Елисейский поля
Елисейские Поля | |
---|---|
фр. Avenue des Champs-Élysées | |
| |
Общая информация | |
Страна |
![]() |
Регион | Иль-де-Франс |
Город | Париж |
Округ | 8 |
Протяжённость | 1 910 м |
Метро |
![]() |
Электричка |
![]() |
48°52′11″ с. ш. 2°18′27″ в. д. / 48.86972° с. ш. 2.30750° в. д. (G) (O) (Я) |
Авеню де Шанз-Элизе (фр. Avenue des Champs-Élysées), более известная как Елисе́йские Поля́, — центральная артерия Парижа, пролегающую на протяжении 1,915 километра. Эта величественная магистраль берёт своё начало у площади Согласия (Place de la Concorde) и завершается у подножия Триумфальной арки (Arc de Triomphe). Ширина Елисейских Полей, достигающая 71 метра, позволяет отнести их к числу наиболее масштабных городских проспектов.
Происхождение названия
Этимология наименования «Елисейские Поля» уходит корнями в античную эллинскую космогонию. В древнегреческих представлениях о посмертном существовании Елисейские Поля, именуемые также Элизиумом, фигурировали как идиллическое пространство в потустороннем мире. Согласно верованиям, это место служило обителью для душ героев и добродетельных смертных, удостоившихся особой чести после кончины. Согласно мифам, эти места располагались на побережье реки Океан, где господствовал нескончаемая весна, а болезней и страданий не было в этом райском уголке[1].
Присвоение столь возвышенного имени парижской магистрали неразрывно связано с эпохой Великой французской революции, разразившейся в 1789 году. Революционеры, черпавшие вдохновение из античной культуры, присвоили это мифологическое название городской улице, символизируя тем самым идеалы свободы и блаженства.
Описание
Елисейские Поля простираются от площади Согласия до площади Шарля де Голля, формируя центральную ось исторического Парижа. Проспект условно делится на две части: нижнюю — парковую зону и верхнюю — торговую.
Парковая часть начинается у площади Согласия, где возвышается Луксорский обелиск. Здесь расположены четыре квадрата, разделённые аллеями: квадрат Послов, Елисейский квадрат, квадрат Мариньи и квадрат Георама. В квадрате Послов находится культурный центр Эспас Пьер Карден, основанный известным кутюрье. Здесь же установлена знаменитая скульптурная группа «Кони Марли» работы Гийома Кусту.
Елисейский квадрат примыкает к Елисейскому дворцу — официальной резиденции президента Французской Республики. На углу Елисейских Полей и проспекта Мариньи установлен памятник Жану Мулену, герою французского Сопротивления.
В квадрате Мариньи с 1855 года работает Театр Мариньи, которым некоторое время руководил основоположник французской оперетты Жак Оффенбах. Здесь же расположен знаменитый филателистический рынок.
Южный сектор включает квадрат Ледуайен, где находится один из старейших французских ресторанов — «Павильон Ледуайен», построенный в 1848 году. Это место было популярно среди таких знаменитостей, как Флобер, Мопассан, Золя и Жан Кокто.
Большой квадрат Игр, также известный как большой квадрат Праздников, открывается видом на Елисейский дворец. Здесь расположены Малый дворец и Большой дворец, в котором открыт Музей открытий и изобретений. В центре площади Клемансо установлена бронзовая статуя маршала Фердинанда Фоша, великого военачальника Первой мировой войны[2].
Прогулочная часть Елисейских Полей заканчивается на Круглой площади (Рон Пуэн), где находится одноимённый театр. С 1980 года здесь базируется труппа, основанная заслуженными деятелями французского театра Мадлен Рено и Жаном-Луи Барро.
Верхняя часть проспекта, известная как «магазинная», начинается от Круглой площади и простирается до Триумфальной арки. Здесь сосредоточены банки, офисы авиакомпаний, выставочные автомобильные салоны, редакции газет «Le Figaro» и «Jour de France». На этом участке расположено множество кинотеатров, ресторанов и магазинов мировых брендов, включая многоуровневый торговый центр «Virgin Megastore».
Среди заметных заведений на Елисейских Полях — аристократический русский ресторан «Распутин» и знаменитое кабаре «Лидо». Здесь же находится центральный офис туризма Парижа. Кинотеатры на Елисейских Полях часто становятся местом проведения премьер фильмов с участием мировых кинозвёзд.

Елисейские Поля завершаются на площади Шарля де Голля, ранее известной как площадь Звезды. В её центре возвышается Триумфальная арка — монументальное сооружение, построенное по приказу Наполеона I в честь побед французской армии. На крыше арки располагается смотровая площадка, откуда открывается панорамный вид на Елисейские Поля и османовский Париж. В центральном пролёте арки с 1921 года находится могила Неизвестного солдата, над которой с 1926 года горит вечный огонь.
Елисейские Поля являются не только одним из самых красивых мест в мире, но и одним из самых дорогих с точки зрения недвижимости. По состоянию на 2010 год, арендная плата за один квадратный метр офисного пространства здесь составляла 10 тысяч евро[3]. Проспект признан самой дорогой улицей в Европе и занимает пятое место в мире по стоимости недвижимости, уступая лишь таким знаменитым улицам, как Пятая авеню в Нью-Йорке и Гиндза в Токио.
Елисейские Поля играют важную роль в культурной и общественной жизни Франции. Ежегодно 14 июля, в День взятия Бастилии, здесь проходит военный парад. Проспект также служит финишной прямой для знаменитой велогонки «Тур де Франс». Архитектурный ансамбль Елисейских Полей оказал влияние на градостроительство в других странах: он послужил прототипом для создания авеню Бенджамина Франклина в Филадельфии (США) и Пасео-де-ла-Реформа в Мехико.
История
XVI-XVII века
Документальные свидетельства о ландшафте, ныне известном как Елисейские Поля, впервые появляются в летописях XVI столетия. В ту эпоху эта территория представляла собой заболоченную низменность, служившую излюбленным местом охоты для французских монархов. Здесь они охотились на уток и другую дичь.
1616 год ознаменовался важным градостроительным решением: по велению Марии Медичи был заложен бульвар Королевы, являвшийся продолжением садово-паркового ансамбля Тюильри. Этот бульвар состоял из триады аллей, обрамлённых стройными вязами.
Кардинальные преобразования территории пришлись на эпоху правления Людовика XIV. 24 августа 1667 года монарх издал эдикт, предписывающий проложить магистраль, соединяющую замок Тюильри с Версальской резиденцией. Реализация этого амбициозного проекта была доверена Андре Ленотру, занимавшему пост главного королевского ландшафтного архитектора.
Под патронажем Ленотра была сформирована обширная променадная зона, органично продолжавшая сад Тюильри. В ходе работ прилегающие к дороге участки подверглись мелиорации и облагораживанию древесными насаждениями. Впоследствии дорожное полотно укрепили для обеспечения беспрепятственного движения конных экипажей, а для освещения в тёмное время суток установили инновационные по тем временам газовые светильники[4].
XVIII век
В начале XVIII века директор дворцовых садов герцог д'Антен принял решение продлить дорогу до холма Шайо, где сейчас находится площадь Шарля де Голля (бывшая площадь Звезды). Его преемник, маркиз де Мариньи, продолжил работы, доведя дорогу до моста Нейи. Эти усовершенствования значительно расширили протяжённость и влияние Елисейских Полей на городскую структуру Парижа.
Русский историк Николай Карамзин, посетивший Париж в конце XVIII века, оставил живописное описание Елисейских Полей того времени в своей книге «Письма русского путешественника». Он сравнивал их с небольшим лесом, где располагались уютные лужайки и разбросанные тут и там хижины. В одних из них располагались кофейни, в других — лавки. По воскресеньям здесь гуляли парижане, играла музыка, а весёлые горожанки танцевали. Рабочие, уставшие после шестидневного труда, отдыхали на свежей траве, пили вино и пели водевили[5].
Во время Французской революции 1789 года улица получила своё нынешнее название — Елисейские Поля. Это наименование было выбрано в честь мифологического рая античной культуры, откуда черпали вдохновение революционеры. Однако при Людовике XVI эта территория оставалась малолюдной и небезопасной для прогулок. В 1777 году, примерно на уровне нынешнего дома № 73 по Елисейским Полям, был сооружён гвардейский пост для обеспечения безопасности.
25 июня 1791 года Елисейские Поля стали свидетелями исторического события. По ним проехал кортеж с королевской семьёй, которая была арестована в Варенне при попытке бежать за границу. Кортеж сопровождался усиленной охраной. Некоторые гвардейцы несли транспаранты с призывами к общественному порядку: «Тот, кто будет рукоплескать королю, получит сто палок, а тот, кто оскорбит короля, будет повешен». Сами гвардейцы приветствовали королевский кортеж поднятыми вверх прикладами.
В период Директории Елисейские Поля вошли в моду у парижан. Здесь стало появляться всё больше лавок и магазинов. Атмосфера либерализации нравов того времени нашла своё отражение и на Елисейских Полях. Известен случай, когда мадам Амлен демонстративно прогуливалась здесь, одетая лишь в газовую тунику, что было весьма смелым поступком для того времени.
XIX век
2 апреля 1810 года Елисейские Поля стали свидетелями ещё одного важного события в истории Франции. В этот день новая императрица Мария-Луиза Австрийская торжественно въехала в Париж под звуки фанфар и барабанную дробь. Однако уже 29 марта 1814 года она тем же путём покинула город, который в это время брали с боем войска антифранцузской коалиции.
В 1814 году, после вступления в Париж войск антифранцузской коалиции, казаки русского императора Александра I разбили временные лагеря на Елисейских Полях. Их пребывание нанесло значительный урон территории, на восстановление которой потребовалось несколько лет. К началу XIX века на проспекте сохранилось лишь несколько строений, среди которых выделялся особняк Масса, позднее перенесённый к Парижской обсерватории в XIV округ.
1828 год ознаменовался важным событием в истории Елисейских Полей: французское государство передало их в ведение муниципалитета Парижа. Это решение было принято при условии, что городские власти займутся благоустройством территории. Данный шаг положил начало масштабной застройке проспекта.
Значительным этапом в развитии Елисейских Полей стало возведение Триумфальной арки в 1836 году. Монумент, прославляющий победу Наполеона Бонапарта в битве при Аустерлице, придал проспекту величественный вид и стал его архитектурной доминантой.
С 1838 года, в эпоху градостроительных преобразований барона Оссмана, началось активное благоустройство Елисейских Полей. Под руководством архитектора Жака Гитторфа было начато устройство садов, которые с конца века практически не изменились. Гитторф также спроектировал и построил несколько изящных павильонов по обе стороны бульвара[6].
Период Второй империи ознаменовался дальнейшим развитием Елисейских Полей. На проспекте появились элегантные особняки, были проложены асфальтированные тротуары и установлено уличное освещение. Эти преобразования значительно повысили популярность Елисейских Полей среди парижан и гостей города.
Важную роль в истории проспекта сыграли всемирные выставки, проходившие в Париже в 1855, 1867 и 1900 годах. Елисейские Поля стали одним из центральных мест проведения этих масштабных международных мероприятий, что способствовало росту их известности и престижа.
Однако история Елисейских Полей в XIX веке не была лишена драматических событий. Во время оккупации Парижа в 1870 году прусские войска проводили ежедневные военные парады по проспекту, демонстрируя своё присутствие и мощь на французской земле.
К концу XIX века Елисейские Поля окончательно утвердились как одна из главных достопримечательностей Парижа, соединяющая в себе черты парковой зоны, торговой улицы и места проведения важных общественных мероприятий. Проспект стал символом элегантности и роскоши французской столицы, привлекая внимание не только парижан, но и многочисленных туристов со всего мира.
XX век
В 1940 году, во время Второй мировой войны, Елисейские Поля вновь подверглись оккупации. Немецкие войска, как и их предшественники в 1870 году, проводили здесь ежедневные военные парады, демонстрируя своё присутствие и мощь на французской земле.
В XX веке Елисейские Поля стали местом «национального ликования», куда стекались толпы парижан по особо торжественным случаям в истории страны. 26 августа 1944 года здесь состоялся марш освобождения Парижа от немецкой оккупации. Вторая французская бронетанковая дивизия торжественно прошла по проспекту, ознаменовав конец четырёхлетней оккупации города.
С 1975 года Елисейские Поля стали финишной прямой знаменитой велогонки «Тур де Франс». Это событие, проходящее раз в два года, привлекает внимание спортивных болельщиков со всего мира.
14 июля 1989 года Елисейские Поля стали центром празднования 200-летия Великой французской революции. Масштабные торжества привлекли миллионы жителей и гостей французской столицы.
12 июля 1998 года проспект вновь оказался в центре всеобщего внимания: в этот день сборная Франции впервые завоевала титул чемпиона мира по футболу. Более 3 миллионов человек вышли на Елисейские Поля, чтобы отпраздновать историческую победу.
Елисейские Поля сохранили своё значение как место проведения важных государственных мероприятий. Ежегодно 14 июля здесь проходит военный парад в честь Дня взятия Бастилии. Также 11 ноября на проспекте проводятся торжественные мероприятия, посвящённые годовщине окончания Первой мировой войны.
К концу XX века Елисейские Поля окончательно утвердились как один из самых престижных торговых районов мира. Здесь открылись бутики ведущих мировых брендов, роскошные рестораны и кафе, превратив проспект в символ роскоши и элегантности[7].
В искусстве
Елисейские Поля неоднократно становились источником вдохновения для художников, писателей и музыкантов. Французский импрессионист Камиль Писсарро запечатлел проспект в серии картин, созданных в 1897-1898 годах. Его работы передают атмосферу Елисейских Полей конца XIX века, изображая оживлённую городскую жизнь и архитектурные особенности проспекта[8].
В музыке Елисейские Поля увековечены в знаменитой песне Джо Дассена «Les Champs-Élysées», выпущенной в 1969 году. Строки «В солнечный день и в дождь, в полдень или в полночь, всё, что хотите, есть на Елисейских Полях» стали своеобразным гимном проспекта, отражая его многогранность и притягательность.
Елисейские Поля также часто фигурируют в кинематографе. Проспект служил фоном для многих французских и международных фильмов, включая классические работы новой волны французского кино 1960-х годов. Его узнаваемый облик стал визуальным символом Парижа в мировом кинематографе.
Примечания
- ↑ Элизиум // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. // Большая советская энциклопедия.
- ↑ Мильчина В.А. Имена парижских улиц. — Новое литературное обозрение, 2016. — С. 297. — 320 с..
- ↑ Три из пяти самых дорогих торговых улиц в Европе находятся в Москве [ria.ru] .
- ↑ Fierro A. Histoire et mémoire du nom des rues de Paris (фр.) — 1999. — P. 350..
- ↑ Бестужев-Рюмин К. Н. Карамзин, Николай Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1897. — Т. 8: Ибак — Ключарев. — С. 500–514..
- ↑ Pierre Lavedan. Un Allemand à Paris au XIXe siècle : J. I. Hittorff, archéologue, architecte et urbaniste (фр.) // Journal des Savants. — 1969. — № 3. — С. 173—188..
- ↑ Довлатов С. Против течения Леты / С. Довлатов // Яновский В. Поля Елисейские. – М., 2012. – С. 3-7. Яновский В.С. Поля Елисейские / В.С. Яновский. – М. : Астрель, 2012. – 479 с..
- ↑ Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников (пер. с франц. Е. Р. Классон; вступ. ст., сост. и примеч. К. Г. Богемской), М., Искусство, 1974.