Кудряшов, Иван Алексеевич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Кудряшов Иван Алексеевич
Художник Иван Кудряшов. 1970 год
Художник Иван Кудряшов. 1970 год
Дата рождения 20 сентября (2 октября) 1896(1896-10-02)
Место рождения Троицкое, Калужская губерния, Российская империя
Дата смерти 30 августа 1972(1972-08-30) (75 лет)
Место смерти Москва,РСФСР, СССР
Подданство  Российская империяФлаг СССР
Жанр
Учёба Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Стиль
Звания член Московского союза художников (МОСХ)

Ива́н Алексе́евич Кудряшо́в (также Кудряшёв) (20 сентября (2 октября) 1896 года, село Троицкое Калужской губернии — 30 августа 1972 года, Москва) — русский живописец, выдающийся художник русского авангарда[1], ученик Казимира Малевича, создавший уникальный собственный вариант абстрактного искусства. График, сценограф, педагог первой половины XX века[2]. В 1938 году потерял право на профессию, занимался оформительским трудом, участвовал в Великой Отечественной войне. В 1962 году работы Кудряшова вновь получили общественное признание[1].

Детство и юность

Иван Кудряшов родился в селе Троицком Калужской губернии Медынского уезда Троицкой волости (город Кондрово Калужской области) в семье Алексея Васильевича и Анастасии Ивановны Кудряшовых[3]. Отец был высококвалифицированным резчиком по дереву, плотником-модельщиком. В 1901 году с родителями и братом Николаем Иван Кудряшов переезжает в Москву[3]. Иван Алексеевич учился в Якиманском городском училище (Москва), а по завершении обучения в 1911 году поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище (СЦХПУ)[2].

С 1912 по 1917 год Кудряшов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где его педагогами были Николай Касаткин, Павел Кузнецов[4]. В 1919 году обучался у Казимира Малевича во Вторых Государственных Свободных художественных мастерских (II ГСХМ) Будучи учеником Казимира Малевича и Антуана Певзнера в московских Свободных мастерских, молодой художник активно экспериментирует в различных жанрах изобразительного искусства. Он создаёт проекты декоративных конструкций для оформления столичной городской среды к годовщинам Октябрьской революции, например, конструкции, размещённые на автомобилях[2].

В 1917 году Кудряшов создал свои первые абстрактные рисунки. Они были выполнены в кубоконструктивистской манере: «Часы», «Гермес и Дионис», «Движение мотика»[2]. Идеи освоения человеком космоса возникают в творчестве Кудряшова на самом раннем этапе под влиянием Циолковского. Отец молодого художника изготавливал деревянные модели воздухоплавательных аппаратов и ракет в мастерской у Константина Циолковского на родине Кудряшовых. Иван Кудряшов делал для них чертежи и эскизы. Во многом эта связь с проектами космических полетов повлияла на мировоззрение художника[2].

В 1919 году Кудряшов создал кубофутуристическую двустороннюю картину «Портрет девушки», которую приобрёл Наркомпрос. Молодой художник вступил в члены Московского губернского отдела Всесоюзного профессионального союза работников искусств (Всерабис)[3].

Оренбуржский период

В 1920 году Иван Кудряшов был направлен Наркомпросом в Оренбург, где получил должность инструктора-преподавателя Оренбургских Государственных Свободных художественных мастерских (ГСХМ). Тогда же Оренбург посетили Малевич и Эль Лисицкий для создания там филиал УНОВИСа — художественного объединения «Утвердители нового искусства», зародившегося в Витебске. Филиал был создан, и возглавил его Иван Кудряшов. Он подошёл к этой работе ответственно, вёл интенсивную переписку с Витебском, во всём советовался с Казимиром Малевичем. Кудряшов провёл реорганизацию системы обучения в Оренбургском художественном институте, заменив индивидуальные мастерские художников на объединённую коллективную мастерскую. Хотя не все преподаватели поддерживали это новаторство, вокруг Ивана Кудряшова сложился небольшой круг единомышленников. В группу поддержки Кудряшова входили художница Надежда Тимофеева, ставшая впоследствии его женой[5], и художник-авангардист Сергей Калмыков, автор картины «Красные кони» (1911), вдохновившей Кузьму Петрова-Водкина на полотно «Купание красного коня» (1912), где Калмыков изображён как юноша на красном коне[6].

В 1921 году картины Кудряшова, Калмыкова и Тимофеевой экспонировались на Первой Государственной выставке в Оренбурге, демонстрируя публике «новое искусство». Этот период для Ивана Кудряшова был связан с Лазарем Лисицким, под влиянием которого он экспериментировал с объемно-пространственными построениями («Контррельеф», 1920). Кудряшов исследовал принципы преломления света в живописи. В Оренбурге Иван Кудряшов создал живописную и графическую серию «Космос» или «Рождение солнца. Полёт». Это была его первая, но далеко не последняя яркая работа в стиле «космизм»[2].

Наиболее масштабной работой оренбургского периода Ивана Кудряшова стали эскизы оформления Городского (Первого советского) театра, которые были созданы в начале 1920 года. Этот проект является одним из наиболее успешных примеров применения супрематического метода в реальной среде. В письме в Витебск от 13 марта 1920 года Иван Кудряшов объяснял, что «беспредметное построение может быть и декоративной утилитарной формой». Проект Ивана Кудряшова — это проект «красного театра»: в основе росписей потолка, занавеса, плафона, трёх ярусов театра лежит красный цвет, к которому добавлялись формы, выполненные в контрастных цветах. Эскизы Ивана Кудряшова получили высокую оценку жюри конкурса Художественного подотдела Наркомпроса, были приобретены им и экспонировались на выставке в Оренбурге в 1921 году. Часть эскизов для выставок художник выполнил в масле: «Общая схема росписи Первого советского театра», «Занавес», а также в графике: «Три яруса», «Плафон фойе», «Боковая стена фойе» (все работы 1920 года)[2]. Однако оренбуржская пресса выпустила разгромную статью «С выставки» в газете «Коммунар» о схеме росписи театра: «Кудряшовская „общая схема росписи 1 Совтеатра“ тоже нечто в виде зрительской галлюцинации… Неужели так предполагается расписать театр?»[3]. Кудряшов и Тимофеева уехали из Оренбурга.

Возвращение в Москву

Во второй половине 1921 года Кудряшов посетил Смоленск, где встречался с польскими учениками Малевича — Владиславом Стржеминским и Катаржиной Кобро — руководителями филиала УНОВИСа[7]. Затем, в конце того же года Иван Кудряшов вернулся в Москву, где создал эскизы интерьера «Клуба политэмигрантов» (Леонтьевский переулок, 18), здания Наркомата финансов СССР (ул. Ильинка, 9) и эскизы оформления к октябрьским торжествам жилого дома на Мясницкой[3]. В столице художник активно выставлял свои работы: принял участие в выставках Московского товарищества художников в ИНХУКе (Институт художественной культуры) в 1921 году, выставки клуба имени Сезанна при ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), а также Первой русской художественной выставки, прошедшей в 1922 году в Берлине[2]. В 1923 году представляет работу «Композиция» в амстердамском Стеделейк Музеум на Первой русской художественной выставке[3].

Иван Кудряшов сотрудничал с Густавом Клуцисом, Сергеем Сенькиным, Иваном Клюном. Под влиянием конструктивизма, он не перестал придерживаться станковизма и геометрического абстракционизма в своём «космическом» изводе, в котором тема полетов в космическое пространство получила пластическое решение.

В 1925 году Иван Кудряшов стал членом художественного «Общества станковистов» (ОСТ). На выставках общества он представил свои серии «Конструкции прямолинейного движения» (19231925), «Конструкции криволинейного движения» (19241925), «Пространственная живопись», «Динамика в пространстве» (обе 1925—1926), «Рождение планеты» (19271928). Его построениям были свойственны вихреобразные движения: спирали, воронки и круги, «взрывающие» пространство работ. Такие композиционные решения были связаны с теоретической платформой «космизма». Кудряшов писал, что «исследуя супрематическую форму в движении, приходим к решению, что движение по прямой к какой-нибудь планете не может быть побеждено иначе, как через кольцеобразное движение промежуточных супрематических спутников, которые образуют прямую линию колец от спутника к спутнику»[2]. После Четвёртой выставки ОСТ 1928 года не выставлялся[7].

Кудряшов стремился соединить в своём творчестве абстрактность, отвлечённость беспредметной живописи с реальным пространством, вывести искусство из теоретической в практическую плоскость: «Живопись в той форме, в какой она определилась в моей работе, перестает быть отвлечённой цветоформальной конструкцией, становясь реалистическим выражением современного восприятия пространства»[2] .

В 1931 году Иван Алексеевич стоял у истоков художественного объединения «Изобригада», отколовшегося от ОСТ и просуществовавшего только до 1932 года. Также Иван Кудряшов был членом Московского союза художников (МОСХ)[2]. С 1934 года работал оформителем по заказу Наркомата лёгкой промышленности и Музея восточной культуры, оформлял раздел «Металлолом» на Всесоюзной выставке утилизации отходов в Измайловском парке. В 1935 году встречал на Ленинградском вокзале Москвы гроб Казимира Малевича и присутствовал при захоронении праха своего учителя в Немчиновке[3]. Преподавал в Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве (19371939)[7].

Однако в 1938 году, после того как в СССР утвердился социалистический реализм, был пересмотрен состав МОСХ. Кудряшова объявили формалистом, он был переведён из членов союза в кандидаты. Протокол № 9 заседания Комиссии по перерегистрации членов МОССХ от 2 февраля 1938 года гласил: «Школа Малевича. Большое влияние левого искусства, от которого ему труден переход к реальной форме»[3]. В 1939 году Кудряшов был исключён из МОСХ за формализм[1].

Военный и послевоенный период

В 1942 году Кудряшов направил в правление МОСХ заявление о восстановлении с приложением ходатайства Мособлрабиса и местного комитета Московского товарищества художников (МТХ) о выполнении зарисовок выставки ЦДКА и о приобретении фото из серии «Отечественная война» в связи с работой над картиной. Вскоре Кудряшов, освобождённый от воинской обязанности по состоянию здоровья, был призван в Красную армию и направлен для службы надзирателем в тюрьме № 3 управления НКВД Московской области, где он заведовал камерой хранения. В 1944 году Иван Алексеевич был комиссован, так как заболел туберкулёзом. В 1945 году он вышел на пенсию по инвалидности[3].

В послевоенные годы зарабатывал оформительским трудом. В 1957 году вернулся к теме космоса в живописи, написав картину «Запуск первого искусственного спутника Земли» и серию экспрессионистических акварелей. В год триумфа советской космонавтики, после полёта в космос Юрия Гагарина создал серию акварелей «Человек в космосе» и новые серии абстракций[3]. В 1962 году написал заявление о восстановлении членства в МОСХ, ссылаясь на то, что его работы всегда имели «космическое содержание», но рассмотрение этого вопроса затягивалось. В том же году Кудряшова заново открыл для ценителей русского авангарда известный греческий коллекционер Георгий Костаки[1]. В 1969 году Иван Алексеевич и Надежда Константиновна получили однокомнатную квартиру на улице Авангардная, дом 19/30[3].

В конце жизни художник создал множество цветовых вариантов собственных графических набросков 1920-х, работал над абстрактными акварелями и коллажами[8]. В 1970 году состоялась персональная выставка Кудряшова в Париже[7]. Галерея Жана Шовлена, в которой проходила выставка, передала рисунок «Конструктивистская композиция» в дар Центру Помпиду[3].

Творчество Ивана Кудряшова представлено в музейных собраниях России и мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых, Каракалпакском государственном музее искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе (Узбекистан), Государственном музее современного искусства в Салониках (Греция) и Центре Помпиду в Париже[1]. Самая большая коллекция — более трёхсот работ Ивана Кудряшова находится в Музее искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого. Картины Ивана Кудряшова сохранились благодаря Игорю Савицкому, который многие годы собирал живописные полотна и композиции художника, предвидя, что время его признания наступит[8].

Умер Иван Алексеевич Кудряшов 30 августа 1972 года в Москве. Был кремирован, место захоронения не установлено[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения. Третьяковская галерея (официальный сайт) (2021). Дата обращения: 10 июля 2024.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Галимзянова, Евгения. Кудряшов (Кудряшёв) // Всемирная история : Энциклопедия. — 2021. — 26 ноября.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 Пронина Ирина, Смекалов Игорь. Биография. Иван Кудряшов. Лаврус. Проект Третьяковской галереи (сайт) (7 июня 2021). Дата обращения: 10 июля 2024.
  4. Иван Кудряшов. — М.: Третьяковская галерея, 2021. — 320 с. — ISBN 978-5-89580-326-4.
  5. Рублёв, Валерий. Тимофеева Надежда Константиновна советская художница-авангардистка. yavarda.ru Художники планеты Земля (сайт) (26 мая 2020). Дата обращения: 10 июля 2024.
  6. Сергей Калмыков: Почему последнего русского авангардиста считали городским сумасшедшим. Культурология (сайт). Дата обращения: 10 июля 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Иван Алексеевич Кудряшов. Артхив (сайт) (2024). Дата обращения: 10 июля 2024.
  8. 8,0 8,1 Узбекское спасение Ивана Кудряшова. Вести. Узбекистан (сайт) (17 мая 2021). Дата обращения: 10 июля 2024.

Ссылки

Выставка к 125-летию Ивана Кудряшова в Государственной Третьяковской галерее. Представлены наиболее характерные работы художника: Фотогалерея