Каринская узкоколейная железная дорога

Материал из «Знание.Вики»
Узкоколейная железная дорога Каринского транспортного управления
Karintorf railway TU4-2286 20111127 0401 vernisaz.jpg
Общая информация
Страна Россия
Состояние Пассажирская, бывшая торфовозная
Обслуживание
Дата открытия 1942
Подчинение ЗАО «ВяткаТорф» (до 1 мая 2019)
АНО «Музей Железной дороги» (с 1 мая 2019)
Технические данные
Ширина колеи 750 мм

Ка́ринская узкоколейная железная дорога — пассажирская узкоколейная железная дорога в Кировской области.

Изначально создавалась и функционировала как торфовозная. Является частью городской системы общественного транспорта. Связывает основную часть города Кирово-Чепецка с посёлком Каринторф и бывшим Каринским торфозаготовительным участком ЗАО «ВяткаТорф». На участке «Новый» — «Техническая» осуществляются пассажирские перевозки. Единственная пассажирская узкоколейная железная дорога в постсоветской России, которая одновременно является и внутригородским транспортом.

Местные жители называют дорогу Кирово-Чепецким метрополитеном.

История

Каринская узкоколейная железная дорога (УЖД) начала действовать в 1942 году, когда началась разработка торфа на Каринском участке и образовался посёлок Каринторф. В этом же году был открыт мост на деревянных опорах через реку Чепцу, по которому проходила узкоколейка[1]. Её протяжённость составила 22 км по направлению 2-й посёлок Каринторф — станция Техническая (Центральный посёлок Каринторф) — разъезд Пойма — мост — разъезд Боёво — станция Торфяная. Первый 10-вагонный состав с торфом под управлением машиниста Егорченко Никифора Евламповича прибыл на ТЭЦ 14 декабря 1942 года. В 1949 году через Чепцу был установлен мост на железнобетонных опорах.

К 1955 году были проложены рельсы до северного Прокопьевского торфомассива, где находился посёлок Октябрьский.

Первоначально через реку Белая Холуница на линии находился временный деревянный мост, по которому вагоны «перетаскивали» без паровоза, потому что мост не выдерживал его вес[2].

В 1959 году для прямой связи между ТЭЦ-3 и Васькинским торфопредприятием (в окрестностях станции Просница), а позже — с новым Бурмакинским торфопредприятием в посёлке Речной в южном направлении была открыта линия от станции Торфяная, через путепровод над Транссибом на перегоне Киров — Яр.

Более 100 километров составила протяжённость единой сети узкоколейных железных дорог. УЖД, сначала подчинявшаяся транспортному отделу Каринского торфопредприятия, в 1958 году была преобразована в самостоятельное Каринское транспортное управление, обслуживающее Каринское, Прокопьевское, Васькинское и Бурмакинское торфопредприятия. Его главное локомотивное депо находилось на станции Техническая в посёлке Каринторф. А также депо были на станциях Октябрьская, Бурмакино и Васькино. В 1960-х годах на узкоколейную железную дорогу поступили тепловозы ТУ3 и ТУ2 для замены паровозов[3].

В 1980-х годах Каринское транспортное управление переименовали в Кирово-Чепецкое предприятие промышленного железнодорожного транспорта (КЧППЖТ). Велось строительство новых участков: 15 километров от станции Бурмакино (посёлок Речной) на торфомассив в районе деревни Сосники, и к западу от бывшей деревни Кулюбинцы на торфомассив Маланино. Линия на торфомассив у деревни Сосники недолго проработала, так как объём потребления торфа вскоре резко снизился.

Сложная экономическая ситуация в России в 1990-е годы и истощение запасов торфа привели к прекращению его добычи на болоте под Бурмакино. В 1992 году южная ветка от станции Торфяная была разобрана, за исключением небольшого участка у посёлка Речной, который стал изолированным. Путепровод над магистральной железной дорогой Киров — Яр вскоре был частично демонтирован. У посёлка Речной узкоколейка в качестве изолированной узкоколейной железной дороги проработала больше 10 лет. Окончательно линию узкоколейной железной дороги на Бурмакинском торфопредприятии разобрали в 2005 году.

Северная часть сети узкоколейных железных дорог Каринского транспортного управления в 1990-е и 2000-е годы продолжала работать. Кирово-Чепецкое предприятие промышленного железнодорожного транспорта было ликвидировано в начале 1990-х годов. Узкоколейная железная дорога стала транспортным цехом Каринского торфопредприятия, которое в дальнейшем преобразовалось в Каринский производственный участок ЗАО «Вяткаторф». Единственное, что потеряла северная половина сети с начала 1990-х годов до 2008 года — это линия на Шестаковский торфомассив, расположенный в окрестностях посёлка Октябрьский (была разобрана в 2002—2003 годах).

В течение 2010 года была разобрана большая часть 20-километровой линия Техническая — Маланино. Ближнюю к станции Техническая часть линии на Маланино разобрали в 2011 году. 27 мая 2012 года были сняты рельсы на Белохолуницком переезде на автодороге Слободской — Белая Холуница[2].

Начавшийся в 1990-е годы постепенный переход ТЭЦ-3 на природный газ привёл к тому, что 17 февраля 2012 года по узкоколейке прошёл последний состав с торфом[3].

С 2012 года на участке Новый — Техническая осуществляется только пассажирское движение. На участке Октябрьская — Петрино есть редкое движение. Участок предназначен для сообщения посёлка Октябрьский с торфомассивом. Все остальные участки полностью разобраны[2].

1 мая 2019 года новым владельцем УЖД становится АНО «Музей железной дороги». В Каринторф доставляются новые единицы техники, а в октябре 2019 года на базе депо открыт музей, где проводятся экскурсии и организуются поездки на ручной дрезине[4].

В 2022 году по узкоколейке был запущен первый в мире панорамный железнодорожный вагон со стеклянным полом.[5]

Подвижной состав

Почти все локомотивы и вагоны на Каринской узкоколейной железной дороге были оборудованы узкоколейной автосцепкой АУ-5. Почти весь подвижной состав был оборудован автотормозами.

Большая часть станций узкоколейной железной дороги Каринского транспортного управления была оснащена электрической централизацией стрелок и сигналов (автоматические стрелки), имелась полуавтоматическая блокировка. Были установлены светофоры перед каждой станцией.

До окончания эксплуатации УЖД для перевозки торфа использовались УМВ (узкоколейный металлический вагон). В 1980-х годах УМВ были заменены вагонами ТСВ (торфовозный саморазгружающийся вагон) на подавляющем большинстве торфовозных узкоколейных железных дорог. Продолжающееся использование вагонов УМВ связано с тем, что только такие вагоны подходили для габаритов торфоприёмного бункера на ТЭЦ-3.

В 1980-х годах произошло списание всех тепловозов ТУ2 и ТУ3, им на замены были приобретены тепловозы ТУ7 и ТУ4[2].

Остановочные пункты

Участок Каринской узкоколейной железной дороги по мосту через реку Чепцу

Из городской черты Кирово-Чепецка до микрорайона Каринторф:

  • Новый,
  • Вернисаж,
  • Боёво,
  • Пойма,
  • Бор,
  • Техническая.

Примечания

  1. Каринская УЖД. ЭМБ. Дата обращения: 2 января 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 ИСТОРИЯ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. Архив о железной дороге. Дата обращения: 2 января 2024.
  3. 3,0 3,1 Кирово-Чепецкая УЖД. Заповедные железные дороги. Дата обращения: 2 января 2024.
  4. Александра Коробейникова. «Я не собираюсь ничего разбирать». Бывший московский менеджер - о том, зачем он купил узкоколейку в Кирово-Чепецке. Свойкировский.рф (5 июня 2019). Дата обращения: 2 января 2024.
  5. Кирово-чепецкий «Музей железной дороги» запустил первый в мире панорамный вагон со стеклянным полом Читайте на WWW.KIROV.KP.RU: https://www.kirov.kp.ru/daily/27380/4574622/. КП (18 апреля 2022). Дата обращения: 2 января 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!