Нарвские триумфальные ворота
Памятник | |
Нарвские триумфальные ворота | |
---|---|
Страна | Россия |
Город | Санкт-Петербург |
Местоположение | площадь Стачек |
Ближайшая станция метро | Нарвская |
Архитектурный стиль | амприр |
Скульптор | Василий Иванович Демут-Малиновский, Степан Степанович Пименов Пётр Карлович Клодт, Михаил Григорьевич Крылов, Николай Андреевич Токарев |
Архитектор | Джакомо Кваренги, Василий Петрович Стасов |
Дата основания | 17 августа 1834 года |
Строительство | 1827—1834 годы |
Статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Высота | общая высота ворот со скульптурой — 31 метр |
Материал | кирпич — основной архитектурный объем; медь листовая — облицовка ворот; медь, выколотка — скульптурный декор; бронза золоченая — литеры; гранит кованый — цоколь; черницкий камень — ступени |
На́рвские триумфа́льные воро́та — памятник архитектуры XIX века, построенный в стиле ампир по проекту архитектора Василия Петровича Стасова. Ворота возведены в 1827 — 1834 годах в память об Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813—1814 годов. Композиционный центр площади Стачек (бывшей Нарвской) сооружён взамен старых деревянных ворот, спроектированных Джакомо Кваренги, и стоявших на границе Санкт-Петербурга у городской Нарвской заставы ближе к Обводному каналу[1]. Объект культурного наследия федерального значения, находится под охраной КГИОП[2]
Скульптурное оформление первых ворот выполнил Иван Иванович Теребенёв, вторых — группа скульпторов: Василий Иванович Демут-Малиновский, Степан Степанович Пименов, Петр Карлович Клодт, Михаил Григорьевич Крылов, Николай Андреевич Токарев, Иван Леппе[1].
С 1978 года внутри сооружения работал музей, посвященный Отечественной войне 1812 года, а также истории создания триумфальных ворот. С 2004 года Музей в Нарвских триумфальных воротах стал позиционироваться как культурный центр[3].
Название
Триумфальные ворота — постоянные или временные сооружения, предназначенные для торжественного въезда (триумфа). Возводятся обычно в честь торжеств или крупных исторических событий в качестве самостоятельных сооружений или частей зданий. Триумфальные ворота обычно украшаются декоративной скульптурой, надписями. Традиция сооружения триумфальных ворот восходит к Древнему Риму, когда прохождение под аркой во время триумфа имело сакральное очищающее значение[4].
Нарвская застава — бывшая окраина Петербурга, расположенная чуть южнее Обводного канала — один из въездов в Петербург, пограничный пост на границе города. В дореволюционные времена было принято именовать дороги, вокзалы и прочие объекты транспортной инфраструктуры по крупнейшим городам, до которых можно добраться по этим дорогам. Поэтому застава получила своё название по крупнейшему городу, до которого можно было доехать от этой границы — Нарве.
В 1814 году в районе Нарвской заставы по проекту Джакомо Кваренги был установлен знаковый памятник, ставший главным символом этого района — триумфальные ворота: они предназначались для встречи русских войск, победивших в войне с Наполеоном, и победоносно возвращавшихся на родину, в столицу России. Ворота установили на границе города, на трассе, по которой и шли войска — как раз на Нарвской заставе[5].
Величавые ворота полюбились петербуржцам, стали одной из достопримечательностей северной столицы. Триумфальная арка, расположенная у начала Петергофского шоссе, связанного с дорогой на Нарву, получила в повседневном обиходе горожан название Нарвских ворот[6].
Краткая хронология
24 апреля 1814 года — на заседании Правительствующего Сената и затем 25 апреля на чрезвычайном собрании «высших сословий» принято решение объявить общеевропейский конкурс на проекты храма, триумфальных ворот и медали для увековечивания памяти народного подвига, прославившего Россию[7].
1814 год — строительство деревянных триумфальных ворот по проекту архитектора Д. Кваренги, скульптор И. И. Теребенёв[8].
30 июля 1814 года — воины первой пехотной дивизии и в её составе лейб-гвардии Преображенский, Семёновский и Егерский полки прошли церемониальным маршем под сводом воздвигнутой в их честь арки[9]
6 сентября 1814 года — под сводом триумфальной арки промаршировали части второй гвардейской пехотной дивизии, и среди них лейб-гвардии Павловский и Финляндский полки, названия которых навечно занесены на медные листы пилонов ворот[10].
18 октября 1814 года — Петербург приветствовал полки конной гвардии, кавалергардов и гвардейскую конную артиллерию, проходящих в триумфальные ворота[10].
25 октября 1814 года — прибыл в Петербург и отметил триумф лейб-гвардии казачий полк, проявивший себя в атаках при Бородине, Тарутине, Малоярославце, Красном, Кульме, Лейпциге, Фер-Шампенуазе — в семи из восьми битв, занесённых на скрижали арки[10].
В 1824 году генерал-губернатор столицы петербургский генерал-губернатор Михаил Андреевич Милорадович доложил Александру I о бедственном состоянии существующих Нарвских триумфальных ворот[11]. Принято решение о сооружении новых триумфальных ворот «из мраморов, гранитов и меди» взамен деревянных конструкций, для чего был создан специальный строительный комитет под руководством президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина[3].
Ноябрь — декабрь 1825 года — со смертью Александра I, восстанием декабристов и гибелью М. А. Милорадовича, все работы, связанные с сооружением Нарвских ворот, были прекращены[11].
26 августа 1827 года — в день пятнадцатой годовщины Бородинской битвы состоялась торжественная закладка новой триумфальной арки по проекту Д. Кваренги, изменённому архитектором
В. П. Стасовым[8].
17 августа 1834 года — в день 20-й годовщины Кульмской битвы состоялось торжественное открытие Нарвских триумфальных ворот[12].
1834 — 1879 год — ворота служили казармой для солдат караула, контролировавших въезд и выезд из города[13]
1879 — 1881 годы — проводилась реставрация медного покрытия ворот, скульптуры, окон, дверей, внутренних помещений[1].
1888 год — внутренние помещения в аттике были приспособлены для размещения городского архива[1].
9 января 1905 года — Кровавое Воскресенье, на Нарвской площади была расстреляна демонстрация рабочих.[14]
С 1834 по 1866 год в Нарвских воротах располагалась караульная служба, так как они находились на границе Санкт-Петербурга[15].
1888 год — после переоборудования внутри ворот разместили документы архива Городской думы.
1917 год — Нарвские ворота и расположенный в них архив пережили сильнейший пожар[15].
1930 год — в память о Кровавом Воскресенье часть площади вымостили красной брусчаткой.[14]
1939 год — Нарвские триумфальные ворота как произведение монументального искусства вошли в коллекцию Государственного музея городской скульптуры[15].
1941 — 1944 год — защитники Ленинграда, танки и артиллерия проходили под аркой, направляясь на фронт. Нарвские ворота не были укрыты и получили большое количество повреждений. Сооружение насчитывало свыше 2-х тысяч пробоин. Следы артобстрелов до сих пор можно увидеть на гранитном постаменте Нарвских ворот[15].
1979 год — при асфальтировании площади красная брусчатка была разобрана, остался лишь небольшой участок красной брусчатки на возвышении у самых ворот[14].
1987 год — после капитальной реставрации в помещении аттика Государственным музеем городской скульптуры была открыта музейная экспозиция «Нарвские Триумфальные ворота».
2004 год — после окончания реставрации возобновилась работа музея-памятника «Нарвские Триумфальные ворота»[1].
С 2008 года — в помещениях Нарвских ворот работает военно-исторический клуб.
Описание памятника
Архитектурные решения
Нарвские триумфальные ворота — яркий памятник архитектуры, выполненный в стиле ампир, — располагаются в центре площади Стачек. Конструкция Нарвских ворот отличается строгой простотой. Создатели отказались от аллегорической усложнённости образов, которая была характерна для монументальных скульптур того времени.
Общий вид ворот впечатляет: перед людьми открывается грандиозное сооружение высотой 23 метра, а вместе со скульптурой Победы — 30 метров и шириной 28 метров. Ширина прохода — более 8 метров; цилиндрический свод поднят на 15 метров. Он оформлен 27 кессонами — небольшими углублениями на поверхности потолка, имеющими форму квадрата, многоугольника и т. д., с розетками двух типов, которые чередуются в шахматном порядке. Для оживления стен, образующих проезд ворот, использованы полуциркульные ниши[16].
По сторонам однопролётной арки высятся 12 десятиметровых колонн с ажурными коринфскими капителями. Диаметр колонн — 1 метр и они украшены каннелюрами по античным классическим образцам.
Скульптурное убранство
На аттике ворот — 8 крылатых Гениев Победы (скульпторы Н. А. Токарев и М. Г. Крылов). По сторонам арки между колоннами установлены фигуры четырёх воинов (скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский). Первоначальные скульптуры римских легионеров заменили древнерусскими витязями, одежда которых исполнена по рисункам, сделанным с подлинных образцов из Оружейной палаты Кремля. Воины, расположенные по обеим сторонам — между колоннами самой арки — протягивают лавровые венки, как бы приветствуя и осеняя славой победителей. Над фигурами воинов — барельефы с изображением летящих гениев Славы с венками и пальмовыми листьями в руках (скульптором И. И. Леппе).
Арка увенчана Колесницей Победы (В. И. Демут-Малиновский) с шестеркой коней, поставленных на дыбы (скульптор П. К. Клодт). В торжественной колеснице стоит крылатая богиня Славы (С. С. Пименов) в лёгкой тунике, держа в правой руке лавровый венок, а в левой — большую пальмовую ветвь, символ миролюбия и славы.
Материалы: кирпич — основной архитектурный объём; медь листовая — облицовка ворот; медь, выколотка — скульптурный декор; бронза золочёная — литеры; гранит кованый — цоколь; черницкий камень — ступени.
Надписи
Большое количество надписей, помещённых на аттике, фризе, пилонах и под сводами арки, воскрешают героические сражения Отечественной войны 1812 года. Текст их был составлен А. Н. Олениным и утвержден Николаем I[11].
На западном фасаде памятника золотыми буквами высечен список кавалерийских гвардейских полков, участвовавших в войне. Восточный фасад отдан под перечисление пехотных полков. По высокому фронтону — список главных сражений войны[17].
- Накладными литерами на аттике южной стороны в центре:
Победоносной Российской императорской Гвардии
Признательное отечество в 17 д: Августа, 1834.
\/ictricibus Rossicis Legion. Imp. Corp. Custod.
Crata Patria.D. XVII. M. Aug. An. MDCCCXXXIV;
- Над аркой: Повелением Александра Перваго;
- На пилоне слева от арки: Полки / Императорской Гвардии / Конница: / Кавалергардский. / Конный. / Кирасирский. / Конная артиллерия;
- На пилоне справа от арки: Полки / Императорской Гвардии / Конница: / Драгунский. / Гусарский. / Уланский. / Козачий;
- На аттике северной стороны в центре повторена надпись южной стороны; слева: Бородино. / Тарутино; справа: М:Ярославец. / Красное;
- На пилоне слева от арки: Полки / Императорской Гвардии / Пехота: / Преображенский. / Семеновский. / Измайловский. / Егерский / Артиллерийская бригада;
- На пилоне справа от арки: Полки / Императорской Гвардии / Пехота: / Литовский. / Гренадерский. / Павловский. /Финляндский. /Морской экипаж;
- На арке с внутренней стороны слева: Сооружены значительным денежным соучастием; справа: Командовавшаго Гвардейским Корпусом Генерала Ф. Уварова, на торце: слева — Начаты / 26 авг. 1827 го; справа — Открыты / 17 авг. 1834 го[1].
Общая высота ворот — 31 метр, ширина ворот — 22 метра, ширина торцевой стороны ворот — 7 метра, диаметр колонн — 1,4 метра, высота колесницы со статуей Победы — 7,6 метра, высота статуи Победы — 5,1 метра, высота коней — 4,5 метра, высота воинов — 4,1 метра, высота постаментов под фигурами воинов — 1,45 метра[1].
История создания
Первые деревянные ворота
Готовясь к чествованию воинов-победителей, население Петербурга решило встретить героев на границе Петербургской губернии и столицы триумфальными арками, выстроенными специально к торжественному дню. К исполнению этого замысла были привлечены два выдающихся архитектора — Василий Стасов и Джакомо Кваренги. Первому было поручено возвести триумфальные ворота на границе губернии, близ города Нарвы, Кваренги же — на границе Петербурга. В июле 1814 года оба сооружения, выстроенные в один месяц из недолговечных материалов, были подготовлены к торжественной церемонии. Неожиданно маршрут возвращающихся войск был изменён. Они были доставлены морем до Ораниенбаума и оттуда по Петергофскому тракту вступили в столицу. Ворота под Нарвой остались в стороне движения и, простояв без надзора около трёх лет, были разобраны[18].
Триумфальная арка на окраине столицы, исполненная итальянским архитектором, выполнила свою роль полностью. За свою более чем тридцатилетнюю деятельность в России Джакомо Кваренги оставил в Петербурге и в других городах множество замечательных архитектурных памятников. Триумфальная арка — одна из последних его работ. Сооружение было высоко оценено: за его постройку архитектор был награждён орденом Св. Владимира 1-й степени, ему было присвоено звание российского потомственного дворянина. Это событие имело для итальянца важнейшее значение. В 1811 году, когда готовился поход на Россию наполеоновской армии совместно с итальянскими воинскими частями, вице-король Италии приказал своим подданным, состоящим на службе в России, вернуться в Италию. Среди отозванных деятелей числился и архитектор Джакомо Кваренги, но он, считая Россию своей настоящей родиной, остался. С того дня архитектор был лишён итальянского гражданства и заочно был приговорён к смертной казни. Место сооружения кваренгиевских ворот можно рассмотреть на плане Петербурга 1817 года: на берегу Обводного канала (со стороны города), в той точке, где брал начало Петергофский тракт. Первоначально зодчий планировал разместить их недалеко от Калинкина моста через Фонтанку, но от задумки пришлось отказаться. Масштаб готовящихся торжеств требовал большого пространства: окончательный вариант проекта предусматривал трибуны для встречающих (прямые по бокам въезда, длиной около 60 метров каждая, и полуциркульные, радиусом около 22 метров у самых ворот). Таким образом, место устройства ворот пришлось отнести дальше от Фонтанки, к самой черте города. Ворота проектировались как временные, деревянные, с гипсовым архитектурным и скульптурным убранством. Первоначально они были задуманы в виде пропилеев строгого дорического ордера с пилонами по сторонам и трёхпролетным проездом в центре. Однако, после внесения ряда изменений в проект, их исполнили в более пышном, торжественном коринфском ордере, в виде однопролётной арки, завершённой мощным антаблементом со скульптурным убранством. Конструкция являла собой творческое переосмысление арки Тита в Риме[3].
Результат впечатлял — стройная и строгая однопролётная арка четко прорисовывалась на фоне неба. Она была построена из дерева и алебастра за недостатком времени — всего за один месяц. Двенадцать колонн придавали фасадам ворот пластическую выразительность, которая усиливалась скульптурным убранством. Между колоннами на главных и боковых фасадах стояло шесть статуй античных воинов с перунами (молниями) и венками в руках; над всеми колоннами на фоне аттика высились фигуры гениев Победы, аттик декорировался шестью барельефами, изображающими батальные сцены. Полная экспрессии скульптурная композиция завершила арку: колесница, запряжённая шестёркой лошадей и управляемая крылатой, стоящей во весь рост, богиней Славы, венчавшей победителей лавровым венком. В тимпанах над аркой помещались барельефные фигуры летящих Слав. Весь скульптурный декор триумфальной арки был исполнен скульптором Иваном Теребенёвым[19]. На пилонах ворот были перечислены гвардейские полки, показавшие высшую воинскую доблесть, а на средней части аттика сверкала большая посвятительная надпись на русском и латинском языках, исполненная глубокого патриотического звучания: «Победоносной Российской Императорской гвардии жители Столичного города святого Петра, от имени признательного отечества (в день 30 июля 1814 года)». В этот самый день воины первой пехотной дивизии и в её составе лейб-гвардии Преображенский, Семёновский и Егерский полки прошли церемониальным маршем под сводом воздвигнутой в их честь арки[9].
Первая деревянная триумфальная арка простояла более 15 лет и была запечетлена на многочисленных рисунках, гравюрах и литографиях[18].
Ворота «…из кирпича и меди»
Торжественная встреча победоносной армии состоялась 30 июля 1814 года. После празднования трибуны и амфитеатр были разобраны, и на границе города остались лишь деревянные ворота. Выполненные из временных материалов, они довольно скоро начали ветшать. К лету 1824 года они совершенно утратили свой праздничный вид и являли собой весьма печальное зрелище[3].
Петербургский генерал-губернатор М. А. Милорадович известил об их плачевном состоянии императора Александра I. Боевой генерал штаба А. В. Суворова, герой Отечественной войны 1812 года, командовавший гвардейским корпусом, М. А. Милорадович считал своим долгом принять руководство по сооружению памятника в честь всей Гвардии[11]. Тогда было принято решение о сооружении новых триумфальных ворот «из мраморов, гранитов и меди» взамен деревянных конструкций, для чего был создан специальный строительный комитет. Возглавил Совет по строительству новых ворот президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин. Он предложил обратить старые ворота в модель, и придерживаться её как образца. Перемен в конструкции планировалось немного: помимо некоторого расширения пролёта арки, они коснулись, в основном, «ваятельной части». Так, по инициативе главы Совета, было принято решение о замене фигур античных воинов русскими витязями, «которые встречали бы своих праправнуков, храбрых русских воинов»[3].
Отделку ворот предполагали сделать из мраморов светлых тонов, оставшихся от строительства Исаакиевского собора, а скульптуры — из литой меди. Для составления строительных смет и проектов были приглашены архитектор Д. Кварди, литейщик Василий Петрович Екимов, скульпторы В. И. Демут-Малиновский и И. П. Мартос. Оставалось лишь выбрать главного архитектора, способного точно исполнить поставленную Олениным задачу. Работа над проектом шла тяжело. Остро стоял вопрос финансирования строительства: средства на сооружение триумфальных ворот собирались по специальной подписке, однако собрать «пожертвований дворянства и купечества» удалось лишь на 20 тыс. руб. Самый значительный вклад внес непосредственный участник военных событий недавних лет генерал Фёдор Петрович Уваров. Перед самой своей смертью, в 1824 году, он завещал на постройку монумента 400 тыс. руб.: «Время командования моего Гвардейским корпусом я почитаю лучшим в моей жизни. Это время я хочу ознаменовать памятником…» О его значительном участии в сооружении ворот гласит надпись на внутренней части арки: «Сооружены с значительным денежным участием начальствовавшего Гвардейским корпусом генерала Уварова»[3].
Таким образом, к 1825 году в руках Комитета сосредоточилась сумма почти в полмиллиона рублей. Однако со смертью Александра I в ноябре 1825 года и гибелью М. А. Милорадовича, смертельно раненного П. Г. Каховским 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, все работы, связанные с сооружением Нарвских ворот, были прекращены[11]. Только летом 1927 года вновь стали вестись разговоры о постройке ворот и выборе места для них. 14 августа был обнародован указ Николая I: «… соорудить в честь Гвардейского корпуса именные триумфальные ворота, сохранив притом сколь можно вид таковых временных ворот по плану архитектора Гваренги». Этим же указом был утвержден «Комитет о сооружении Триумфальных ворот в честь Гвардейского корпуса» под председательством великого князя Михаила Павловича. Среди членов комитета были президент Академии художеств А. Н. Оленин[11]. Тогда же главным архитектором был назначен Василий Петрович Стасов. Старые, деревянные ворота ещё оставались на своем месте, их разобрали лишь в 1929 году[3].
В необычайно короткие сроки Стасов исполнил предварительные сметы и чертежи. На одном из чертежей делалось сопоставление деревянных ворот Кваренги и новых — каменных, пролёт арки которых увеличивался с 6,5 до 8,5 метра. Среди проектных листов были главный и боковой фасады, планы этажей и разрезы. Одновременно архитектор дал раскрашенные чертежи, показывающие, какой будет расцветка мраморной «одежды» ворот. О широте замысла Стасова свидетельствовал план «местоположения от Нарвской заставы до речки Таракановки, предусматривающий создание новых площадей и улиц, формирующих вокруг ворот законченный архитектурный ансамбль». Но главные усилия в августе 1824 года были сосредоточены на забивке свай и укладке плит фундамента к торжественной церемонии закладки памятника. Делалось всё это весьма основательно: в вырытый котлован забили 1076 свай, каждая длиной 8 метров и толщиной в 5,5 вершка (45 −50 сантиметров). На сваи уложили гранитные плиты, затем забутили фундамент из тосненской плиты на извести с утрамбовкой расщебёнкой. Все эти работы выполнялись нижними чинами гвардейского корпуса[20].
26 августа 1827 года, в день годовщины Бородинского сражения, состоялась закладка ворот в присутствии 9 тысяч гвардейцев-ветеранов 1812—1814 годов, продолжавших свою службу. Это были самые заслуженные гвардейцы, все до единого кавалеры Георгиевского креста, награждённые также серебряными медалями за 1812 год, медалями за взятие Парижа и Кульмскими железными крестами. Одиннадцать камней были выложены в виде фигурного креста. Последний камень опустил архитектор Стасов. На камнях, положенных членами царской семьи, титулы и имена были вырезаны золотыми литерами, а имя Стасова на опущенном им камне серебряными. Затем Стасов на золотом блюде вынес золотые монеты, которые были разложены на камнях. Последнюю монету положил на свой закладной камень архитектор. Завершением первой части церемонии стало возложение медалей «За 1812» и «За вход в Париж» на один из камней. Вторую часть ритуала отвели установке закладных камней членами комитета, генералами, флигель-адъютантами, командирами гвардейских полков и батальонов[21]. Когда подошла заключительная часть торжественного церемониала, от каждого из гвардейских полков отделилось по два солдата во главе с унтер-офицером. Строевым шагом они подойти к месту закладки, положили закладные камни и на них боевые медали, сняв их с мундира. Последний камень и медали были положены в память генерала Уварова. Затем все монеты и награды сложили в своеобразный ящик из плит и накрыли его каменной крышкой с надписью[22].
Вот как описывает это торжество Гранвиль, путешествовавший в то время по российским дорогам, в своей книге «Санкт-Петербург. Дневник путешествия»[23]:
Первый камень в основание этого гигантского сооружения, которое будет соперничать в великолепии и размерах не только с развалинами великого Рима, но также и с некоторыми колоссальными египетскими храмами, был положен с величайшей воинской пышностью ... Император прибыл верхом к месту закладки, и все генералы, офицеры и солдаты гвардии, награжденные медалями за взятие Парижа, числом около десяти тысяч, присутствовали на этой церемонии. Этот монумент сооружен в вечное празднование возвращения триумфальной гвардии из Парижа после славной кампании 1812 года ...
Строительство уже было начато, но все ещё обсуждался вопрос о материале для облицовки ворот. Мраморные одежды оборачивались баснословными суммами смет: около 1,5 млн рублей, и от проекта пришлось отказаться[3]. После длительных поисков, 30 октября 1827 года А. Н. Оленин и В. П. Стасов предложили комитету новый вариант сооружения, причём для облицовки его предполагалось использовать медь. В соответствии с этим предусматривалось выполнение бронзовой «одежды» для всех частей триумфальных «гвардейских ворот», возводившихся из кирпича. Это означало, что стены арки должны быть покрыты бронзовыми «изразцами на закрепках, а все архитектурные детали и украшения, а также колонны» следовало выполнить из кованой листовой бронзы. Кроме того, особенность сооружаемых ворот заключалось ещё и в том, что[24]:
Сооружаемые триумфальные ворота в честь гвардейского корпуса тем только отличаться будут от многих знаменитых древних и новейших сего рода зданий, что они вообще должны быть одеты медными листами, чего никогда ещё не было; следовательно, они будут первые и единственные в своём роде— Алексей Николаевич Оленин
21 мая 1830 года было утверждено предложение Стасова о сооружении ворот из кирпича, на гранитном цоколе, с облицовкой кладки медными листами. Из выколотной меди было решено выполнить и весь скульптурный декор. Сократилось и количество запланированных скульптур на памятнике: барельефы на пилонах заменены надписями, из шести фигур воинов осталось лишь четыре, фигур гениев Славы вместо 12 утверждено восемь[3].
К 1 августа 1831 года кирпичная основа из пятисот тысяч кирпичей была возведена, и Александровский Петербургский чугунолитейный завод приступил к изготовлению медной одежды ворот. Совместно со Стасовым был установлен порядок проведения всех работ. «Устроить на заводе в натуральную величину ворот щиты со всех сторон и сделать модель. Устроение щитов необходимо для точнейшего разделения и определения медных листов на одежду, и архитектурных частей (чтобы составить систематический ход по разным мастерствам)»[8]. Зимой и весной 1831 года из Петропавловской крепости на завод перевезли почти двадцать две тысячи слитков «денежной меди» общим весом пять с половиной тысяч пудов (около 9 тонн). Из неё начали изготовление листов. С несравненным искусством заводские чеканщики выбили из них архитектурно-декоративные детали ворот — карнизы, фриз, малые и большие листочки для архитрава и карниза, сложнейшие части капителей — волюты, акантовые листья, цветки, розетки для свода. Стасов требовал ювелирной отделки каждой детали, сурово бракуя плохо исполненные[25].
К работе были привлечены скульпторы. В. И. Демут-Малиновский выполнил модели колесницы и фигур воинов, С. С. Пименов — фигуру Победы, П. К. Клодт — фигуры шестерки коней (первая большая работа молодого скульптора) . Фигуры гениев Славы над колоннами были исполнены скульпторами Н. А. Токаревым и М. Г. Крыловым, барельефы создал И. Леппе. Со скульпторами были составлены договоры, где предписывалось придерживаться образцов скульптур ворот Кваренги, но принять во внимание новые требования, которые были высказаны Олениным[8].
Триумфальные ворота были облицованы медными листами и покрыты прозрачным масляным варёным лаком. Все работы по их сооружению были закончены 19 августа 1833 года[3].
Торжественное открытие памятника состоялось 17 августа 1834 года. К этому дню по инициативе А. Н. Оленина была создана памятная бронзовая медаль. На лицевой стороне её выгравированы окруженные лучами числа 1812, 1813, 1814. На оборотной стороне по рисунку конструктора К. А. Тона медальерами П. П. Уткиным и А. А. Клепиковым было вырезано изображение триумфальных ворот. Эту медаль получили всего 70 человек: 55 генералов, служивших в гвардии в 1812—1815 годов, 10 членов Комитета по сооружению, включая самого Стасова, и пятеро наследников Уварова. Семьдесят первую медаль передали в Эрмитаж, и она по сей день хранится в его коллекции[26].
Вскоре после открытия ворот Стасов составил технический отчет и историческое описание. Архитектор указал и общую стоимость сооружения — один миллион сто десять тысяч рублей. После окончания всех строительных работ площадь вокруг ворот засыпали толстым слоем песка, тщательно раскатали катком. Она стала парадным въездом в столицу с юго-запада[27].
Портрет президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина, художник Александр Вернек, 1824 год, холст, масло
Портрет Василия Ивановича Демута-Малиновского, художник Гурий Крылов, около 1839 года, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств
Портрет Петра Карловича Клодта, рисунок Петра Фёдоровича Соколова, 1830-е годы, картон, акварель, графитный карандаш, Третьяковская галерея
Автопортрет Степана Степановича Пименова, 1830-е годы, холст, масло, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств
Реставрация
Через 45 лет после торжественного открытия была проведена первая реставрация памятника. «Капитальное исправление» ворот включило в себя ремонт медной облицовки, восстановление утраченных элементов орнаментального декора. Фигуры витязей для утяжеления были засыпаны изнутри песком. Капитальный ремонт коснулся и внутренних конструкций: отремонтированы окна, двери, оштукатурены стеныx . Впрочем, всего через несколько лет назначение помещений в корне переменилось. К 1888 году, после специального переоборудования, внутри ворот разместили документы Городского архива[3].
В 1917 году Нарвские ворота и расположенный в них архив пережили сильнейший пожар. В огне погибло множество бесценных документов и записей. Пострадал от пожара и экстерьер памятника: утрачены элементы декора, выбиты окна, повреждены и утрачены накладные литерыxi. Десять лет Нарвская застава дожидалась реконструкции. К 1927 году она официально была включена в черту города, началось благоустройство прилежащей территории. Проект её планировки разрабатывал архитектор Л. А. Ильин. За несколько лет памятник оказался окружен новыми зданиями: на Площади Стачек появились универмаг, фабрика-кухня и Дворец культуры имени Горького, получивший гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1934 году. К 1935 году Управление благоустройства Ленгорсовета закончило реставрацию ворот, восстановив утраченные фрагменты. Как показали последующие обследования монумента, реставрация была проведена со множеством нарушений. Так, например, многие медные детали обшивки и декора были заменены «аналогами» из листового железа. В дальнейшем это привело к ускорению коррозионных процессов на памятнике, способствовало быстрому его ветшанию[3].Но наибольший ущерб памятнику нанесла Великая Отечественная война. Нарвские триумфальные ворота простояли все 900 блокадных дней без каких-либо укрытий. Оказавшись в прифронтовой полосе, ворота сильно пострадали от снарядов: обрушилась часть карниза, были отбиты отдельные детали, сильно пострадала медная обшивка. Множественные разрушения сооружения потребовали срочной реставрации, которая проводилась в 1949-1951 годах. С января по осень 1951 года воссоздавались утраченные детали медных скульптур и орнаментов. Были выправлены вмятины, восстановлено наружное листовое покрытие; устранены отверстия и вздутия, вызванные взрывами, гранитной облицовки цоколя.
Также в это время заменили ступени крыльца; очистили поверхности и восстановили их «патиновую» окраску, воссоздали дизайн и каркас аттика и ордер. Также были позолочены буквы памятных надписей, закрашенных в 1932 году. Реставрация 1949 года осуществлялась по проекту архитектора Ирины Бенуа. За 3 года были заменены кровля и чугунные лестницы. По сохранившимся рисунками воссоздали пострадавшие во время войны декоративные фрагменты скульптур: сделали ремонт колесницы, части статуи богини Победы, лошадей и оружия.[28]
Долгих трудов потребовала реставрация фигуры Славы: крылья были повреждены настолько сильно, что их пришлось разобрать по перышку, каждое сохранившееся прочеканить заново, а утраченное — восстановить. Реставрация медной одежды потребовала колоссальных трудов: за время блокады обшивка и скульптура получила более 2 тыс. пробоин. Каждое отверстие было закрыто медной заплаткой и прочеканено, запаяны разошедшиеся швы, вручную проверено каждое крепление листов к кирпичным стенам. Все элементы из листового железа были вновь заменены на медь[3]. В дальнейшем регулярные реставрации ворот проводились в 1978 — 1980 и в 2002 — 2003 годах. Реставрационные работы в 1978—1980 годах проводились, в основном, на окружающей территории: были проложены новые подземные коммуникации. Тогда построили подземный переход, который стал для жителей удобным и безопасным, и которым мы пользуемся по сей день. Тогда же выложили камнем площадь вокруг ворот, обустроили гранитный поребрик. Тогда же выложили камнем площадь вокруг ворот, обустроили гранитный поребрик[28]. Все декоративные элементы монумента были обследованы на прочность крепления, многие были воссозданы и заменены: более 20 декоративных розеток, фигурные ленты и венки, расположенные в своде арок, переносья шлемов витязей, детали мечей. На колеснице Славы были вскрыты все восемь люков — на спинах коней, в кузове колесницы, на спине фигуры Славы. Металлические каркасы внутри фигур требовали расчистки от коррозии, а также дополнительных укреплений. Литеры надписей требовалось вызолотить, сами ворота — покрасить. Большой фронт работ был развёрнут во внутренних помещениях — на площадках винтовых лестниц не было безопасных ограждений, подвал требовал просушки, а на чердаке гнездилось огромное количество голубей. С проблемой большого скопления птиц сталкивались и в 50-х годах, когда музей был вынужден запрашивать официальный запрет на кормление птиц, для прекращения прироста их численности[3].
Последняя реставрация была приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга: были почищены и обновлены медные листы, отреставрированы капители, колонны и внутренние лестницы, заменена кровля. Воротам вернули их первоначальный цвет — ярко-зелёный[28].
Музей
В 1978 году решением Главного управления культуры города Ленинграда было вынесено постановление о создании внутри сооружения музея, посвящённого Отечественной войне 1812 года, а также истории создания триумфальных ворот[29]. Подобный подход вполне может считаться новаторским для того времени: при создании памятника его регулярное посещение группами экскурсантов никак не учитывалось. Памятник нужно было электрифицировать, подвести к нему канализационную систему, обеспечить водоснабжение и телефонную связь. Параллельно планировалось проведение полной реставрации ворот, благоустройство прилегающей территории. Параллельно нужно было разработать план экспозиции с учётом довольно скромной площади: самый большой зал на третьем этаже аттика — всего 80 квадратных метра . Несмотря на камерность залов, необходимо было сделать экспозицию как можно более подробной и наглядной. Её дизайн, разработку макета, а также копирование некоторых особо ценных работ из фонда графики музея выполнил художник Л. Н. Маца.[3]
В 1987 году в Государственном музее городской скульптуры появился новый отдел — «Нарвские триумфальные ворота»[15]. При этом сам памятник как объект культурного наследия, продолжал состоять на музейном учёте, сотрудники отдела памятников и мемориальных досок вели мониторинг его состояния в прежнем режиме. Специально разработанная экскурсия ставила своей задачей показать монументальное сооружение как произведение искусства первой трети XIX в., отражающее определённые исторически значимые события в истории страны[3]. Экспозиция посвящалась трем темам:
- Реставрация и музеефикация Нарвских триумфальных ворот — претворение в жизнь Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»;
- Нарвские ворота — памятник Отечественной войны 1812 года;
- Нарвские ворота — памятник русского монументального искусства первой трети XIX века
Каждой теме соответствовал целый ряд тщательно подобранных экспонатов: знамен, медалей, фотографий из архива музея, копий гравюр и литографий, чертежей, живописных работ. Особое место в главном зале занимал бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. Экспонатами снабжали каждый свободный уголок: гравюры и фотографии висели в рамах вдоль крутых пролётов лестниц и на площадках, где пришлось установить специальные перила. Вдоль основных залов выстраивалась целая вереница витрин. Винтовые лестницы, крутые подъёмы, небольшие залы ограничивали количество посетителей: одновременно рассказ лектора могли слушать не более 15 экскурсантов. Из-за большого количества желающих продолжительность экскурсии составляла всего 45 минут[3].
Экспозиция в Нарвских воротах просуществовала 13 лет до 2000 года. С 2004 года внутри открылся и работает сейчас выставочный зал, где экспонируются разнообразные выставки[15]. Постоянная экспозиция переместилась в музейные фонды, а Музей в Нарвских триумфальных воротах стал позиционироваться как культурный центр, организатор многочисленных выставок на военную тематику, экспозиций по истории военных кампаний, в которых участвовала Россия, выставок живописи, графики, художественной фотографии, моделей, миниатюр[3].
Межмузейный выставочный центр, созданный Государственным музеем городской скульптуры совместно с Центром петербургских искусств «АВИТ», в выставочном зале проводит выставки, в которых принимают участие музеи Санкт-Петербурга и частные коллекционеры. В его помещениях проводятся занятия студентов Университета культуры и Университета технологии и дизайна, будущих музееведов и арт-менеджеров. С октября 2008 года работает военно-исторический клуб. Перед воротами проводится торжественный церемониал смены караула и строевые занятия членов клуба в военной форме начала XIX века[29]. Центр выступает в качестве организатора мемориальных экскурсий в жанре «живой истории». Научный отдел Нарвских ворот плотно сотрудничает с Клубом военно-исторической реконструкции Санкт-Петербурга: в рамках выставок проходят регулярные реконструкции боев в близлежащем парке Екатерингоф. Реконструкторы принимают активное участие в «Ночи музеев», а также в открытии музейных выставок, в частности цикла, посвященного истории военного костюма, курируемого доктором исторических наук А. В. Арановичем[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Нарвские триумфальные ворота, памятник . Энциклопедический словарь Санкт-Петербурга. Дата обращения: 10 августа 2023.
- ↑ Перечень объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Санкт‑Петербурга . КГИОП. Дата обращения: 13 августа 2023.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 НАРВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА – ПАМЯТНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА И МУЗЕЙ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ . Дата обращения: 10 августа 2023.
- ↑ Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. . Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник.. — М.,: Большая Российская Энциклопедия, 1992.
- ↑ Исторический район Санкт-Петербурга: Нарвская застава . Дата обращения: 10 сентября 2023.
- ↑ Пилявский В. И. “Зодчий В.П. Стасов”. — Л.,: Стройиздат, 1970. — С. С. 112.
- ↑ Пилявский В. И. “Зодчий В. П. Стасов”. — Л.,: Стройиздат, 1970. — С. С. 105.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Раскин А.Г. Триумфальные арки Ленинграда. — Лениздат, 1985. — С. С. 93-94.
- ↑ 9,0 9,1 Тыжненко Т. Е. Василий Стасов. — Л.,: Лениздат, 1990. — С. С. 20.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Пилявский В. И. Зодчий В.П. Стасов. — Л.,: Стройиздат,, 1970. — С. С. 111.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 Памятники . "Мир Петербурга" - Портал центра петербурговедения библиотеки им. В. В. Маяковского.
- ↑ Нарвские Триумфальные ворота, памятник . Памятники Санкт-Петербурга. Справочник.. Дата обращения: 10 августа 2023.
- ↑ Баторевич Н. И. “Благодарная Россия своим героям”. — СПб.: Стройиздат - СПб., 1995. — С. С. 25.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Площадь Стачек . Дата обращения: 10 августа 2023.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 Нарвские триумфальные ворота . Проект "Музейный инфоцентр". Дата обращения: 10 августа 2023.
- ↑ Левитан И. И. “Площадь Стачек”. — Л.,: Лениздат, 1987.
- ↑ Нарвские триумфальные ворота в Санкт – Петербурге . Награды императорской России 1702 - 1917 гг.. Дата обращения: 11 августа 2023.
- ↑ 18,0 18,1 Пилявский В.И. Русские триумфальные памятники. — Л.,, 1960. — С. С. 15. — 56 с.
- ↑ Андроников Т. А. “Нарвские ворота”. — М.,: Московский рабочий, 1971. — С. С. 5.
- ↑ Баторевич Н. И. “Благодарная Россия своим героям”. — СПб.,: Стройиздат - СПб., 1995. — С. С. 20.
- ↑ Андроников Т. А. “Нарвские ворота”. — М.,: Московский рабочий, 1971. — С. 199 с.
- ↑ Раскин А. Г. “Триумфальные арки Ленинграда”. — Л.,: Лениздат, 1977. — С. С. 145.
- ↑ Чинарёв М. Б. “Санкт-Петербург. Памятники”. — Л.,: Прогресс, 1989. — С. С. 105.
- ↑ Раскин А. Г. “Триумфальные арки Ленинграда”. — Л.,: Лениздат, 1977. — С. С. 127.
- ↑ Петров А. Н. “Архитектор Василий Петрович Стасов”. — Л.,: Издательство Государственного Эрмитажа, 1950. — С. С. 35.
- ↑ Чинарёв М. Б. “Санкт-Петербург. Памятники.”. — Л.,: Прогресс, 1989. — С. С. 255.
- ↑ Баторевич Н. И. “Благодарная Россия своим героям”. — СПб.: Стройиздат - СПб., 1995. — С. 67 с.
- ↑ 28,0 28,1 28,2 Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге Подробнее: https://peterburg.center/maps/narvskie-triumfalnye-vorota-v-sankt-peterburge.html . Peterburg.center. Дата обращения: 10 августа 2023.
- ↑ 29,0 29,1 Нарвские Триумфальные ворота . "Музеи России". Дата обращения: 10 августа 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Памятники по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Знание.Вики:Готовые статьи по архитектуре
- Все статьи
- Триумфальные арки Санкт-Петербурга
- Отечественная война 1812 года в памятниках
- Памятники архитектуры Санкт-Петербурга
- Здания, спроектированные Джакомо Кваренги
- Постройки Василия Стасова
- Проспект Стачек
- Здания и сооружения Кировского района (Санкт-Петербург)
- Музей городской скульптуры
- Достопримечательности Санкт-Петербурга