Интранет

Схематическое изображение интранета

Интранет (англ. intranet, также интрасеть) — изолированная от Интернета внутренняя корпоративная частная сеть, построенная на технологиях Интернета и использующая такое же программное обеспечение, которое используется в Интернете[1].

Интранет может быть как подключён к Интернету (при этом доступ к нему из интернета ограничен межсетевым экраном), так и физически изолирован от него[1]. Доступ к ресурсам интранета может быть предоставлен как сотрудникам организации, так и её партнёрам. При этом часть интранета, которая доступна внешним пользователям, называют экстранетом (англ. extranet)[1].

Интрасети получили широкое распространение, большинство экземпляров коммерческого ПО веб-серверов уже на 1997 год были установлены в интрасетях[1]. Интранет кардинально изменил характер внутренних коммуникаций в организациях и ускорил их[1][2]. С интранетом связано распространение технологических стандартов во внутренних коммуникационных процессах организаций[3].

История термина

Автором термина интранет (в оригинальном написании — IntraNet) является, по его утверждению, Стивен Теллин (англ. Steven L. Telleen), использовавший его впервые летом 1994 году (тогда он работал в Amdahl Corporation). С. Теллин с коллегами использовали это слово в значении «корпоративный веб» (Enterprise-Wide Web), тогда как интернет подразумевался как публичный веб[4].

В дальнейшем термин был использован в редакционной статье Стивена Лотона «Intranets fuel growth of Internet access tools», опубликованной в номере журнала «Digital News & Review», вышедшем 24 апреля 1995 года[5].

Термин стал широко известен с ноября 1995 года благодаря публикациям в Wall Street Journal[6].

Изначально термин интранет определялся как инфраструктура, основанная на стандартах и технологиях Интернета, которая поддерживает совместное использование контента в рамках ограниченной строго определённой группы пользователей (англ. An infrastructure based on Internet standards and technologies that supports sharing of content within a limited and well-defined group)[4].

К 1998 году значение термина изменилось, и он стал обозначать контент, которым пользуются члены одной организации — даже в том случае, когда он доступен через публичные каналы Интернета[4].

Особенности

Интранет способствует внедрению безбумажных технологий в документооборот[3] и стандартизации используемых в организациях технологий[3].

Интранет является одной из технологий для генерации знаний. Подавляющее большинство технологических компаний уже в 1998 году использовали интранет для интенсификации разработок технологических новшеств[3].

Вложения в интранетовскую инфраструктуру быстро окупаются. Внедрение интранетовских технологий в бизнес-процессы до 80 % снизило затраты на операционную деятельность в организациях разных отраслей[7].

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Novell, 1997.
  2. Callaghan, 2002, Introduction.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Scott, 1998.
  4. 4,0 4,1 4,2 Telleen, 1998.
  5. Сайт Стивена Лотона (англ.). Архивировано 13 февраля 2012 года.
  6. Callaghan, 2002, Introduction, p. 1.
  7. McGovern, 2002.

Ссылки