Манычская шлюзованная система

Манычская
шлюзованная система
Бассейн реки ДонБассейн реки Дон
Страны  Россия
Река Маныч
Характеристики плотины
Шлюз 3
Внешние изображения
Манычская шлюзованная система
Гидротехнические сооружения бассейна нижнего Дона

Манычская шлюзованная система — система гидротехнических сооружений на реке Маныч в Ростовской области.

Образует водный путь, построенный в 1930—1940-х годах путем сооружения трёх гидроузлов — Пролетарского, Веселовского и Усть-Манычского. Планировалось, что Манычская шлюзованная система станет частью водного пути, который должен будет соединить Азовское и Каспийское моря. Трасса судоходного канала была спроектирована по Кумо-Манычской впадине. В неё должны были войти реки Маныч (приток реки Дон впадающей в Азовское море), озеро Маныч-Гудило, река Чограй, река Кума (впадающая в Каспийское море), а также несколько искусственных каналов[1].

История

Идея создания водного пути между Каспийским и Азовским морями была озвучена еще в XVIII веке, но первые исследования возможной трассы водного пути были произведены во второй половине XIX века учеными Карлом Бэром и Николаем Барботом де Марни[1].

Только после Гражданской войны, 9 декабря 1931 года, было образовано особое бюро по разработке Манычского канала. В июле 1932 года бюро было переименовано в Управление проектирования и строительства Манычского канала (Манычстрой). 22 июля 1933 года проект строительства Азово-Каспийского водного пути получил одобрение технико-экономического совета Госплана СССР[1].

Манычский канал должен был состоять из четырех гидроузлов на западном склоне (на реке Маныч и озере Маныч-Гудило) и трех гидроузлов на восточном (на реке Чограй, реке Кума и двух искусственным каналам). Для поддержания необходимого уровня воды в реке Кума планировалось строительство Терско-Кумского канала. Глубина Манычского канала ограничивалась глубиной порогов его шлюзов и должна была составить 6,1 метра. Максимальная осадка судов допускалась в 5 метров. Время прохождения Манычского канала должно было составить 76,5 часов[1].

Работы по сооружению Азово-Каспийского водного пути были начаты в 1932 году на западном его склоне. В 1936 году был построен Усть-Манычский гидроузел, в 1939 году — Пролетарский гидроузел с плотиной, но без судоходного шлюза, в 1941 году — Веселовский гидроузел. Дальнейшие работы были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. Однако, по окончании войны проект Манычского канала было решено не реализовывать, а вместо него началось строительство ныне существующего Волго-Донского судоходного канала, соединившего реку Волгу и реку Дон[1].

На нереализованном Азово-Каспийского водного пути, ставшего называться Манычским каналом, к началу 1950-х годов были восстановлены взорванные во время немецкой оккупации гидроузлы. В 1960 году был построен Пролетарский шлюз, и на этом гидротехнические работы были завершены. В 1969—1973 годах на реке Восточный Маныч было образовано Чограйское водохранилище, но уже исключительно для ирригационных целей[1].

В настоящее время на реке Маныч имеются (от истока реки к Дону):

В 2008 году рассматривались предложения по превращению Манычского канала в более крупный канал, названный как канал «Евразия»[2]. Это должно было придать мощный импульс развитию Калмыкии и соседних регионов, усилить геополитическое положение России и её роль в мировой транспортной системе[3].

Примечания

Ссылки