Зырянова, Ксения Павловна

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Ксе́ния Па́вловна Зыря́нова (в монашестве — игумения Евсевия, в великой схиме — схиигумения Евстолия, 1810, деревня Комлева Ирбитского уезда — 1889, Верхняя Теча Шадринского уезда Пермской губернии) — основательница Верх-Теченского женского монастыря (ныне Верхтеченский Свято-Троицкий женский монастырь Катайского муниципального округа Курганской области). За годы своего служения Ксения Павловна Зырянова (игумения Евсевия) из полуразрушенной часовни создала полноценно действующий монастырь, который сыграл важную роль в материальном и духовном развитии территории[1].

Евсевия, Евстолия
Имя при рождении Ксения Павловна Зырянова
Дата рождения 1810 год(1810)
Место рождения деревня Комлева Ирбитского уезда
Дата смерти 7 (20) октября 1889(1889-10-20)
Место смерти село Верхняя Теча Шадринского уезда
Место службы Верх-Теченский женский Свято-Троицкий монастырь
Сан игумения, схиигумения
Известен как основательница Верх-Теченского женского Свято-Троицкого монастыря
Возрожденный в XXI веке Верхтеченский Свято-Троицкий женский монастырь. На переднем плане — восстановленный в наши дни Свято-Троицкий храм, с которого началась история монастыря

Биография

Ксения Павловна Зырянова родилась в 1810 году в крестьянской семье в деревне Комлевой Ирбитского уезда. Девочка воспитывалась матерью и получила домашнее образование[2].

25 марта (7 апреля) 1834 года Ксения Зырянова отправилась в паломничество по святым местам России. Она посетила Екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь, Пермь, Саровскую пустынь, Киев, храмы и монастыри в Орле, Туле, Москве, Ярославле[1]. В 1837 году Ксения предприняла попытку поступления в Екатеринбургский женский Ново-Тихвинский монастырь. Попытка оказалась неудачной, и Ксения осталась жить в Екатеринбурге. Занимаясь благотворительностью, она помогала сиротам и людям, не имеющим пристанища[1].

В 1848 году, получив благословение от своего духовного отца, Зырянова начала строительство храма во имя Святой Живоначальной Троицы на месте кладбищенской часовни, приписанной к приходской церкви села Верхняя Теча Пермского края. На этот месте располагался упразднённый в 1764 году женский Введенский монастырь. Строительство храма завершилось через год. В 1860 году с благословения Высокопреосвященного Исидора, митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Ксения Зырянова приняла первую ступень монашества — рясофор[2].

В 1861 году храм во имя Святой Живоначальной Троицы был официально признан общиной. Ксения Зырянова утверждена начальницей общины[1].

В 1867 году Ксения Зырянова приняла монашество с именем Евсевия. Через год её назначили настоятельницей третьеклассного женского Свято-Троицкого монастыря, который возник на месте общины. В 1869 году монахиня Евсевия удостоилась сана игумении[1]. В течение последующих шестнадцати лет игумения Евсевия управляла Свято-Троицким монастырем. В 1885 году епархиальное начальство уволило игумению Евсевию на покой по состоянию здоровья[2]

В 1887 году монахиня Евсевия приняла великую схиму с именем Евстолия. Великая схима предполагала для монахини уединённое существование, сведение до минимума контактов с внешним миром[3]. 7 (20) октября 1889 года схиигумения Евстолия скончалась[2].

Деятельность

Заложение Свято-Троицкого храма и основание общины

В 1844 году Ксения Зырянова получила от архиепископа Пермского и Верхотурского Преосвященного Аркадия разрешение на постройку храма. 23 июня (6 июля) 1848 года в день Владимирской иконы Божией Матери на месте старой полуразрушенной часовни совершилось заложение храма. В течение года к бывшей часовне пристраивались алтарь, крыльцо и колокольня. 23 июня (6 июля) 1849 года произошло освящение нового храма во имя Святой Живоначальной Троицы[4].

В 1850 году Зырянова построила еще два здания — школу для детей и келью. На помощь Ксении приехали ее племянница Евдокия Ивановна Зырянова и мещанка из Екатеринбурга — Пелагея Фёдоровна Гуляева[2]. Количество человек уже позволило основать общину как преддверие монастыря. Для официального утверждения Верх-Теченской общины Ксения Зырянова обратилась к местным крестьянам с просьбой предоставить в пользование усадебную землю, затем поехала в Пермь, Москву и Петербург для решения организационных вопросов. С организацией общины Ксении Зыряновой помогли Московский митрополит Филарет и Санкт-Петербургский митрополит Исидор, чиновники в лице обер-прокурора Священного Синода графа А. П. Толстого, различные меценаты. В 1861 году кладбищенский храм во имя Святой Живоначальной Троицы официально признан общиной[1].

Основание женского училища

С 1862 года Ксения Зырянова официально открыла безмездную школу (женское училище), в которую принимались девочки 7-8 лет. В женском училище обучали грамоте, письму и рукоделию[2].

В общину поступали из окрестных сёл и деревень, из Челябинского уезда, Оренбургской и Тобольской Епархии, Самарской, Нижегородской, Орловской, Вятской губерний. Начальница приняла решение расширить имеющиеся помещения. В 1863 году к уже существующему корпусу был пристроен новый. Корпуса соединялись между собой помещением на втором этаже, где в 1866 году по распоряжению архиепископа Неофита был заложен и освящён храм во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Остатки этих корпусов сохранились до настоящего времени[1].

Развитие материальной базы общины

На территории общины с 1867 года действовала свечная фабрика, различные мастерские (иконописная, переплётная, золотошвейная, портновская, ткацкая, рукодельная)[2]. Ксения Зырянова пригласила мастера из Екатеринбурга для обучения сестёр процессу выделки восковых свечей, затем закупила паровую машину для облегчения труда. Начальница общины сделала свечное производство главным источником содержания общины[1]. Также Зырянова развивала рукоделие, в частности, ткацкое производство, для которого приобрела специальную технику (шесть станков-«самолётов», «сновалки» и другие машины)[5]. В качестве ещё одного источника содержания общины Ксения Павловна определили выделку беличьих шкурок, которые закупались на Ирбитской ярмарке (до 20 000 штук в год)[2].

В 1874 году у общины появилась заимка с подсобным хозяйством. К 1876 году на заимке были построены келья для сестёр, амбар, погреб и конюшни[2].

Количество прихожан с каждым годом увеличивалось, в связи с чем Ксения Зырянова приняла решение расширить храм Святой Живоначальной Троицы северным приделом во имя Владимирской Божией Матери. Новый придел был украшен стенной живописью, новым вызолоченным иконостасом. Расширенный храм получил шесть колоколов[1]. 30 мая (12 июня) 1864 года Свято-Троицкий храм был вновь освящён[2].

Перевод Верх-Теченской общины в статус монастыря

К 1867 году число сестёр общины увеличилось до 50. Ксения Зырянова приняла решение о постриге в монашество. Начальница обратилась в Пермскую Духовную Консисторию с просьбой разрешить ей пострижение в монашеский чин в Верх-Теченской общине. 12 (25) марта 1867 года по Указу Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Александра II, Ксения Зырянова приняла монашество с именем Евсевия[1].

В 1868 году Свято-Троицкая община была возведена в степень третьеклассного женского монастыря, монахиня Евсевия стала его настоятельницей. В 1869 году настоятельница была удостоена сана игумении[1].

Укрепление Свято-Троицкого монастыря

В 1880 году в монастыре жило и трудилось 107 человек. В 1883 году игумения Евсевия пристроила к храму Святой Живоначальной Троицы южный придел, который был освящён Далматовским архимандритом Исаакием во имя великомученицы Екатерины. Свято-Троицкий храм стал трёхпридельным — во имя Святой Живоначальной Троицы, во имя Владимирской Божией Матери и во имя Великомученицы Екатерины[1].

За годы своего служения Ксения Павловна Зырянова (игумения Евсевия) из полуразрушенной часовни создала полноценно действующий монастырь, территория которого к 1885 году включала в себя следующие постройки: «трехпридельный Свято-Троицкий храм, 2 каменных двухэтажных корпуса для сестёр, соединенных по второму этажу домовой церковью во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца, с южной стороны монастыря по углам ограды два каменных двухэтажных дома, также занятых сёстрами, с северной стороны — каменный свечной завод, в одном ряду с которым построен полукаменный дом для сестёр, работающих на свечном заводе, по другую сторону — двухэтажный деревянный дом для сестёр, выполняющих чёрные послушания, также двухэтажный полукаменный дом для квартиры священника, шестистенный деревянный дом, в котором находится монастырское училище, пятистенный деревянный дом с расположенной в нем чеботарней, ещё один пятистенный деревянный дом — столярная и хомутная, два деревянных четырёхстенных дома, занятых сёстрами монастыря, деревянную гостиницу для приезжающих, деревянные амбары и другие служебные монастырские помещения»[1].

В 1885 году монахиня Евсевия отошла от управления монастырём[1].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Ланцевская Н. Ю., игумения Михаила (Шульцева). Матушка-основательница. Об основательнице Верх-Теченского женского Свято-Троицкого монастыря Ксении Зыряновой (в монашестве игумении Евсевии, в великой схиме схиигумении Евстолии). — Екатеринбург: Астер Плюс, 2023. — С. 39—40. — 48 с. — ISBN 978-5-6050208-1-3.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Гаев И. М. Свято-Введенский женский монастырь: прошлое и настоящее. — Шадринск: ОГУП "Шадринский Дом Печати", 2008. — 40 с. — ISBN 978-5-7142-09-76-5.
  3. Схима // Азбука веры : православная энциклопедия.
  4. Свято-Введенский женский монастырь / под общей ред. Архиепископа Курганского и Шадринского Константина. — Москва: atelier ventura, 2015. — 124 с. — ISBN 978-5-9904189-6-7.
  5. Лахтионова Е.С. (дата обращения: 23.03.2024). Женские монастыри Урала и Западной Сибири (вторая половина XIX — начало ХХ в.): повседневная жизнь и основные направления деятельности // Вестник ЕДС : Журнал. — 2020. — № № 2 (30).
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!