Лопухова, Евгения Васильевна
Евгения Васильевна Лопухова | |
---|---|
Лопухова на фотографии конца 1890-х годов | |
Дата рождения | 25 ноября (7 декабря) 1884 |
Место рождения |
Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 21 августа 1943 (58 лет) |
Место смерти | Пермь, СССР |
Гражданство | Российская империя СССР |
Профессия |
артист балета, артист оперетты |
Театр |
Балет Мариинского театра, Балет Михайловского театра |
Награды |
Евге́ния Васи́льевна Лопухо́ва (25 ноября [7 декабря] 1884 — 21 августа 1943) — русская и советская артистка балета и оперетты, также эстрадная танцовщица. Заслуженная артистка РСФСР.
Биография
Родилась 25 ноября (7 декабря по новому стилю) 1884 года в Петербурге в знаменитой балетной семье[1]; была старшей из четырёх братьев и сестёр, которые все стали актёрами.
Окончила Петербургское театральное училище в 1902 по классу Клавдии Куличевской и поступила в балетную труппу Мариинского театра, где прослужила до 1924 года. С 1913 года — первая танцовщица.[2] В 1909, 1910 и 1911 годах Евгения Лопухова приняла участие в «Русских сезонах» за границей. В 1911 году участвовала в гастрольной поездке в США, организованной Юлией Седовой.[3] В этом же году попробовала себя и в качестве драматической актрисы, выступив в популярной пьесе Ю. Д. Беляева «Псиша».
Была первой исполнительницей партии Царевны («Жар-птица», балетмейстер Ф. Лопухов), в числе других её известных партий (1917—1924): Амур («Фиаметта»), Жавотта («Жавотта»), Изабелла, Маринетта («Испытание Дамиса»), Мария («Привал кавалерии»), Эстрелла («Карнавал»), Маркитантка («Щелкунчик», балетмейстер Л. Иванов), Рыбачка («Дочь фараона»); характерные танцы: русский («Фея кукол»), чардаш («Лебединое озеро»), венгерский («Раймонда»), цыганский («Эсмеральда»), рапсодия («Конек-Горбунок») и другие. В 1919 году получила звание «балерины характерных танцев».[2]
В 1920—1921 годах Евгения Лопухова сотрудничала с режиссёром К. А. Марджановым (Марджанишвили) в созданном им театре комической оперы. Марджанов стремился к созданию зрелища, объединяющего драматический спектакль, музыку, пение и танец; поэтому он был заинтересован в универсальных актёрах, каким была Лопухова.[3] По завершении работы на академической сцене Евгения Васильевна написала мемуары «Двадцать лет сценической деятельности», изданные в Петрограде в 1923 году.
Уйдя с балетной сцены, в 1920-е годы выступала в оперетте. Некоторые её роли получили высокую оценку критиков. В 1930—1933 годах работала в балетной труппе Малого театра. В 1931 году была первым руководителем балетной труппы только что созданного Театра оперы и балета в Куйбышеве (ныне Самара).[3]
Евгения Лопухова выступала с постоянным партнером Александром Орловым (в театре с 1908 года, на эстраде в 1910—1941 годах). Изучала народные танцы и выступала с разнообразными концертными программами, исполняя русские танцы, а также других народов — венгерские, грузинские, цыганские, голландские, мексиканские.
Умерла 21 августа 1943 года в Перми.
Память
Интересно, что камеристкой Евгении Лопуховой до Октябрьской революции была Аграфена Васильевна Соломадина родом из Выксы. После революции Аграфена Васильевна вернулась в Выксу и привезла с собой часть сценических костюмов Лопуховой: бальное платье, костюм Арлекина, блузы, изящные украшения к этим костюмам. Это был подарок на память от артистки балета своей верной помощнице; ей же она подарила одну из своих фотографий. Костюмы и украшения долгое время хранились в семье, а впоследствии были переданы в городской Дворец культуры имени Лепсе[4].[5]
В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб) имеются документы, относящиеся к Е. В. Лопуховой.[6]
Примечания
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |