Мастер и Маргарита (фильм, 2024)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита (фильм, 2024).jpg
Жанр фэнтезийная драма
дизельпанк
Режиссёр Михаил Локшин
Продюсер Леонард Блаватник
Рубен Дишдишян
Игорь Толстунов
Юлия Иванова
Наталия Клибанова
На основе одноимённого романа Михаила Булгакова
Автор
сценария
В главных
ролях
Оператор Максим Жуков
Композитор Анна Друбич
Художник-постановщик Денис Лищенко
Кинокомпания «Марс Медиа Энтертейнмент»
«Амедиа»
«Профит»
при поддержке «Фонда кино»
Дистрибьютор «Атмосфера кино»
Длительность 157 мин
Бюджет 1,2 млрд
Сборы ₽ 2,3 млрд
Страна Флаг России Россия
Язык русский, немецкий, латинский, арамейские
Год 2024
IMDb IMDb
https://marsme.ru/voland

«Ма́стер и Маргари́та» (ранее «Во́ланд») — российский фэнтезийный драматический фильм режиссёра Михаила ЛокшинаСеребряные коньки») по мотивам одноимённого романа Михаила Булгакова. Съёмки картины длились до октября 2021 года в Москве, Санкт-Петербурге, а также на Мальте. Производство картины осуществлялось компании «Марс медиа», «Амедиа продакшн», «Профит» при поддержке «Фонда кино»[1].

В истории фильма представлен драматичный рассказ о известном писателе, который живёт в Москве в 1930-е годы прошлого века. На пике своей карьеры автор ставит на сцену новую пьесу под названием «Пилат», которая привлекает к себе внимание одного из театров. Тем временем в «Союзе литераторов» возникла серьёзная затея, которая привела к скандалу. На собрании Союза пьеса писателя охарактеризована как реакционная и крайне пагубная, в результате чего её быстро исключают из репертуара, а сам автор становится социальным изгоем, привлекая внимание НКВД. В жизни Мастера наступает тяжёлый творческий кризис, в ходе которого ему судьбой предписано встретиться с таинственной Маргаритой. Эта любовь приносит Мастеру новую волну вдохновения, и он начинает работу над самым важным романом в своей жизни о загадочном Воланде, который оказывается прообразом для знакомого ему иностранца[2].

История создания

Режиссёр, обсуждая концепцию своего нового проекта, акцентирует внимание на том, что основной задачей было не прямолинейное экранизирование произведения, а создание фильма, который разворачивается в контексте романа Михаила Булгакова[3].

Первоначально картина носила название «Воланд», и роль загадочного иностранца играла ключевую роль. Однако в процессе длительных съёмок акцент изменился, и фильм переименован. Режиссёр Михаил Локшин предложил оригинальную идею: главным персонажем является успешный Писатель 1930-х годов, отчасти напоминающий Мастера из булгаковского произведения, поскольку Мастер часто интерпретируется как альтер эго автора. Писатель создаёт пьесу о Понтии Пилате, которая сначала привлекает внимание, но затем подвергается цензуре, и его исключают из «Союза писателей». Ему предлагают сделку, но он не готов писать из-под палки угодные властям произведения. Все эти события взяты из жизни самого Михаила Булгакова, который в середине 1930-х годов частично цензурирован и находился на волоске от попадания под сталинские репрессии[3].

После встречи с загадочным европейцем, который приехал выяснить, как живут люди в уникальном экспериментальном советском обществе, где атеизм впервые стал религией, герой-писатель, начинает работать над романом, который впоследствии станет известен как «Мастер и Маргарита». Вдохновение для Воланда, одного из персонажей, по мнению исследователей Михаила Булгакова, также основано на реальной встрече автора с Курцио Малапарте. Без работы, Писатель целиком погружается в процесс создания этого романа, в котором он сатирически переносит некоторые черты своих знакомых, речник которых уже знаком зрителям из его «реального мира»[3].

В фильме сосуществуют два мира: реальный мир Писателя и его фантасмагорическая сторона, где разворачивается сюжет «Мастера и Маргариты». Тем не менее, персонажи из обоих миров взаимодействуют. Писатель включает в повествование как себя (Мастера), так и свою возлюбленную Маргариту, являющуюся его музой и иногда редактором. Маргарита воплощает образ третьей жены Михаила Булгакова, Елены Сергеевны Шиловской. В какой-то момент границы между реальностью и фантазией начинают стираться. Михаил Локшин считает, что такая структура сюжета позволяет объединить всех остальных персонажей, как Лиходеева, Римского, Берлиоза, Воланда и других, с основной линией главного героя, что делает созидательные сцены с ними важными для продвижения сюжета и арки главных героев[3].

Сюжет

События этой картины развиваются в 1930-х годах в столице Советского СоюзаМоскве. Успешный писатель находится на пике своей карьеры. Его работы пользуются широкой популярностью, а пьеса «Пилат» становится основой для постановки в одном из лучших театров Москвы. Однако жизнь автора внезапно начинает разваливаться, словно карточный домик. Он оказывается в центре скандала, что приводит к удалению его спектакля из репертуара. Коллеги, с которыми раньше его связывала дружба, теперь игнорируют его при встречах, не желая ассоциироваться с ним, потерявшим расположение[2].

Перемены от общественного фаворита до изгоя происходят всего за несколько дней, и писатель утрачивает творческое вдохновение, погружаясь в глубокую депрессию. В этот трудный период судьба сводит его с великолепной и таинственной Маргаритой, которая становится его музой и любимой. Она вдохновляет его на написание нового романа[2].

Люди из его окружения становятся персонажами этого произведения, а прообразом главного героя по имени Воланд выступает новый знакомый иностранного происхождения. Погружаясь в мучительный процесс создания, Мастер теряет грань между реальностью и фантазией, всё глубже погружаясь в опасный мир вымысла[2].

Производство

Михаил Булгаков умер в 1940 году. Правами на его книгу «Мастер и Маргарита» обладают 52-летний Сергей и 72-летняя Дарья Шиловские. Они являются наследниками писателя. Российская медиакомпания «Марс Медиа Энтертейнмент» в 2017 году решила экранизировать роман. Она заплатила наследникам Булгакова и получила от них разрешение. Компания начала готовиться к съёмкам[4].

Однако после этого пришла жалоба из США. Выяснилось, что Шиловские уже продали права на экранизацию Голливуду. Telegram-канал Mash сообщает[4]:

«Американский продюсер Майкл Ланг тоже готовит свою экранизацию. Наследники признались в двойной торговле предком, пообещали всё решить, но не вышло. Итог — съёмки нашего варианта классики пришлось прекратить. В «Марс Медиа Энтертейнмент» посчитали, что всё случилось по вине Шиловских, и подали к ним иск. Требуют возместить 115 миллионов рублей производственных убытков».

Первым режиссёром являлся Николай Лебедев, автор «Легенды №17» и «Экипаж». Спортивная драма про хоккеиста Валерия Харламова заработала более 900 миллионов рублей, а экшен-драма о самоотверженных лётчиках — полтора миллиарда. Режиссёр Николай Лебедев рассказал[5]:

«На сегодняшний день у нас существует разработанный постановочный проект. Конечно же, написан сценарий. Полностью сделаны раскадровки по картине, режиссёрские экспликации и прочее. Я работаю с актёрами. Я не выдам вам, с какими именно».

В 2019 году съёмки фильма остановили. О причине паузы в запуске проекта радио Sputnik рассказал режиссёр картины Николай Лебедев[6]:

«Мастер и Маргарита» — очень сложное произведение и не только в философском плане, но и в плане производственном. Его очень сложно переносить на экран, поскольку требуются очень серьёзные средства. Это картина историческая, что само по себе уже сложно, но в «Мастере и Маргарите» две эпохи, то есть, это дважды историческая картина, плюс ещё фэнтезийные элементы, которых достаточно много, включая Кота Бегемота. Всё это необходимо подготовить, с одной стороны, а с другой на это требуется достаточно большая сумма. Сейчас проект формируется, пакетируется. И, дай Бог, через год можно будет входить в подготовительную базу, поскольку предподготовка, все работы, связанные с организацией, структурированием, с творческими вещами сделаны. Осталось построить декорации, пошить костюмы и запуститься

Новым режиссёром картины стал Михаил Локшин (является иноагентом Российской Федерации[7][8]), ранее снявший фильм «Серебряные коньки». Сценарий вместе с Локшиным написал Роман Кантор, работавший над «Коньками» и сериалом «Эпидемия»[9]. Название фильма сменилось на «Воланд». Слова Михаила Локшина[10]:

«Получив предложение по экранизации «Мастера и Маргариты», мы сразу поняли, что только неординарный подход сможет решить задачу по перенесению многосюжетной конструкции книги в полнометражное кино».

Съёмки художественного фильма по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» проведены летом 2021 года[11]. Выпустить картину в прокат изначально планировалось в конце 2022 года. Компания дистрибьютер Universal Pictures выпустила первый трейлер фильма в феврале 2022 года. Затем выход фильма перенесли на 2023 год[12][13]. Также перенесли фильм из-за ухода компании Universal Pictures из России[14]. Окончательной датой выхода фильма стало 25 января 2024 года.

В ролях

Актёр[15] Роль
Аугуст Диль Воланд
Евгений Цыганов Мастер
Юлия Снигирь Маргарита
Клас Банг Понтий Пилат
Юрий Колокольников Коровьев
Алексей Гуськов барон Борис Петрович Майгель
Алексей Розин Азазелло
Александр Яценко Алоизий Могарыч сценарист
Евгений Князев главный редактор литературного журнала Михаил Александрович Берлиоз
Данил Стеклов поэт Иван Бездомный
Полина Ауг Гелла / Гала
Леонид Ярмольник доктор Александр Николаевич Стравинский
Дмитрий Лысенков критик Осаф Семёнович Латунский
Игорь Верник народный артист СССР Жорж Бенгальский
Яна Сексте Прасковья Фёдоровна фельдшер в клинике Стравинского
Юра Борисов Кот Бегемот (озвучивание)
Мейн-кун Кеша Кот Бегемот
Макрам Хури первосвященник Каифа
Аарон Водовоз Иешуа Га-Ноцри
Марат Башаров директор театра Степан Богданович Лиходеев
Валерий Кухарешин финдиректор театра Григорий Данилович Римский
Павел Ворожцов администратор театра Иван Савельевич Варенуха
Никита Тарасов следователь
Евгений Харитонов швейцар Драмлита
Денис Пьянов председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой
Аркадий Коваль директор ресторана Арчибальд Арчибальдович
Софья Синицына Фрида
Александр Тютин председатель МАССОЛИТа Желдыбин
Агриппина Стеклова Настасья Лукинична Непременова (Штурман Жорж)
Илья Сланевский Гиндин актёр, игравший Иешуа в театре
Илья Попов Аббадон
Сергей Беляев буфетчик Андрей Фокич Соков
Сергей Фролов скептический зритель
Валентин Самохин писатель Иероним Поприхин
Ольга Озоллапиня Пелагея Антоновна жена Босого
Александр Сибирцев заботливый муж
Мария Дубина Аннушка
Олег Назаров Вячеслав Сергеевич муж Маргариты
Дмитрий Рудков Парчевский зритель в театре

Отзывы и оценки

Валерий Кичин из «Российской газеты» написал[16]:

«В этом фильме всё, от компоновки сложнейшего материала до ритмически изысканного монтажа, говорит о новых для нашего кино больших талантах, набравших разбег в зрелищных и тоже режиссёрски безупречных «Серебряных коньках», и теперь первыми в нашем кино укротивших самый таинственный роман русской литературы».

Алена Солнцева из журнала «Сеанс»[17]:

«Роман пошёл в люди, там, как следовало ожидать, слегка потускнел и пообтёрся. В изображении есть своего рода пряная поэзия, очень подходящая роману».

Лилия Шитенбург о «Мастере и Маргарите» Михаила Локшина[18]:

«Михаил Локшин и Роман Кантор, соавторы сценария, «проделали большую работу»: незаконченный, не свободный от противоречий роман на экране блеснул единством структуры и впечатляющей стройностью повествования. Для этого пришлось несколько поумерить прыть и остроумие драгоценному нашему Бегемоту (он жаловался, как обычно). Ершалаимская же часть избежала претензий на роль экранизации Евангелия, став именно что фрагментами авторской версии мастера (актёр, сыгравший Иешуа, — это само по себе решение. «Мы не знаем Его»). Потребовалось, кроме прочего, не поверить Булгакову в том, что историю Маргариты и мастера излагает какой-то «совершенно посторонний человек». Да полноте. Если уж придётся всерьёз заниматься дорогостоящей магией с масштабами «нехорошей квартиры» и прочими играми с пятым измерением, неужто режиссёр спасует перед модной «нелинейностью повествования»?! Смешно! Поэтому вышло так, что в фильме явилось сразу три Мастера: измученный бритоголовый пациент психиатрической лечебницы, тайно марающий страницы припрятанным карандашиком; бодрый и не лишённый щегольства писатель-драматург из «прошлогодних» воспоминаний, рассказываемых Мастером Ивану Бездомному; и, наконец, третий — действующий внутри романа персонаж (он во всем похож на первого, но ещё и обладает шапочкой с буквой М)».

Алексей Гусев из журнала «Сеанс»[19]:

««Он поверил роман Булгакова кинематографом, но не кинематограф — романом». Но зато та же самая «складность как высшая добродетель» позволяет Локшину продемонстрировать иную, куда более универсальную режиссёрскую добродетель: качество разбора оригинала. И то, что при иных подходах, даже фактически будучи сделано, возможно, увязало бы в обертонах и плодило необязательные интерпретации, — здесь, в условиях вакуумной ясности авторского мышления, обнажает всю механику сдвигов и разработок».

Эксперт Егор Холмогоров раскритиковал «Мастера и Маргариту»[20]:

««Мастер и Маргарита» строго следует западному коду политкорректности. Немножко чернокожих актёров (по квоте), поющих джаз. Немножко легонького трансгендера — в сцене в варьете в дамское платье переодевают и мужчину. Немножко абортной пропаганды».

«На наших широких экранах идёт пропаганда сатанизма и терроризма, и её жертвой уже стали более миллиона зрителей. Как это соотносится с патриотизмом, с традиционными ценностями, отстаиваемыми государством? Как вообще такой фильм мог появиться в кинотеатрах?»

Галерея актёров

Примечания

  1. Фильм «Воланд» по мотивам романа «Мастер и Маргарита». Информационное агентство ТАСС. Дата обращения: 14 августа 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Мастер и Маргарита. ООО «Окко». Дата обращения: 14 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Создатели рассказывают о новом фильме «Мастер и Маргарита». ФГБУ «Редакция «Российской газеты». Дата обращения: 14 августа 2024.
  4. 4,0 4,1 Наследники Михаила Булгакова. Сетевое издание The Voicemag. Дата обращения: 14 августа 2024.
  5. «Индустрия кино». filmpro. Дата обращения: 14 августа 2024.
  6. Запуск российского кинопроекта «Мастер и Маргарита» откладывается. Vladnews. Дата обращения: 14 августа 2024.
  7. Подкоп под министра Любимову: «Мастера и Маргариту» записывают в иноагенты. Рамблер. Дата обращения: 14 августа 2024.
  8. Общественники призвали внести в списки экстремистов и иноагентов. life. Дата обращения: 14 августа 2024.
  9. Фильм «Воланд» 2022: в новой экранизации «Мастера и Маргариты». АО ИД «Комсомольская правда». Дата обращения: 14 августа 2024.
  10. По «Мастеру и Маргарите» опять снимают фильм. Фонтанка. Дата обращения: 14 августа 2024.
  11. Съёмки фильма по мотивам романа «Мастер и Маргарита». Информационное агентство ТАСС. Дата обращения: 14 августа 2024.
  12. Фильм «Воланд» выйдет в прокат 1 января 2023 года. Информационное агентство ТАСС. Дата обращения: 14 августа 2024.
  13. Фильм «Воланд» не выйдет в российский прокат на ранее заявленной дате. Метрополитэн Медиа. Дата обращения: 14 августа 2024.
  14. Фильм «Воланд» может не выйти. pluggedin. Дата обращения: 14 августа 2024.
  15. Создатели/Мастер и Маргарита. Кинопоиск. Дата обращения: 14 августа 2024.
  16. Самый ожидаемый фильм года. ФГБУ «Редакция «Российской газеты». Дата обращения: 14 августа 2024.
  17. Воланд и Маргарита в воображении Мастера — Булгаков на экране. Seance. Дата обращения: 14 августа 2024.
  18. Чтобы перепечатывали. Masters Journal. Дата обращения: 14 августа 2024.
  19. Исключительно чистая работа — «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина. Seance. Дата обращения: 14 августа 2024.
  20. Пропаганда сатанизма и терроризма: эксперт Холмогоров раскритиковал «Мастера и Маргариту». Интернет-газета «Ридус». Дата обращения: 14 августа 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!