Мужчина у колыбели

Материал из «Знание.Вики»

«Мужчина у колыбели» — картина, написанная русским живописцем и миниатюристом бытового жанра Иваном Петровичем Якимовым. Хранится в Третьяковской галерее с 1930 года. Размер холста — 43 x 31,5 см. Техника выполнения — масло[1].

Мужчина у колыбели
43 x 31,5px
Иван Петрович Якимов
Мужчина у колыбели
холст, масло 43 x 31,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва
инв. 26760

История создания

Императорская Академия художеств

Иван являлся сыном фонтанного мастера, работавшего в Петергофе. Обучение художника проходило в Императорской Академии художеств. В 1766 году получил большую серебряную медаль за рисунок с натуры, а в 1770 году за программу на сюжет из российской истории он получил золотую медаль и был выпущен со званием «художника живописного исторического художества». После обучения Якимов отправился в трёхлетнее путешествие. Его путь привёл в такие места, как Париж, Голландия, Бельгия и Франция. Во время этого захватывающего путешествия по Европе, художник нашёл вдохновение для своего нового полотна, известного как «Мужчина у колыбели». Из Парижа он прислал в Петербургскую Академию Художеств две жанровые картины, «изображающие домашнее спокойствие». По окончании срока пансионерства Иван ещё продолжительное время оставался за границей[2].

Сюжет картины

В картине прослеживается дух голландских мастеров, работы которых видел Иван во время путешествия. На полотне изображён интерьер бедного бюргерского дома. Отделка комнаты традиционна для Европы, полностью закрывающая потребности жильцов. Через окно, расположенное почти под потолком, пробивается яркий солнечный свет и озаряет мрачную обстановку. В состав обстановки входит плиточный пол, старая и потрескавшаяся облицовка камина, повсюду разбросанные пыльные метлы, а в углу — деревянная доска, предназначенная для разжигания печи. На подоконнике стоит глиняная посуда, на изголовье кроватки развешены пелёнки и детская одежда. Яркий свет не нарушает спокойный сон маленького ребёнка, который всю ночь мешал своему пожилому отцу и только под первые лучи утреннего солнца прекратил свои игры и сладко уснул в кроватке[1].

Взгляд приковывает игрушка на полу. К деревянной лошадке привязана верёвка в натянутом состоянии, которая уходит за пределы холста. Также и камин виден только наполовину. Эти детали создают продолжение сюжета и ощущение, что перед нами только фрагмент картины. С помощью рентгенограммы позже было выяснено, что холст разрезан на половину[3].

Загадка картины

Первое лицо, которому принадлежало оригинальное произведение, был прославленный писатель и ценитель искусства Павел Петрович Свиньин. В начале XIX века Свиньин воссоздал один из самых первых русских музеев искусства и поручил молодому художнику Никанору Григорьевичу Чернецову оцифровать его коллекцию картин. Они были тщательно собраны в альбоме под названием «Исключительные шедевры российских художников и интересные отечественные древности». Практически одновременно с поступлением картины «Мужчина у колыбели», музейные специалисты, перелистывая страницы этого альбома, обнаружили продолжение уже знакомого сюжета[3].

Оказалось, что девочка ведёт за собой лошадку. Недалеко, у стола с раскладывающейся на нём работой, сидит мать семейства. Благодаря рисунку Чернецова, мы можем рассмотреть правую часть картины и представить семейную сцену до того, как холст был разрезан. Вопрос о времени и обстоятельствах этого события до сих пор остаётся загадкой. Полное название восстановленной картины — «Семейная сцена»[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Мужчина у колыбели. Начало 1770-х. Моя третьяковка. Дата обращения: 6 сентября 2023.
  2. Половцов А. А. Якимов Иван Петрович. Русский биографический словарь. Том 25. Дата обращения: 6 сентября 2023.
  3. 3,0 3,1 Пендина П. Тайны известных картин. Культура.РФ. Дата обращения: 6 сентября 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!