Кондаков, Николай Павлович
Николай Павлович Кондаков | |||||
---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 19 апреля 1913 | ||||
Место рождения |
деревня Рязаново, Медновский уезд, Тверская губерния, Российская империя |
||||
Дата смерти | 1984 год | ||||
Место смерти | СССР | ||||
Страна |
Российская империя СССР |
||||
Место работы | Томская железная дорога, НИИЖТ | ||||
Альма-матер | Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта | ||||
Учёная степень | кандидат технических наук | ||||
Учёное звание | профессор | ||||
Награды и премии |
|
Николай Павлович Кондаков (19 апреля 1913—1984) — советский железнодорожник и учёный, кандидат технических наук (1959), профессор (1965); ректор Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта в 1957—1972 годах[1].
Биография
Родился 19 апреля 1913 года в деревне Рязаново Медновского уезда Тверской губернии в крестьянской семье.
В 1930 году окончил в Ленинграде девять классов школы и поступил на строительный факультет Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ, ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). В 1935 году, окончив вуз и получив квалификацию инженера по реконструкции, содержанию и ремонту пути, Николай Кондаков был рекомендован для поступления в аспирантуру.[2]
Однако решением Центрального управления кадрами Народного комиссариата путей сообщения Николай Кондаков был направлен на Томскую железную дорогу, где начал работать инженером технического отдела 10-й дистанции пути на станции Усяты. Прошёл здесь ступеньки карьерной лестницы: дорожный мастер, старший дорожный мастер, прораб по развитию и переустройству станции, заместитель начальника дистанции. В июле 1937 года он был назначен заместителем начальника 5-й (Тайгинской) дистанции пути Томской железной дороги. В 1939 году руководил 12-й (Мундыбашской) дистанцией пути. В начале Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, он вернулся на Усятскую дистанцию пути в качестве ее начальника.[2]
В годы войны годы Кондаков проявил себя не только как руководитель, но и инженер-исследователь. В 1944 году в журнале «Техника железных дорог» появилась его первая научная статья «О некоторых вопросах подуклонки рельсов». К 1947 году, моменту завершения его работы в Усятской дистанции пути, было опубликовано в центральных изданиях и в сборниках трудов НИВИТ его шесть работ, посвященных устройству и содержанию железнодорожного пути и земляного полотна. Трудовые заслуги Кондакова в этот период были отмечены государственными наградами.[2]
В декабре 1947 года Н. П. Кондаков был назначен главным инженером службы пути Томской железной дороги. В марте 1952 года по решению Правительства СССР он находился в командировке в Китайской Народной Республике, работал там советником министра железнодорожного транспорта. Из КНР вернулся на прежнюю должность Томской железной дороги. В июне 1956 года Кондаков был избран на должность доцента кафедры «Путь и путевое хозяйство» Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ, ныне Сибирский государственный университет путей сообщения), а в декабре 1957 года утверждён в ученом звании доцента по этой же кафедре. В мае 1959 года он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волнообразный износ рельсов и меры борьбы с ним (по наблюдениям на Томской железной дороге)»[3], в сентябре этого же года ему присудили ученую степень кандидата технических наук.[2]
Также в декабре 1957 года Н. П. Кондаков был назначен начальником (ректором) Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, проработав на этом посту по 1972 год. В октябре 1965 года он был избран на должность заведующего кафедрой, профессора по кафедре «Путь и путевое хозяйство» по совместительству. В июне 1967 год Высшая аттестационная комиссия утвердила Кондакова в ученом звании профессора. В январе 1971 года он по собственному желанию был освобожден от заведования кафедрой и переизбран на должность профессора кафедры, а в октябре 1971 года по личной просьбе был освобожден от обязанностей ректора института.[2]
В 1978 году Николай Павлович прекратил научно-педагогическую деятельность в НИИЖТ в связи с выходом на пенсию и переехал в Ленинград. Умер он в 1984 году.
В знак уважения к памяти Н. П. Кондакова в СГУПС открылась аудитория его имени[1]. Позже рядом с ней учёному была установлена памятная доска[4].
Награды
Был награждён орденами «Знак Почета» (1945) и Трудового Красного Знамени (1972), а также медалями, в числе которых «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946).
Министерство путей сообщения наградило Н. П. Кондакова знаком «Почетному железнодорожнику» (1944).
Примечания
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 19 апреля
- Родившиеся в 1913 году
- Умершие в 1984 году
- Кандидаты технических наук
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена «Знак Почёта»
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Почётные железнодорожники
- Учёные по алфавиту
- Родившиеся в Тверской губернии
- Ректоры вузов СССР