Ми-26
Ми-26 | |
---|---|
Тип | тяжёлый транспортно-десантный вертолёт |
Разработчик | → ОКБ М. Л. Миля |
Производитель | → «Роствертол», Ростов-на-Дону |
Первый полёт | 14 декабря 1977 года |
Начало эксплуатации | 1980 год |
Статус | производится, эксплуатируется |
Эксплуатанты |
ВВС СССР (бывший) ВКС России см. эксплуатанты |
Годы производства | с 1980 год |
Единиц произведено | 318 |
Стоимость единицы | $20-25 млн (на 2011 год) |
Ми-26 — самый грузоподъёмный вертолёт в мире, разработанный в Советском Союзе. Его двигатели мощностью 1176 кВт каждый обеспечивают способность поднять в воздух груз весом до 20 тонн. Вертолёт также оснащён большим грузовым отсеком, оборудованным грузовой рампой для удобства процесса погрузки и разгрузки. Обладает передней рампой, что позволяет пассажирам совершать посадку и высадку при остановке на земле[1].
Ещё одной важной особенностью Ми-26 является его способность выполнять миссии в различных климатических условиях и на различных типах местности, включая горные и необжитые районы. Вертолет принимал участие во многих гражданских и военных операциях, таких как доставка грузов, пожаротушение, поиск и спасение, а также транспортировка больших групп пассажиров[2].
История
Ми-26 был разработан в Советском Союзе в 1970-х годах в Московском вертолётном заводе имени М. Л. Миля.
Вертолёт был создан в период с 1972 по 1980 годы как новый транспортный вертолёт третьего поколения для замены Ми-6 и Ми-10. Ведущими конструкторами проекта были И. С. Дмитриев и Алексей Гавриилович Самусенко[3]. Макет Ми-26 был построен в 1972 году, а через три года его окончательный вариант был принят государственной комиссией.
Первый полёт Ми-26 состоялся в декабре 1977 года, когда вертолёт был опробован в течение трех минут. Экипаж, включая ведущего лётчика-испытателя Гурген Рубенович Карапетян, успешно управлял машиной. Государственные испытания Ми-26 были завершены в августе 1980 года.
За разработку Ми-26 в 1984 году группе сотрудников МВЗ имени М. Л. Миля была присуждена Государственная премия СССР[2].
Лётно-технические характеристики
Диаметр несущего винта | 32 м |
Число лопастей несущего винта | 8 |
Площадь, ометаемая несущим винтом | 804,25 м² |
Диаметр рулевого винта | 7,61 м |
Длина | 40 м |
Длина фюзеляжа | 33,727 м |
Высота по несущему винту | 8 м |
База шасси | 8,950 м |
Колея шасси | 5,000 м |
Масса пустого | 28 200 кг |
Масса нормальная взлётная | 49 500 кг |
Масса максимальная взлётная | 56 000 кг |
Грузоподъёмность в грузовой кабине | 20 т |
Грузоподъёмность на внешней подвеске | 20 т[4] |
Серийное производство
Ми-26 с 1980 года серийно производится на ОАО «Роствертол», построено свыше 310 вертолетов для гражданского и военного применения. Помимо стран СНГ, Ми-26 эксплуатируются в Венесуэле, Индии, Кипре, Мексике, Малайзии, Перу, Северной Корее, Южной Корее и Греции. Кроме того, вертолет активно используется на правах лизинга и по программам ООН и Красного Креста[2].
Модификации
- Ми-26 — военно-транспортный вариант.
- МИ-26Т — гражданская версия Ми-26.
- Ми-26Т военный — проект оснащения вооружением Ми-26Т со специальным вооружением и системами защиты: Прицел ПКВ; Бронеплиты; Шкворневые установки РПК, АК, АКМ; Шкворневая установка НСВ 12,7; Шкворневая установка РПК; НУР В8В20А (АПУ-68У-М3); УПК-23-500 (3Б-500, КМГУ-2); ЭВУ.
- Ми-26А — экспериментальная модернизация военно-транспортного Ми-26.
- Ми-26ПП — экспериментальный вертолёт РЭБ.
- Ми-26ТЗ — топливозаправщик.
- Ми-26С — для работы в зоне чернобыльской катастрофы.
- Ми-27 — воздушный пункт управления боевыми действиями общевойсковых армий. Были переоборудованы два серийных вертолёта.
- Ми-26П — гражданский вариант на 63 пассажира[5].
Ми-26П (пограничный) — Вертолет Ми-26 в специальной военной версии для пограничной службы был дополнен специальным оборудованием и системами защиты, значительно повышающими его боеспособность и живучесть. Он носил на себе различное вооружение, включая неуправляемые ракеты для поражения наземных и надводных целей, стрелково-пушечное вооружение, а также специальные контейнеры с минами и зажигательными баками для поражения укреплений врага. Подвешивание вооружения и оборудования осуществлялось на балочные держатели, используя прицел ПКВ для прицеливания[4].
Для защиты от ракет были установлены экранновыхлопные устройства, включая аппаратуру обнаружения и противодействия ракетам с тепловыми головками. Кроме того, для выполнения полетов в высоких широтах использовалась специальная радиостанция «Широта», а для дальней навигации — радиостанция РСДН. Вертолет был также усилен бронеплитами на рабочих местах экипажа и бортовых стрелков, а также были экранированы нижние топливные баки, расходный бак, двигатели и главный редуктор броней, все это повышало общую живучесть вертолета в боевых условиях.
- Ми-26НЕФ-М — экспериментальный противолодочный вариант, оснащён гидроакустической станцией и боковой съёмной кабиной оператора.
- Ми-26МС — медицинский вариант.
- Ми-26ТМ — два варианта «летающего крана» с кабиной оператора под фюзеляжем и вместо грузовой рампы.
- Ми-26ПК — «Летающий кран» с боковой кабиной оператора.
- Ми-26ПТ — пожарный вариант.
- Ми-26М — несостоявшийся проект модернизации к 1998 году.
- Ми-26Т2 — 2-3 лётчика, вертолёт способен совершать ночные полёты, в кабине вместо аналоговых приборов установлены экраны.
- Ми-26Т2В — модернизация для ВКС РФ; первый полёт — август 2018[6].
Рекорды
Ми-26 — самый грузоподъемный вертолет в мире. По своим абсолютным и относительным параметрам относится к лучшим вертолетам третьего поколения. На нем было установлено 14 международных рекордов, среди которых рекорды подъёма груза 25 т на высоту 4100 м, 20 т на высоту 4600 м, 15 т на 5600 м и 10 т на 6400 м, а также достижения высоты 2000 м с полетной массой 56768 кг, установленные в 1982 году[2].
В филателии
Примечания
- ↑ Ми 26ТП - самый большой в мире вертолёт для пожаротушения . Дата обращения: 28 ноября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Вертолет Ми-26 . © 2005–2018 Ассоциация вертолетной индустрии.. Дата обращения: 28 ноября 2023.
- ↑ Алексею Гаврииловичу Самусенко 70 лет . Ассоциация вертолетной индустрии. Дата обращения: 2023-011-28.
- ↑ 4,0 4,1 Ми-26 – военный вертолёт, которому нет равных . Дата обращения: 28 ноября 2023.
- ↑ Эра гигантов. Тяжелые вертолеты СССР . Дата обращения: 28 ноября 2023.
- ↑ Игорь Величко. Ми-26. Модификация со специальным вооружением и необычные гражданские версии вертолета-грузовоза (25 февраля 2021). Дата обращения: 28 ноября 2023.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Воздушные суда по алфавиту
- Воздушные суда, осуществившие первый полёт в 1977 году
- Вертолеты
- Воздушный транспорт России
- Воздушный транспорт
- Воздушно-десантные войска России
- Вертолёты двойного назначения
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту