Живописный мост

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Живописный мост
Живописный мост в апреле 2010 годаЖивописный мост в апреле 2010 года
Официальное название Живописный мост
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает Москву-реку
Место расположения Москва
Конструкция
Тип конструкции вантово-балочной с арочным пилоном
Основной пролёт 409,5 м
Общая длина 1460 м
Ширина моста 37 м
Максимальная нагрузка А14, НК–176
Эксплуатация
Конструктор, архитектор НПО „Мостовик“, Шумаков, Николай Иванович
Открытие 27 декабря 2007 года

Живопи́сный мост — автомобильно-пешеходный вантовый мост особой конструкции через Москву-реку. Расположен на северо-западе столицы, также известен как мост в Серебряном Бору (Серебряный Бор и Крылатское входят в состав Звенигородской магистрали). Открыт для движения в 2007 году. Получил своё имя в честь близлежащей Живописной улицы.

Этот мост является наивысшим в Европе и занимает место среди 50 самых посещаемых объектов столицы России. С 2017 года он также привлек внимание международной общественности.

Длина Живописного моста составляет 1,5 километра, ширина — 40 метров, а высота от проезжей части до уровня воды достигает 30 метров. Подвесная арка, имеющая ширину 182 метра и высоту более 100 метров, поддерживается 72 вантами. Под аркой располагается стеклянная капсула — смотровая площадка, пока ещё не введённая в эксплуатацию[1].

История

Строительство

В начале 2000-х годов власти города провели конкурс на проектирование моста через Москву-реку, чтобы соединить экологический парк «Серебряный бор» и охраняемую территорию «Крылатские холмы». Близость двух значимых природных объектов накладывала определённые ограничения на проект. Традиционные конструкции мостов не соответствовали требованиям, поэтому было необходимо найти уникальное решение. В итоге мост был спроектирован вдоль реки, а не поперёк, что позволило сохранить нетронутыми охраняемые участки парков и минимизировать препятствия для проходящих судов.

Архитектор Николай Шумаков, известный своей работой над интерьерами московского метрополитена, аэропорта «Внуково» и московского монорельса, был назначен руководителем проекта создания Живописного моста. За свою работу Шумаков был удостоен премии Огюста Перре.

Строительство моста велось с 2004 по 2007 год, а в 2009 году планировалось открыть ресторан в стеклянной капсуле, расположенной на вершине, под аркой. Однако реализация проекта была приостановлена из-за недостатков в конструкции моста. В настоящее время внутри эллипсоида продолжаются работы, поэтому капсула недоступна для посещений[1].

Эксплуатация

Церемония открытия моста прошла в преддверии новогодних праздников, в конце декабря 2007 года. Длина конструкции составила 1460 метров, в то время как основной пролёт достигает 409,5 метров, а арочный — 182 метра. Уровень дорожного покрытия расположен на высоте 30 метров над водной поверхностью, при этом вершина арки возвышается на 105 метров над рекой, что делает его самым высоким мостом такого типа в Европе на данный момент.

Автомобильное движение осуществляется по восьми полосам. С 2008 по 2012 годы ночное движение по мосту и прилегающему тоннелю ограничивалось. Это было необходимо для тестирования систем безопасности тоннеля и завершения монтажа некоторых элементов смотровой площадки, которая не была готова к открытию из-за сжатых сроков.

С обеих сторон дорожного полотна расположены полутораметровые тротуары, с которых, после завершения работ над капсулой, будет возможен подъём на смотровую площадку с помощью лифта. Однако дополнительные галереи для пешеходов, расположенные параллельно мосту, остаются закрытыми с 2012 года[2].

Конструкция

Пролётное строение

Зоны охраны природы, расположенные по обеим сторонам Москвы-реки, в сочетании с активным судоходством существенно повлияли на проектирование моста и его ориентацию относительно берегов. В отличие от большинства подобных сооружений, которые обычно располагаются перпендикулярно водным путям, Живописный мост на значительном протяжении следует вдоль русла реки. Это обстоятельство потребовало изменения положения балки жёсткости, чтобы обеспечить оптимальный изгиб дорожного покрытия, позволяющий движение с максимальной скоростью до 100 км/ч и свободное проходжение водного транспорта по реке.

На 40-метровой ширине пролёта, помимо восьми полос для автомобилей и двух пешеходных тротуаров, предусмотрены также двухметровая разделительная полоса и полоса безопасности шириной 2,6 метра[2].

Арка

Опора моста выполнена в форме стальной арки. Её основания находятся в воде. Перед началом сборочных работ был заложен особенно крепкий фундамент. Строители создали два искусственных острова, где были вырыты котлованы. Это позволило избежать проблем, связанных с водой во время работ.

В дно котлованов были установлены сваи длиной от 20 до 40 метров и диаметром 1,5 метра. После этого была добавлена арматура, и все залили цементом. Расстояние между опорами арки превышает 180 метров, а её высота составляет 90 метров.

От арки отходят 72 ванты, которые поддерживают пролёт моста. Эти стальные тросы изготовлены во Франции и помещены в трубы красного цвета[3].

Смотровая площадка

Пилон Живописного моста представляет собой арочную конструкцию. Опора соединена с главной трассой при помощи вант. На самой верхней части опоры, на высоте свыше 100 метров, расположена овальная капсула, напоминающая инопланетное судно, которая служит центром смотровой площадки. До этой площадки можно добраться с помощью подъёмников. В случае чрезвычайной ситуации предусмотрены подъёмные системы для эвакуации или можно использовать мостик, ведущий к Серебряному бору. Размеры капсулы составляют 33 на 24 на 13 метров, а масса конструкции — около 1000 тонн. Благодаря электрическому обогреву стены капсулы всегда остаются тёплыми, и на наружной поверхности не образуется лёд, который мог бы утяжелить «тарелку». Кроме того, снег не задерживается на крыше, что минимизирует риски для водителей и пешеходов. Наличие капсулы способствует снижению вибрации моста и повышает его устойчивость. На данный момент внутри «тарелки» продолжаются строительные работы, поэтому она закрыта для жителей и туристов.

ЗАГС

В 2011 году московские власти предложили концепцию строительства ЗАГСа на территории красного вантового моста. Проект предусматривал создание двух залов: один на правом берегу, в здании хозяйственного назначения, а второй — на смотровой площадке. Премьерное открытие ЗАГСа намечалось на 2014 год. Хотя интерьеры здания были готовы, они впоследствии частично были утрачены. Возникли сложности с отоплением площадки, так как система обогрева могла негативно повлиять на устойчивость конструкции. Строительные работы продолжались до 2016 года, однако вновь возникли трудности, касающиеся установки лифтов. В 2017 году французская компания продолжила работу над проектом подъёмного оборудования, включая криволинейные шахты. Ожидалось, что новый срок открытия дворца бракосочетаний будет в 2018 году, однако на сегодняшний день технические проблемы так и не были окончательно решены специалистами[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Живописный мост. Туристер. Дата обращения: 22 октября 2024.
  2. 2,0 2,1 Живописный мост. Незабываемая Москва. Дата обращения: 22 октября 2024.
  3. Живописный мост. Sputnik. Дата обращения: 27 октября 2024.
  4. Живописный мост в Москве — где находится и как добраться. krylatskoe.com (14 февраля 2020). Дата обращения: 27 октября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!