ - Древо. Древо - Открытая православная энциклопедия. Дата обращения: 18 июля 2023.
  12. Фотооткрытка. Видъ Монастырки и Верхняго Парка съ пруда въ гор. Липецкѣ.. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Министерство Культуры Российской Федерации. Дата обращения: 20 июля 2023.
  13. 1973: Речные прогулки и прощание с Петровским прудом. Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "LipetskMedia". Липецкая газета (издательский дом). Дата обращения: 22 июля 2023.
  14. Паломничество в Успенский Липецкий мужской монастырь – Азбука паломника. Азбука паломника. Дата обращения: 19 июля 2023.
  15. МИТРОФАН (ШКУРИН). Древо - Открытая православная энциклопедия. Дата обращения: 22 июля 2023.
  16. О назначении игумена ЗИНОНА (Романенко) и.о. наместника Свято-Успенского Липецкого мужского монастыря. Липецкая митрополия / Русская православная церковь (Московский партиархат). Дата обращения: 22 июля 2023.
  17. НОРЦО́В Алексей Николаевич. Тамбовская энциклопедия. Дата обращения: 21 июля 2023.
  18. Историко-археологическая карта Тамбовской губернии / сост. А.Н. Нарцов. — Тамбов: Типо-литография Губернского правления, 1903. — С. 26. — 33 с.
  19. Хитров Г.В. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. — Тамбов: Типография Коллежскаго Регистратора К.И. Закржевскаго, 1861. — 343 с.
  20. Хитров Георгий Васильевич - древо. Древо - Открытая Православная Энциклопедия. Дата обращения: 17 июля 2023.
  21. 21,0 21,1 21,2 Клоков А.Ю., Найденов А.А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии (Липецк). — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2007. — С. 292. — 384 с.
  22. 22,0 22,1 Свято-Успенский мужской монастырь. Липецкая митрополия. Дата обращения: 20 июля 2023.
  23. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ 1764. Древо - Открытая православная энциклопедия. Дата обращения: 20 июля 2023.
  24. 24,0 24,1 24,2 24,3 Святитель Тихон Задонский / Жизнеописание. Информационно-исследовательская база данных "Тихониана". Дата обращения: 23 июля 2023.
  25. Храмы и монастыри. Информационно-исследовательская база "Тихониана". Дата обращения: 23 июля 2023.
  26. Тихон (Якубовский). Воронежская Энциклопедия. Дата обращения: 20 июля 2023.
  27. Колокольня Древне-Успенской церкви. Яндекс Карты. Дата обращения: 20 июля 2023.
  28. Липецк, Успенский Липецкий монастырь. Соборы.ру - Народный каталог православной архитектуры. Дата обращения: 18 июля 2023.
  29. Церковь Уара, епископа Липецкого, в Успенском Липецком монастыре, Липецк | Храмы России ⛪. Храмы России. Дата обращения: 19 июля 2023.
  30. История успенского липецкого монастыря, архитектура, расписание богослужений. NETMISTIK.RU / Журнал о различных религиях. Дата обращения: 19 июля 2023.
  31. Викарий Липецкой епархии совершил чин освящения престола храма-часовни иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Официальный сайт Первого Липецкого благочиния. Дата обращения: 19 июля 2023.
  32. Святой источник с купелью в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Монастырский вестник. Дата обращения: 25 июля 2023.
  33. 33,0 33,1 33,2 Свято-Успенский Липецкий мужской монастырь. Монастырский вестник. Дата обращения: 25 июля 2023.
  34. Новая колокольня появилась у Свято-Успенского мужского монастыря города Липецка. Монастырский вестник. Дата обращения: 25 июля 2023.
  35. Мари́я Магдалина, мироносица: житие, иконы, день памяти. Азбука веры. Дата обращения: 25 июля 2023.
  36. Уа́р (Шмарин), Липецкий: житие, иконы, день памяти. Азбука веры. Дата обращения: 25 июля 2023.
  37. Чтимая икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Липецкий Успенский монастырь.. Монастырский вестник. Дата обращения: 25 июля 2023.
  38. Ковчег с частицей мощей святителя Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, Задонского и всея России чудотворца.Липецкий Успенский монастырь. Монастырский вестник. Дата обращения: 25 июля 2023.
  39. Ковчежец с частицами мощей. Липецкий Успенский монастырь. Монастырский вестник. Дата обращения: 25 июля 2023.
  40. Мощевик с частицами святых мощей. Липецкий Успенский монастырь.. Монастырский вестник. Дата обращения: 25 июля 2023.
  41. Мощевик с частицей мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Липецкий Успенский монастырь. Монастырский вестник. Дата обращения: 25 июля 2023.
  42. Молитвы святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу - Молитвослов. Азбука веры. Дата обращения: 25 июля 2023.
  43. Равноапостольная Мария Магдалина, мироносица. Монастырский вестник. Дата обращения: 25 июля 2023.
  44. 44,0 44,1 Рождество свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Монастырский вестник. Дата обращения: 29 июля 2023.
  45. 45,0 45,1 Успение Божией Матери. Монастырский вестник. Дата обращения: 29 июля 2023.
  46. 46,0 46,1 День памяти святителя Тихона Задонского. Монастырский вестник. Дата обращения: 29 июля 2023.
  47. День памяти священномученика Уара, первого епископа Липецкого. Монастырский вестник. Дата обращения: 29 июля 2023.
  48. 48,0 48,1 Преставление и второе обретение мощей святителя Тихона Задонского. Монастырский вестник. Дата обращения: 29 июля 2023.
  49. 49,0 49,1 Преставление святителя Николая Чудотворца. Монастырский вестник. Дата обращения: 2 августа 2023.
  50. 50,0 50,1 Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца. Монастырский вестник. Дата обращения: 2 августа 2023.
  51. Святые Липецкой земли. Сезеновский Иоанно-Казанский епархиальный женский монастырь - официальный сайт. Дата обращения: 18 июля 2023.
  52. Икона священномученик Уара, первого епископ Липецкого. Монастырский вестник. Дата обращения: 25 июля 2023.
  53. Храм Липецк площадь Героев. Площадь PRO. Дата обращения: 24 июля 2023.
  54. Проект «Храмы Липецка. Прошлое и настоящее». Успенская кладбищенская церковь. LIVEJOURNAL. Дата обращения: 24 июля 2023.
  55. Свято-Успенский Липецкий мужской монастырь / Монастырский вестник. Монастырский вестник. Дата обращения: 18 июля 2023.
  56. Липецкий Свято-Успенский мужской епархиальный монастырь. Официальный приходской сайт. Дата обращения: 20 июля 2023.
  57. Свято-Успенский Липецкий монастырь будет содействовать деятельности Фонда развития и поддержки социальных, экономических и гражданских инициатив. Монастырский вестник. Дата обращения: 25 июля 2023.

Ссылки