Космический рейс

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Космический рейс
Космический рейс
Жанр фантастика
Режиссёр В. Журавлёв
Автор
сценария
А. Филимонов
при участии Константина Циолковского
В главных
ролях
С. Комаров
В. Ковригин
Н. Феоктистов
В. Гапоненко
К. Москаленко
Оператор А. Гальперин
И. Шкаренков
Композитор В. Кручинин
Кинокомпания «Мосфильм»
Длительность 70 мин.
Год 1935

«Космический рейс» — немой советский научно-фантастический фильм о покорении космоса, созданный киностудией «Мосфильм» в 1935 году.

В написании сценария принимал участие Константин Циолковский. Фильм насыщен новаторскими инженерными и дизайнерскими решениями.

Премьера состоялась 21 января 1936 года.

Сюжет

Москва. Лето, 1946 год. В московском Институте межпланетных сообщений имени К. Э. Циолковского проводятся первые опыты по подготовке полёта на Луну[1]. Один из главных героев, академик Седых в возрасте. Он носит аккуратный деловой костюм, на котором располагаются две награды, напоминающие орден «Красное Знамя РСФСР», учрежденный в 1918 году. В фильме показан налаженный быт академика — большая, богато обставленная квартира, за порядком следит заботливая жена.

Первые опыты не приводят к успеху. В космос последовательно посылаются кролик и кошка. На Луну на космическом ракетоплане «Иосиф Сталин» летит команда: создатель академик Павел Иванович Седых, ассистент профессора Карин — Марина, проникшим на корабль в последний момент перед стартом юным изобретателем Андрюшей Орловым. Команда успешно садиться на обратной стороне Луны, далее они двигаются на видимую с Земли сторону и подают сигнал в виде слова «СССР». Сигнал принимается учеными на Земле. В определенный момент у высадившихся на Луне возникает проблема с кислородом. Герои отыскивают замороженные остатки лунной атмосферы, с помощью которых решают эту задачу. Группа героев действует как единое целое под командой академика. Попрыгав по Луне, команда благополучно возвращаются на Землю. Вместе с ними возвращается кошка — найденная и спасённая пассажирка пропавшей второй ракеты. В столице СССР торжественно встречают первых космонавтов[2]

Главными герои ленты — ученые.

По смене места действия фильм делиться на четыре части: эпизод на Земле с подготовкой к полету, космический полет, эпизод на Луне, возвращение на Землю — встреча возвратившейся экспедиции. Драматургия фильмов во многом схожа: на Земле происходит завязка сюжета, в полете его развитие, на Луне — кульминация и развязка.

Производство

Идея создания научно-фантастического сценария пришла еще в 1924 году во время учёбы в Государственном техникуме кинематографии режиссёру Василию Журавлёву. Тогда он написал киносценарий о межпланетном перелёте, который, по его словам, был ещё «очень наивный и технически невыполнимый»[3]. Василий Журавлев опубликовал произведение под названием «Завоевание Луны мистером Фоксом и мистером Троттом». Впоследствии данный сценарий был положен в основу одного из первых советских мультфильмов — «Межпланетная революция» режиссёров Николая Ходатаева, Зенона Комиссаренко и Юрия Меркулова, также студентов ГТК. Мультфильм был в производстве как анимационная вставка для научно-фантастической ленты Якова Протазанова «Аэлита», но в итоге не вошёл в неё и был выпущен отдельно в виде пародии[4][5]. В 1932 году Центральный комитет ВЛКСМ выдвинул задачу по созданию для детского зрителя как можно большего количества фильмов по различной тематике, в которые также должны были входить и научно-фантастические постановки[3].

«Космический рейс» был создан по сценарию А. А. Филимонова (1904—1998), научным консультантом стал великий К. Э. Циолковский. Исследователи отмечают, что режиссер верили, что полет на Луну — дело самого ближайшего времени.

Фильм снимался на студии «Мосфильм». «Космический рейс» стал первым в фильмографии режиссера на космическую тематику.

В съемках применяется большое количество реквизита — телескопы, глобусы, модели солнечной системы.

Особенности

В фильме интересны пейзажи футуристической Москвы с высокими зданиями, эстакадой для запуска космического аппарата в центре города.

Критика

Первый показ фильма состоялся в Кремле в октябре 1935 года, а общая премьера состоялась 21 января 1936 года[6].

Фильм ставится исследователями в ряд самых значительных фильмов немой эры на космическую тематику — «Путешествие на Луну» (1902) французского режиссера Жоржа Мельеса (1861—1938), «Путешествие на Марс» (1918) датского режиссера Форреста Хольгер-Мадсена (1878—1943), «Аэлита» (1925) отечественного режиссера Якова Протазанова (1881—1945), «Женщина на Луне» (1929) немецкого режиссера Фрица Ланга (1890—1976).

Очень часто исследователи сравнивают фильмом немецкого режиссера Фрица Ланга «Женщина на Луне» (1929). Особо важна статья французского автора Клода Меттаванта[7], в которой фильмы Ф. Ланга и Н. Журавлева сопоставляются по ряду параметров: космическое оборудование, перегрузки команды, точка прилнения, цель полета на Луну, стартовая площадка, форма, управление, устройство ракеты, процедура запуска, фазы полета.

Место «Космического рейса» Журавлева в истории советского кино анализируется в работах Б. Смирнова и А. Вяткина[8].

Советские исследователи «Космического рейса» обращали внимание в основном на технические особенности ленты, не углубляясь в анализ героев и сюжетов.

В анализе и рефлексии фильма очень важны воспоминания о съемках В. Н. Журавлева, дополненные позже его сыном Н. В. Журавлевым. Они содержат много информации о требованиях К. Э. Циолковского, а также о технических задачах, которые пришлось решать в процессе создания ленты.

В ролях

Съёмочная группа

Ссылки

Литература

  • Вяткин, Андрей. Советские космические киноэкспедиции // Мир фантастики : журнал. — Москва: ТехноМир, 2003. — Вып. 2. — С. 23—25.
  • Журавлев В. Н. Как создавался фильм «Космический рейс» // Знание — сила. М., 1954. № 10. С. 33-36.
  • Журавлев Н. В. «Космический рейс» — сказка моего детства // Техника — молодежи. М., 1987. № 10. С. 18-21.
  • Каптерев С. Журавлев Василий Николаевич // Кино России. Режиссёрская энциклопедия. — М.: НИИК, 2010. — С. 180—183.Советские фильмы о завоевании космоса (Циолковский и кино) // Л. А. Звонникова. — М.: Всесоюзный государственный ордена Трудового Красного знамени институт кинематографии, 1971. — 132 с.
  • Смирнов Б. А. Киносъёмка в невесомости // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1981. — № 4. — С. 21—29. — ISSN 0040-2249.
  • Фёдоров А.В. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. — М.: ОД «Информация для всех», 2021. — С. 1021. — 1134 с.

Примечания

  1. Зольников Михаил Евгеньевич. Образ ученого в научно-фантастических фильмах поздней немой эры("Женщина на Луне" и "космический рейс") // Культурная жизнь Юга России.. — 2018. — № 1.
  2. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог // Коллектив авторов. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — С. 67—68. — 785 с.
  3. 3,0 3,1 Журавлёв, Василий. Как создавался фильм «Космический рейс» // Знание — сила. — 1954. — № 10. Архивировано 11 октября 2012 года.
  4. «МЕЖПЛАНЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ». Аниматор.ру. www.animator.ru. Дата обращения: 27 марта 2020. Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. Журавлёв, Николай. «Космический рейс» — сказка моего детства // Техника — молодёжи. — 1987. — № 10. — С. 18—21.
  6. Смирнов Б. А. Киносъёмка в невесомости // Техника кино и телевидения. — 1981. — № 4. — С. 21—29.
  7. Mettavant С. Voyage cosmique..
  8. Вяткин А. Вяткин А. Советские космические киноэкспедиции // Мир фантастики.. — М., 2003.. — № 2. — С. 23—25.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!