Микоян, Артём Иванович

Материал из «Знание.Вики»
Артём Иванович Микоян
арм. Արտեմ Հովհաննեսի Միկոյան
Mikoyan A.I.jpg
Дата рождения 23 июля (5 августа) 1905(1905-08-05)
Место рождения с. Санаин,
Борчалинский уезд,
Тифлисская губерния,
Российская империя
Дата смерти 9 декабря 1970(1970-12-09) (65 лет)
Место смерти Москва, СССР
Род войск Военно-воздушные силы
Годы службы 19281970
Звание Генерал-полковник
Награды и премии
Герой Социалистического Труда — 1956 Герой Социалистического Труда — 1957
Орден Ленина — 31.12.1940 Орден Ленина — 3.02.1953 Орден Ленина — 5.11.1954 Орден Ленина — 4.08.1955
Орден Ленина — 20.04.1956 Орден Ленина — 4.08.1965 Орден Октябрьской Революции — 26.04.1971 (посмертно) Орден Красного Знамени  — 15.11.1950
Орден Отечественной войны I степени— 2.07.1945 Орден Красной Звезды  — 8.09.1941 Орден Красной Звезды  — 21.02.1945 Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «За победу над Японией» SU Medal 30 Years of the Soviet Army and Navy ribbon.svg SU Medal In Commemoration of the 800th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Ленинская премия — 1962 Сталинская премия — 1941 Сталинская премия — 1947 Сталинская премия — 1948 Сталинская премия — 1949 Сталинская премия — 1952 Сталинская премия — 1953

Артём Ива́нович Микоя́н (арм. Արտեմ Հովհաննեսի Միկոյան; имя при рождении — Анушава́н Оване́сович Микоян (арм. Անուշավան Հովհաննեսի Միկոյան); (1905 — 1970) — советский авиаконструктор армянского происхождения. Младший брат Анастаса Микояна. Дважды Герой Социалистического Труда.

Биография

Артём Иванович Микоян (при рождении Анушаван Ованесович) родился 23 июля (5 августа) 1905 года в селе Санаин Тифлисской губернии (ныне в Лорийской области Армении) в семье плотника, работавшего на медеплавильном заводе в неподалеку расположенном городе Манес (ныне Алаверди). Окончил два класса сельской школы, затем учился в армянской школе в Тбилиси[1].

В 1923 году Артём с матерью переехал в Ростов-на-Дону к старшему брату Анастасу, который в тот момент был секретарем Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б). Окончил фабрично-заводское училище и стал учеником токаря на заводе сельскохозяйственных машин «Красный Аксай». На следующий год перешел на работу в главные мастерские железной дороги. Летом 1925 года был принят в партию. В ноябре того же года переехал в Москву и стал работать токарем на заводе «Динамо».

В декабре 1928 года призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). В 1931 году направлен в Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского (ныне — Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина). В 1935 году проходил производственную практику в Харькове. Вместе с другими слушателями академии в 1937 году построил свой первый легкий самолёт — авиетку «Октябрёнок», получившую высокую оценку Центрального аэроклуба[2].

8 декабря 1939 года Микоян назначен руководителем нового Особого конструкторского отдела (ОКО), организованного на том же заводе. Этот день стал днем рождения нового КБ. С 1940 года главный конструктор КБ. Вместе с М. И. Гуревичем разработал высотные истребители «МиГ-1» и «МиГ-З»[3].

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, завод № 1 эвакуировали в Куйбышев (ныне — Самара). После возвращения коллектива ОКО и опытного цеха в Москву в марте 1942 года Микоян становится директором и главным конструктором опытного завода № 155 (ОКБ-155, с 1966 года — Московский машиностроительный завод «Зенит»).

В 1946 году построенный им «МиГ-9» стал первым серийным реактивным истребителем СССР.

В 1947 году Микояном был создана еще одна модель — «МиГ-15». Ее испытания были произведены в Корее во время боевых действий в 1950—1953 годах. Он был признан лучшим истребителем 40-х годов. И дело было не только в улучшенном двигателе, но и в стреловидной форме крыльев. Явным преимуществом этого самолета также было катапультируемое кресло пилота. Долгое время «МиГ-15» оставался основным самолетом ВВС СССР.

В послевоенные годы Микоян и Гуревич разрабатывали модели реактивных истребителей и истребителей-перехватчиков, многие из которых были выпущены массовыми сериями. В декабре 1956 года Артёма Ивановича назначили на должность генерального конструктора КБ «МиГ»[2].

Последними самолетами, созданными под его руководством стали истребитель «МиГ-23», первый в стране самолет с изменяемой в полете стреловидностью всего крыла, и истребитель-перехватчик «МиГ-25» со скоростью полета, в три раза превышающей скорость звука. Именно в этот период короткое слово «МиГ» прочно вошло в лексикон летчиков всего мира, а истребители этой марки воплощали в себе последние достижения авиационной науки и материаловедения[4].

В 1953 году Артем Микоян был избран членом-корреспондентом, а в 1968 году — действительным членом АН СССР.

Умер Артем Микоян во время операции на сердце 9 декабря 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Семейное положение

В феврале 1936 года Микоян женился на Зое Лисицыной. У них было две дочери Наталья и Светлана и сын Ованес. Сын окончил МАИ и тоже стал авиаконструктором.

Почётные звания и награды

а) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за выдающиеся заслуги в деле создания новой авиационной техники Артёму Ивановичу Микояну присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»,

б) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся вклад в деле создания новой реактивной авиационной техники Артёму Ивановичу Микояну присвоено звание дважды Героя Социалистического Труда с вручением второй золотой медали «Серп и Молот»,

Память

Имя Артёма Микояна внесено в Зал славы Международного аэрокосмического музея в Сан-Диего (штат Калифорния)[5].

На стене Дома на набережной, (квартире номер 126), где он жил, была установлена мемориальная доска.

В Армении были выпущены почтовые марки, посвящённые Микояну.

В Москве и Улан-Удэ есть улица Авиаконструктора Микояна.

В честь Артёма Микояна в Армении его именем названа школа № 166

На здании, где размещалось бронетанковое училище имени Фрунзе (ул. Октябрьская, 47), установлены две мемориальные доски. Одна из них посвящена непосредственно училищу, вторая бывавшему здесь авиаконструктору А. И. Микояну[6].

В филателии

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!