Курганский автобусный завод

Материал из «Знание.Вики»
Курганский автобусный завод
Курганский автобусный завод.gif
Тип Общество с ограниченной ответственностью
Год основания 1958
Прежние названия Курганский автобусный завод имени 60-летия Союза ССР
Расположение  СССРФлаг России Россия: Курган,
Курганская область
Ключевые фигуры Алсараев Александр Викторович
Генеральный директор
Отрасль Машиностроительное предприятие
Продукция Автобусы среднего класса (длина 8-10 м) городского, пригородного и междугородного назначения.
Материнская компания ОАО «ГАЗ»
Сайт bus.ru

Курга́нский авто́бусный заво́д (ранее Курга́нский авто́бусный завод имени 60-летия Союза ССР, сокр. КАвЗ) — производитель автобусов среднего класса городского, пригородного и международного назначения.

Расположен в городе Кургане Курганской области. С 2001 года входит в состав «Группы ГАЗ», а с 2005 года входит в Дивизион «Автобусы» холдинга «Группа ГАЗ». ООО «КАвЗ» является дочерним предприятием ОАО «ГАЗ» (доля в уставном капитале 100 %).

История создания

В 1953 году в Кургане было начато возведение машиностроительного предприятия, на котором планировалось изготавливать военную технику и оборудование. Однако позже власти посчитали, что для страны на данном этапе более важной задачей является производство общественного транспорта. В 1957 году из Павлово в Курган была передана техническая документация на производство автобусов серии 651А. Завод строился на базе п/я № 12, более известном сегодня как «Курганприбор завод». Независимость от «почтового ящика» автобусное производство получило лишь в 1968 году после перевода из подчинения Минсредмаша в систему Минавтопрома; при этом сами территории разделившихся предприятий сразу же разграничили забором. Хотя в целях маскировки автобусный цех п/я № 12 и в прессе, и в справочниках сразу же стали именовать именно Курганским автобусным заводом, причём до начала 1960-х годы это название сокращали до аббревиатуры КуАЗ, и лишь в документах за 1962 года впервые встретился привычный бренд КАвЗ. Сборка автобусов ПАЗ- 651А стартовала 14 января 1958 года. В качестве базовой модели была взята разработка Павловского автобусного завода ПАЗ-651, которая, в свою очередь, базировалась на удлинённом шасси грузовика ГАЗ-51. Модификация КАВЗ-651 производилась до 1971 года в разнообразных исполнениях. Простые в обслуживании и ремонте, надёжные, с хорошей проходимостью, данные автобусы получили широкое распространение. Хотя транспортные средства главным образом предназначались для села, предприятий, вахтовиков и различных организаций, они использовались в качестве общественного транспорта[1]. К 1986 году КАвЗ произвёл модернизацию выпускаемых машин. Внешний вид транспортных средств оставался прежним, однако радиаторную решётку заменили с трапециевидной на прямоугольную. Также переделали переход крыши рядом с ветровым стеклом в месте прикрепления дворников. Для удобства пассажиров разработали информационное табло, где размещались данные о маршруте. А на крыше спроектировали два отверстия для дополнительной вентиляции[1].

Во время кризиса 1990-х года спрос на автобусы малой вместительности заметно снизился. Производственные мощности были резко снижены примерно до уровня начала 1970-х годов. Долги перед кредиторами постоянно увеличивались. Заводу пришлось перепрофилироваться на выпуск городских автобусов большой вместительности за счёт технического перевооружения резервных мощностей. В 1993 году начинается производство автобусов вагонной компоновки агрегатной сборки, рассчитанных на 24 пассажирских места. Для этих целей, годом раньше, для создания экспериментальных моделей, была создана дочерняя фирма АК «КАВЗ» ООО «Вика». Тогда же, в 1992 году, стали выпускаться первые автобусы вагонной компоновки КАВЗ-3278, КАВЗ-3275, КАВЗ-32784. В 1994 году выпускаются восемь городских автобусов большой вместимости модели Икарус-260 и два экземпляра автобуса особо большой вместимости модели Икарус-280. Спустя два года, по международному тендеру, для города Екатеринбург было произведено 168 единиц модели Икарус-283.10.

В июле 1997 году Курганский областной арбитражный суд, по инициативе кредиторов, вынес решение о введении на территории завода внешнего арбитражного управления. Это помогло КАвЗ выйти из создавшегося затруднительного экономического положения. Позднее, после снятия внешнего арбитражного управления, предприятие вновь стало работать в прежнем режиме открытого акционерного общества. В 1998 году на Курганском заводе начали разработку новых автобусных моделей на базе большегрузных шасси ЗИЛ. Были созданы городской (КАвЗ-422910) и пригородный (КАвЗ-4229-01) автобусы. Было налажено сотрудничество с нефтегазовой отраслью — производились вахтовые автобусы. Для этих целей организовывалось производство полноприводных автобусов КАвЗ-422990, а также автобусов на базе шасси «Урал». Выпуски в 1996—2003 годы вахтовых автобусов на базе шасси «Урал» и «Зил» (КАвЗ-422991, КАвЗ-422990, КАвЗ-42243) были ограниченны, а после реструктуризации завода — сокращены, как продукция, не соответствующая профилю. Последним выпущенным вахтовым автобусом в 2004 году стала модель КАвЗ-39766 «Садко» на базе полноприводного шасси ГАЗ-3308[2].

В 2001 году КАвЗ находился на грани банкротства. Пытаясь выйти из кризиса, предприятие разработало модель школьного автобуса, перевозящего детей. Образец полностью соответствовал ГОСТу. В этом же году завод произвёл 55 автобусов для Ярославской области. В течение следующих двух лет КАвЗ сотрудничал с проектом «Образование». В этот период было изготовлено около 3 тысяч школьных автобусов не только для регионов РФ, а также для Украины, Белоруссии и Казахстана. Однако упадок в производстве привёл к банкротству предприятия. В 2003 году КАвЗ перешёл во владение «РусПромАвто», который, в свою очередь, в 2005 году стал членом группы компании «ГАЗ». Оказавшись в составе холдинга, Курганский автобусный завод получил перспективу развития производства. Произошло обновление выпускаемой техники[2]. Местные власти поддерживают производство, закупая автобусы для города Кургана, при обновлении городского автопарка[3].

Выпускаемая продукция

Директора

  • 20 августа 1953—1961 — Клинский Виктор Павлович.
  • 1961—1974 — Журавлёв Геннадий Александрович.
  • 1974—1986 — Гришков Анатолий Александрович.
  • 1986—1988 — Соболев Анатолий Николаевич.
  • 1988—1995 — Назаренко Виктор Григорьевич.
  • 1995—1996 — Пшеничников Николай Дмитриевич.
  • 1996—1998 — Бельков Сергей Иванович.
  • 1998—2002 — Сапожников Александр Алексеевич.
  • 2002—2003 — Тихоненко Михаил Андреевич.
  • 12 июня 2004 — 14 марта 2006 — Соловьёв Вадим Павлович (конкурсный управляющий).
  • 27 сентября 2005 — 1 марта 2007 — Кадылкин Виктор Сергеевич.
  • 2007—2011 — Шалаев Олег Викторович (управляющий директор).
  • С 2011 — Алсараев Александр Викторович (управляющий директор, до 2015 — и. о. управляющего директора).

Награды

  • В 1973 году опытная партия автобуса городского типа КАвЗ-3100 на международной выставке «Автосервис-73» была удостоена Почётного диплома.
  • В 1982 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Курганскому автобусному заводу, неоднократно занимавшему 1 место среди предприятий своей отрасли, было присвоено имя 60-летия Союза ССР. Автобус КАвЗ-685 М удостоен государственного Знака качества.
  • В 1994 году на международной Московской выставке «Моторшоу-94» автобус КАвЗ-3276 на шасси фирмы «MAN», оптимизированный немецкой фирмой «Эрнст Аувертер» удостоился титула «Звезды салона».
  • В 1995 году благодаря творческой работе конструкторов и дизайнеров завода был создан первый Российский «кемпер» на шасси ГАЗ-3302. «Мотохата» имела большой успех на Московском «Автосалоне-95» и получила высокую оценку министра по чрезвычайным ситуациям С. К. Шойгу и президента швейцарской туристической фирмы — заказчика данной модели Карла Экштайна.
  • В 1998 году получен Диплом 100 лучших товаров России (КАвЗ-3244), Москва.
  • В 1999 году получен Диплом за лучший экспонат (КАвЗ-32441) на международной выставке-ярмарке «ТрансСиб-Экспо», Кемерово.
  • В 1999 году КАвЗ получил диплом III степени и бронзовую медаль за разработку новых типов автобусов на Московской выставке «Москва. Регионы России» (модель автобуса КАвЗ-3244 «Бычок»)
  • В 1999 году Звание Лауреата Молодёжной премии присвоено коллективу ООО «Вика» за создание единственного в России социального такси для инвалидов (КАвЗ-3244 для инвалидов).
  • В 2002 году получен Диплом I степени и золотая медаль (КАвЗ-39765 «школьный») за лучший экспонат, выставка-ярмарка «Экспо-Сибирь», Кемерово.
  • В 2010 году автобусу для перевозки детей присвоен знак «100 лучших товаров России».
  • В 2011 году городскому низкопольному автобусу присвоен знак «100 лучших товаров России»[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 КАвЗ в хронологическом порядке. Энциклопедия автомобилей в картинках. Дата обращения: 3 января 2024.
  2. 2,0 2,1 Курганский автобусный завод ООО (КАВЗ). oborudow.ru.. Дата обращения: 3 января 2024.
  3. В Кургане пассажиры будут ездить на автобусах местного производства. Лента новостей Кургана (3 января 2024). Дата обращения: 3 января 2024.
  4. Курганский автомобильный завод. Курганский автобусный завод:история,продукция. История капотных автобусов КАВЗ. funreactor.ru (13 августа 2019). Дата обращения: 3 января 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!