Коэволюция

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Коэволюция между эндосимбионтом и его хозяином нематодой Вольбахией Асимметричной Задней

Коэволю́цияпроцесс совместной эволюции человека и природы[1]. Для биологии коэволюция — естественная связь между совершенно разными видами организмов, которая может быть и благотворной и враждебной. Определяющим здесь служит совместное развитие в направлении большей близости[2]. Согласно принципу коэволюции каждый вид оказывает воздействие как на среду обитания, так и на другие виды, заставляя их адаптироваться к изменённым условиям. Нарушая структуру живых сообществ, мы неизбежно нарушаем и собственную среду обитания[3].

Содержание понятия коэволюция

Понятие коэволюция было сформулировано в отечественной традиции биологом и генетиком Н. В. Тимофеевым-Ресовским. В 1968 году он выступил с концепцией коэволюции природы и общества, в которой учёный пытался найти наиболее благоприятную пропорцию между биосферой и интересами человечества. В свою очередь это должно было стать «золотой» серединой между двумя крайностями: «человек властвует над природой» и «человек смиряется перед ней»[4].

Ключевым понятием для коэволюции является концепция ноосферы предложенная русским геологом, философом-космистом Вернадским Владимиром Ивановичем. Ноосфера понимается как область взаимодействия природы и человеческого разума. Природа дала материальные основания для существования человеческого сознания, разум человека в свою очередь с помощью мышления преобразует природную действительность[5].

Н. В. Тимофеев-Ресовский. Российский учёный. Ввёл в оборот понятие коэволюции

Более глубоко концепцию коэволюции проработал российский физик, философ Моисеев Никита Николаевич. Никита Николаевич обогатил коэволюционную концепцию гуманистическим наполнением. Обозначил важность понимания сосуществования человека и природы. Ввёл в оборот понятие экологический императив по аналогии с этическим императивом Иммануила Канта. В основе экологического императива лежат принципы экоценризма и инвайроментальной парадигмы, где этика взаимодействия с человеком как с целью, а не средством распространяется на саму природу в целом. Природа становится не объектом, а субъектом отношений. Ценность природы приравнивается у ценности человеческой жизни[6].

Коэволюция в биологии

Богомол имитирует растение. Подобную способность к защите насекомое приобрело в результате коэволюции.

В биологии коэволюция является одной из разновидностей эволюционного процесса. Согласно теории эволюции, с течением времени живые существа видоизменяются под воздействием внешней среды. Обычно под факторами естественного отбора понимают, например, климат, обеспеченность пищей или доступность воды. Однако понятие «внешняя среда» может включать в себя и другие живые существа. Изменения в одном организме могут приводить к изменениям в другом; эти изменения, в свою очередь, вызывают изменения в первом организме и так далее. Такой «вальс организмов» во времени называется коэволюцией[7].

Важной составляющей в современном осмыслении проблем коэволюции является теория кооперативного гена, выдвинутая биологом, популяризатором науки Ричардом Докинзом. Эта концепция показывает тесную связь человеческой биологии и человеческой этики. Так или иначе гуманность в отношении природы — попытка сохранить природную среду для самого человека и в этом отношении ген эгоистичен[8].

Коэволюция в гуманитарных науках

Коэволюционный подход имеет трансдисциплинарный смысл. Трансдисциплинарный смысл коэволюционного подхода подразумевает над объектный анализ действительности. Это значит, что сюда входит стирание границ между естественными и гуманитарными науками, поскольку природа человека биосоциальная, и человек становится здесь фактором единства наук. Науки создаются человеком и для человека. Этические ценности проникают не только в гуманитарную, но и в естественную сферу, так как этого требует экологический императив[9].

Трансдисциплинарный смысл задаёт присутствие свободы выбора и творчества как в гуманитарных, так и в естественных науках. Научная парадигма трансдисциплинарного порядка основывается на принципах гуманистического экологизма. Коэволюционный подход к познанию учитывает значимость герменевтического понимания, это значит что для познания приемлема интерпритация и понимание смыслов. Он провозглашает преимущество глобального, междисциплинарного, ценностного знания над единичным фактом, узкой дисциплиной исследования. Методы естественных и гуманитарных наук дополняют друг друга[9].

Примечания

  1. Моисеев, Н. Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь.. — 1997. — № № 2.
  2. Циммер К. Триумф идеи: захватывающая история эволюционной теории - от Дарвина до науки XXI века. — Москва: Альпина нон-фикшн, 2012. — 568 с.
  3. Бойко А. А. Принцип коэволюции в философии русского космизма и современный глобальные проблемы. // ГМИК имени К. Э. Циолковского. — 2010.
  4. Стоцкая Т. Г. Яковлева Е. А. Философия коэволюции // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Философия : журнал. — 2021. — Июнь (№ 1). — С. 84-90.
  5. Рубанов В. Г., Рубанова Е. В. Ноосферная концепция В. И. Вернадского и современное экологическое знание // Известия Томского политехнического университета. — 2003. — Т. 306, № 3. — С. 144-149.
  6. Кондратьева С. Б. Горохова С. А. Концепция коэволюции Никиты Николаевича Моисеева: экофилософские, этические и образовательные аспекты // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — Июнь (№ 6). — С. 122-125.
  7. Коэволюция. Элементы. Дата обращения: 23 марта 2024.
  8. Мантатов В. В. Генетические истоки экологической этики: от кооперации генов к коэволюции человека и природы // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — Февраль (№ 14). — С. 16-19.
  9. 9,0 9,1 Шаяхметова Л. А. «Трансдисциплинарный смысл» коэволюционного подхода в контексте социально-гуманитарного знания // Философские контексты современности: принцип Ratio и его пределы : сборник. — 2020. — С. 205-208.