Иностранный агент (Россия)
Иностра́нный аге́нт — правовой статус в Российской Федерации в соответствии с законодательством о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, предполагающий установление дополнительных обязанностей и правовых ограничений. Федеральный закон определяет иностранных агентов как лиц (физических или юридических), получающих поддержку или находящихся под иностранным влиянием и осуществляющих политическую деятельность, сбор сведений в военной сфере, а также распространение информации для неограниченного круга лиц и иные виды деятельности в соответствие с законодательством[1].
Впервые понятие «иностранный агент» появилось в законодательстве РФ в 2012 году применительно к некоммерческим организациям, затем статус могли приобрести средства массовой информации и позднее физические лица. Контроль за деятельностью иностранных агентов осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации, оно же ведёт реестры инагентов и аффилированных с ними лиц. Правовой статус иностранного агента предполагает наличие правовых ограничений и дополнительных обязанностей, также предусмотрена юридическая ответственность за нарушение законодательства об инагентах.
История законодательства об иностранных агентах
Законодательство о контроле над физическими лицами или организациями, которые находятся под влиянием, в том числе получают финансовую поддержку от иностранных государств или организаций существуют в некоторых зарубежных странах. Так, в США действие Закон о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA), принятый ещё в 1938 году на фоне активной информационной деятельности нацисткой Германии накануне Второй мировой войны. В результате многочисленных поправок он может рассматриваться сейчас как средство борьбы с продвижением политических интересов зарубежных государств и организаций[2]. Схожие законы приняты в Австралии, Великобритании, Израиле, Китае[3], Франции[4], Киргизии[5], Грузии[6] и др.
В российском законодательстве понятие иностранного агента появилось в 2012 году применительно к некоммерческим организациям, ориентированным на политическую деятельность и финансируемым из-за рубежа[7]. Закон не распространял своё действие на политические партии, прочие же некоммерческие организации, получающие финансирование от других государств, международных и зарубежных организаций, иностранных граждан и участвующие в политической деятельности, в том числе в интересах зарубежных государств и организаций, обязаны были подлежать регистрации в специальном реестре, предоставлять сведения о персональном составе руководства и расходовании средств, об аудиторской проверке.
В 2017 году был принят так называемый «закон о СМИ-иностранных агентах» в ответ на требование американских властей от RT America зарегистрироваться в качестве иностранного агента на территории США[2]. В законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О средствах массовой информации» внесены изменения, позволяющие отнести к иностранным агентами средства массовой информации, зарегистрированные за рубежом и финансируемые из иностранных источников. Изменениями в законодательство в дальнейшем было уточнено, что с 1 февраля 2020 года данные организации могут распространять информацию только через зарегистрированные в Российской Федерации юридические лица, на них распространяются правила, применимые к НКО-инагентам.
Для физических лиц и незарегистрированных организаций статус иностранных агентов введён был поправками в законодательство в 2019 и 2020 году. Они также подлежали учёту в специальном реестре, а упоминание о них в средствах массовой информации должно было сопровождаться специальной пометкой о статусе[2]. В июле 2022 года был принят федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» закрепляющий основные понятия и упорядочивающий правовое регулирование в данной сфере[1].
Признаки иностранного агента
Федеральный закон вкладывает в понятие иностранного агента следующие характеристики[1]:
- физическое лицо или организация (за исключением субъектов, перечисленных в законе);
- получает поддержку от иностранного государства или организации (данный признак может быть как самостоятельным так и в совокупности со следующим). По иностранной поддержкой закон понимает предоставление денежных средств или иного имущества, оказание организационной, методической, технической поддержки;
- находится под иностранным влиянием в различных формах (данный признак может быть как самостоятельным так и в совокупности с предыдущим). Под иностранным влиянием понимается любое воздействие иностранного источника, как убеждение, так и принуждение;
- осуществляет один из следующих видов деятельности: политическая деятельность, целенаправленный сбор информации в военной области, публичное распространение информации, иные виды деятельности, установленные ст. 4 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» .
Субъектом признания иностранным агентом может быть физическое лицо вне зависимости от наличия у него российского или иностранного гражданства. Данный статус могут получить также юридические лица, как российские, так и иностранные, а также организации, действующие без образования юридического лица. Федеральный закон также содержит перечень субъектов, которые не могут быть признаны иностранным агентом[1]:
- органы публичной власти,
- публично-правовые и государственные компании и корпорации;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- юридические лица, подконтрольные перечисленным выше субъектам;
- зарегистрированные религиозные организации;
- политические партии;
- объединения работодателей;
- торгово-промышленные палаты;
- должностные лица международных организаций, действующих в Российской Федерации, а также организаций, имеющих схожий статус (перечислены в пп. 2 п. 20 ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[8]);
- сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, действующих на территории РФ;
- владельцы дипломатических, служебных паспортов, въехавшие в РФ для исполнения служебных обязанностей;
- сотрудники и персонал аппаратов военного атташата, торговых представительств и иных представительств органов государственной власти иностранных государств.
Помимо понятия «иностранный агент» закон предусматривает статус лица, аффилированного с иностранным агентом. К ним относятся физические лица, которые в прошлом или настоящем входили в состав руководства, органов управления организации, признанной иностранным агентом, а также лица, осуществляющие политическую деятельность и получающие денежные средства от иностранных агентов (ст. 6 ФЗ «О контроле …»)[1].
Порядок установления статуса
Федеральный закон предусматривает два способа приобретения статуса иностранного агента:
- По инициативе лица, которое намеревается действовать в качестве иностранного агента. В этом случае лицо обязано самостоятельно подать заявление о включении его в реестр. От этой обязанности освобождаются аккредитованные иностранные журналисты, а также иные лица, чьё включение в реестр будет нецелесообразным по согласованию с органами в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны[9].
- По инициативе уполномоченного органа — Министерства юстиции Российской Федерации. В этом случае в течении 10 дней со дня выявления лица, соответствующего признакам иностранного агента, но не подавшего добровольно заявление, лицо включается в реестр.
Включение в реестр иностранных иностранных агентов может быть обжаловано в судебном порядке. Так, впервые статус в суде оспорила художница и активистка Дарья Апахончич, одна из первых включённая в реестр[10]. Суд признал решение Минюста правомерным[11]. Кроме того, лицо может быть исключено из реестра, если прекратило получать средства из иностранных источников, либо организация прекратила своё существование[12][13]. Процедура исключения лица из реестра может быть инициирована лицом путём направления заявления в Минюст, либо последним на основании информации, поступившей от органов публичной власти[14].
Реестр иностранных агентов
Для учёта иностранных агентов уполномоченным органом — Министерством юстиции — ведётся специальный реестр в соответствии с Порядком ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нём сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»[15]. Реестр размещён на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации[16]. Реестр содержит информацию о фамилии, имени, отчестве (при наличии) либо наименовании иностранного агента, сведения об основаниях его включения в реестр, дату принятия решения.
Помимо реестра иностранных агентов Министерством юстиции ведётся единый реестр лиц, аффилированных с иностранным агентами. Прядок данной деятельности утверждён приказом Минюста от от 29.11.2022 № 302[17].
Контроль за деятельностью иностранных агентов
Государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Правительства РФ от 14.01.2023 № 18[18]. Предметом контроля является соблюдение иностранными агентами законодательства РФ, а объектом — деятельность (действия, бездействия) указанных лиц. В целях контроля Министерство юстиции и его территориальные органы вправе запрашивать сведения и документы, в том числе о финансовой и хозяйственной деятельности, проводить проверки, направлять своих представителей на мероприятия, проводимые инагентами и т. п. Перечень плановых проверок размещается на сайте Министерства юстиции на очередной год[19].
Обязанности иностранных агентов
Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» устанавливает следующие дополнительные обязанности для субъектов, имеющих статус иностранного агента[1]:
- информировать о наличии статуса при осуществлении политической деятельности, сбора информации в военной сфере или распространении информации, в том числе сообщать всем её участникам, сотрудникам, бенефициарам;
- осуществлять маркировку распространяемой ими информации, в том числе в сети «Интернет»;
- вести финансовую отчётность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе вести отдельный учёт доходов от иностранных и российских источников, и подлежать обязательному аудиту (для юридических лиц);
- предоставлять в Министерство юстиции сведения, перечисленные в ч. 8 ст. 9 указанного закона в установленные сроки (отчёт о деятельности, иностранных источниках, аудиторское заключение и т. п.)[20];
- публиковать отчёт о своей деятельности в сети «Интернет» не реже раза в полугодие или предоставлять СМИ его для опубликования[20].
Постановлением Правительства Российской Федерации установлен порядок маркировки информационных сообщений иностранных агентов, распространяемых для неограниченного круга лиц. Форма маркировки при размещении в сети «Интернет»[21]:
«Настоящий материал (информация) ___________________
(произведён, распространён и (или) направлен) иностранным агентом ________________________________ (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента_________
__________________________________».
Маркировка должна размещаться сразу после заголовка, при его наличии, выполняется шрифтом вдвое большим основного текста, на контрастном фоне, в начале каждого информационного сообщения. При аудиовизуальном воспроизведении маркировка располагается по центру и должна занимать не менее 20 % площади, маркировка размещается в начале трансляции и при каждом её возобновлении[22].
Ограничения в деятельности иностранных агентов
Федеральный закон устанавливает ряд правовых ограничений в отношении иностранных агентов. Так, последние в соответствие с законом не могут[1]:
- занимать должности в органах публичной власти, в том числе выборные;
- быть членами избирательных комиссий;
- получать допуск к государственной тайне;
- проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных актов;
- участвовать в предвыборной деятельности, участвовать в избирательных кампаниях;
- выдвигать инициативу проведения референдума, участвовать в кампании референдума
- жертвовать в избирательные фонды, фонды референдума;
- организовывать и финансировать проведение публичных мероприятия;
- жертвовать политическим партиям, заключать с ними сделки;
- вести просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних, производить для них информационную продукцию;
- вести педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях;
- принимать участие в закупках товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;
- получать государственную поддержку творческой деятельности;
- осуществлять эксплуатацию объектов критической инфраструктуры;
- быть экспертом государственной или общественной экологической экспертизы, осуществлять общественный экологический контроль.
На иностранных агентов распространяется также ряд ограничений в сфере налогообложения, бухгалтерского учёта, инвестиционной и рекламной деятельности.
Ответственность за нарушение законодательства об иностранных агентах
Законодательство Российской Федерации предусматривает административную, уголовную и иную ответственность о нарушении законодательства об иностранных агентах. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит статью 19.34 «Нарушение порядка деятельности иностранного агента», предусматривающую ответственность за деятельность в качестве иностранного агента без включения в реестр, непредоставление сведений, установленных законодательством, отсутствие информирования о статусе, размещение в сети «Интернет» информационных материалов без маркировки, нарушение порядка и сроков предоставления отчёта и т. п. Административную ответственность несут также средства массовой информации за отсутствие в информационных материалах указания на статус инагента (ст. 13.15 КоАП)[23].
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от обязанностей, предусмотренных законодательством об иностранных агентах (ст. 330.1). Части 1 и 2 указанной статьи содержат составы с административной преюдицией, а именно: уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр иностранных агентов и нарушение порядка деятельности иностранного агента, совершенные лицом, раннее привлекавшимся к административной ответственности по ст. 19.34 КоАП. Максимальное наказание за данные деяния предполагает лишение свободы на срок до двух лет. Часть 3 указанной статьи предусматривает лишение свободы до 5 лет за непредоставление документов, необходимых для включения в реестр, если лицо осуществляет сбор сведений в военной сфере, которые могут быть использованы для угрозы безопасности государству[24].
Законодательство также предусматривает возможность ликвидации для организации, включённой в реестр инагентов, за неоднократное непредоставление сведений, установленных законодательством. Предусмотрена также возможность ограничения доступа к информационному ресурсу иностранного агента, которая осуществляется в с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с утверждённым порядком[25].
Литература
Долгиев М. М., Долгиева М. М. Физическое лицо — иностранный агент: правовое регулирование // Lex Russica. — 2023. — № 8 (201). — ISSN 1729-5920.
Петрова-Ядреева Я.А., Назарова Н.Н. Статус иностранного агента в Российской Федерации: проблемы трансформации // Право и государство: теория и практика. — 2023. — № 5 (221). — ISSN 1815-1337.
Григорьев Е. Н., Гуляев Т. Р., Максимова С. Н. Острые углы статуса иностранного агента. Проблемы законодательного регулирования // Baikal Research Journal. — 2024. — № 1. — ISSN 2411-6262.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием : федеральный закон от 14.07.2022 N 255-ФЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 24 августа 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Иностранные агенты в российском законодательстве. История статуса и его применение . Информационное агентство ТАСС (29 июня 2022). Дата обращения: 24 августа 2024.
- ↑ Иностранные агенты в законодательстве зарубежных стран. Статус и деятельность . Информационное агентство ТАСС (16 апр 2024). Дата обращения: 24 августа 2024.
- ↑ Во Франции одобрили законопроект об иноагентах Об этом сообщает "Рамблер". Далее: https://news.rambler.ru/world/52430645/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink . Рамблер новости (14 мар 2024). Дата обращения: 24 августа 2024.
- ↑ Президент Киргизии подписал закон об иноагентах . РБК (2 апр 2024). Дата обращения: 24 августа 2024.
- ↑ Парламент Грузии принял закон об иноагентах . Российская газета (14 мая 2024). Дата обращения: 24 августа 2024.
- ↑ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента : федеральный закон от 20.07.2012 N 121-ФЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 24 августа 2024.
- ↑ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 28 сентября 2024.
- ↑ Об утверждении Порядка принятия Министерством юстиции Российской Федерации решения об освобождении лиц (категорий лиц) от обязанности подавать заявление о включении в реестр иностранных агентов : Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 28.11.2022 № 300 . Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ Физлицо-иноагент впервые оспаривает этот статус в суде . Право.RU (2 марта 2021). Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ Суд в Петербурге признал законным включение активистки Апахончич в список иноагентов . Информационное агентство ТАСС (13 мая 2021). Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ Минюст исключил из реестра иноагентов три организации . РБК (23 августа 2024). Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ Кого в РФ исключили из списка иноагентов, коснулось ли это Галкина или Шаца . АНО «Информационно-аналитический центр «МедиаНьюс» (25 октября 2023). Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ Исключение из реестра иностранных агентов . Министерство юстиции Российской Федерации. Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ Об утверждении Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Порядка принятия решения об исключении физического лица, впервые включенного в реестр иностранных агентов, из реестра иностранных агентов, формы заявления иностранного агента об исключении из реестра иностранных агентов : Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.11.2022 № 307 . Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ Деятельность в сфере иностранных агентов . Министерство юстиции Российской Федерации. Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ Об утверждении Порядка ведения единого реестра физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, и Порядка принятия решения об исключении физического лица из указанного реестра : Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.11.2022 № 302 . Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ Об утверждении Положения о государственном контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах постановление Правительства РФ от 14.01.2023 N 18 . Министерство юстиции Российской Федерации. Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ Контроль деятельности иностранных агентов . Министерство юстиции Российской Федерации. Дата обращения: 28 августа 2024.
- ↑ 20,0 20,1 Об утверждении Порядка и форм представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», и Порядка и сроков размещения иностранным агентом отчета о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» : Приказ Минюста России от 29.11.2022 № 304 . Министерство юстиции Российской Федерации. Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ Иноагенты, нежелательные, террористы: как маркировать в СМИ, соцсетях и учебных работах . Сделано.Медиа. Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» : постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2022 № 2108 . Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 24 августа 2024.
- ↑ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ Об утверждении Правил взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с иностранными агентами, а также ограничения и возобновления доступа к их информационным ресурсам : Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2022 № 2075 . Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 30 августа 2024.
Ссылки
Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации в сфере иностранных агентов
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |