Иванов, Игорь Петрович
Иванов Игорь Петрович | |
---|---|
Дата рождения | 5 ноября 1923 года |
Место рождения | Батуми |
Дата смерти | 9 августа 1992 года |
Место смерти | Санкт-Петербург |
Гражданство | СССР |
Род деятельности | педагог |
Награды и премии |
Премия А.С.Макаренко |
Игорь Петрович Иванов (5 ноября 1923 — 9 августа 1992) — педагог, философ, доктор педагогических наук, академик АПН СССР, специалист по проблемам коллективной творческой деятельности (КТД) детей и взрослых[1], профессор ЛГПУ, академик Российской академии образования, лауреат премии имени А. С. Макаренко[2].
Биография
Игорь Петрович Иванов родился в 1923 году в городе Батуми (Грузинская АССР)[3], вырос в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), учился в гимназии № 1. Увлекался творчеством, занимался спортом, много читал, знал 3 языка. Особенно хорошо знал немецкий язык и любил читать произведения Гёте. Перечитав множество книг в местной библиотеке, он знакомится с книгой А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» . Эта книга определила всю его последующую жизнь.
Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) работал на военном заводе. После войны поступил в строительный ВУЗ , но через год поступил на философский факультет Ленинградского Государственного педагогического института имени А. И. Герцена. Во время обучения принимал активное участие в деятельности студенческого театра[4].В 1949 году, после окончания института остался там работать: вёл лекции и семинарские занятия. В студенческие годы Игорь Иванов задумывается над вопросами идеологического и философского характера, о законах относительной самостоятельности идеологии, о происхождении марксизма, о противоречивости мировоззрения личности, о методе исторического анализа и движущих силах в развитии человеческого общества. Основательность научного анализа в его докладах вызывает интерес как у студентов, так и у педагогов ВУЗа.[5]
Основа знаний философии не позволяет делать поверхностные выводы, что побуждает Игоря Петровича увлечённо погрузится в практику. Противоречия между теорией и реальной практикой работы педагогом требуют осмысления сути воспитания и всех происходящих в нём процессов, а также логического анализа этих процессов, в результате чего выявляются проблемы, поиск решения которых побуждают Игоря Петровича к поиску такой организации жизни, которая могла бы стать источником нравственного становления человека. Его интересует, прежде всего, природа возникновения товарищества, ответственности, нравственного характера отношений между людьми, а также ряд других вопросов взаимодействия комсомольцев и пионеров.[6]
С 1950 года Игорь Петрович работал в Ленинградской школе №21, преподавал логику и психологию, одновременно являясь классным руководителем в классе девочек. В январе 1951 года И.П.Иванов становится заместителем заведующего Отделом школ Ленинградского обкома ВЛКСМ. В октябре 1952 года его переводят на работу в ЦК ВЛКСМ, где он работает в должности заведующего сектором педагогических учебных заведений. С 15 мая 1953 года Игорь Иванов принял решение восстановиться в аспирантуре, где погрузился в работу над вопросами работы школьного комсомола. Под руководством Ананьева Б. Г. Игорь Петрович проводил исследования в области воспитательной деятельности общественных организаций в школе[7]. В 1954 году И.П.Иванова пригласили на должность старшего научного сотрудника в АПН СССР, где он продолжил работать над идеями воспитания детей в коллективе, выдвинутые А. С. Макаренко и другими отечественными педагогами.
Иванова по праву считают инициатором и создателем социально-педагогического движения и одним из инициаторов коммунарской методики[8]. В 1956 году в Ленинграде он создаёт творческую группу педагогов — Союз энтузиастов (СЭН), а в 1959 году, вместе с командой молодых учёных и пионервожатых, Игорь Петрович внедрил в жизнь смелый проект по развитию самоуправления в детских коллективах, создав в районном Доме пионеров и школьников города Ленинграда Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) - школу районного актива старшеклассников. Такие коммуны начинают действовать в нескольких школьных дружинах Фрунзенского района в Ленинграде. С 1959 года И. П. Иванов руководит педагогическим исследованием по организации коллективов детей и взрослых в школах, а также в, созданных им, творческих объединениях. Вскоре такие коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали создаваться по всей стране[9].
В 1961 году Игорь Петрович продолжает работу в педагогическом институте имени А. И. Герцена (ЛГПИ) в должности декана одного из факультетов . По стечению обстоятельств в 1962 году Игорь Иванов навсегда уходит из первой Коммуны юных фрунзенцев и в 1963 году создаёт Коммуну им. А. С. Макаренко (КИМ) при ЛГПИ. Коммуна представляла содружество студентов, увлечённых идеями великого воспитателя и педагога, в основе которого лежит развитие отношений и инициатива каждого члена объединения.[10]
В 1971 году И. П. Иванов защитил докторскую диссертацию и получил учёную степень «Доктор педагогических наук». С 1989 года Игорь Петрович являлся действительным членом Академии педагогических наук. После продолжительной болезни 9 августа 1992 года Игоря Петровича Иванова не стало. Он был похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.[11]
Семья
Родители — Ивановы Пётр Константинович и Ольга Константиновна
Супруги - Иванова Любовь Александровна
Дети — Зайцева Ольга Игоревна (род.июнь, 1949), Кожевникова Галина Игоревна
Педагогические идеи
В основе педагогических идей И. П. Иванова лежат принципы воспитания, разработанные А. С. Макаренко.[12]
С Антоном Семёновичем Макаренко Игорь Петрович познакомился ещё в 15 лет, через прочтение книги «Педагогическая поэма». Из макаренковской педагогики он вычленяет три основы, три фундаментальные идеи и разрабатывает их всю жизнь.
Первая идея — «дела государственного значения» (также называется одна из глав в одной из его книг).
Вторая идея — коллегиальная организация жизни. Не отдельного дела, а именно жизнедеятельности коллектива; самоуправление как норма права, как обязательная составляющая жизни коллектива.
Третья идея — характер отношений между людьми в едином воспитательном коллективе и особенно, позиция педагога как старшего товарища
Также как К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко Иванов считал, что воспитательная работа не может существовать отдельно от жизни, на основании чего разработал методику, которую назвал «педагогикой сотрудничества», доказав на практике ее эффективность[13].В различных источниках эта методика имеет разные названия: «Коллективное творческое воспитание»,"Орлятская педагогика","Воспитание по Иванову","Коммунарская методика". Разработка методики, при внедрении которой пионерская организация на самом деле становится организацией самих детей, а не "за детей" и не "для детей", получает целостный вид. В её основе лежит нравственная задача заботы о людях, она проста и доступна для понимания человека в любом возрасте. Содержательная сущность процесса духовно-нравственного воспитания в методике представлена «педагогикой общей заботы» о становлении и развитии личности каждого школьника в процессе личностно-значимой деятельности, которая имеет социальную направленность. Понятие «забота», впервые введенное И. П. Ивановым как педагогическая категория, по мнению Игоря Петровича, является основной духовно-нравственной категорией воспитания.
Идеи Игоря Петровича, такие как: «Демократизация школы», «взаимное воспитание ученика и учителя», «самоуправление» перевернули советскую педагогику 1950х годов. Идея Игоря Петровича проста - её задача заключалась в поиске способов усвоения ребятами методики организации деятельности пионерского отряда, где взрослые занимают позицию старшего товарища и вместе с ребятами строят жизнь коллектива.[14]Идеи воспитания Игоря Иванова легли в основу и вот уже много лет успешно развиваются во Всероссийском детском центре «Орленок»[15]. Многие ученики и соратники И. П. Иванова (Л. Г. Борисова, профессор, доктор философских наук; Е. В. Титова, кандидат педагогических наук; И. Д. Аванесян, кандидат педагогических наук; С. А. Шмаков, профессор; и другие) продолжают внедрять идеи «коммунарской методики» в жизнь.
В 1998 году в Санкт-Петербурге к началу Всероссийского съезда последователей академика И. П. Иванова «Воспитание и школа на рубеже XXI века» вышла в свет книга Л. А. Ивановой «Будущее в настоящем — жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова»[16].
Труды
- Иванов И.П. Труд, учение и отдых юных пионеров. – Л.: Лениздат,1959 г
- Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов. – Л.,1969 г
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982 г
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика,1989 г
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение,1990 г
- Иванов И.П. Педагогика общей заботы. – С-Пб.: Образование,1996 г
Награды
Премия имени А. С. Макаренко
Примечания
- ↑ Иванов Игорь Петрович . Большая биографическая энциклопедия. Дата обращения: 14 декабря 2023.
- ↑ Иванов игорь петрович . Большая библиографическая энциклопедия Terminy.info (2009).
- ↑ Иванов игорь петрович . Российская педагогическая энциклопедия. Дата обращения: 14 декабря 2023.
- ↑ ЦАРЁВА Надежда Павловна ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО, кандидат педагогических наук. Большое видится на расстоянии (рассказ о старшем товарище Игоре Петровиче Иванове) . И.П. Иванов и коммунарская методика (2012). Дата обращения: 16 декабря 2023.
- ↑ ЦАРЁВА Надежда Павловна ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО, кандидат педагогических наук. Большое видится на расстоянии (рассказ о старшем товарище Игоре Петровиче Иванове) . КиМ (2012). Дата обращения: 17 декабря 2023.
- ↑ ЦАРЁВА Надежда Павловна ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО, кандидат педагогических наук. Большое видится на расстоянии (рассказ о старшем товарище Игоре Петровиче Иванове) . КиМ (2012). Дата обращения: 17 декабря 2023.
- ↑ ЦАРЁВА Надежда Павловна ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО, кандидат педагогических наук. Большое видится на расстоянии (рассказ о старшем товарище Игоре Петровиче Иванове) . И. П. Иванов и коммунарская методика (2012). Дата обращения: 16 декабря 2023.
- ↑ Иванов игорь петрович . Вокабула. Дата обращения: 14 декабря 2023.
- ↑ Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. 14. Педагогика общей заботы и.П. Иванова. Вклад и.П. Иванова в развитие педагогической теории и практики. . Файловый архив студентов. (11 февраля 2015). Дата обращения: 16 декабря 2023.
- ↑ Телеканал Совета Федерации «Вместе-РФ». Люди РФ. Педагогика жизни Игоря Иванова . ВМЕСТЕ.РФ (30 ноября 2017). Дата обращения: 17 декабря 2023.
- ↑ Телеканал Совета Федерации "Вместе РФ". Люди РФ. Педагогика жизни Игоря Иванова . ВМЕСТЕ.РФ (30 ноября 2017). Дата обращения: 17 декабря 2023.
- ↑ Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. 14. Педагогика общей заботы и.П. Иванова. Вклад и.П. Иванова в развитие педагогической теории и практики. . Файловый архив студентов. (11 февраля 2015). Дата обращения: 16 декабря 2023.
- ↑ Люди РФ. Педагогика жизни Игоря Иванова . ВМЕСТЕ.РФ (30 ноября 2017). Дата обращения: 16 декабря 2023.
- ↑ ЦАРЁВА Надежда Павловна ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО, кандидат педагогических наук. Большое видится на расстоянии (рассказ о старшем товарище Игоре Петровиче Иванове) . КиМ (2012). Дата обращения: 17 декабря 2023.
- ↑ ВМЕСТЕ.РФ. Люди РФ. Педагогика жизни Игоря Иванова . ВМЕСТЕ.РФ (30 ноября 2017). Дата обращения: 16 декабря 2023.
- ↑ И.П.Иванов как автор коллективной творческой деятельности . Студопедия (21 января 2018). Дата обращения: 16 декабря 2023.