Ми-24
Ми-24 | |
---|---|
Тип | ударный вертолёт |
Разработчик | ОКБ М. Л. Миля. |
Производитель |
Завод № 116 МАП (Арсеньевский машиностроительный завод «Прогресс») Завод № 168 МАП (Ростовское вертолетное производственное объединение, в н. в. ОАО «Роствертол») |
Первый полёт | 19 сентября 1969 года |
Начало эксплуатации | 1972 год |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты |
ВКС России ВВС СССР (бывший) Шаблон:Флаг ВВС Украины ВВС Украины Шаблон:Флаг ВВС Белоруссии ВВС Белоруссии |
Единиц произведено | ~ 3500[1][2] |
Варианты |
Ми-35М Ми-24ПУ1 |
Ми-24 — многоцелевой боевой вертолёт, разработанный в СССР в 1960-х годах. Он стал известен как «Крокодил» благодаря характерному внешнему виду и специфическому дизайну. Этот вертолёт сочетает в себе функции штурмовика и транспортного самолёта, что позволяет ему выполнять широкий спектр задач на поле боя[3][4].
История разработки
Работы над Ми-24 начались в ОКБ Мили на основе предыдущих моделей вертолётов, таких как Ми-8. Первый полёт Ми-24 состоялся в 1969 году, а в 1972 году вертолёт был принят на вооружение Советской армии. В ходе своей службы Ми-24 участвовал в ряде вооружённых конфликтов, включая Афганскую войну, где зарекомендовал себя как эффективное средство поддержки войск[5].
Проект В-24, более известный как Ми-24, был разработан в ОКБ М. Л. Миля и стал одним из самых знаковых вертолётов в истории советской и российской авиации. Начало разработки в 1968 году ознаменовало стремление создать боевой ударный вертолёт, который мог бы эффективно выполнять задачу поддержки наземных войск и десантирования[5].
Первая серийная версия вертолёта, построенная на основе опытного В-24. Имея двухместную кабину с двойным управлением и возможность перевозки десанта, Ми-24А стал основой для формирования структуры вертолётной авиации в СССР. Установленные на нём системы вооружения, такие как ракеты «Фаланга-М» и пулемёты, позволяли вести огонь как против наземных целей, так и при десантировании[5].
Самая массовая версия, производившаяся с 1976 года по 1986 годы. Получившая тандемную конфигурацию кабины, где оператор размещается впереди пилота, она значительно улучшила видимость и управление. Однако из-за задержек с готовностью комплекса «Штурм» вертолёты были временно доработаны по образцу Ми-24Б[5].
Производился с 1973 года по 1977 годы и отличался рядом усовершенствований, включая более продвинутые системы вооружения и улучшенные боевые характеристики. Эта версия также пользовалась популярностью и широко использовалась в огневых поддержках[5].
На основе основных версий Ми-24 было разработано множество модификаций, включая учебные, специальные и экспериментальные. Например, версия Ми-24У предназначалась для подготовки лётчиков и имела полноценное двойное управление. Кроме того, специально для достижения рекордов был создан облегчённый вариант А-10[5].
На сегодняшний день вертолёт Ми-24 продолжает оставаться на вооружении российской армии, наряду с современными модификациями, такими как Ми-35, которые представляют собой модифицированные версии Ми-24 с улучшенными технологиями и вооружением[5].
Конструкция
Аэродинамика и компоновка
Ми-24 имеет характерные дисковые лопасти с высоким уровнем подъёмной силы, что обеспечивает ему отличные лётные характеристики. Он оснащён двумя двигателями, что обеспечивает высокую манёвренность и надёжность[6].
Вооружение
Вертолёт может быть оснащён широким спектром вооружения, включая:
- 30-мм автоматическую пушку на носу.
- Противотанковые управляемые ракеты.
- Неуправляемые ракеты и бомбы[6].
Пассажирский отсек
- Ми-24 может перевозить до восьми десантников, что позволяет ему выполнять функции транспортного вертолёта.
- Тактико-технические характеристики.
- Экипаж: 2 человека (пилот и оператор наведения).
- Длина: 17,5 м.
- Размах ротора: 17,3 м.
- Максимальная взлётная масса: около 8,000 кг.
- Максимальная скорость: 335 км/ч.
- Предел высоты: до 5,000 м[6].
Применение
Ми-24 активно использовался в вооружённых конфликтах по всему миру, включая:
- Афганистан.
- Чеченские войны.
- Конфликты на Балканах.
- Конфликты на Ближнем Востоке.
- Кроме того, вертолёт использовался в качестве платформы для различных модификаций, включая санитарные, разведывательные и транспортные варианты[6].
Модификации
На основе Ми-24 было разработано несколько модификаций, включая:
- Ми-24А — первая серийная модификация.
- Ми-24Д — улучшенная версия с усиленным вооружением и обновлённой авионикой.
- Ми-24В — модификация с предусмотренной возможностью установки новых типов ракет.
Создано множество модификаций вертолёта Ми-24, включая глубокие модернизации. Этот знак принадлежал исключительно опытным образцам, а в промежутке с 1971 года по 1973 годы были выпущены модели Ми-24А. Наибольшей популярностью пользовались Ми-24В и Ми-35, которые производились с 1972 года по 1986 годы. Кроме того, существуют специальные версии, такие как учебные модификации, вертолёты для разведки и корректировки, модели радиационной, химической и биологической (РХБ) разведки с улучшенными системами жизнеобеспечения, а также экспортные версии, разработанные как российскими, так и зарубежными специалистами из Украины и Южной Африки[7].
С 2005 года «Роствертол» занимается серийным производством модификации Ми-35М, которая оснащена усовершенствованными двигателями ВК-2500 от АО «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург), стеклопластиковыми лопастями несущего винта, новым автоматом перекоса, Х-образным рулевым винтом, укороченным крылом и неубирающимся шасси.
По информации российского телеканала «Звезда», компания «Вертолёты России» работает над проектом модернизации Ми-24 под названием Ми-35П+. Эта модернизация нацелена на продление сроков службы обновлённых машин с 30 до 45 лет, а также включает внедрение нового аналого-цифрового комплекса для управляемых ракет и современную оптико-электронную систему[7].
Положение в современном мире
Несмотря на то что Ми-24 был спроектирован более полувека назад, он остаётся на вооружении многих стран, включая Россию. Вет helicopters активно модернизируются, что позволяет им соответствовать современным требованиям ведения боевых действий[8].
Ми-24 является одним из самых узнаваемых и многофункциональных вертолётов в мире, сочетающим в себе боевые возможности и функции транспортирования. Его продолжительная служба свидетельствует о высокой эффективности и надёжности, что делает его важным элементом современных военно-воздушных сил[8].
Примечания
- ↑ Вадим Михеев («МВЗ имени М. Л. Миля 50 лет» М., Любимая книга, 1998, с. 182—187)
- ↑ ВВС СССР испытали новый боевой вертолёт Архивная копия от 6 декабря 2010 на Wayback Machine // «Деловая газета». — 30 октября 2007
- ↑ С юбилеем, наш дорогой «Крокодил»! . Военное обозрение (23 июня 2022). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ «Калашников с винтом» и «Крокодил»: в чем секрет популярности Ми-24 . ТАСС (19 сентября 2019). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Вертолет Ми-24. История создания . Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля. Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Ми-24 — транспортно-боевой вертолет . osnmedia.ru. Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Григоров Г. Вертолет Ми-24. Конструкция и характеристики . ТАСС (9 ноября 2020). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ 8,0 8,1 40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 1) Создание . Военное обозрение (22 марта 2013). Дата обращения: 12 сентября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |