Ми-26

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Ми-26
Ми-26 ВВС России на авиасалоне МАКС-2013Ми-26 ВВС России на авиасалоне МАКС-2013
Тип тяжёлый транспортно-десантный вертолёт
Разработчик Флаг СССРФлаг России ОКБ М. Л. Миля
Производитель Флаг СССРФлаг России «Роствертол», Ростов-на-Дону
Первый полёт 14 декабря 1977 года
Начало эксплуатации 1980 год
Статус производится, эксплуатируется
Эксплуатанты Союз Советских Социалистических Республик ВВС СССР (бывший)
Россия ВКС России
см. эксплуатанты
Годы производства с 1980 год
Единиц произведено 318
Стоимость единицы $20-25 млн (на 2011 год)

Ми-26 — самый грузоподъёмный вертолёт в мире, разработанный в Советском Союзе. Его двигатели мощностью 1176 кВт каждый обеспечивают способность поднять в воздух груз весом до 20 тонн. Вертолёт также оснащён большим грузовым отсеком, оборудованным грузовой рампой для удобства процесса погрузки и разгрузки. Обладает передней рампой, что позволяет пассажирам совершать посадку и высадку при остановке на земле[1].

Ещё одной важной особенностью Ми-26 является его способность выполнять миссии в различных климатических условиях и на различных типах местности, включая горные и необжитые районы. Вертолет принимал участие во многих гражданских и военных операциях, таких как доставка грузов, пожаротушение, поиск и спасение, а также транспортировка больших групп пассажиров[2].

История

Ми-26 был разработан в Советском Союзе в 1970-х годах в Московском вертолётном заводе имени М. Л. Миля.

Вертолёт был создан в период с 1972 по 1980 годы как новый транспортный вертолёт третьего поколения для замены Ми-6 и Ми-10. Ведущими конструкторами проекта были И. С. Дмитриев и Алексей Гавриилович Самусенко[3]. Макет Ми-26 был построен в 1972 году, а через три года его окончательный вариант был принят государственной комиссией.

Первый полёт Ми-26 состоялся в декабре 1977 года, когда вертолёт был опробован в течение трех минут. Экипаж, включая ведущего лётчика-испытателя Гурген Рубенович Карапетян, успешно управлял машиной. Государственные испытания Ми-26 были завершены в августе 1980 года.

За разработку Ми-26 в 1984 году группе сотрудников МВЗ имени М. Л. Миля была присуждена Государственная премия СССР[2].

Лётно-технические характеристики

Диаметр несущего винта 32 м
Число лопастей несущего винта 8
Площадь, ометаемая несущим винтом 804,25 м²
Диаметр рулевого винта 7,61 м
Длина 40 м
Длина фюзеляжа 33,727 м
Высота по несущему винту 8 м
База шасси 8,950 м
Колея шасси 5,000 м
Масса пустого 28 200 кг
Масса нормальная взлётная 49 500 кг
Масса максимальная взлётная 56 000 кг
Грузоподъёмность в грузовой кабине 20 т
Грузоподъёмность на внешней подвеске 20 т[4]

Серийное производство

Ми-26 с 1980 года серийно производится на ОАО «Роствертол», построено свыше 310 вертолетов для гражданского и военного применения. Помимо стран СНГ, Ми-26 эксплуатируются в Венесуэле, Индии, Кипре, Мексике, Малайзии, Перу, Северной Корее, Южной Корее и Греции. Кроме того, вертолет активно используется на правах лизинга и по программам ООН и Красного Креста[2].

Модификации

Ми-26 (Mi-26)
  • Ми-26 — военно-транспортный вариант.
  • МИ-26Т — гражданская версия Ми-26.
  • Ми-26Т военный — проект оснащения вооружением Ми-26Т со специальным вооружением и системами защиты: Прицел ПКВ; Бронеплиты; Шкворневые установки РПК, АК, АКМ; Шкворневая установка НСВ 12,7; Шкворневая установка РПК; НУР В8В20А (АПУ-68У-М3); УПК-23-500 (3Б-500, КМГУ-2); ЭВУ.
  • Ми-26А — экспериментальная модернизация военно-транспортного Ми-26.
  • Ми-26ПП — экспериментальный вертолёт РЭБ.
  • Ми-26ТЗ — топливозаправщик.
  • Ми-26С — для работы в зоне чернобыльской катастрофы.
  • Ми-27 — воздушный пункт управления боевыми действиями общевойсковых армий. Были переоборудованы два серийных вертолёта.
  • Ми-26П — гражданский вариант на 63 пассажира[5].

Ми-26П (пограничный) — Вертолет Ми-26 в специальной военной версии для пограничной службы был дополнен специальным оборудованием и системами защиты, значительно повышающими его боеспособность и живучесть. Он носил на себе различное вооружение, включая неуправляемые ракеты для поражения наземных и надводных целей, стрелково-пушечное вооружение, а также специальные контейнеры с минами и зажигательными баками для поражения укреплений врага. Подвешивание вооружения и оборудования осуществлялось на балочные держатели, используя прицел ПКВ для прицеливания[4].

Ми-26 (Компания UTair)

Для защиты от ракет были установлены экранновыхлопные устройства, включая аппаратуру обнаружения и противодействия ракетам с тепловыми головками. Кроме того, для выполнения полетов в высоких широтах использовалась специальная радиостанция «Широта», а для дальней навигации — радиостанция РСДН. Вертолет был также усилен бронеплитами на рабочих местах экипажа и бортовых стрелков, а также были экранированы нижние топливные баки, расходный бак, двигатели и главный редуктор броней, все это повышало общую живучесть вертолета в боевых условиях.

  • Ми-26НЕФ-М — экспериментальный противолодочный вариант, оснащён гидроакустической станцией и боковой съёмной кабиной оператора.
  • Ми-26МС — медицинский вариант.
  • Ми-26ТМ — два варианта «летающего крана» с кабиной оператора под фюзеляжем и вместо грузовой рампы.
  • Ми-26ПК — «Летающий кран» с боковой кабиной оператора.
  • Ми-26ПТ — пожарный вариант.
  • Ми-26М — несостоявшийся проект модернизации к 1998 году.
  • Ми-26Т2 — 2-3 лётчика, вертолёт способен совершать ночные полёты, в кабине вместо аналоговых приборов установлены экраны.
  • Ми-26Т2В — модернизация для ВКС РФ; первый полёт — август 2018[6].

Рекорды

Ми-26 — самый грузоподъемный вертолет в мире. По своим абсолютным и относительным параметрам относится к лучшим вертолетам третьего поколения. На нем было установлено 14 международных рекордов, среди которых рекорды подъёма груза 25 т на высоту 4100 м, 20 т на высоту 4600 м, 15 т на 5600 м и 10 т на 6400 м, а также достижения высоты 2000 м с полетной массой 56768 кг, установленные в 1982 году[2].

В филателии

Примечания

  1. Ми 26ТП - самый большой в мире вертолёт для пожаротушения. Дата обращения: 28 ноября 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Вертолет Ми-26. © 2005–2018 Ассоциация вертолетной индустрии.. Дата обращения: 28 ноября 2023.
  3. Алексею Гаврииловичу Самусенко 70 лет. Ассоциация вертолетной индустрии. Дата обращения: 2023-011-28.
  4. 4,0 4,1 Ми-26 – военный вертолёт, которому нет равных. Дата обращения: 28 ноября 2023.
  5. Эра гигантов. Тяжелые вертолеты СССР. Дата обращения: 28 ноября 2023.
  6. Игорь Величко. Ми-26. Модификация со специальным вооружением и необычные гражданские версии вертолета-грузовоза (25 февраля 2021). Дата обращения: 28 ноября 2023.