ЕГАИС (алкоголь)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Единая государственная автоматизированная информационная система учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представляет собой федеральную информационную систему, предназначенную для учета объемов производства, оборота и использования этилового спирта, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции. Она также отслеживает использование производственных мощностей и объем собранного винограда, который применяется для производства винодельческой продукции. Система обеспечивает анализ данных и контроль за производством, оборотом и использованием указанных товаров, а также за использованием производственных мощностей и объемом собранного винограда[1].

Цель работы

Основное функциональное предназначение системы ЕГАИС заключается в обеспечении информационно-технологической поддержки задач, закреплённых в Федеральном законе № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»:

… Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение её качества и проведение контроля над соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Функциональность системы

По утверждениям производителя, система ЕГАИС предоставляет следующие возможности:

  • обеспечивает полноту и точность учёта производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с возможностью детализации по субъектам РФ, производителям, видам, наименованиям продукции, крепости, объёму и правильности начисления акциза;
  • ведёт учёт импорта спирта и алкогольной продукции с контролем корректности начисления акциза;
  • осуществляет учёт федеральных специальных и акцизных марок;
  • проводит анализ состояния и тенденций развития производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ и в её регионах;
  • затрудняет сбыт контрафактной продукции за счёт проверки сопроводительных документов, подтверждающих законность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Для обычного покупателя в системе предусмотрен сервис проверки чека на алкогольную продукцию[2]. Для этого используется QR-код, напечатанный на чеке, который содержит ссылку на страницу системы ЕГАИС с информацией о приобретённом товаре[3]. Данные включают информацию о продавце алкогольной продукции (наименование, ИНН, адрес), данные чека (номер, дата и время продажи), серии и номера акцизных марок, а также сведения о продукте (точное наименование товара, объём, крепость и информация о производителе).

История внедрения

Система была внедрена в 2005 году для обязательного использования предприятиями, занимающимися оптовыми партиями спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Разработка осуществлялась во ФГУП «Научно-технический центр „Атлас“», который подведомственен ФСБ. На начальном этапе внедрения система столкнулась с техническими проблемами и значительными финансовыми потерями, понесёнными как участниками рынка, так и государством. Разработчики не имели полного технического задания, а правительство не подготовило необходимые документы и постановления для контроля разработки и внедрения ЕГАИС. Ситуацию усугубляли постоянные требования о внесении непланируемых изменений в программное обеспечение.

Проблемы стали очевидны, когда было решено подвести под регулирование ЕГАИС производителей парфюмерии, использующих спиртосодержащие вещества, и организации оптовой торговли алкогольной продукцией. Эти отрасли приостановили свою деятельность на длительный срок. В результате приказами министерств пришлось исключить производителей парфюмерии из-под контроля ЕГАИС и срочно доработать саму систему.

К концу 2007 года ЕГАИС функционировала более стабильно, однако из-за отсутствия некоторых функций и необходимых отчётов система не обеспечивала полного мониторинга рынка. Кроме того, оптовые предприятия были выведены из-под действия системы, что делало концепцию ЕГАИС неполной, так как отсутствовали все элементы цепочки «производитель — потребитель».

В докладе, направленном министром финансов премьеру Михаилу Фрадкову 7 августа 2006 года, признавалось, что ЕГАИС фактически не выполняет свои функции.

К причинам сложившейся ситуации относилась неготовность технических средств и программного обеспечения ЕГАИС, что до сих пор не позволяет получать информацию о объёмах поставленной и отпущенной в розничную сеть продукции. В текущий момент ЕГАИС не обеспечивает мониторинг рынка.

К причинам сложившейся ситуации относится неготовность технических средств и программного обеспечения ЕГАИС. Это до сих пор не позволяет получить в ходе работы ЕГАИС информацию об объёмах поставленной и отпущенной в розничную сеть продукции. ЕГАИС на данный момент не позволяет осуществлять мониторинг рынка.

В ноябре 2007 года началось внедрение новой версии ЕГАИС, разработанной Главным научно-исследовательским вычислительным центром Федеральной налоговой службы (ФГУП «ГНИВЦ ФНС»). Завершение внедрения планировалось на конец того же года, однако из-за недоработок команды разработчиков (более 500 человек) сроки перехода на новую версию постоянно откладывались.

Первоначально программное обеспечение, созданное ГНИВЦ, по своей сути напоминало простой почтовый клиент для отправки текстовых файлов, что делало учёт и контроль практически невозможными.

Окончательный переход на новую версию ПО был запланирован на ноябрь 2008 года, но фактическое внедрение началось только в январе 2009 года. К сентябрю 2009 года ПО было в целом внедрено и функционировало с незначительными недоработками. Существуют нарекания по производительности и стоимости обслуживания: типичная конфигурация компьютерного парка для ликёроводочного завода в данной системе, включая лицензионное ПО, обходится примерно в 650 тыс. рублей. Дополнительные затраты на обслуживание включают ежегодную сертификацию комплекса (около 60—70 тысяч рублей), зарплату обслуживающего персонала и техническое обслуживание системы (более 300 тыс. рублей в год).

Серьёзным недостатком разработанной системы является необходимость полной синхронизации баз данных федерального центра управления и контроля с конечным предприятием, что связано с огромными объёмами передаваемой и обрабатываемой информации.

Внедрение ЕГАИС не принесло значительных положительных результатов, за исключением увеличения себестоимости продукции для небольших производителей и роста доли контрафактной продукции на рынке. С конца 2009 года контроль над системой ЕГАИС постепенно передавался вновь созданной федеральной службе — Росалкогольрегулированию.

Летом 2012 года Росалкогольрегулирование (РАР) подняло вопрос о применении ЕГАИС при розничной продаже алкогольной продукции, что должно было обеспечить полное отражение сведений о движении алкогольной продукции от производителя (импортёра) до момента её продажи потребителю.

По оценке Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, «ущерб от ошибок при внедрении ЕГАИС для участников рынка составил сотни миллионов, если не миллиарды долларов».

С 1 января 2016 года дистрибьюторы, не зарегистрированные в ЕГАИС, не смогут принимать отгрузки от производителей и законно поставлять крепкие напитки, вино, пиво, сидр, медовуху и пуарэ в розницу. Однако на 1 ноября 2015 года к системе было подключено менее 5 % оптовых предприятий России, а в рознице — с 1 июля 2016 года.

С 1 июля 2018 года в системе были введены марки нового образца, персонализация которых осуществляется с помощью кода Datamatrix.

Части системы

АСИиУ

АСИиУ (автоматические средства измерения и учёта концентрации объёма безводного спирта в готовой продукции) представляют собой источники данных, которые фиксируются в ЕГАИС предприятиями, занимающимися закупкой или производством спирта и спиртосодержащей продукции. Примером таких систем является автоматизированный измерительный комплекс учёта «Базис-2006М»[4], выпускаемый ООО «Завод Агрохимпродукт». Эти комплексы не только осуществляют учёт спирта и спиртосодержащей продукции, но и решают дополнительные задачи, автоматизируя производственные процессы. Комплексы АСИиУ от ООО «Завод Агрохимпродукт» могут одновременно использоваться для передачи данных в ЕГАИС и для внутрипроизводственного контроля. Также стоит отметить, что учётные комплексы «Базис-2006М» могут быть установлены не только на производственных площадках, но и на автотранспорте и железнодорожных вагонах, используемых для перевозки спирта и спиртосодержащей продукции.

УТМ

УТМ — это универсальный транспортный модуль. Это программа, которая устанавливается у участников алкогольного рынка и предназначена для обмена данными между ЕГАИС и учетной системой этих участников.

Критика

Один из наиболее значительных недостатков системы заключается в том, что на момент 2 сентября 2016 года контроль акцизных марок при продаже в розничных магазинах по-прежнему отсутствует. Несмотря на наличие контрафактной марки, ЕГАИС позволяет завершить продажу на кассе. Это не дает возможности полностью контролировать цепь: производитель-оптовик-розница-покупатель. В результате, заявленные цели по точному учету и снижению контрафактной продукции в рознице не были достигнуты.

К тому же, внедрение новых учетных систем создает проблемы с кассовым оборудованием, что приводит к затяжным задержкам даже при пробитии чека. Множество контролирующих систем, включая ЕГАИС и другие, приводит к тому, что все порты кассовых аппаратов заняты флэш-накопителями[5].

Примечания

  1. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 30.11.2024) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Интернет портал "КонсультантПлюс". Дата обращения: 10 декабря 2024.
  2. Чтобы в качестве алкоголя не сомневаться, проверяйте чеки, не отходя от кассы. Интернет портал "Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей". Дата обращения: 10 декабря 2024.
  3. Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками. Интернет портал "check.egais". Дата обращения: 10 декабря 2024.
  4. Комплексы учета алкогольной продукции. Интернет портал "АгроХимПродукт". Дата обращения: 10 декабря 2024.
  5. Наверху заметили сигареты. За внимательность заплатит курильщик. Интернет портал "47news". Дата обращения: 10 декабря 2024.